Греческая религия как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание

Ценные сведения о религиозных воззрениях греков, происхождении богов, их генеалогии и взаимоотношениях можно получить из поэмы “Теогония” беотийского поэта Гесиода. По мнению Гесиода, боги образуют на небе или, лучше сказать, на вершинах гор, где они обитают, настоящее небесное государство. Боги живут в раззолоченных палатах и проводят время в веселых пирах. Их страсти и понятия – те же, что и у людей. Они превосходят смертных силою, величием и красотой. Обладая телом, подобным нашему, боги подчинены одинаковым с нами потребностям. Они едят, спят, пьют и могут страдать от голода или усталости.

Содержание

Введение
1. Система духовных ценностей Древней Греции
1.1 Важнейшие божества греческого пантеона
1.2 Мифы о героях греческого эпоса
1.3 Храмы и статуи греческих богов
1.4 Характер греческой религии
2. Важнейшие религиозные празднества
и их роль в общественной жизни Эллады
2.1 Панафинеи
2.2 Анфестерии и Дионисии
2.3 Олимпийские игры
2.4 Элевсинские таинства
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Феномен_греческой_религии.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

     Цель  данной работы – рассмотреть греческую  религию как социокультурный феномен. Для выполнения поставленной цели автором предпринята попытка на основании имеющихся сведений из различных источников и литературы представить целостную картину духовного развития древнегреческого общества и определить роль религии в этом сложном процессе. Работа состоит из двух глав. В первой главе говорится о зарождении и развитии греческой религии, ее характере и особенностях в сравнении с другими религиями древнего мира. Здесь также рассматривается пантеон греческих богов, основные мифы о героях греческого эпоса. Вторая глава содержит описание важнейших религиозных празднеств Греции, под влиянием которых возникли выдающиеся культурные явления, обогатившие всемирный процесс культурного творчества многими плодотворными идеями, образами, шедеврами, которые вошли в сокровищницу человечества и послужили исходным пунктом развития направлений культурной жизни последующих поколений. 

 

     1. СИСТЕМА ДУХОВНЫХ  ЦЕННОСТЕЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

     1.1. Важнейшие божества греческого пантеона

      По Гесиоду*, вначале существовал лишь вечный безграничный темный хаос. В нем заключался источник жизни. Из хаоса произошла земля. Могучая благодатная земля – Гея породила беспредельное голубое небо – Уран. И раскинулось небо над землей, гордо поднялись к нему высокие горы, рожденные землей, и широко разлилось вечно шумящее море. Уран воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Гею. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих грозных титанов – было у Урана и Геи. Кроме титанов породила могучая Гея  трех великанов. Против их ужасной силы ничего не могло устоять. Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра земли. Страдала их мать Гея и убеждала детей своих, титанов, восстать против отца. Но боялись они поднять на отца руку. Только младший из них коварный Кронос хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

     Он  боялся, что против него восстанут  его дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Поэтому, он приказал своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу своих детей. Уже пятерых проглотил Кронос: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Спастись удалось лишь младшему – Зевсу. Он вырос на острове Крит. Его вскормила молоком божественная коза Амалфея. Выросши, он восстал против Кроноса, низверг его и заставил извергнуть проглоченных им его братьев и сестер. Потом была великая война богов-детей с богами-отцами – Титаномахия. Младшие боги одержали вверх, поселились на горе Олимп и начали править миром.

     Всего насчитывалось двенадцать богов-олимпийцев:

     Гестия, Гера, Гермес, Деметра, Арес, Артемида,

     Зевс, Афродита, Гефест, Аполлон, Посейдон и Афина.

Список олимпийских богов был нетвердый, в него то и дело включался, например, Дионис вместо Ареса или Гефеста. И список этот был неполный, в нем не были названы бесчисленные божества природы, часто гораздо более близкие к человеку. В каждой речке жила своя наяда, в каждом дереве – дриада, в каждой скале – ореада.

     Самый могущественный из богов громовержец  Зевс стал владыкой неба. С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает порядок и законы на земле. В руках Зевса судьба людей. Два больших сосуда у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям. Горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов.

     Брат  Зевса, Посейдон, стал владыкой моря и покровителем коней. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Третий брат Аид стал владыкой подземного царства. Подземное царство Аида и Персефоны (или Коры) окружено ядовитой рекой Стикс. Катят там свои волны, дающие забвение всего земного воды реки Лета. По мрачным полям царства Аида носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь, без света и без желания. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый пес Цербер сторожит выход из подземного царства.

     Три богини были сестрами Зевса – богиня неба, покровительница брака и супружеской любви Гера, ставшая его женой; богиня плодородия Деметра, мать Персефоны, которую похитил в жены Аид; богиня жертвенного огня и домашнего очага – тихая Гестия, покровительница городов и государства. Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен. Гера царит на высоком Олимпе, повелевает она, как и муж ее Зевс, громами и молниями. Богиня Гера покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство. Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в лесах, ни на лугах, ни на пашнях. Деметра щедрой рукой сыплет свои дары людям и награждает труд земледельца богатым урожаем. В честь богини Деметры построен храм в Элевсине, где сама богиня учредила празднества.

     Семеро  богов были детьми Зевса. Родившаяся из его головы богиня мудрости Афина по своему происхождению являлась древним божеством –  покровительницей городов и городских укреплений. Другое ее имя – Паллада означает "Потрясательница копья". По классической мифологии, Афина выступала как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении. Богиня охоты Артемида, покровительница лесов и зверей, попечительница рожениц и сестра-близнец Аполлона – одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно полагают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где она считалась покровительницей плодородия. В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей – ланью.

     Чрезвычайно сложный и неясный образ представляет собой бог солнца и солнечного света Аполлон, которому в греческой мифологии и религии принадлежало весьма видное место. В Пелапонессе Аполлон считался пастушеским божеством. Около Фив почитали      Аполлона Исмения. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание и очищение от всякой скверны. Бог-целитель Асклепий, являвшийся сыном Аполлона, сложился на чисто греческой почве. Люди почитали Асклепия за его врачебное искусство. Он не только исцелял болезни, но даже возвращал умерших к жизни. Бог вина и виноделия Дионис, покровитель поэтического вдохновения и театрального искусства ходит по свету с веселой толпой, украшенных венками менад и сатиров. Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его спелых гроздей вино. Среди свиты Диониса часто можно видеть сына Гермеса, бога пастухов Пана. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Пан не остался жить на Олимпе и ушел в тенистые леса и горы, где пасет стада, играя на звучной свирели.

     Бог-вестник  Гермес с быстротой мысли переносится с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях. Он покровительствует путникам при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь, в печальное царство Аида. Гермес – покровитель дорог, путников и торговли. Он посылает людям богатство. Гермес изобрел числа, азбуку и обучил всему этому людей. Бог-кузнец Гефест, сын Зевса и Геры, родился на Олимпе слабым и хромым ребенком. Великая Гера пришла в гнев, когда увидела сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз. Он нашел приют у морских богинь, которые воспитали его. Он вырос дивным мастером  и стал покровителем огня и кузнечного ремесла. Афродита стала его супругой. Покровитель военного искусства Арес, заимствованный у фракийцев стал у греков неистовым богом войны. Он является еще одним сыном Зевса и Геры. Сердце свирепого Ареса радуют только жестокие битвы.

     Только  одна олимпийская богиня принадлежала к старшему поколению небожителей – это дочь Урана, олицетворение красоты и вечной юности богиня Афродита, родившаяся из белоснежной морской пены. Первоначально была богиней неба, посылающей дождь. В мифе об Афродите и на ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астарты. Бог любви Эрот – ее сын. Кроме того, над миром продолжает ходить солнечный титан Гелиос, а вокруг мира плещется морской титан Океан. Некоторые из греческих богов представляют собой более или менее абстрактные образы – олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос – непосредственное олицетворение богатства, Немезида – богиня возмездия, Фемида – богиня правосудия, Мойры – богини судьбы, Ника – богиня победы и это далеко не все божества греков.

    1.2. Мифы о героях греческого эпоса

     Кроме богов мир населяют еще и маленькие  люди. Их вылепил из глины титан  Прометей, дал им жизнь, научил всем знаниям. Прометей похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им. За это разгневанный Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к скале; ежедневно прилетавший орел терзал печень прикованного титана, а людей Зевс едва не погубил всемирным потопом. Но из потопа спасся и вновь заселил землю герой Девкалион. Девкалион и его жена Пирра – единственные люди, спасшиеся на корабле во время потопа. После остановки корабля на Парнасе по совету Фемиды оба бросили позади себя кости Матери-Земли – камни, из которых возникли мужчины и женщины – новое поколение людей.

     Вскоре  отношение Зевса к роду человеческому  переменилось. На страх олимпийских богов в недрах земли вырастало новое поколение богов – гиганты. Зевсу удалось открыть спасительную тайну: боги-олимпийцы сумеют одержать победу над мятежом гигантов, если им помогут маленькие люди. Боги стали сходиться со смертными женщинами, и те рожали от них детей, смертных, но сильных, как полубоги. Их стали называть героями.

     В Фивах рассказывали о герое  Кадме, основателе греческих Фив (древней Кадмеи). Кадм, сын Агенора, вместе с другими братьями был послан отцом на поиски похищенной Зевсом Европы. После долгих неудачных поисков он обратился к Дельфийскому оракулу и получил указание прекратить странствия, а следовать за коровой, которую он встретит при выходе из святилища: где она ляжет, там Кадм должен основать город.

       В Аргосе рассказывали о герое Персее, сыне Зевса и Данаи, дочери царя Аргоса, который на краю света отрубил голову чудовищной Горгоне, от чьего взгляда люди обращались в камень. Прилетев по воздуху на остров Горгон, Персей убил горгону Медузу, глядя на ее отражение в своем блестящем щите, и скрылся от других Горгон с помощью шапки-невидимки. В Эфиопии, где свирепствовало страшное морское чудовище, Персей, используя силу взгляда Медузы, убил его и освободил Андромеду, дочь царя Эфиопии, отданную им в жертву чудовищу, опустошавшему страну. Согласно мифу, после смерти Андромеда превратилась в созвездие.

     В Афинах рассказывали о герое Тесее, который на Крите убил быкоголового людоеда Минотавра, сидевшего во дворце с запутанными переходами Лабиринте. Афиняне обязаны были, по требованию критского царя Миноса, каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. В тайне от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, он привязал у входа конец нити и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных.

     Герой Ясон отправился в Колхиду добывать “золотое руно” – шерсть золотого барана, сошедшего с небес – которое охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти пламя. Ясон построил корабль “Арго”, по имени которого участники этого, по преданию, первого дальнего плавания древности были названы аргонавтами. С помощью волшебницы Медеи Ясон, преодолев все препятствия, завладел “золотым руном” и доставил его в Грецию.

     Герой Дедал –  искусный зодчий, изобретатель столярных инструментов и мастерства покорил небо. Он построил лабиринт для Минотавра по приказу критского царя Миноса. Ариадне Дедал помог освободить Тесея из лабиринта – дал ей клубок ниток. Узнав об этом, Минос заключил мастера в лабиринт вместе с сыном Икаром, откуда их освободила жена Миноса Пасифая. На крыльях из перьев, скрепленных воском, он улетел из критского плена в родные Афины. Его сын Икар, поднявшийся слишком близко к солнцу (от лучей которого воск растаял), упал в море и погиб.

     Ахилл (Ахиллес) – один из самых сильных и храбрых героев  греческой мифологии; он воспет в “Илиаде” Гомера – эпической поэме, написанной на основе преданий о Троянской войне. Гнев Ахилла, оскорбленного верховным вождем Агамемноном – основной мотив, организующий сюжетное единство поэмы. Будучи обижен вождем ахейцев Агамемноном, Ахилл долгое время не принимает участия в битве, вследствие чего ахейцы не могли одолеть троянцев, а потом, разгневанный убийством своего друга Патрокла, которого он послал, на помощь ахейцам, Ахиллес обрушивается на троянцев и, в конце концов, убивает самого храброго их вождя Гектора. Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса.

Информация о работе Греческая религия как социокультурный феномен