Греческая религия как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание

Ценные сведения о религиозных воззрениях греков, происхождении богов, их генеалогии и взаимоотношениях можно получить из поэмы “Теогония” беотийского поэта Гесиода. По мнению Гесиода, боги образуют на небе или, лучше сказать, на вершинах гор, где они обитают, настоящее небесное государство. Боги живут в раззолоченных палатах и проводят время в веселых пирах. Их страсти и понятия – те же, что и у людей. Они превосходят смертных силою, величием и красотой. Обладая телом, подобным нашему, боги подчинены одинаковым с нами потребностям. Они едят, спят, пьют и могут страдать от голода или усталости.

Содержание

Введение
1. Система духовных ценностей Древней Греции
1.1 Важнейшие божества греческого пантеона
1.2 Мифы о героях греческого эпоса
1.3 Храмы и статуи греческих богов
1.4 Характер греческой религии
2. Важнейшие религиозные празднества
и их роль в общественной жизни Эллады
2.1 Панафинеи
2.2 Анфестерии и Дионисии
2.3 Олимпийские игры
2.4 Элевсинские таинства
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Феномен_греческой_религии.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 

ГОУПО «МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

 

Греческая религия 

как социокультурный  феномен 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

г. Йошкар-Ола

2010 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

         Введение
    1. Система духовных ценностей Древней Греции

      1.1 Важнейшие  божества греческого пантеона

      1.2 Мифы о  героях греческого эпоса

      1.3 Храмы и  статуи греческих богов

      1.4 Характер  греческой религии

    1. Важнейшие религиозные празднества

         и  их роль в общественной жизни  Эллады

      2.1 Панафинеи

      2.2 Анфестерии и Дионисии

      2.3 Олимпийские  игры

      2.4 Элевсинские  таинства

         Заключение

    3

    7

    7

    9

    11

    14 

    16

    16

    17

    19

    21

    23


 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 

  1. Андреев Ю. В. Поэзия мира и проза истории. Л., 1990.
  2. Гесиод. Теогония: Пер. В. В. Вересаева // Вересаев В. В. Собр. соч. М., 1929.
  3. Гиро Поль. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995. Составлено по:

    Curtius, Histoire grecque.

    Decharme, Mythologie de la Grèce antique.

    Laloux el Monceaux, Restauration d’Olympie.

    F.Lenormant, La Grande Grèce.

    Maury, Histoire des religions de la Grèce antique.

  1. Гомер. Илиада: Пер. Н. И. Гнедича и др. М., 1959.
  2. Гомер. Одиссея: Пер. В. А. Жуковского и др. М., 1959.
  3. Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Пятигорск, 1918.
  4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с польского   В. К. Ронина. М., Высшая школа, 1990.
  5. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.
  6. Павсаний. Описание Эллады: Пер. С. П. Кондратьева. М., 1938 – 1940. Т. 1
  7. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.
  8. Холдинсворт М. Искусство в истории человека. Издание на русском языке. Пер. с итальянского О. Б. Бобровой. Флоренция, 1989.

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Уже на протяжении пятисот лет, начиная  с эпохи Возрождения, европейцы называют историю Древней Греции “золотым веком” человечества. Действительно, античная культура имела множество притягательных сторон: разумное и соразмерное человеку устройство общества, гармония человека и природы, сочетание религиозного чувства с большой свободой мышления, постоянная устремленность к красоте и  добру. Психологию этноса, свойственный ему образ мысли и чувств невозможно по-настоящему понять и оценить, не имея ясного представления о его религиозных верованиях. И греки в этом отношении отнюдь не являются каким-то исключением среди других народов Древнего мира.

       Первобытный человек находился постоянно перед лицом природы, привычки цивилизованной жизни еще не успели заслонить ее от него. Взгляд человека то очаровывался красотами природы, то поражался ее величием. Его жизнь находилась в руках природы: он ждал благодетельных туч, от которых зависела его жатва, он боялся грозы, которая могла уничтожить его труды и надежды целого года. Он каждую минуту чувствовал свою слабость и неизмеримую силу того, что его окружало, он вечно испытывал по отношению к этой могущественной природе смесь благоговения, любви и страха. По своим первым впечатлениям о внешнем мире, человек представлял его себе в виде беспорядочной республики, где боролись между собой враждебные силы. Он судил о внешних предметах по самому себе и так как чувствовал в себе свободную личность, то ему казалось, что все окружающие его части вселенной: дерево, земля, облако, речная вода и солнце – были такими же живыми, как и он сам. Человек приписывал им мысль, волю, свободный выбор поступков. Так как он чувствовал могущество и испытывал на себе их силу, то признавал их господство, молился и поклонялся им. Он сделал из них богов.

     Греки разработали оригинальную религиозную  систему, предполагавшую такое понимание  божества, которое было отличным от большинства древневосточных религий. Развитие греческой религии с самого начала шло по совершенно иному пути. Хотя, так же как и египетской, и многим другим религиям мира, ей был присущ местный характер развития. В различных местностях Греции чтились свои божества, часто связанные с местными рельефными особенностями или олицетворявшие их, от которых зависела жизнь верующих. В каждой местности или городе был свой бог-покровитель. Этот культ носил государственный характер. Религия играла огромную роль, как в частной, так и в общественной жизни греков.

       Наиболее ранними письменными источниками по данной теме являются эпические поэмы, приписываемые слепому сказителю Гомеру*, – “Илиада” и “Одиссея”. Эти произведения, считающиеся лучшими образцами эпического жанра мировой литературы, были составлены на основе сказаний, легенд, песен, устных народных преданий, восходящих еще к ахейскому времени. Поэмы долгое время передавались устно, но в VII – VI вв. до н. э. были записаны.    Поэмы Гомера являются богатейшим источником наших знаний по самым различным сторонам греческой жизни, экономики, культуры и религии. Однако чтобы использовать данные гомеровских поэм для воссоздания отраженной в них исторической действительности, требуется сложный и кропотливый анализ. Ведь каждая из поэм – прежде всего художественное произведение, в котором поэтический вымысел и историческая правда перемешаны самым причудливым образом. К тому же поэмы создавались и редактировались в течение нескольких столетий, и потому в них отразились разные хронологичес-кие пласты.

     Ценные  сведения о религиозных воззрениях греков, происхождении богов, их генеалогии и взаимоотношениях можно получить из поэмы “Теогония” беотийского поэта Гесиода*. По мнению Гесиода, боги образуют на небе или, лучше сказать, на вершинах гор, где они обитают,  настоящее небесное государство. Боги живут в раззолоченных палатах и проводят время в веселых пирах. Их страсти и понятия – те же, что и у людей. Они превосходят смертных силою, величием и красотой. Обладая телом, подобным нашему, боги подчинены одинаковым с нами потребностям. Они едят, спят, пьют и могут страдать от голода или усталости. Кровь заменена у них особой божественной жидкостью, главной составной частью которой служит небесная пища – амброзия. Их страсти сильнее, их планы обдуманнее, их кругозор обширнее, чем у людей. Поэт приписывает им чувства ненависти и любви, гнева и зависти. Они ревнивы и преследуют всякого, навлекшего на себя их вражду. Им были доступны все человеческие радости, усиливавшиеся в них превосходством их природы; равным образом они были знакомы со всеми печалями, исключая смерть.

     “У греческих богов были разные имена и прозвища. Даже один и тот же бог в разных местах изображался и почитался настолько по-разному, что можно было задуматься: точно ли он один и тот же. Кроме богов почитали и обожествленных героев. Аяксу Саламинскому приносили жертвы на Саламине, Елене и Менелаю – в Спарте, Гераклу – повсюду, но по-разному. Все это причудливое разнообразие имело очень важные последствия: оно учило греков терпимости. Никто, даже афиняне, не могли сказать: «Только мы чтим Афину правильно, а все остальные – неправильно; только наша Афина настоящая, все остальные –      не настоящие». Все были настоящие, потому что все почитались по заветам предков: значит, сама богиня хотела, чтобы ее почитали по-разному и чтобы не знали, какова она на самом деле”.**

     По  этой причине греки не удивлялись и не возмущались, что у других народов есть свои собственные боги. Центрального культа в Греции не было, но на почве культурной общности, некоторые культовые центры получили широкое, общегреческое значение. Святилища Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Эпидавре и др. получили широкую известность и пользовались почитанием во всей Греции. Для древних греков слово “религия” не имело того значения, какое оно имеет для современного человека, это слово означало – обряды, церемонии, внешние приемы богослужения. Греки не искали внутреннего смысла этих верований и обрядов; им не приходилось задумываться над ними и стремиться понять их. Религиозная доктрина имела для них мало значения; главное заключалось в религиозных обрядах, бывших действительно обязательными и требовавших неуклонного исполнения. Все эти священные обряды были завещаны предками, испытавшими на себе их действенность. Никакие нововведения в этом случае не могли иметь места. Следовало полагаться на то, как поступали предки, и высшее благочестие заключалось в том, чтобы следовать их примеру.

     Если  сами верования изменялись, то это  было не особенно важно; они могли свободно видоизменяться в течение столетий и принимать тысячи различных форм, под влиянием размышлений мудрецов или по воле народного воображения; но самое важное заключалось в том, чтобы не предавались забвению священные формулы и не изменялись установленные обряды. Нападения, которым религиозные мифы подвергались, например, в театрах, не имели особого значения. На богов не смотрели как на беспредельно всемогущих, стоящих выше всех человеческих посягательств; подвергнуть сомнению их божественное совершенство было гораздо менее опасно, чем отнестись отрицательно к какой-нибудь подробности из национальных преданий. Общеобязательных догматов греческая религия не знала, но нельзя было уклоняться от исполнения обрядов в честь бога-покровителя, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание.

     Эллины  никогда не отделяли религиозной  власти от государственной. Такое отличие никогда не казалось им желательным. Народное собрание, заседания Совета и Ареопага открывались жертвоприношениями. Ораторы обращались в начале своих речей с воззванием к богам-покровителям. Многие предписания гражданских законов всегда оставались под охраной богов. Коммерческий договор или установление мер и весов находились под покровительством особого божества; священный характер монет не подлежал сомнению до самой македонской эпохи. Образчики весовых гирь хранились в храмах; таблицы мер, находимые в настоящее время, сопровождаются надписями, доказывающими их священный характер.

     Особенности религиозного сознания греков были связаны с тем, что Эллада никогда не знала деспотической власти царей. На скудных землях материковой Греции бессмысленно было создавать крупные царские хозяйства, основанные на труде тысяч подневольных людей, как это происходило в Египте и Междуречье. Государство не стало у Греков сложным и хорошо отлаженным хозяйственным механизмом – напротив оно сохранило все основные черты общинной организации, основанной на равенстве ее членов. Сохранение полисного строя избавило эллинов от необходимости подстраивать свои верования под требования сильной централизованной деспотии. Характер греческой религии,  простота культовых обрядов, проведение религиозных церемоний выборными магистратами исключали возможности складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры, ее более быстрое и интенсивное развитие. 

     Религия была органической частью греческой культуры и оказывала на ее состояние и структуру большое влияние. Уникальным по богатству материала для воссоздания истории культуры Греции всех эпох является сочинение Павсания* “Описание Эллады”. Павсаний подробно описывает тысячи храмов, святилищ, архитектурных комплексов, остатки построек, статуи, картины, включает в эти описания сказания и мифы (многие из них сохранились лишь у Павсания), связанные с теми или иными памятниками. Так же, как и у других народов древности, греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственности, формы и направление художественного творчества, его разных проявлений в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке. Греческая цивилизация была в такой же степени религиозным феноменом, как феноменом эстетическим или социально-политическим.

Информация о работе Греческая религия как социокультурный феномен