Древнерусское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:53, реферат

Описание

Славянские племена принадлежали к индоевропейской языковой семье и на протяжении тысячелетий населяли лесные и лесостепные области Восточной и Центральной Европы. На Восточно-европейской равнине их северными соседями были балтийские и финно-угорские народности, южными - разноплеменные кочевники степной полосы. Контакты как с северными соседями, так и с кочевыми племенами (сперва скифами, сармато-аланами, затем тюркскими кочевниками) сыграли значительную роль в славянской истории и оставили заметный след в языке и быте древних славян.

Работа состоит из  1 файл

Отечественная история.doc

— 999.50 Кб (Скачать документ)

Путч привел к коренному изменению  общественно-политической ситуации в  стране. Еще о время путча 19 августа  Указом президента РСФСР Б. Н. Ельцина  была приостановлена деятельность КП РСФСР. Фактически вне закона была поставлена КПСС. 24 августа М. С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС. В этот же день Президентом СССР был подписан указ об имуществе партии. Партия стала сходить с политической арены.

Сразу после подавления августовского  путча три республики Прибалтики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре 1991г. Президент СССР подписал указы о признании этого выхода. Несколько позже, 1 декабря 1991г. на референдуме в крупнейшей после РСФСР республике – Украине население подавляющим большинством голосов проголосовало за независимость своей республики. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл. 8 декабря 1991г. в Беловежской Пуще под Минском в тайне от Президента СССР лидеры  трех республик: Президент РСФСР  Б. Н. Ельцин, Президент Украины  Л. М. Кравчук и Председатель Верховного Совета БССР С. С. Шушкевич – подписали соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991г. в Алма-Ате «Беловежское соглашение» подписали еще восемь бывших союзных республик. С подписанием этих договоров СССР как субъект международного права прекратил свое существование. 25 декабря 1991г. М. С. Горбачев вынужден был сложить с себя обязанности Президента СССР.

 

Тема 17. Основные направления в развитии России

на рубеже XX – XXI вв.

 

После распада СССР Российское государство ограничилось преимущественно территорией бывшей РСФСР. В его состав вошло ¾ территории Советского Союза и чуть более половины населения (51,4 %). От СССР Россия унаследовала примерно 60% его экономического и научно-технического потенциала, на ее территории было сосредоточены богатые источники природных ресурсов. В то же время страна находилась в сложном социально-экономическом положении. За пределами России в бывших республиках СССР оказались почти 25 млн. этнических русских, с образованием между республиками государственных границ разорванными оказались многие хозяйственные связи. Страна переживала острый экономический кризис, финансовая система находилась в расстроенном состоянии. Резко ускорилась инфляция, происходил спад промышленного производства, упал уровень жизни значительной части населения.

В этих условиях молодое российское правительство взяло курс на проведении серии радикальных экономических  реформ, которые имели целью быстрый  перевод экономики страны на рельсы рыночного хозяйства. Предполагалось, что переход российского общества к рынку и рыночным отношениям будет болезненным, но достаточно быстро приведет к позитивным результатам. Поэтому предложенный правительством проект вывода страны из кризиса получил название «шоковой терапии».

Учтя опыт горбачевских реформ, потерпевших  неудачу прежде всего из-за отказа советского руководства провести реформу  ценообразования, Российское правительство  во главе с и.о. премьер-министра Е. Т. Гайдаром начало свои преобразования с либерализации цен, т. е. отказа от их государственного регулирования. Непосредственная цель либерализации заключалась в том, чтобы позволить искусственно заниженным ценам достичь такого «естественного» уровня, когда количество товаров, которые покупатели хотели бы купить, соответствовало бы товарному предложению. Тем самым это должно было привести к насыщению рынка товарами и как следствие к снижению  товарного дефицита и падению роста инфляции, с последующим ее «затуханием». Одновременно правительство отказалось от государственного субсидирования убыточных отраслей промышленности, большинство предприятий переводились на полное самообеспечение. Снимались ограничения на частнопредпринимательскую деятельность. Началась либерализация внешней торговли, хлынувший в страну поток импортных товаров позволил насытить рынок товарами народного потребления.

Вторым направлением реформы было осуществление широкой программы приватизации (передачи (или продажи) части государственной собственности в частные руки). Приватизация проводилась в два этапа. На первом (1992-1993) гражданам страны выдавались приватизационные чеки ― ваучеры стоимостью 10 тыс. руб. в ценах 1984 г., с помощью которых они могли купить акции предприятий и таким образом получить часть государственной собственности. На втором этапе (1994-1996) предусматривалась приватизация государственных предприятий через акционирование и свободную продажу их в частные руки. В результате принятых мер, экономика страны стала многоукладной (государственный и частный капитализм, мелкотоварное производство, коллективное хозяйство).

Результаты либеральные реформ были противоречивыми. Положительный  результат реформ заключался в том, что они позволили начать структурную  перестройку экономики, выправление  перекосов в ее развитии. Отчасти был ликвидирован дефицит товаров народного потребления, население получило возможность свободно покупать товары, которые раньше были доступны только правящей элите. Удалось ликвидировать угрозу голода, возникшую во многих районах страны в 1989-1991 гг. Вместе с тем,  реформы несли в себе и негативные экономические и социальные последствия. Неизбежным следствием либерализации цен стал взрыв инфляции, которая только в первый год осуществления радикальной реформы (1992г.) привела к росту потребительских цен сразу в 26 раз! Вместе с тем, рост зарплат и социальных выплат не компенсировал рост цен. Это привело к снижению уровня жизни населения, более половины  россиян оказались за чертой бедности. Массовое явление приобрела безработица (по официальным данным – 10 млн. человек).

Прямым следствием либеральных  реформ стал спад промышленного производства. Только за один 1992г. валовой внутренний продукт сократился на 14,5 %, выпуск промышленной продукции – на 18 %, в том числе  товаров народного потребления – 15 %. К 1998г. общий объем промышленного производства уменьшился почти на 50 %, что было больше, чем в Великую Отечественную войну! Ничего не дала гражданам России и ваучерная приватизация, поскольку в условиях инфляции ваучеры быстро обесценились, большинство населения продало их за бесценок или вложило в приватизационные фонды, которые  вскоре прекратили свое существование. В результате от приватизации выиграла лишь небольшая кучка людей, которая сосредоточила в своих руках значительную часть бывшего национального достояния страны. Передел собственности в ходе реформ привел к быстрому росту криминализации экономики, в результате отсутствия четкой и справедливой налоговой политики массовым стал уход предпринимателей от уплаты налогов. Теневая экономика, по официальным данным, стала составлять 40 ― 50 % . Осуществление реформ привело к огромным финансовым издержкам, резко выросла задолженность государства перед внешними кредиторами (с 79 млд. долларов в 1992г. до 121,9 млд. – в 1994г.).

В декабре 1992 г. в условиях массового недовольства населения курсом начатых преобразований правительство Е. Т. Гайдара вынуждено было уйти в отставку. Новым главой правительства стал В. С. Черномырдин, который продолжил либеральный реформаторский курс прежнего правительства. Предпринятые им меры по стабилизации экономической ситуации в стране в основном ограничивались поддержкой развития топливно-энергетического комплекса (нефти- и газодобывающих отраслей), вследствие чего экономика стала приобретать ярко выраженный сырьевой характер. В целях борьбы с инфляцией правительство Черномырдина сократило до минимума расходы на образование, здравоохранение, социальную сферу и в массовом порядке задерживало выплату бюджетным категориям населения зарплаты. Однако эти меры привели лишь к временным положительным результатам. В 1998г. при правительстве нового премьер-министра С. В. Кириенко произошел резкий обвал национальной валюты – дефолт. Кириенко был отправлен в отставку. Вслед за этим во главе правительства в течение всего несколько месяцев сменилось три премьер-министра: Е. М. Примаков (сентябрь 1998г. – май 1999г.), С. В. Степашин (май – август 1999г.), В. В. Путин (август – декабрь 1999г.). Взятый ими курс реформ носил умеренно-либеральный характер.

После распада СССР в политической структуре России новые институты власти и управления соседствовали с остатками прежней советской общественно-политической системы. Отсутствие четкого разделения полномочий между ними негативно сказывалось на функционировании государственной машины, приводило к появлению безвластия, росту коррумпированности бюрократического аппарата, развитию криминальных структур. В этих условиях важнейшей задачей стало принятие новой Конституции страны. В период разработки конституционной реформы по вопросу о соотношении роли исполнительной и законодательной власти в будущем государстве возник конфликт между Президентом, с одной стороны, и Верховным Советом и Съездом народных депутатов, с другой. Ельцин и его сторонники выступали за принятие проекта, при котором Президент обладал большими полномочиями, чем парламент; их противники в Верховном Совете и Съезде народных депутатов предпочитали обратное.

Осенью 1993г. противостояние между  исполнительной и законодательной  властью достигло своей кульминации. 21 сентября 1993г. Ельцин издал указ о роспуске Верховного Совета, о проведении в декабре 1993г. выборов в новый парламент и одновременно ― референдума по принятию новой Конституции. Верховный Совет во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым расценил этот указ как попытку государственного переворота и принял постановление об отстранении его от власти. Обязанности Президента были возложены на А. В. Руцкого, до того момента занимавшего пост вице-президента РФ.

В начале октября обе стороны  пошли на вооруженное столкновение в Москве. 2-3 октября 1993г. сторонники Руцкого попытались захватить мэрию и телерадиоцентр в Останкино. В ответ Президент ввел в столице военное положение. Верные президенту войска 4 октября осадили Белый дом (резиденцию Верховного Совета) и после обстрела из танков взяли его штурмом. Руководители оппозиции были арестованы, победу одержали президентские силы. По официальным данным, в ходе столкновений погибло 145 человек, по данным оппозиции ― в несколько раз больше.

12 декабря 1993г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства объявлялся избираемый всенародным голосованием Президент, который избирался сроком на 4 года. Пребывание лица на высшем государственном посту не могло длиться более двух сроков подряд (8 лет).  Конституция наделяла Президента широкими полномочиями. Он формировал правительство, являлся гарантом соблюдения Конституции, Верховным главнокомандующим, определял основные направления внешней политики, имел право распускать парламент и назначать досрочные выборы, издавать указы по важнейшим проблемам страны.

Одновременно с референдумом по Конституции состоялись выборы в  новый законодательный орган страны ― Федеральное Собрание (парламент). Парламент состоял из двух палат. Его верхняя палата – Совет Федерации ― представляла субъекты федерации. Нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума – избиралась гражданами, имеющими право голоса.

Ухудшение социально-экономического положения страны в начале 90-х  гг. сопровождалось обострением национальных отношений в России. В этих условиях в марте 1992г. в Москве был подписан Федеральный договор, который определял отношения между субъектами Российской Федерации. Чтобы сохранить целостность государства, Федеральный центр вынужден был пойти на значительное расширение полномочий регионов и их органов власти. Однако Договор не решил всех проблем межнациональных и федеративных отношений. Чеченская республика отказалась подписать его. В декабре 1994г. федеральное правительство ввело на территорию Чечни части регулярные армии и внутренних войск с целью «восстановить конституционный порядок». Однако вместо «мирного» подчинения республики общефедеральным законам федеральные войска вынуждены были вступить в боевые столкновения с воинскими формированиями чеченских сепаратистов. Продолжавшийся около двух лет военный конфликт в Чечне вскрыл слабость федерального правительства и ее вооруженных сил. После ряда террористических актов, совершенных чеченским боевиками в других регионах страны (захват заложников в Буденновске на территории Ставропольского края), сопровождавшихся неудачами федеральных войск в самой Чечне, российское правительство вынуждено было заключить с руководством сепаратистов соглашение о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из республики. Но не ликвидировало конфликт. В 1999г. незаконные воинские формирования чеченских боевиков вторглись на территорию Дагестана, намереваясь отторгнуть его из состава России. Одновременно лидеры Чечни объявили о своем стремлении создать на Кавказе мусульманское государство от «моря до моря», в которое помимо Чечни должны были войти ряд кавказских регионов России. В ответ в 2000г. федеральные войска начали новое вторжение в Чеченскую республику. Действуя на этот раз более гибкими и решительными методами, федеральному правительству удалось склонить на свою сторону часть чеченской элиты, что позволило умиротворить республику. Избранный в 2003г. Президентом Чеченской республики А. А. Кадыров выступил сторонником мирного, компромиссного решения проблем ее взаимоотношений с Россией. После его гибели, произошедшей в результате теракта, новый президент Чечни Р.А. Кадыров продолжил курс на сближение с Россией.

В 1996г. на президентских выборах  Президентом России на второй срок был переизбран Б. Н. Ельцин. Несмотря на крайнюю непопулярность Ельцина, его победа стала возможной благодаря  тому, что значительная часть населения  не хотела возврата к советским временам и социализму. Поэтому соперник Ельцина по президентской гонке лидер КПРФ Г. А. Зюганов, хотя и был более популярен, не получил достаточной поддержки для своей победы. В 1999г. Б. Н. Ельцин подал в отставку с поста Президента страны. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах в марте 2000г.  В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

С отставкой Ельцина закончился первый этап либерально-демократических  реформ в России. Новому президенту приходилось действовать в сложных социально-экономических и политических условиях. В стране продолжался экономический кризис, происходил спад промышленного и сельскохозяйственного производства. Если в 30-х гг. страна переживала индустриализацию, то к концу 1999 г. в экономике по существу быстрыми темпами шел обратный процесс (деиндустриализация). В 2000 г. выпуск промышленной продукции составлял всего 57 % от уровня 1990 г. Остро стояли социальные проблемы. В 1999 г. среднедушевой доход в России составлял всего 91 % от прожиточного минимума, треть населения жила за чертой бедности. Угрожающих темпов достигла безработица (12,4 % от всего трудоспособного населения). Непосильным бременем на экономику страну ложилась внешняя задолженность, которая к началу 2000 г. достигла огромной цифры в 161 млрд. долларов.

Вместе с тем, к началу президентства  В. В. Путина сложился ряд благоприятных  внутренних и внешних условий  для продолжения реформ. Российскими властями был накоплен значительный опыт преобразовательской деятельности, позволивший избежать в проведении новых реформ просчетов и ошибок, допущенных в предшествовавший период. В 1999 г. на выборах в Государственную Думу проправительственные движение «Единство» и партия «Отечество – Вся России» получили более трети голосов избирателей. В 2001 г. «Единство» и «Отечество – Вся Россия» объединились, создав единую проправительственную партию «Единая Россия». Тем самым впервые за все время реформ их сторонники могли опереться на большинство депутатов Государственной Думы. Это позволило правительству и парламенту перейти от конфронтации между собой к сотрудничеству, облегчило принятие важнейших законов по насущным проблемам страны. К началу 2000-х гг. в благоприятную для экономики России сторону меняется конъюнктура мировых цен на энергоносители. Резкое повышение цен на нефть на мировом рынке обеспечило приток в страну «нефтедолларов», что дало возможность правительству Путина получить в свои руки крупные финансовые средства для продолжения реформ.

Информация о работе Древнерусское государство