Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:53, реферат
Славянские племена принадлежали к индоевропейской языковой семье и на протяжении тысячелетий населяли лесные и лесостепные области Восточной и Центральной Европы. На Восточно-европейской равнине их северными соседями были балтийские и финно-угорские народности, южными - разноплеменные кочевники степной полосы. Контакты как с северными соседями, так и с кочевыми племенами (сперва скифами, сармато-аланами, затем тюркскими кочевниками) сыграли значительную роль в славянской истории и оставили заметный след в языке и быте древних славян.
В основу политики нового Президента был положен курс на укрепление российской государственности. В социально-экономической, правовой и политических сферах были проведены следующие преобразования:
1) административная реформа (2000 г.), укрепившая вертикаль власти. Территория России была разделена на семь федеральных округов, в которые направлялись полномочные представители Президента, следившие за исполнением решений федеральных органов власти на местах. Законодательство субъектов федерации было приведено в соответствие с Конституцией РФ. Из конституций всех российских республик было изъято положение об их суверенном статусе, праве выхода по своему усмотрению из состава РФ. Отношения между субъектами и Москвой отныне строились не на основе двусторонних договоров и соглашений, как раньше, а регулировались федеральными законами;
2) парламентская реформа (2000 г.). Был изменен порядок формирования верхней палаты российского парламента – Совета Федерации. Вместо руководителей субъектов федерации (губернаторов, глав республик) верхняя палата парламента стала формироваться их представителями, избираемыми местными законодательными органами. Эта мера позволила восстановить принцип разделения властей; главы регионов освобождались от излишних функций и могли сосредоточиться на работе на местах. Был упрощен порядок отзыва губернаторов по инициативе федеральных властей. В 2006 г. выборность губернаторов и глав регионов населением была заменена назначением Президентом РФ;
3) налоговая реформа (2000 г.). Она сопровождалась отказом от прогрессивного (увеличивавшегося по мере роста доходов) процента налогообложения и переходом к твердой ставке обложения доходов – 13 %. Сокращение налогов способствовало поощрению предпринимательской деятельности в стране. Реформа позволила также ликвидировать часть «теневой» экономики, увеличился объем налоговых поступлений в казну;
4) военная реформа (2000 г. – по настоящее время). Реформа направлена на реорганизацию вооруженных сил, повышение их боеспособности. С этой целью были приняты законы об учреждении альтернативной службы для лиц, по своим убеждениям отказывающихся от несения воинской службы, а также о повышении денежного довольствия военнослужащих. Началось формирование армии на контрактной основе. В будущем планируется осуществить переход к профессиональной армии. Составной частью военной программы является перевооружение армии современной военной техникой и оружием. С января 2008 г. срок службы в вооруженных силах для военнослужащих по призыву был сокращен с 1,5 лет до 1 года;
5) правовая реформа (2000 г.). Уголовное и административное законодательство приведено в соответствие с реальностями рыночной экономики. В 2001 г. был принят Земельный кодекс, закрепивший право собственности на землю и разрешивший ее свободную куплю-продажу;
6) реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) (2003 г.). Она направлена на создание конкурентной среды в сфере коммунального обслуживания, а также переводе финансирования ЖКХ на рыночные условия, в первую очередь, за счет перевода большей доли расходов по содержанию жилья на непосредственных потребителей коммунальных услуг, т. е. население. Реформа завершилась неудачей, поскольку из-за низких доходов большинство граждан оказалось попросту не в состоянии полностью оплачивать коммунальные услуги по рыночным ценам;
7) создание национальных проектов (2005 г.). Их появление стало частью государственной политики по повышению качества жизни населения и решения демографической проблемы. С этой целью были выделены четыре приоритетные сферы: достойное жилье, качественное образование, доступное медицинское обслуживание, развитое сельское хозяйство, развитие и поддержка которых были признаны первоочередной задачей государства. Решение этих вопросов призвано обеспечить условия для развития так называемого «человеческого капитала» ― образованной и здоровой нации;
8) монетизация льгот (2005 г.). Замена натуральных льгот населения денежными компенсациями. Монетизация льгот была направлена на предотвращение хищений государственных средств и коррупции. Кроме того, существование натуральных льгот сдерживало проведение реформ в сфере транспорта, жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и естественных монополий. В рамках реформы были монетизированы три вида льгот – транспорт, лекарства и санаторно-курортное лечение. Монетизация фактически закончилась провалом, так как после серии массовых актов протеста населения (в основном, пенсионеров) региональные власти вынуждены были изыскать средства по финансированию льгот из местных бюджетов.
Разумная политика руководства В. В. Путина, направленная на гибкое сочетание влияния государства с рыночными механизмами в экономике и обществе, имела определенные позитивные результаты. Был преодолен региональный сепаратизм, усилена вертикаль власти и, как следствие этого, российская государственность. Значительных успехов удалось достигнуть в наведении конституционного порядка в Чечне, в борьбе с терроризмом. Впервые с начала 1990-х гг. в экономике страны начался промышленный подъем. В 2000 – 2008 гг. валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 72% (в среднем 5,5% в год, что выше среднемировых показателей), промышленное производство – на 56%. Стабилизация экономической и политической ситуации благотворно сказалась на положении значительной части населения. Улучшилась ситуация с регулярной выплатой зарплат работникам бюджетной сферы, сократилась безработица. Были предприняты меры по борьбе с бедностью. По официальным данным, количество бедных в стране сократилось с 40% в 2000 г. до 14,2% в 2008 г. Эффективная бюджетная политика позволила накопить огромные золотовалютные средства ― так называемый стабилизационный фонд, достигший около 300 млд. долларов. Сократился объем внешней задолжности. Все эти меры создали прочный кредит доверия проводимой Президентом и правительством В. В. Путина политики со стороны большинства российских граждан. На президентских выборах в 2004 г. В. В. Путин был переизбран Президентом РФ на второй срок. В марте 2008 г. на выборах Президента России победу одержал Д. А. Медведев, сторонник продолжения начатого Путиным курса на укрепление российской государственности.
Вместе с тем, избранная руководством России стратегия ее развития в начале XXI в. таит в себе и опасные черты. В политической сфере такую опасность представляет наметившаяся «партизация» власти, при которой все властные полномочия сосредоточились по существу в руках только одной проправительственной партии – «Единой России», которая приписывает себе все достижения и успехи последних лет в стабилизации страны. После принятия в 2005 г. поправок в выборы в Государственную думу осложнилась возможность представления в высшем законодательном органе страны малых политических партий, были запрещены выборы независимых депутатов, не принадлежащих ни к одной из партий. От обсуждения и принятия решений по важнейшим вопросам жизни государства была оттеснена оппозиция. Все это в будущем может увеличить риск принятия российской властью поспешных и плохо продуманных решений, которые негативно скажутся на развитии страны. Серьезную обеспокоенность вызывает замена выборности губернаторов и глав республик их назначением Президентом. С одной стороны, это позволило ограничить оказываемое в корыстных целях влияние крупного бизнеса на институты власти и избавиться от некомпетентных и неспособных к управлению чиновников. С другой, ― население фактически потеряло возможность принимать участие в решении местных вопросов, распространение получило пессимистическое представление о том, что за людей все «заранее решают наверху власти» и потому не надо ничего делать. Все это затрудняет построение в стране подлинного демократического общества, основанного на высокой активности народных масс, замедляет преодоление социально-экономических и политических трудностей, успешное решение которых возможно только при совместных усилиях общества и государства. Несмотря на определенные позитивные сдвиги, много проблем остается в экономике. По-прежнему остро стоит проблема бедности. В начале XXI в. проблемой номер один стала демографическая проблема.
Распад СССР изменил положение
России на международной арене, ее политические
и экономические связи с
Наряду с неудачами, России удалось в эти годы добиться и некоторых успехов. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Тем самым наметилось ее сближение со странами ЕС, являющимися ее важнейшими торговыми партнерами. Россию стали приглашать к участию в ежегодных совещаниях лидеров «семерки» ведущих стран мира (США, Великобритании, ФРГ, Канады, Италии, Франции, Японии), где обсуждаются основные проблемы развития мира. В итоге «семерка» превратилась в «восьмерку».
После отставки Козырева в 1996 г. внешняя политика РФ стала носить более осмысленный характер. Постепенно стали определяться ее основные цели и задачи. Важнейшим направлением внешней политики России стало поддержание в международных отношениях баланса интересов, формирование многополярного и многополюсного мира, в котором важнейшие решения принимались бы совместно рядом ведущих стран мира. Эта задача стала особенно актуальной после терактов в 2001 г. в США, в результате которых мир столкнулся с проблемой международного терроризма. Возникло осознание того, что справиться с этой «чумой» XXI в. можно только совместными усилиями всего мирового сообщества.
Наряду с отношениями с США и Западом важное место во внешнеполитической деятельности России в конце XX – начале XXI в. отводилось развитию отношений со странами Содружества Независимых Государств. Основное внимание российское правительство уделяло на первых порах сохранению единого экономического и политического пространства между бывшими советскими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью государствами, членами СНГ был заключен Договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден Устав СНГ. В ущерб своим экономическим интересам Россия поставляла своим партнерам по Содружеству энергоносители (нефть, газ) по ценам ниже мировых, взяла на себя охрану их границ, согласилась с включением в состав бывших республик СССР исконно российских территорий, переданных им из состава России в советский период (например, Крыма Украине в 1954г.). Однако эти расчеты на сближение не оправдались. Большинство государств СНГ, в том числе во многом и сама Россия, приоритетными считали развитие социально-экономических и политических отношений с развитыми государствами Запада, а вовсе не внутри Содружества. Усилилось стремление ряда членов Содружества к вступлению в НАТО. В ущерб политическому единству СНГ внутри Содружества сложилось несколько союзов между отдельными республиками: ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), Союзное государство Россия – Белоруссия (1997 г.). Сегодня становится все более очевидным, что сохранение СНГ как сильной политической организации скорее всего невозможно. Поэтому на первый план выходит задача по формированию единого экономического пространства между бывшими республиками СССР в рамках СНГ. Однако этот процесс пока тоже далек от своего завершения.
В начале второго десятилетия XXI в. перед Россией по-прежнему остро стоит выбор поиска ее геополитической самоидентификации, определения своего места и роли в современном мире. Задача ее нынешнего руководства состоит в том, чтобы, опираясь на предшествовавший исторический опыт страны, обеспечить поступательное развитие России вперед, превратить ее в сильную державу, пользующуюся уважением на международной арене.