Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:53, реферат
Славянские племена принадлежали к индоевропейской языковой семье и на протяжении тысячелетий населяли лесные и лесостепные области Восточной и Центральной Европы. На Восточно-европейской равнине их северными соседями были балтийские и финно-угорские народности, южными - разноплеменные кочевники степной полосы. Контакты как с северными соседями, так и с кочевыми племенами (сперва скифами, сармато-аланами, затем тюркскими кочевниками) сыграли значительную роль в славянской истории и оставили заметный след в языке и быте древних славян.
Обозначившийся еще в 70-е гг. кризис советской политической системы со всей очевидностью поставил вопрос о необходимости перестройки политической системы в СССР. Правительство М. С. Горбачева рассчитывало таким образом обновить облик советской политической системы, чтобы она вновь стала привлекательной для большинства населения. С этой целью предполагалось передать часть функций исполнительной власти от КПСС Советам и общественным организациям. В то же время КПСС как основной стержень этой системы должна была сохранить ведущее положение.
Важная роль в решении политических проблем отводилась принятию «Новой редакции» программы партии, обсуждению которой была посвящена работа XXVII съезда КПСС (1986г.). Принятая на съезде новая редакция Программы партии сняла противоречие между построением коммунизма и реальностью. Съезд поставил в политической сфере задачу проведения определенных демократических преобразований, в частности, изменений в выборной системе общества.
На собравшейся в июне 1988г. XIX Всесоюзной партийной конференции были внесены проекты конституционной реформы. М. С. Горбачев предложил создать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов, который в будущем должен был сформировать из своего состава профессионально действующий парламент – Верховный Совет СССР. Открывшийся 25 мая 1989г. в Москве I Съезд народных депутатов СССР взял всю полноту власти в свои руки. На съезде был сформирован первый в истории страны профессионально работающий двухпалатный парламент – Верховный Совет СССР, председателем Президиума которого был избран М. С. Горбачев.
Ухудшение экономической и политической
ситуации в стране, ставшее особенно
заметным к осени 1989г., вызвало кризис
доверия реформаторскому
В этих условиях остро встал вопрос о месте и роли КПСС в будущем страны. На II Съезде народных депутатов СССР в декабре 1989г. группа оппозиционно настроенных депутатов (Межрегиональная депутатская группа, в которую первоначально входили академик А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин) поставила вопрос об исключении из Конституции СССР статьи 6-й, которая законодательно закрепляла монополию КПСС на власть в стране. Это требование было реализовано в марте следующего 1990г. на внеочередном III Съезде народных депутатов, исключившем 6-ю статью из Конституции СССР. Партия изъявила готовность бороться за сохранение положения правящей в рамках демократического процесса. Однако это мало изменило ситуацию, так как начался процесс распада самой КПСС.
С 1990г. в стране ускорились процессы формирования многопартийной системы. Появился ряд некоммунистических партий. Среди них «Демократический Союз» во главе с В. И. Новодворской, Либерально-демократичекая партия (В. В. Жириновский), Демократическая партия (Н. Травкин).
Приступая к проведению глубоких преобразований внутри страны, советское руководство стремилось создать для них благоприятные внешнеполитические условия. Внешняя политика СССР этого времени проходила в русле доктрины, получившей название «новое политическое мышление».
Исходя из новой доктрины перед внешней политикой СССР стояли следующие задачи: 1) добиться прорыва международной изоляции страны; 2) за счет нормализации отношений с США и капиталистическим блоком создать условия, позволяющие прекратить разорительную для СССР гонку вооружений; 3) расширить экономические связи со всеми государствами, не отдавая больше предпочтения государствам социалистической ориентации. Особое внимание при достижении этих задач уделялось приоритету мирных средств в решении глобальных проблем, признанию общечеловеческих ценностей.
Центральное место во внешней политике СССР занимали отношения с США. Основные усилия советской дипломатии в этом направлении были направлены на прекращение гонки вооружений и разрядку отношений. Летом 1985 г. СССР в одностороннем порядке прекратил ядерные взрывы и подтвердил односторонний мораторий на испытание противоспутникового оружия, что создало прочную базу для начала переговоров между главами СССР М. С. Горбачевым и президентом США Р. Рейганом.
После ряда встреч «в верхах» между лидерами двух стран в Женеве (1985) и Рейкьявике (1986) советская и американская стороны подписали 8 декабря 1987г. в Вашингтоне соглашение об уничтожении целого класса ракет – средней и малой дальности. Советская сторона взяла на себя обязательство демонтировать и уничтожить в течение трех лет 1752 ракеты, американская – 869. Тем самым впервые было достигнуто соглашение, предусматривавшее реальный процесс разоружения, а не только ограничение будущего вооружения. В 1991г. в Москве был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ–1), который предусматривал новую ликвидацию части ядерного оружия.
В 1987г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении участия двух сторон в Афганской войне, ставшей с начала ее возникновения одной из главных линий противостояния двух мировых держав в «холодной» войне. США обязались прекратить оказывать помощь моджахедам в Афганистане (обещание не было выполнено), а Советский Союз выводил свои войска из этой страны. Вывод советских войск из Афганистана (1988-1989) стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР. В целом, это было правильное решение, поскольку война была крайне непопулярна в СССР. Вместе с тем, вывод советских войск не прекратил войну в Афганистане, которая спустя несколько лет стала представлять угрозу для поддержания стабильности и безопасности не только во всем среднеазиатском регионе, но и для самих Российской Федерации и США.
Значительное внимание советская дипломатия уделяла европейскому направлению. Советское руководство рассчитывало за счет нормализации отношений с развитыми западноевропейскими странами (Франция, Германия, Италия, Великобритания) получить от них экономическую помощь, необходимую при проведении реформ внутри страны, а также массированные поставки современной техники и технологий. С этой целью оно пошло на беспрецедентные односторонние уступки Западу, согласившись вывести свои войска из ряда восточноевропейских стран, а также фактически отказавшись оказывать помощь своему союзнику ГДР. В 1990г. СССР одобрил объединение ГДР и ФРГ в единое государство. Однако руководство западноевропейских стран не спешило к оказанию серьезной экономической и финансовой помощи Советскому Союзу, сведя ее в основном к гуманитарной помощи (главным образом, продовольствием и медикаментами). Политика уступок объективно способствовала ослаблению позиций СССР в Европе, хотя личная популярность М. С. Горбачева среди населения западноевропейских стран значительно выросла.
Если по отношению к странам Западной Европы СССР проводил более или менее ясную политику, то по отношению к социалистическому лагерю, странам Восточной Европы такой ясности не было. Большинство руководителей социалистических стран не приняли «нового политического мышления», считая, что этот курс приведет к изменению общественно-политического строя в их государствах. Начавшаяся конфронтация этих стран с руководством СССР привела к тому, что Советский Союз перестал оказывать им поддержку в полном объеме. В то же время тоталитарные режимы стран Восточной Европы пытались ограничить развитие демократических процессов в своих странах. Результатом этой политики стало падение авторитета правящих партий социалистических стран, рост среди населения антисоветских и антикоммунистических настроений. С 1989 по 1990 гг. в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии прошли «бархатные революции» (бескровные), результатом которых стало крушение коммунистической системы власти. Пришедшие к власти национально-демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на западноевропейский путь развития и постепенное вхождение в НАТО. Руководство СССР не смогло или не захотело вмешаться в развитие событий, надеясь, очевидно, еще одной этой своей уступкой улучшить свои отношения с западноевропейскими странами. Весной 1991г. оно согласилось на роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора, вывод советский войск с территорий восточноевропейских стран. Эре военного и политического господства СССР в Восточной Европе пришел конец.
«Новое политическое мышление» во внешней политике являлось попыткой реализации правительства М. С. Горбачева «идей перестройки» на международной арене. Осуществление этой политики имело определенный успех, т. к. способствовало окончанию периода военной конфронтации СССР с США и изменению в глазах европейцев образа нашей страны как «империи зла». Уничтожение «железного занавеса» позволило советским гражданам фактически во многом заново открыть для себя окружающий мир. Было положено начало процессу уничтожения ядерного оружия.
Со второй половины 1989г. экономический кризис в СССР приобрел черты стагнации: темпы инфляции увеличились до 15–20 %; одновременно усилился спад производства. Усилился распад хозяйственных связей, повлекший за собой остановку все большего числа производств. Окончательно развалилась финансовая система. Начинались проблемы с обеспечением населения продовольствием и товарами повседневного потребления.
На фоне ухудшающейся экономической ситуации в СССР резко усилились центробежные тенденции. Особенно их рост отметился в 1990г., когда по стране прокатился настоящий «парад суверенитетов», сопровождаемый принятием рядом союзных республик односторонних решений о самоопределении и создании независимых национальных государств. Значительную роль в этом процессе, несомненно, сыграл вызванный перестройкой подлинный взрыв национальных чувств, естественное стремление народов к самоопределению. В то же время многим жителям национальных окраин казалось, что с провозглашением суверенитета их республикам в одиночку легче будет решить стоявшие перед ними проблемы, быстрее и более эффективно провести рыночные реформы, которые позволят быстро поднять качество и уровень жизни. Подобных взглядов на будущее страны придерживались и многие лидеры РСФСР во главе с первым российским президентом Б. Н. Ельциным, который критиковал союзное руководство за недостаточную радикализацию реформ.
Собравшийся 12 июня 1990г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Ее принятие в конечном итоге предопределило распад СССР, который мог существовать только до тех пор, пока Россия служила его объединяющим началом. Весной – летом того же года декларации о национальном суверенитете приняли прибалтийские и другие республики СССР. Вслед за национальным суверенитетом отдельные республики стали принимать и суверенитет государственный, заявив о приоритете своего законодательства над союзным.
В этих условиях союзное руководство
теряло возможность распоряжаться
ресурсами республик и
Собравшийся в марте 1990 г. Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР предпринял последнюю попытку укрепить исполнительную власть, учредив пост Президента СССР, на который был избран М. С. Горбачев. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о судьбе СССР, на котором большинство граждан высказалось за сохранение Союза и за желание жить в одном государстве. Однако эти действия оказались в значительной степени запоздалыми, поскольку прокатившийся к этому времени «парад суверенитетов» уже до неузнаваемости изменил облик страны.
В этих условиях М. С. Горбачев предложил лидерам союзных республик заключить новый Союзный Договор, поскольку было ясно, что прежний Союзный Договор 1922г. уже не отвечал реалиям. Намеченное на 20 августа 1991г. подписание нового Союзного Договора было резко негативно встречено консервативными силами, поскольку лишало верхушку КПСС реальной власти. Они попытались силовым путем предотвратить его заключение. 19 августа 1991 г., воспользовавшись отпуском М. С. Горбачева, группа высших руководителей партии во главе с вице-президентом СССР Г. И. Янаевым предприняла государственный переворот. 18 августа верные заговорщикам войска КГБ блокировали находившегося на отдыхе на даче в Форосе (Крым) Президента СССР М. С. Горбачева. 19 августа заговорщики объявили о невозможности исполнения Президентом СССР своих функций по состоянию здоровья. Вся полнота власти на неопределенное время переходила к Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). ГКЧП объявил о своем намерении восстановить порядок в стране и не допустить распада СССР. В ряде регионов страны (главным образом, на территории РСФСР) был введен режим чрезвычайного положения, административная власть в них должна была перейти к военному руководству. Приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, выпуск оппозиционных газет, запрещались митинги, манифестации и забастовки. В Москву и некоторые другие крупные города были введены войска.
Передовая общественность сразу заявила о неконституционном характере действий ГКЧП. Некоторые свободные радиостанции сразу же назвали события в Москве путчем. Значительная часть населения, в первую очередь, в крупных городах отказалась поддержать действия ГКЧП, которые были направлены на свертывание демократических завоеваний. В Москве, где разыгрались основные события, Президент РСФСР Б. Н. Ельцин открыто осудил переворот и призвал население к открытому сопротивлению действиям путчистов. На улицы столицы вышли тысячи протестующих москвичей. Часть войск перешла на сторону российского правительства. В этих условиях ГКЧП не решился на подавление вооруженным путем народных масс. К вечеру 21 августа 1991г. путч провалился. 22 августа его члены были обвинены в попытке государственного переворота и арестованы. На следующий день в Москву был возвращен Президент СССР М. С. Горбачев.