Древний Египет — древнее государство в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:23, доклад

Описание

Фараон — современное титульное наименование царей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тыс. до н. э. Греческое слово «греч. Φαραώ» заимствовано из Библии (ивр. פַּרְעֹה‎) Паро; оригинальное египетское «per-oh» буквально означает «великий дом». Обычным же наименованием египетских царей было выражение «повелитель Тростника и Пчелы», то есть соответственно Верхнего и Нижнего Египта, либо просто «повелитель обеих земель», что произносилось у египтян, как «Энсэби».

Работа состоит из  1 файл

египтология.docx

— 65.68 Кб (Скачать документ)

Древний Египет —  древнее государство в Северо-Восточной  Африке, в нижнем течении реки Нил.

Фараон — современное  титульное наименование царей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и  официальных царских титулов, в  эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тыс. до н. э. Греческое слово «греч. Φαραώ» заимствовано из Библии (ивр. פַּרְעֹה‎) Паро; оригинальное египетское «per-oh» буквально означает «великий дом». Обычным же наименованием египетских царей было выражение «повелитель Тростника и Пчелы», то есть соответственно Верхнего и Нижнего Египта, либо просто «повелитель обеих земель», что произносилось у египтян, как «Энсэби».

Деспотические монархии в Египте зародились во второй половине IV тыс. до н. э. После объединения  Верхнего Египта и анексии царями Нармером и Миной (Менес в греч. произношении) дельты Нила (XXXI в. до н. э.) агрессивный военный характер этих монархий стал меняться. Одновременно с развитием бюрократического аппарата и переводом хозяйства в прямое подчинение монарху шла сакрализация его власти. Царь стал рассматриваться как гарант благосклонности богов к стране. Начиная с IV династии, он ассоциируется не с богом Хором, а с солнечным богом Ра, сыном которого и считается. Тогда же одна за другой были построены Великие пирамиды, олицетворявшие исключительную мощь и величие правителей того времени.

После изгнания гиксосов в начале Нового царства Египет оказался в новом политическим положении: он больше не доминировал в регионе, где у него появились такие могущественные соперники, как царство Митанни и позже Хатти (Хеттское Царство). В результате авторитет фараонов стал основываться в значительной степени на их военных успехах. Тем, кто их не имел (как женщина Хатшепсут и царь-миротворец Аменхотеп III) приходилось усиленно или убеждать подданных в своём божественном происхождении или быть талантливыми политиками и правителями (как, например, таже Хатшепсут). Несмотря на это, морально-идеологическая зависимость общества от царя уже не шла ни в какое сравнение с Древним царством. К концу II тыс. до н. э. децентрализация египесткого общества, рост влияния храмов и номархов закончились распадом Нового царства.

С этого времени  фараоны не имели существенного  влияния в регионе. Лишь некоторым  из них (например, Псамметиху I) удавалось объединить Египет и вмешиваться в дела соседних стран. Население и отдельные хозяйства становились всё более независимы от царя, а его сакральная роль посредника между народом и богами практически исчезла. В 525—485 гг. до н. э. фараонами Египта официально считались персидские цари-Ахемениды, в 332—323 гг. до н. э. — Александр Македонский, а после его смерти — Птолемеи, потомки его диадоха Птолемея Лага.

О египетских коронах:

Орёл на египетской короне означает, что фараон, царь, бог  — относится к Верхнему Египту.

Змея (урей) на египетской короне означает, что фараон, царь, бог — относится к Нижнему Египту.

Если же на короне изображены и змея, и орёл, это означает, что фараон, царь, бог — относится к Верхнему и Нижнему Египту (Такая корона появилась при слияние Верхнего и Нижнего Египта в едино).

Корона в форме  солнечного диска относится к  богам: Ра, Атум, Амон, Амон-Ра, Аах, Хонсу, Хатор.

Три короны Египта: 1. Белая корона Верхнего Египта Пример 2. Красная корона Нижнего Египта Пример 3. Пшент, или двойная корона объединённого царства.

Повседневным, а иногда и торжественным, головным убором фараона  был платок немес (клафт). Корона могла одеваться поверх немеса. 

О египетских атрибутах:

Хека (Крюк): — это  скипетр, который носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники. Более ранняя, иногда в человеческий рост, форма жезла была первоначальна  палкой пастуха и стала атрибутом  пастушьего бога Ацепти; отсюда развилась известная форма меньшего размера и сильно искревлённая. Знак-картинка этого скипетра служил для обозначения слова «править». Во времена Среднего царства крюк как знак Осириса помещался на фризах гробниц.

Нехех (Плеть): Так называемая плеть (по-египетски «нехех») состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосками или нитками жемчуга. Она толковалась как пастуший кнут, который стал знаком власти через бога Анецти, «Главы восточных номов». Другое первоначальное значение плети — опахало от мух. Плеть — постоянный атрибут богов Осириса и Мина. Уже в древнем царстве она располагается на спинах у животных, освящённых богами. Плеть как символ власти служит также царям.

Уас (Скипетр Уас): Уас был в древние вр. видом фетиша, в котором, как подразумевалось. заключены целебные силы подземного демона, похожего на собаку или шакала. Уас состоит из раздвоенной внизу палки, которая вверху оканчивается головой животного (шакал). В руках богов он становится скипетром благополучия и символом здоровья и счастья. До Среднего царства умершему давали с собой в могилу деревянный скипетр уас, чтобы тот мог применить его для пользования божественными благами. Позднее этим символом украшали фризы на стенах гробниц. Популярным мотивом во все времена было изображение двух скипетров уас, которые окаймляли по краям поле картины или надписи и своими головами поддерживали идеограмму «небо». Украшенный небом и пером скипетр уас был знаком фиванского нома и носил имя уасет.

Также считалось, что  фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким-либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины-фараоны. В истории  известна царица Хатшепсут. В всех египетских храмах живого фараона воспевали, как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор. Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросает в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу поднимали голову сепаратистские настроения в различных областях Египта.

По представлениям древних египтян человек состоял  из нескольких субстанций

Имхотеп. Древнеегипетские храмы

 Фараоны воздвигали  во свою славу дворцы - для земной жизни, и вечные пристанища - пирамиды, мастабы и (с Нового царства) гробницы - для потусторонней. Зодчим, камнетесам и ваятелям, трудившимся ради своего великого владыки, помогали Птах и его сын Имхотеп - покровитель ремесел, искусств, мудрости, знаний и наук. 

 Исторически Имхотеп - визирь фараона Джосера (III династия), зодчий, строитель ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара, Имхотепу приписывалось авторство "Книги планов храма" - свода архитектурных канонов и наставлений для скульпторов и зодчих ("Книга" не сохранилась; неизвестно, существовала ли она в действительности). В Поздний период Имхотеп был обожествлен и стал считаться сыном Птаха. Греки отождествляли его с Асклепием. 

 Все ваятели,  зодчие и писцы перед началом  работы совершали возлияния в честь Имхотепа, а во время работы отождествлялись с ним. Только благодаря Имхотепу и великому Птаху-Татенену они смогли воздвигнуть храмы, поражающие своим великолепием. 

 Древнеегипетский храм начинался с аллеи сфинксов; величественные каменные изваяния, стоящие в ряд по обе стороны аллеи, оказывали психологическое воздействие на идущего в храм, помогая ему отрешиться от суетных мирских мыслей и настроиться на общение с божеством. Аллея сфинксов обычно начиналась от берега Нила - от того места, куда во время разлива доходила вода (символ границы жизни и смерти). 

 В конце аллеи  возвышались пилоны (греч.; егип. бехен) - плоские башни с наклонными стенами. Проход между пилонами был узкий: во время наплыва народа в дни религиозных празднеств толпа, протискиваясь сквозь проход, редела и, таким образом, порядок устанавливался сам по себе. Пилоны были покрыты росписями, перед каждым пилоном высился обелиск, мачты с флагами и стояли статуи фараонов и богов. 

 За пилонами  находился колонный двор. Здесь  можно было творить молитвы  у изваяний богов бесплатно.  В конце колонного двора, напротив  пилонов, был вход в гипостильный  колонный зал; чтобы войти туда, надо было уплатить пеню жрецам. Зал освещался через окна в  потолке; окна прорубались наискось, чтобы в помещение попадали  только косые, нежаркие лучи. Капители  колонн имели вид связок папируса  или бутонов лотоса. "Залы как  бы воспроизводили нильские заросли,  где расцветшие стволы папирусов  возвышаются над рядами еще  не успевших распуститься стеблей.  Такая трактовка зала хорошо  сочеталась с общей древней  символикой храма как дома  божества , которое рождается из цветка лотоса. Крылатый солнечный диск, обычно рельефно изображавшийся над дверью, как бы вылетал из нильских зарослей" 

 В конце храма  находилась комната, где хранилось  главное изваяние бога, которому  посвящен храм - "святая святых". Входить туда имели право только  жрецы и фараон и только  в определенные дни. (Таким образом,  весь древнеегипетский храм построен  на идее стремления к божеству  и невозможности его познать.) Во время празднеств статую бога облачали в парадные одежды и на священной ладье (тоже хранившейся в храме) выносили к торжественному шествию, иногда - открытую для всеобщего обозрения, иногда - завешенную покрывалом, чтобы ее не оскверняли взгляды черни. 

 Заупокойные (поминальные)  храмы первоначально пристраивались  к пирамидам с восточной стороны.  В эпоху Нового царства, когда  от строительства пирамид и  мастаб-мавзолеев отказались, заупокойные храмы строили на берегу Нила, обычно в том месте, куда во время разлива доходила вода, а гробницу прорубали напротив храма в скале. Назначение заупокойных храмов - место поминовения и принесения жертв душе Ка усопшего.  

Амон(-Ра) - отец фараонов

 После того, как  фиванские властители Секененра, Камее и Яхмес I возглавили борьбу против гиксосов и изгнали их, людям открылось, что величайший из богов - это Амон. Это он освободил Египет от ига чужеземцев. Амон - это и есть Ра, 

 Отец отцов  и всех богов,

 Поднявший небо и утвердивший землю

 Глава Обеих Земель,

 Великий силой,  владыка мощи,

 Глава, создавший землю всю. 

 Амон(-Ра) - отец всех фараонов: "великая жена" правящего фараона рождает престолонаследника от Амона(-Ра), который является к ней в облике ее супруга. 

 Амон(-Ра) покровительствует фараону в завоевательных походах и утверждает его могущество: 

 Говорит Амон-Ра, владыка Карнака:

"Я связал нубийцев  десятками тысяч с тысячами

 И северян сотнями  тысяч пленными 

 Они приходят  с приношениями на своих спинах,

 Сгибаясь пред  твоим величеством (фараоном)

 По моему приказу 

 Даю я видеть  им твое величество молодым  быком,

 Храбрым, направляющим  рога, и нет сопротивляющихся ему.

 Даю я видеть  им твое величество витязем,

 Поднимающимся  на спине пораженного им.

 Даю я видеть  им твое величество львом,

 И ты делаешь  их трупами в долине Их". 

"В целях закрепления  и усиленного распространения  учения о божественном происхождении  власти фараона, - пишет М. Э.Матье, - бог-творец мира объявляется отцом фараона по плоти, и в религиозной литературе Египта образ бога-творца все теснее и теснее переплетается с чертами фараона. В коронационных и победных гимнах фараонов и в гимнах богам-демиургам мы найдем одни и те же постоянные эпитеты, одни и те же основные сравнения - со львом, быком и соколом, прославление единого и общего образа фараона-бога и бога-фараона как всемогущего владыки и милостивого господина и защитника. Те же три основных момента подчеркиваются при воспевании и бога-творца и фараона: и тот и другой изображаются, во-первых, наводящими на врагов смертный ужас всесильными завоевателями, во-вторых, властителями мира и, в-третьи, заботливыми правителями, под управлением которых процветают люди". М.А.Коростовцев, однако, указывает, что "воспевание фараона как подлинного бога не более чем литературная гипербола, к которой были склонны египтяне. В гимне Сенусерту III, например, фараон воспевается как могущественное божество, а затем следует молитва, обращенная к богам, с просьбой проявить любовь к царю, даровать ему жизнь и власть на многие, многие годы. Подобных текстов сохранилось множество от самых различных периодов истории Египта. Из надписи фараона Харемхеба явствует, что моление богам за здравие и благополучие царя практиковалось в храмах ежедневно, иначе говоря, это была необходимая составная часть ежегодного богослужения. С молитвами к богам обращался и сам фараон - тому немало примеров, особенно в текстах XIX и XX династий. До сих пор исследователи не обращали на это внимания, подчеркивая лишь все то, что характеризовало фараона как бога. В результате создавалась неполная, тенденциозная, малоправдоподобная картина египетских представлений о фараоне. Фараон мыслился как "богочеловек", и заключенное в нем человеческое начало сближало его с простыми смертными. Как простые смертные, он зависел от богов и нуждался в их помощи. В своих молитвах фараоны постоянно подчеркивали, что они "послушны" воле богов. И еще один очень интересный факт: в провинциальных центрах "отцом" фараона считался местный верховный бог. 

Информация о работе Древний Египет — древнее государство в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил