Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:23, доклад
Фараон — современное титульное наименование царей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тыс. до н. э. Греческое слово «греч. Φαραώ» заимствовано из Библии (ивр. פַּרְעֹה) Паро; оригинальное египетское «per-oh» буквально означает «великий дом». Обычным же наименованием египетских царей было выражение «повелитель Тростника и Пчелы», то есть соответственно Верхнего и Нижнего Египта, либо просто «повелитель обеих земель», что произносилось у египтян, как «Энсэби».
На всем протяжении
истории Египта между богами и фараонами
как бы существовал неукоснительно соблюдавшийся
нерушимый "договор", основанный
на принципе "do ut des" ("даю, чтобы
ты дал"), - боги даровали фараону долголетие,
личное благополучие и процветание государства,
фараон же, со своей стороны, обеспечивал
богам соблюдение культа, строительство
храмов и т. п. Естественно, он делал это
не единолично - происходил взаимный обмен
услугами "между миром богов и Египтом
в целом", однако осуществлять миссию
посредника между богами и людьми был
призван фараон - "богочеловек" ".
Хармахис и Тугмес
IV
Хармахис (егип. Хор-эм-ахет
- "Хор на небосклоне") - ипостась "молодого
Ра" - Хепри. Самое знаменитое изваяние
Хармахиса - Большой Сфинкс фараона Хафра
в Гизе. Иногда Хармахиса изображали в
виде льва с головой сокола.
Однажды фараон
XVIII династии Тутмес IV, будучи еще юношей,
охотился в западной пустыне на антилоп.
Утомившись, он укрылся от жарких солнечных
лучей в тени Сфинкса Хармахиса и задремал,
как вдруг раздался громовой голос:
- Встань, юноша, проснись!
Это я, Хармахис-Атум-Хепри, говорю
с тобой! Пески пустыни засыпали меня,
мне тяжело. Освободи меня, разгреби песок,
и я сделаю тебя самым могущественным
из фараонов, когда-либо царствовавших
в Египте! Проснувшись, Тутмес исполнил
волю бога. А когда он унаследовал престол,
он вспомнил свой пророческий сон л в память
о нем повелел высечь стелу с надписью,
рассказывающей об этом случае, и установить
ее навечно близ Сфинкса. Он стал великим
фараоном. Но поскольку до сих пор все
фараоны восходили на престол по воле
Амона(-Ра), а Тутмес был первым, кто стал
царствовать благодаря покровительству
другого бога, в эпоху XVIII династии началось
противоборство власти Амона(-Ра).
Аменхотеп III - Небмаатра
Преемник Тутмеса
IV, Аменхотеп III (имя означает "Амон доволен"),
короновавшийся под тронным именем Небмаатра
и правивший примерно с 1402 по 1364 (по другой
хронологии - с 1411 по 1375) г. до н.э" был
покровителем искусств и в годы своего
царствования усиленно занимался строительством.
При нем (и затем в эпоху XIX династии) наиболее
грандиозных за всю историю Египта масштабов
достигло строительство в Карнаке (егип.
Эпет-эсовет; арабск. Ипет-сут) - Карнакском
храмовом комплексе, северном святилище
Амона(-Ра), Мут и Хонсу в Фивах, их главном
культовом центре. (Карнак был основан
в XII династию, и с тех пор каждый фараон
достраивал и перестраивал э^от храм.)
В период правления Аменхотепа III - Небмаатра
также был заложен и в значительной степени
отстроен Луксор (егип. Апе; арабск. Ипет-ресит)
- южное фиванское святилище Фиванской
Триады, второй по значению центр их культа.
Этот комплекс очень декоративен. Значение
его для дальнейшего развития архитектуры
Новою царства очень велико, так как именно
в нем нашел свое завершение и приобрел
свою форму новый тип храма Нового царства
".
Аменхотеп III при
жизни издал указ о
При Аменхотепе
III начинается противоборство
Аменхотеп IV - Эхнатон
Аменхотеп IV, сын
Аменхотепа III, внук Тутмеса IV, взошедшего
на престол по воле Хармахиса, а не Амона,
бросил дерзкий вызов всевластию Амона,
царя богов, и вступил с ним в открытое
единоборство. Подобно змею Апопу, он попытался
нарушить миропорядок, установленный
Маат, - и богиня покарала его смертью.
Аменхотеп IV взошел
на престол в 1364 (по другой
хронологии в 1375) г. до н.э. под
тронным именем Неферхепрура ("Прекрасное
существование Ра"), к которому на втором
году правления добавил имя Уэнра ("Единственный,
принадлежащий Ра"), тем самым декларативно
подчеркивая свою приверженность гелиопольскому
солнечному богу Ра, а не фиванскому Амну.
Не позднее 4-го года царствования Аменхотеп
IV женился на знатной египтянке Нефертити,
презрев многовековую традицию царских
браков: престол в Египте формально передавался
по женской линии - фараоном становился
супруг старшей дочери предыдущего фараона;
Нефертити же не была дочерью Аменхотепа
III. (Подобное пренебрежение к традиции
выказал в свое время и Аменхотеп III, сделав
своей "великой женой" дочь провинциального
жреца Тию, будущую мать Аменхотепа IV.)
На шестом году
правления Аменхотеп IV перенес
столицу из Фив во вновь
построенный город Ахетатон ("Небосклон
Атона"), сменил имя с Аменхотеп ("Амон
доволен") на Эхнатон ("Угодный Ато-ну")
и, упразднив культы сперва Амона, а затем
и всех остальных богов, установил в Египте
солнцепоклонничество (атонизм). Солнечный
диск - Атон - фараон объявил единственным
богом, себя же самого - сыном Атона и "единственным,
познавшим истинного бога".
Историю атонизма
можно подразделить на несколько этапов:
1) Пора "первоначальных солнечных обозначений"
- с момента воцарения Аменхотепа IV до
третьего года царствования. Фараон добавляет
к своему тронному имени имя Уэнра ("Единственный,
принадлежащий Ра"), подчеркивая свою
приверженность Солнцу в противовес главному
государственному богу Амону. Атон начинает
косвенно упоминаться как божество. 2)
"Строчное солнечное имя" - 3-4 гг. царствования,
Атон, как бог, почитается под именем "Да
живет Ра-Хорахте, ликующий на небосклоне
в имени своем Шу, который есть Атон".
Амон в этот период по-прежнему остается
верховным богом пантеона, служение ему
повсеместно продолжается, хотя строительство
во славу Амона уже не ведется, в то время
как в Карнакском храмовом комплексе строится
храм Атона. 3) Пора "ранних солнечных
картушей" (у Ю. Я..Перепелкина - "колец")
до переименования фараона в Эхнатона
- 4 - 6 гг. царствования. "Строчное солнечное
имя" заключается в картуши наподобие
имен фараона и его жены. Столица переносится
в Ахетатон. Однако до переноса столицы
Амон по-прежнему не лишался служения,
хотя уже во всем "уступал" Атону;
но до открытого низложения Амона было
еще далеко. 4) "Ранние солнечные картуши"
после переименования фараона - примерно
до двенадцатого года царствования. Амон
низложен, культ его повсеместно запрещен,
статуи уничтожаются, имена стираются
с памятников. "Преследованию" подвергаются
также супруга Амона Мут и их сын Хонсу
- боги Фиванской Триады. Культы всех прочих
богов продолжают отправляться, гонений
на них нет. 5) Пора "поздних солнечных
картушей" - с двенадцатого года царствования
вплоть до смерти Эхнатона. Солнце почитается
под именем "Да живет Ра, властитель
небосклонный, ликующий на небосклоне
в имени своем Pa-отец, пришедший как Атон"
- т. е. из раннего солнечного имени изгоняются
упоминания старых богов: Хора (в имени
"Хорахте") и Шу. Запрещены культы
всех старых богов, солнцепоклонничество
становится неистовым.
Политической
причиной этого переворота
Поклонялись Атону
и приносили ему жертвы во дворах открытых
храмов, молитвы обращали непосредственно
к самому "диску". Изображения Атона
на рельефах стел с культовыми ритуалами
не связаны.
Солнцепоклоннические
храмы имели вид обнесенных каменной оградой
открытых дворов с длинными рядами жертвенников
по обе стороны от входа. Вход, как правило,
был ориенирован на восток (за исключением
храма "Проводы Атона на покой", вход
которого был обращен на запад). Наиболее
значительные храмы Ахетатона: 1) Большой
Храм Атона ("Дом Атона в Ахетатоне"),
имевший несколько составных частей: "Дом
ликования Атона", "Сень Ра жены фараоновой
великой Нефертити - жива она!", "Восходит
Атон" и др.; 2) "Двор Атона" - личный
храм семьи фараона, расположенный во
дворце неподалеку от личных покоев Аменхотепа
IV; 3) "Сень Ра" - храмы, посвященные
матери Эхнатона Тии и его дочерям. Назначение
этих храмов неясно; 3) "Проводы Атона
на покой" - храм вечерних богослужений,
где главной жрицей была сама Нефертити.
Для древнеегипетского
атонизма характерны два основных признака
или, точнее, два религиозных устоя. Первый
из этих устоев - любовь к "земной"
жизни. Культ земной жизни хотя и не был
прямо противопоставлен загробному культу,
но явно над ним возобладал. На ахетатонских
стелах, на стенных росписях Ахетатонского
дворца - всюду изображается любовь Эхнатона
и Нефертити, их родительская нежность
к дочерям. В ахетатонском искусстве впервые
в истории Египта появляется пейзаж, прославляется
красота природы. Многие залы дворца были
расписаны в "пейзажном" стиле: по
полу вьется тропинка, боковые стены -
заросли камыша, выше - небо, по которому
летают птицы.
Вера в загробную
жизнь в период атонизма не была
связана с культом Осириса. Солнцепоклонники
считали, что душа умершего проводит день
среди живых людей, а ночью уходит на покой.
Второй устой
- любовь к "истине". Требование
"следовать во всем только
истине" ярче всего отразилось
на искусстве: в противовес
многовековым традициям
Эта первая
в мировой истории попытка
ввести монотеизм (единобожие) не
удалась. Храмовое и
Что касается самого
Эхнатона, - это был болезненный, страдающий
эпилепсией (считалось, что во время припадков
"отец фараона - Атон - сообщает своему
"сыну, "истину"), некрасивый человек
с большим вздутым животом, короткими
ногами, тяжелым подбородком. Дочери Нефертити
и Эхнатона так же, как и сам фараон, изображались
с вытянутыми яйцеобразными головами,
возможно, эти физические недостатки являлись
прямым следствием нескольких поколений
кровосмесительных браков в династии.
Сохранились гимны Атону времен солнцепоклоннической реформы.
Боги плодородия
Будет ли богатым
урожай, - это зависит прежде всего от
подъема воды в Ниле. И, значит, нужно уповать
на милость великого бога Великой Реки,
живущего у ее первых порогов: приносить
ему жертвы и петь хвалебные гимны; и на
Осириса - бога воскресающей природы. Должный
почет необходимо воздать Шу, чтобы он,
бог ветра, пригнал дождевые тучи в Дельту;
Тефнут - богине влаги. Гебу - земле, его
"душе" Ба - двуглавому сфинксу Дкеру,
Татенену, богиням Нехбет и Уаджет, и Нефертуму,
богу растительности, сыну Со-хмет и Птаха,
вместе с которыми он входит в Мемфисскую
Триаду.
Земля не родит,
на Египет обрушатся бедствия,
если люди не будут почитать
и оберегать Хора - фараона. Таков
миропорядок, навсегда
В Фаюме урожаем
ведают Себек и Хе-ришеф, в Мемфисе - Нефертум,
Сокар, Та-тенен, черный бык Апис (егип.
Хапи) - душа Ка Птаха и олицетворение плодородных
сил Ра, Ваал - супруг дочери солнечного
бога, воинственной богини Астарты, и сам
Птах.
Слоновый Остров
- Абу (греч. Элефантина) пребывает под
покровительством Элефантийской Триады:
бараноголового бога Хнума, его жены Сатис
и их дочери Анукет.
Хнум в начале творения
вылепил на гончарном круге людей и их
Ка. После того, как земля была заселена,
Хнум стал покровителем Элефан-тинского
округа и добрым божеством плодородия.
Он посылает на поля воду, повелевает Нилу
разлиться в назначенный срок, и один из
его титулов поэтому - "Повелитель холодных
вод".
Заботиться об
урожае Хнуму помогает Анукет - женщина
в короне из перьев красного попугая, и
ее мать Сатис (Сатит). Сатис - богиня с
рогами газели, дочь и Око Ра и покровительница
фараонов. Она стоит у входа в Дуат и омывает
тело фараона в воде Нила. По воле Сатис
разливается Нил, когда осиянная слеза
Исиды, оплакивающей любимого супруга,
- звезда Сопдет (Сотис) упадет у горизонта
в Великую Реку.