Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:53, реферат
Славянские племена принадлежали к индоевропейской языковой семье и на протяжении тысячелетий населяли лесные и лесостепные области Восточной и Центральной Европы. На Восточно-европейской равнине их северными соседями были балтийские и финно-угорские народности, южными - разноплеменные кочевники степной полосы. Контакты как с северными соседями, так и с кочевыми племенами (сперва скифами, сармато-аланами, затем тюркскими кочевниками) сыграли значительную роль в славянской истории и оставили заметный след в языке и быте древних славян.
Оказавшись у власти, брежневское руководство стремилось к свертыванию реформаторского курса Хрущева, сменив его на более консервативный. Не имея перспективной программы развития страны, Брежнев и его сторонники пытались найти опору в прошлом, связывая с ним восстановление утраченных в годы хрущевских реформ стабильности и порядка. По сути дела речь шла о реанимации сталинской модели социализма, но в более мягкой форме, без репрессий. Поворот вспять затушевывался интенсивной законотворческой работой. При этом большинство законов носило декларативный характер и сводилось «на нет» актами министерств и ведомств.
В экономической области нарастан
Одновременно с
Переход на новые принципы хозяйствования
привел к подъему темпов развития
народного хозяйства. Совпавшая
с проведением реформы 8-
Однако этот успех оказался лишь временным. В начале 70-х гг. вновь начался спад темпов развития народного хозяйства. Значительную роль в провале реформ сыграли разногласия в руководстве страной по вопросу о приоритетах в развитии экономики, методах осуществления экономических преобразований. Л. И. Брежнев и поддерживавшие его консервативно настроенные деятели были сторонниками вкладывания средств в тяжелую промышленность и оборонное производство. А. Н. Косыгин, бывший инициатором проведения экономической реформы 1965г., считал, что развивать следует прежде всего легкую промышленность и сельское хозяйство. Брежнев был сторонником жесткого администрирования и командно-административных методов управления, Косыгин ратовал за внедрение в экономику хозяйственных механизмов регулирования. Реформа была плохо продумана, при ее проведении слабо учитывались достижения научно-технического прогресса
Пытаясь перевести народное хозяйство
на рельсы интенсификации, руководство
страны в 70- е гг. сделало ставку на
гигантские программы, так называемые
стройки века. Именно в это время создаются
Западно-Сибирский и Саянский территориально-
Однако желаемого результата реализация крупных народнохозяйственных программ все же не принесла. Большинство из них решались на экстенсивной основе, были затратными. Некоторые из этих программ были плохо продуманы, носили откровенно авантюристический характер. На практике их реализация привела к резкому обострению экологических проблем, угрозе техногенных катастроф.
К началу 80-х гг. ситуация в аграрном секторе экономики отчетливо приняла кризисные формы. Объем валовой продукции в сельском хозяйстве из года в год неуклонно сокращался. За восьмую (1966-1970) пятилетку он составил 21%, за девятую (1971-1975) – 13%, десятую (1976-1980) – 9%, одиннадцатую (1981-1985) – 6%. Деградация сельского хозяйства вынудила руководство страны к разработке неотложных мер по исправлению ситуации. В мае 1982г. была принята Продовольственная программа. Она предполагала решить продовольственный вопрос в СССР к 1990г. Однако и эта попытка остановить кризис в аграрном секторе экономики заметного результата не дала. В итоге, продовольственная проблема все более стала решаться за счет импорта продуктов и зерна из-за границы.
Несмотря на снижение темпов роста экономики, период нахождения у руководства СССР Л. Б. Брежнева вошел в историю как «золотой век» Советского государства. Именно в этот период уровень благосостояния советских граждан был самым высоким за все годы существования СССР. Значительно выросли денежные доходы населения, что позволило значительным слоям трудящихся обеспечить себе некоторый достаток. В количественном отношении резко были увеличены расходы государства на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение. К началу 80-х гг. 83% населения, занятого в народном хозяйстве, имело высшее и среднее (полное и неполное) образование; различными видами обучения было охвачено 100,2 млн. человек, в том числе в высших учебных заведениях страны обучалось более 5 млн. студентов.
Однако это «благополучие» советского общества было во многом обманчивым. Оно обеспечивалось освоением в 70-е гг. в Западной Сибири огромных залежей полезных ископаемых, что позволило организовать экспорт газа и нефти за рубеж. Благодаря высоким ценам на энергоносители на мировом рынке в страну хлынул огромный поток денежных средств (так называемых нефтедолларов). Вскоре они превратились в основной источник поддержания стабильности в обществе. Располагая огромными финансовыми средствами, правительство имело возможность повышать зарплату трудящимся, поддерживать на низком уровне цены на основные виды товаров и услуг, размер квартплаты. Вместе с тем, эти средства не были использованы для модернизации производства. В середине 80-х гг. с падением мировых цен на нефть и сокращением притока нефтедолларов в СССР остановить нараставший экономический кризис станет уже невозможно.
В годы «застоя» политической реформы в обществе не проводилось. Смещение Хрущева со своего поста и приход к власти Л. И. Брежнева привели к победе в советском руководстве консервативного крыла. Уставшая за годы хрущевских реформ от беспрерывного перетряхивания структур управления и кадрового состава, советская политическая элита больше ни хотела никаких крупных перемен, грозивших ее благополучию. Встав во главе государства, Брежнев и его окружение главной своей политической целью считали восстановление стабильности.
В 1960-х – 1980-х гг. новым явлением в общественно-политической мысли стало появление концепции «развитого социализма». Впервые она была изложена Брежневым на XXIV съезде партии в 1971г., а затем дополнялась на двух последующих съездах. Ее появление была обусловлено авантюрностью принятой в 1961г. программы КПСС о построении коммунизма в стране к 1980г. По мере приближения этого срока становилось ясно, что никаких признаков наступления «светлого будущего» не ощущается. Чтобы выйти из неловкого положения, было объявлено о том, что между социализмом и коммунизмом как стадиями развития советского общества лежит промежуточный этап – развитой социализм. Официальная пропаганда тут же поспешила раздуть тезис о том, что, несмотря на отдельные, частные просчеты, СССР достиг в своем развитии крупных успехов, построив самое прогрессивное в мире общество развитого социализма. Пройден важный этап на пути к заветной цели. Теперь предстояло совершенствовать это общество. Однако пути такого совершенствования не определялись. Тем самым концепция «развитого социализма» превращала конкретно-историческую задачу достижения коммунизма снова в теоретическую.
Одним из проявлений кризиса политической
системы стала усилившаяся в
годы брежневского руководства страной элитаризац
Серьезную озабоченность советского руководства вызывала утрата КПСС поддержки народных масс. В стране рос протест против существующих порядков. Свое выражение он находил в разрастании диссидентского движения. Толчком, ускорившим этот процесс, послужил арест в сентябре 1965г. в Москве писателей А. Синявского и Ю. Даниэля, опубликовавших свои произведения с критикой основ социализма за рубежом. В августе 1968г. на Красной площади в Москве состоялась организованная группой молодежи из 8 человек демонстрация протеста против вторжения войск ОВД в Чехословакию. Наиболее организованный характер носило правозащитное движение. В 1969г. была создана Инициативная группа защиты прав человека в СССР. В 1970г. – Комитет прав человека в СССР, в 1976г. – «Советское отделение Международной амнистии», в 1976г. – московская и республиканская «Хельсинские группы». Участники этих организаций собирали сведения о нарушении прав человека в СССР и передавали их в западноевропейские страны, участвовавшие в подписании Заключительного акта в Хельсинки в 1975г. Широкое распространение, особенно среди части интеллигенции крупных городов, получил так называемый «самиздат». Машинописные труды ученых и писателей, официально не принятые к изданию, размножались кустарным способом и через знакомых передавались из рук в руки. Разновидностью протестного движения можно считать также распространение в обществе анекдотов о Брежневе.
Несмотря на свою активизацию, диссидентское движение в СССР в 60-70-е гг. не было массовым явлением и количество диссидентов было невелико.
В брежневский период развитие советского общества в значительной мере шло по инерции. Потенциальные возможности сталинской модели социально-экономических отношений были исчерпаны, а новая концепция развития страны не выработана. К началу 80-х гг. во всех сферах общественно-политической и экономической жизни страны все отчетливее проявлялись симптомы «застоя». СССР вступил в полосу кризиса.
В годы брежневского «застоя» внешняя
политика в целом сохраняла
После Карибского кризиса 1962г., едва не поставившего мир на грань ядерной катастрофы, СССР и США по возможности старались избежать прямого военного конфликта между собой. В то же время обе мировые державы продолжали борьбу за укрепление и расширение зон своего влияния в различных частях планеты. В 60-е гг. интересы СССР и США столкнулись во Вьетнаме, в котором разгорелась война между утвердившимся в северной части страны коммунистическим правительством Хо Ши Мина и образованным в его южной части проамериканским марионеточным государством Республика Вьетнам. Американские войска приняли в этой войне непосредственное участие, Советский союз, в свою очередь, оказывал помощь вьетнамским коммунистам оружием, технологиями и военными специалистами.
В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы советское руководство старалось не допустить повторения венгерских событий 1956г. Однако сделать этого не удалось. Здесь, как и в СССР, начали проявляться симптомы «застоя», падали темпы роста экономики. В 1968г. руководители Чехословакии предприняли попытку обновления модели социализма. В ходе Пражской весны, как стали называть этот период, вводились демократические свободы, разрешалась деятельность оппозиционных партий. Речь шла о возможности построения «социализма с человеческим лицом», опирающегося на демократические ценности. В СССР эти изменения вызвали серьезную тревогу и были расценены как попытка выйти из-под советского влияния. По инициативе советского руководства в Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических государств-членов ОВД. В результате этого в стране был насильственно прерван процесс демократизации, а сами реформаторы подверглись преследованию.
В 1968-1969 гг. происходит обострение отношений с Китаем, которые из недружественных теперь превратились во враждебные. Противостояние вылилось в вооруженный конфликт в 1969г. на границе в районе о. Даманский на реке Уссури, который китайская сторона считала своим. В течение нескольких месяцев на советско-китайской границе произошло около 500 мелких и крупных столкновений между советскими и китайскими пограничниками и войсками. В них советская сторона потеряла около 1000 человек убитыми и ранеными, такие же примерно потери понесли китайцы. В конце концов, конфликт удалось погасить. Однако это не привело к нормализации советско-китайских отношений, которые оставались враждебными вплоть до середины 80-х гг.