Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:23, доклад
Фараон — современное титульное наименование царей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тыс. до н. э. Греческое слово «греч. Φαραώ» заимствовано из Библии (ивр. פַּרְעֹה) Паро; оригинальное египетское «per-oh» буквально означает «великий дом». Обычным же наименованием египетских царей было выражение «повелитель Тростника и Пчелы», то есть соответственно Верхнего и Нижнего Египта, либо просто «повелитель обеих земель», что произносилось у египтян, как «Энсэби».
В Коптосе пашням
и садам покровительствует бог Мин, в честь
которого египтяне устраивают шумные
праздники урожая. Мину посвящен Белый
Бык Мина - символ его плодородных сил.
В Мендесе пахари
и садоводы почитают Банебджедета и Хекет
- супругу Хнума, водяную богиню-лягушку.
В Кинопольском номе чтут быка Бату, в
Гелиополе - ядовитую многоножку Сену.
По всей стране
опекают созревающий урожай
Почитать надлежит не только богов, но и всех священных животных. Только в этом случае урожай будет обильным, а погода благоприятной для жатвы и сбора плодов.
Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия.
Египетские кошки
Сервал
Известно о представителях
трёх видов из мелких диких кошачьих,
живших в Древнем Египте.
Дикая ливийская, иначе
африканская кошка или степная
(felis silvestris lybica) — наиболее распространённая.
Подвид, который можно обнаружить в Африке,
за исключением Сахары и тропических лесов,
а также на Ближнем и Среднем Востоке.
Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес
— от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошерстную
домашнюю кошку, но отличается более крупным
размером и удлиненными конечностями.
Преимущественно ночное животное, охотящееся
в сумерках или ночью. Днём прячется в
норах или под деревьями, укрываясь от
жары.
Камышовый кот или
хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая
на влажных территориях (её можно обнаружить
во многих местах вплоть до Азии). Крупнее,
чем дикая ливийская кошка, но с более
короткими лапами, её размер достигает
от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё
длинная и тонкая морда, чёрные кисточки
на ушах. Шерсть — густого терракотового
цвета, с чёрными полосками на лапах.
Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.
В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).
Длительное время
именно Египет считался местом доместикации
дикой ливийской кошки, но сейчас
учёные располагают свидетельствами
того, что в регионе «Плодородного
полумесяца» и на Кипре кошка
была одомашнена намного ранее. Предположительно,
одомашнивание кошки в Египте
произошло в течение III тысячелетия
до н. э. До того, как стать домашним любимцем,
ценящимся за свою мягкость, грациозность
и беззаботность, кошка, прежде всего,
стала оберегающим животным. Охотясь на
мелких грызунов, они оберегали амбары,
где египтяне хранили свою провизию (прежде
всего — пшеницу), жизненно важную для
этого сельскохозяйственного народа.
Охотясь на крыс, кошки устраняли источник
серьёзных заболеваний (таких как чума).
Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых
гадюк), они делали близлежащие окрестности
более безопасными.
Видимо, каждый храм,
в котором имелись свои кошки,
был очень важным — к ним
был приставлен собственный «страж
кошек» (важный пост, передаваемый по наследству).
Кошки, как и другие священные
животные, обладали особым статусом в
египетском обществе. Таким образом,
было запрещено убивать или даже
причинять малейший вред кошкам, а
нарушителей ждало ужасное
Тысячи мумий кошек,
обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят
нас на мысль о том, что они
были наиболее популярными животными
в Древнем Египте. Однако, большое
количество обнаруженных мумий кошек
может также объясняться их малым размером
(легче похоронить кошку, чем быка). Во
дворцах кошки были домашними животными,
которые содержались преимущественно
в роскоши. Традиция требовала, чтобы их
хозяева сбривали себе брови в дань уважения,
когда кошки уходили в последний путь.
Траур длился семьдесят дней — время всей
мумификации (как человека, так и кошки).
Иногда кошка сопровождает своего хозяина
в загробную жизнь под видом статуэтки
(или высеченного рисунка на гробах). Изображения
кошки также можно найти на многочисленных
вазах, драгоценностях и посуде, равно
как и на рисунках (под местом женщины,
как защитный символ).
В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.
Кошки в египетской мифологии
Статуя египетской
богини Баст с головой кошки
Египет не всегда
был единым целым. Изначально существовало
множество номовых государств, в каждом
из которых существовал собственный культ
животных.
Животных приписывали
тому или иному человеку, в зависимости
от его качеств, умений, мужества и
т. д. Когда племена или отдельные
люди одерживали победу, они были вправе
требовать от поверженных поклонения
тотему победителей. Египтяне относились
к богам не просто как к духам,
а как к разумным воплощениям,
способным превращаться в любое
существо или предмет.
С кошачьими в египетской
мифологии ассоциировалось большое количество
божеств. С львицами отождествлялись Сехмет,
Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие
боги, включая Амона, могли изображаться
в образе сфинкса; некоторые — непосредственно
как львы (например, двуглавый лев Акер).
В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших
богов египетского пантеона, бог солнца
Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно
повергающего змея Апопа. Баст, богиня
с головой кошки, изначально считалась
оберегающей, воинственной львицей. Её
образ с течением времени претерпел изменения:
она начала отождествляться с приручёнными
кошками, лояльными, но дикими.
С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[3].
Бубаст и культ кошек
Ра в образе
кота, убивающего змея Апопа
Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис (Тель-Баста по-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.
Упадок культа кошек
Культ Баст был официально
запрещён императорским указом в 390 году.
Таким образом, интерес к кошкам в Египте
стал постепенно угасать, и хотя они остались
в качестве домашних животных, они больше
не были объектами обожания в храмах.
История моды Древнего
Египта. Египетский стиль в одежде
История моды Египта
на протяжении многих столетий была тесно
связана с религией и культурными
ценностями одной из самых древнейших
цивилизаций мира.
Жители Древнего
Египта всегда болезненно и консервативно
воспринимали новые модные тенденции,
которые пытались внести в их повседневную
жизнь иностранные торговцы и
жители прилегающих арабских государств.
На протяжении нескольких
тысячелетий внешний вид одежды
египтян практически не изменялся,
а наряды сохраняли точный крой и
изящную декоративную отделку.
Во всей одежде египтян
прослеживаются прямые линии и геометрические
фигуры: прямоугольник, треугольник
и трапеция.
И сегодня современных
модных критиков поражает совершенство
и простота египетских нарядов.
Одежда древних
египтян была продумана до мелочей
— в ней отсутствуют лишние
детали, и она одновременно красива
и практична.
Особое внимание
египтяне уделяли материалам, украшениям
и отделке своих ярких нарядов,
которая означала к какому классу относится
их владелец.
В Древнем Египте
по внешнему виду определяли принадлежность
к элите или к низшим слоям
населения.
Головные уборы, обувь
и одежду желтого, голубого и коричневого
цвета разрешалось носить только
аристократам.
Основным материалом
для египетской одежды на протяжении
долгого времени оставался лен.
Хорошие климатические
условия позволяли выращивать лен в
течение всего года и мастерство египетских
ткачей со временем достигло абсолютного
совершенства: египетский лен по тонкости
начал конкурировать с шелком.
Через несколько
столетий роскошные льняные полотна
Древнего Египта стали известными и
за пределами страны.
Мужское население
Нила предпочитало носить треугольные
набедренные повязки «схенти» со
складками и цветные пояса.
Белоснежные схенти
из ткани, которую оборачивали вокруг
бедер и укрепляли на талии поясом, украшались
различными этническими узорами.
Идеалом женской
красоты в Египте была высокая
и худощавая египтянка с тонкой
талией и широкими плечами.
Эталонами женственности
становятся царицы долины Нила - Нефертити
и Клеопатра, которые обладали смуглой
кожей, правильными чертами лица и миндалевидным
разрезом глаз.
Женские наряды «каласирис»
Древнего Египта создавались из тонкого
полотна и были точно сшиты по фигуре,
облегая женское тело, как футляр.
Со временем древнеегипетские
умельцы начали изготавливать каласирисы
из тонкой овечьей шерсти.
Наряд египтянки
из высшего сословия состоял из юбки
и жилета, которые зрительно вытягивали
фигуру.
Узкая юбка длиной до
половины икры заставляла египтянок
делать маленькие семенящие шажки
и их походка на протяжении тысячелетий
всегда оставалась удивительно женственной
и грациозной.
В каласирисе знатных
дам присутствовала вышивка и плиссировка.
Жилет с бретельками,
завязанный на плечах, демонстрировал
окружающим их обнаженную грудь.
Простые египетские
труженицы облачались в закрытые
длинные рубашки на бретельках, которые
начинались под линией груди.
Египетская мода
тех времен была основана на ярких
контрастах цвета и ткани.
Контрастные расцветки
в нарядах жителей древнего Нила
выглядят изысканно и хорошо дополняют
друг друга.
Гладкие материалы
их белоснежной одежды гармонично сочетаются
с объемными украшениями: синими
и зелеными бусами.
Макияж египтян
строго соответствовал традициям: все
жители вне зависимости от пола подводили
глаза, брови и губы.
Египетские аристократы
одни из первых начали носить парики из
растительных волокон и овечьей
шерсти, а так же накладные бороды.
Длина париков зависела
от социального сословия человека:
чем длиннее парик владельца,
тем выше было его социальное происхождение.
Спустя некоторое
время, в период Нового царства, в
Египте появляются новые элементы одежды
и ювелирные украшения.
Каласирис начинают
носить и мужчины, которые добавляют к
этому женскому костюму-футляру легкий
плащ, завязывающийся на груди, а так же
тростниковые сандалии.
В моду входят различные
головные уборы: нарядные платки и повязки
поверх париков, а так же светлые
шапочки из полотна.