Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 22:54, доклад
Слово о Полку Игореве- один из самых значительных в художественном отношении памятников древнерусской литературы, датируемый большинством исследователей концом XII в. С. дошло до нового времени в единственном списке (предположительно XVI в.) в составе сборника-конволюта XVII в.(1) . Не позднее 1792 г. этот сборник оказался в коллекции известного собирателя древнерусских рукописей А. И. Мусина-Пушкина и сразу привлек к себе внимание медиевистов.
1.Несколько слов о содержании «Слова о полку Игореве».
2.Вопрос об авторе «Слова».
3.Проблема подлинности «Слова о полку Игореве».
3.1 Вариант с интуитивной имитацией.
3.2 Вариант с научным овладением всеми теми закономерностями строения текста, которые реально соблюдены в «Слове о полку Игореве».
3.3Вопрос о первом владельце «Слова» и многочисленных подделках оригинала.
4.Наличие темных мест в «Слове».
5.Аргументы в пользу подлинности «Слова».
6.Сноски.
7.Литература.
Об употреблении
слова «брат» и обращения «братие»
в С. подробно сказано в словаре
к этому памятнику(27). В одном
из этих 9 случаев — «рекоста бо братъ
брату: Се мое, а то мое же» слово
«брат» может иметь и социальный
смысл («стал говорить князь князю...»),
но отнюдь не свидетельствует о том,
что А. мог быть только князь: перед
нами не обращение А. Слово «братие»
также употреблено в С. 9 раз. Два
из них в обращении Игоря к
дружине. Одно — в «золотом слове»
Святослава, т. е. в речи князя:«А чи
диво ся, братіе, стару помолодити?..».
Шесть остальных обращений «
Нельзя признать
убедительными и доказательства
того, что А. С. мог быть сам Игорь.
Приписывать создание С. герою этого
произведения невозможно ни с точки
зрения морально-этических оценок,
которые даются С. Игорю, ни с точки
зрения полит. концепций памятника,
ни с точки зрения авторской психологии
того времени.
Переводчик С. В. В.
Медведев пытался доказать, что А.
С. был вел. киевский князь Святослав
Всеволодович. Эта гипотеза еще менее
вероятна, чем гипотеза об авторстве
Игоря: совершенно очевидно, что вел.
князь киевский никак не мог создать
произведения, посвящ. вассальному
по отношению к нему князю. Медведев
полагает, что во фразе С. «рекъ
Боянъ и ходы на Святъславля пѣстворца
стараго времени...» названо
На основе прочтения
фразы С.: «Рекъ Боянъ и Ходына,
Святъславля стараго времени...
С. в 1185 А. его —
Ходыне, «было около ста лет, может
быть, даже более ста» (Там же). Все
это построение искусственно и неубедительно.
Если Ходына был песнотворцем Святослава
Ярославича, который умер в 1076, то в
1185 ему должно было быть не менее 125
лет (это в том случае, если Ходыне
в 1076 было всего 16 лет). По словам Руделева,
«случаи подобного
Ходыну объявляет
А. С. и переводчик С. А. Ю. Чернов. Он
не считает его непосредственным
учеником Бояна и видит в упоминании
имени Ходыны в конце текста —
средневековый лит. прием — скрытую
авторскую «печать» — «сфрагиду»,
в которой автор обозначает свое
имя. Приводимые Черновым параллели
и высказываемые им соображения
в пользу своей гипотезы представляют
интерес. Однако, как бы мы ни расставляли
знаки препинания в этой фразе, определение
Ходыны как песнотворца старого
времени остается в силе. Так себя
А. С. охарактеризовать не мог, а объединенность
имени «Ходына» с именем «Боян» во
времени обозначена не только определением,
что они певцы старого времени,
но и правильным употреблением в
этом предложении двойств. числа. Грамматич.
и смысловая структура фразы
не дает основания для вывода о
том, что под Ходыной скрывается
имя А. С.
Г. В. Сумаруков, основываясь
на гипотезе о Ходыне, предполагает,
что в следующем за этим словом
притяж. прил. «Святославля» находится
ключ к раскрытию имени А. С.: под
«Ходыной» имеется в виду женщина,
связанная со Святославом. Это жена
киевского князя Святослава Всеволодовича
Мария Васильковна. Сумаруков не
учитывает смысла всей фразы и
даже не пытается объяснить, почему Мария
Васильковна могла быть названа
«Ходыной».
Самой последней
большой работой об А. С. является
книга Махновца, вышедшая в свет
в 1990. Работу над ней он начал в
1984 и уже в 1985 выступил с кратким
изложением сути своего исследования.
Труд Махновца подытоживает разыскания
об А. С. и полемизирует с исследованиями
Рыбакова и Чивилихина. Махновец решительно
отвергает возможность
Несмотря на то, что
почти одновременно и независимо
друг от друга тремя разными
Не раз к образу
А. С. обращались писатели и поэты
в худ. произведениях. Новиков на
основе своей гипотезы об авторстве
С. написал повесть «Сын тысяцкого»
(1938). Святославу Рыльскому как А.
С. посвящена повесть Домнина
«Матушка-Русь. Сказание» (1958). В повести
А. Скрипова «Рождение песни» (1977), очевидно
под влиянием гипотезы Новикова, А.
С. выступает сын тысяцкого, которого
Скрипов называет Труаном. В рассказе
Ю. Плашевского «В конце века» (1979)
А. С. — поэт-воин Вадим Славята. Кобзев
свою гипотезу об Игоре как А. С. воплотил
в поэме «Меч-кладенец» (1982). В 1985
вышел роман С. Алексеева «Слово».
У него А. С. — гениальный поэт, воспитанный
на традициях языч. лит-ры Киевской
Руси. В укр. лит-ре имеется два
романа, в которых фигурирует А. С.
1980-м г. датируется роман В. Шевчука
«Велесич». У него А. С. — талантливый
поэт-певец, гусляр, княж. дружинник, выходец
из народа, за поэтич. талант и воинские
подвиги киевский князь Всеслав
возводит его в боярское достоинство.
Свое произведение он творит устно, а
записывает его, переводя с разговорного
яз. на книжно-лит., Петр Бориславич. В
романе Вл. Малика «Черлені щити» (1985) А.
С. — простой северянин по происхождению,
участник Игорева похода, человек
близкий к Игорю. Он бежал из плена
в Киев и здесь создал С. На белорус.
яз. в 1987 был опубликован рассказ
Вл. Орлова «Каля Дзікаго поля», где
А. С. — боярин, уроженец Друцка.
Анализ исследований,
в которых делается попытка атрибутировать
С. определенному лицу XII столетия, свидетельствует
о том, что поиски имени А., основанные
на данных самого С. и тех источников,
которыми мы сейчас располагаем, не могут
завершиться успехом. Обоснованными
могут быть лишь общие соображения
типологич. характера.
В эпоху создания
С. во всех европ. странах существовала
профессиональная поэзия: скальды —
в Исландии и Норвегии в IX—XIII вв.;
трубадуры — прованс. поэты XI—XIII
вв.; труверы — франц. поэты XII—XIII
вв.; миннезингеры — поэты-певцы
герм. стран XII—XIII вв. Непосредственно
С. не зависит ни от скальдич. поэзии,
ни от поэзии трубадуров, труверов или
миннезингеров. Но ученые не раз отмечали
типологич. параллели в отдельных
элементах и поэтич. приемах между
С. и средневековой поэзией
В статье «Размышления
об авторе „Слова о полку Игореве“»
Лихачев высказывает ряд
поход Игоря и
произнести над ним осуждающие и,
одновременно, похвальные слова, —
это князь Святослав Киевский,
„отец“ по своему положению в стольном
городе, и Игорь Святославич» (С.
5). Более вероятным, по мнению Лихачева,
считать автора С. приближенным Игоря
Святославича.
Разумеется, предположение
о том, что А. С. был профессиональным
поэтом-певцом, приближенным Игоря
и Святослава, такая же гипотеза,
как и все остальные. Но преимущество
ее состоит в том, что она ничего
не навязывает памятнику, не имеет тех
жестких рамок, которые неизбежны,
когда А. С. ищут среди известных
нам конкретных лиц XII в. Гипотеза эта
не отменяет существующих в науке
предположений о социальной принадлежности
А. С., о месте его происхождения,
о том, с каким князем он был
связан: профессиональный поэт-певец
мог происходить из очень высокой
и средней социальной среды (так,
например, трубадуром был Гильом IX,
герцог аквитанский (1071—1122)), мог быть
уроженцем любого древнерус. княжества,
мог быть близким к любому князю
и, видимо, мог менять князя-покровителя.
Профессионализм А. С. делает более
понятным и худ. совершенство произведения.
Как отмечает Лихачев, «за гениальностью
автора „Слова“ чувствуется наличие
не дошедших до нас традиционных форм
профессиональной поэзии» (С. 4).
3.Проблема подлинности «Слова
о полку Игореве».
Одну из традиционных
для последних двух веков дискуссионных
проблем из области истории русской
литературы и культуры составляет вопрос
о происхождении «Слова о полку
Игореве».Противостоят друг другу две
точки зрения — что это подлинное
произведение, созданное в древнерусскую
эпоху, и что это подделка конца
XVIII века, созданная незадолго до
первой публикации этого произведения
в 1800 году. Разрешение этой дилеммы
чрезвычайно затруднено тем, что
рукописный сборник, в составе которого
было «Слово о полку Игореве», по
сохранившимся сведениям (впрочем,
не совсем чётким), погиб при нашествии
Наполеона в великом московском
пожаре 1812 года. Тем самым анализ
почерка, бумаги, чернил в данном случае
невозможен.Дискуссия между