Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:53, реферат
Славянские племена принадлежали к индоевропейской языковой семье и на протяжении тысячелетий населяли лесные и лесостепные области Восточной и Центральной Европы. На Восточно-европейской равнине их северными соседями были балтийские и финно-угорские народности, южными - разноплеменные кочевники степной полосы. Контакты как с северными соседями, так и с кочевыми племенами (сперва скифами, сармато-аланами, затем тюркскими кочевниками) сыграли значительную роль в славянской истории и оставили заметный след в языке и быте древних славян.
Нарастание проблем в
Значительную роль в этом процессе играло возобновление между руководителями СССР и США встреч на высшем уровне. В результате визитов президента США Р. Никсона в Москву (1972 и 1974 гг.) и Л. И. Брежнева в США (1973г.) были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США», соглашения по ограничению гонки вооружения, по мирному использованию атомной энергии и т. д. Особое значение имело заключение в 1972г. в Москве Договора по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ–1) сроком на 5 лет. Он устанавливал потолок, выше которого обе стороны не могли наращивать свои ядерные потенциалы
В ходе разрядки международной напряженности
удалось урегулировать
Кульминацией процесса разрядки было успешное завершение в 1975г. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Итогом его работы явилось подписание 1 августа в Хельсинки Заключительного акта, в котором участвовали представители 33 европейских стран, а также США и Канады. Этот документ зафиксировал основные принципы международных отношений: нерушимость границ, признание равенства и территориальной неприкосновенности суверенных государств, мирное урегулирование вопросов, невмешательство во внутренние дела и др. Значительное место в нем занимало также требование соблюдения прав человека, таких демократических норм, как свобода слова, убеждений, верований.
Однако в дальнейшем советское
руководство не соблюдало взятые
на себя обязательства. Не отказалось
оно и от вмешательства в дела
других стран, особенно если речь шла
о поддержке в них революционно
В 1979г. СССР откликнулся на неоднократные просьбы правительства Афганистана об оказании военной помощи в проведении «революционных преобразований в стране» и ввел на территории этой страны свои войска. США и их западные союзники расценили это вторжение как агрессию, косвенно направленную и против них. Большинство стран мира решительно осудили действия советского руководства по решению афганского вопроса. Тем самым СССР оказался в международной изоляции. США стали оказывать в Афганистане военную помощь оппозиции. Отношения между двумя державами вновь приняли враждебный характер. В 1980г. по инициативе США капиталистические страны объявили бойкот XXII Олимпиаде в Москве и не прислали на нее своих представителей. В ответ социалистические страны отказались от участия в XXIII Олимпиаде в США в 1984г. Размещение в начале 80-х гг. США в странах Западной Европы ракетно-ядерного оружия и вызванное этим ответное решение СССР разместить ракеты средней дальности в Чехословакии и ГДР окончательно определили наступление в международных отношениях нового «холодного» периода.
В конце 70-х гг. Советский Союз вступает
в период глубокого кризиса, который
охватил все сферы общественно-
К началу 80-х гг. возможности экстенсивного развития СССР были практически исчерпаны. В стране постепенно нарастал продовольственный кризис, все большую остроту приобретал жилищный вопрос, росли проблемы в сфере образования, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения. По уровню экономического развития СССР все больше отставал не только от развитых зарубежных стран, но и от некоторых стран, прежде считавшихся «отсталыми» (Тайвань, Гонконг).
Одновременно с обострением экономического кризиса в СССР все отчетливее проявлялся кризис политический. К началу 80-х гг. для СССР складывается неблагоприятная внешнеполитическая обстановка. После ввода советских войск в Афганистан (1979г.) Советский Союз оказался в международной изоляции. Начинается новый виток гонки вооружений. Несмотря на увеличение военных расходов, все сильнее сказывается утрата СССР военного паритета с блоком НАТО.
В этих условиях советскому руководству становилось ясно, что отдельные, ограниченные реформы, проводившиеся в СССР во второй половине 60-х – 70-х гг., были не в состоянии решить возникшие проблемы. Стране требовались глубокие преобразования, способные коренным образом изменить облик советской государственной машины.
После смерти 10 ноября 1982г. Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, на внеочередном Пленуме ЦК КПСС на пост нового главы государства был избран Ю. В. Андропов. В 60 – начале 80-х годов он входил в высшее партийное руководство страны: являлся секретарем, членом политбюро ЦК КПСС. С 1967 по 1982 гг. являлся председателем КГБ СССР. Однако уже в 1984г., будучи тяжело больным, он умер. Пришедший ему на смену К. У. Черненко также вскоре умер.
Тема 16: Перестройка и распад СССР 1985-91 гг.
В марте 1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается М. С. Горбачев.
К началу 80-х гг. вокруг М. С. Горбачева складывается команда молодых реформаторов (А. Н. Яковлев – будущий идеолог перестройки, Э. А. Шеварднадзе и др.). Большинство из них принадлежали к поколению «шестидесятников», людей поверивших в перемены послесталинского правления. Все они имели высшее образование, неоднократно бывали за рубежом, где имели возможность ознакомиться с принципами рыночной экономики. Они осознавали глубокий кризис советского общества и были полны решимости приступить к обновлению страны.
Вместе с тем, сильные позиции в ЦК КПСС продолжали сохранять прежние соратники Л. И. Брежнева и К. У. Черненко, которые придерживались консервативных взглядов и не хотели значительных перемен в советском обществе. В этих условиях вполне логичной была избранная М. С. Горбачевым политика постепенных, незначительных на первых порах перемен.
В условиях монопольного господства в обществе одной партии – КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата, десятилетиями подавлявшего всякую инициативу «снизу», реформы могли начаться только «сверху». В этом заключалась особенность начатых в стране преобразований.
Начавшаяся в 1985г. реорганизация советского общества проходила под тремя лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Гласность понималась как здоровая критика существующих недостатков социализма и его ценностей и была призвана обновить государственную идеологию, потерявшую всякое доверие общества и ставшую препятствием для развития страны. «Ускорение» определялось как ускорение темпов развития экономики. Третий лозунг «перестройка» понимался как настоящая «реконструкция» всего здания советского общества в целом и был наиболее важным.
На первом этапе перестройки (1985-1988)
советское руководство
Ядром экономических преобразований стал провозглашенный на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС новый стратегический курс на ускорение социально-экономического развития страны. Он предусматривал преодоление обозначившегося технического и технологического отставания СССР от развитых стран за счет ускорения научно-технического прогресса и технического перевооружения промышленности, прежде всего, машиностроения таким образом, чтобы в 1990 г. 90 % его продукции соответствовали мировому уровню. Тем самым предполагалось добиться в короткие сроки подъема экономики и получить необходимые ресурсы для осуществления других реформ. В то же время правительство М. С. Горбачева не имело какой-либо четкой программы действий. В стране длительное время не проводилось глубоких экономических преобразований, отсутствовал опыт проведения реформ. Зарубежный же опыт реформаторы не использовали по «идеологическим» соображениям. К тому же довольно быстро выяснилось, что в условиях господства командно-административной системы управления осуществить быстро и в короткие сроки глубокие преобразования было невозможно. Номенклатура, державшая в своих руках все нити управления страной, в том числе экономикой, в массе своей не желала никаких перемен и оказывала сопротивление начатым центральным руководством преобразованиям. В итоге лозунг ускорения социально-экономического развития страны во многом так и остался лишь лозунгом, а вскоре и вовсе был забыт.
Неудача первых реформ вынудила руководство страны в июне 1987г. принять решение о проведении в стране радикальной экономической реформы. Основная ее цель заключалась в реорганизации государственного сектора экономики, переводе его на новые условия функционирования, в которых главная роль отводилась бы рынку и товарно-денежным отношениям. Другим направлением экономической реформы было расширение сферы деятельности частного сектора. С этой целью Верховным Советом СССР был принят ряд законов, юридически обосновывающих перемены: о государственном предприятии, о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности. В условиях господства государственной собственности на средства производства наиболее важным стал «Закон о государственном предприятии», который вводил новые принципы: хозрасчет и самофинансирование. Вместо всеохватывающего планирования вводилась система госзаказов, за которые предприятия должны были бороться на конкурсной основе. Тем самым предполагалось повысить между предприятиями конкурентную борьбу, которая в свою очередь должна была повысить качество выпускаемой ими продукции.
Экономическая реформа не была достаточно радикальной и носила во многом компромиссный характер, свидетельствующий о сильных позициях в окружении М. С. Горбачева консервативных сил. Ее реализация с самого начала оказалась невозможной в силу высокой степени монополизации и сохранения директивной системы управления. В связи с тем, что государство оставалось главным заказчиком в промышленности, оно почти полностью покрывало госзаказом производственные мощности предприятий, оставляя за ними только ограниченные возможности для коммерческой деятельности. Закон о государственном предприятии не освободил предприятия от диктата отраслевых министерств. Кроме того, правительство не решилось на проведение наиболее важной части экономической реформы – реформы ценообразования, при которой цены на производимую продукцию устанавливало бы не государство, а рынок, так как опасалось, что это приведет к росту в стране цен и падению уровня жизни значительной части населения. Более того, рынок неизбежно привел бы к разорению и закрытию десятков тысяч предприятий и появлению многомиллионной армии безработных. Вместо того, чтобы пойти на этот шаг и закрыть нерентабельные и неконкурентноспособные предприятия, тяжелым бременем ложившиеся на экономику и мешавшие ее развитию, правительство продолжало поддерживать их большими субсидиями, которые позволяли им избежать банкротства и увольнения разросшегося персонала (главным образом, административного). Таким образом, вместо того, чтобы поставить во главу угла рынок и товарно-денежные отношения, правительство М. С. Горбачева фактически сохранило в экономике прежние командно-административные методы управления.
Не принесла желаемого результата и введенная на предприятиях с целью повышения качества продукции государственная приемка. Ее итогом стало сокращение заработков миллионов рабочих, поскольку повсеместно обнаружившееся несоответствие изделий «стандартам качества» лишило их начислявшихся прежде премий.
Не оправдалась надежда
Огромное сопротивление
Неудача с преобразованиями в экономической
сфере подтолкнула
В целях оздоровления общественного
сознания правительство существенно
смягчило цензуру в средствах
массовой информации. Была разрешена
публикация произведений диссидентов.
Открылись периодические
Стало возможным открыто говорить то, что десятилетиями находилось под запретом. Впервые открыто в стране зазвучали голоса о необходимости построения правового государства, повороте власти лицом к человеку, установлении приоритета прав человека. Однако вскоре выяснилось, что власть фактически не имела механизмов, которые регулировали бы общественное сознание. Общество не только хотело знать замалчивавшиеся ранее страницы прошлого; в гораздо большей степени его интересовало настоящее и будущее страны. Процесс деидеологизации быстро вышел из границ, очерченных для него его создателями. На страницы массовой информации были выплеснуты практически все негативные факты и тенденции, накопившиеся за весь период развития советского общества. Ставшие достоянием гласности подробности жизни советской и партийной элиты, которые контрастом смотрелись на фоне бедной жизни подавляющего большинства советских людей, привели в шок значительную часть населения. Результатом политики гласности стало пробуждение общественного сознания миллионов людей. Началась стремительная политизация и идеологизация общества, которое раскололось как на сторонников продолжения реформ, так и на их противников, выступивших в защиту «попранных» перестройкой устоев социализма.
Продолжавшийся в стране экономический кризис и связанное с ним ухудшение жизни населения способствовали обострению межнациональных отношений. Наиболее радикальным проявлением их стали межэтнические конфликты в Грузии между грузинами и проживавшими на территории этой республики азербайджанцами, в Нагорном Карабахе – между армянами и азербайджанцами, в Северной Осетии – между осетинами и ингушами и др. Причем некомпетентное вмешательство центрального правительства нередко только усугубляло положение.