Греческая религия как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание

Ценные сведения о религиозных воззрениях греков, происхождении богов, их генеалогии и взаимоотношениях можно получить из поэмы “Теогония” беотийского поэта Гесиода. По мнению Гесиода, боги образуют на небе или, лучше сказать, на вершинах гор, где они обитают, настоящее небесное государство. Боги живут в раззолоченных палатах и проводят время в веселых пирах. Их страсти и понятия – те же, что и у людей. Они превосходят смертных силою, величием и красотой. Обладая телом, подобным нашему, боги подчинены одинаковым с нами потребностям. Они едят, спят, пьют и могут страдать от голода или усталости.

Содержание

Введение
1. Система духовных ценностей Древней Греции
1.1 Важнейшие божества греческого пантеона
1.2 Мифы о героях греческого эпоса
1.3 Храмы и статуи греческих богов
1.4 Характер греческой религии
2. Важнейшие религиозные празднества
и их роль в общественной жизни Эллады
2.1 Панафинеи
2.2 Анфестерии и Дионисии
2.3 Олимпийские игры
2.4 Элевсинские таинства
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Феномен_греческой_религии.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

     Слава и жизненные блага издревле считались  у греков даром богов. Поэтому победа на Олимпийских играх всегда расценивалась как знак особого благоволения божества к победителю. Основная цель любого соревнования заключалась еще и в том, чтобы определить, кто из участников состязания более всего угоден богам. А поскольку за каждым атлетом, выходившим на игры, стоял его родной полис, то одновременно решался вопрос, какие из городов Эллады в данный момент пользуются наибольшим расположением небожителей. Праздник продолжался пять дней. Второй, третий и четвертый дни были посвящены играм на ристалище и ипподроме.

     Начинались  игры с юношеских состязаний, утром  следующего дня происходил бег взрослых, а после полудня – борьба и кулачный бой. Утро третьего дня предназначалось для конных ристалищ, а после полудня – для пятиборья и бега с оружием. После каждого состязания вестник провозглашал имя победителя, его отца и его отечества. Атлет или владелец колесницы приближался к судьям, которые вручали ему пальмовую ветвь. Затем родственники, друзья, соотечественники, знакомые и незнакомые почитатели приветствовали его, осыпали цветами и поднимали на плечи. Раздача наград происходила в последний день праздника. Первоначально раздавались драгоценные вещи, треножники, дорогие материи. Впоследствии вручались простые венки из ветвей дикого оливкового дерева, украшенные лентами. Дерево, поставлявшее эти венки, было посажено по преданию Гераклом и росло возле главного храма Зевса. В этом же храме происходила и сама церемония награждения. В присутствии должностных лиц и жрецов Элиды, перед лицом представителей всех греческих стран, элладоники возлагали венки на головы победителей.

     Вслед за этим составлялась процессия. Новые  олимпионики в сопровождении гражданских и религиозных властей, делегаций от различных государств и даже статуй богов спускались в Алтис, где их ждала, трепетавшая от восторга толпа. Они медленно шествовали под звуки флейт и песен, за ними гарцевали лошади, кобылицы и жеребята, одержавшие победу. Кортеж приближался к алтарям двенадцати богов, здесь олимпионики приносили жертвы и воздавали благодарственные моления. Затем процессия направлялась к Пританею, где приготовлялось большое пиршество. На пир победителей приглашались все привилегированные лица Олимпии, чиновники, жрецы, проксены и феоры.

     Слава победителей получала окончательную  санкцию с того момента, когда их имена вносились в списки олимпиоников. С VI в. победители получили право посвящать от своего имени какую-нибудь статую в Алтис. Самое драгоценное имущество, говорила одна пословица, это – золотая статуя в Олимпии. Возвращение победителя в его отечество представляло собой ослепительное торжество. Годовщину этого события праздновали в течение долгого времени. Ничто не могло сравниться с гордостью олимпионика. Он занимал место в рядах первых людей своего времени, становился важным человеком, иногда вмешивался в качестве посредника в международные дела и мог не сомневаться, что имя его будет упоминаться в истории. Вокруг этих имен создавались легенды, иногда греки даже воздавали божественные почести этим людям.

     2.4. Элевсинские таинства

     Наряду  с публичными отправлениями национального  и народного богослужения, в Греции существовали тайные религиозные церемонии, которые назывались таинствами. Они относились преимущественно к культу Деметры, Персефоны и Диониса, т.е. к группе божеств, связанных с землей. Причина этого очень понятна. Для человека ничто не могло быть таинственнее земли, являвшейся одновременно источником всякой производительности и жизни и общей могилой для всех существ. Таким образом, по мнению греков, эти божества должны были обладать тайной жизни и смерти. Эту тайну греки, без сомнения, приходили узнавать в Элевсин.

     Для участия в этих особых обрядах  необходима была известная подготовка. Можно было войти в число посвященных только постепенно. Существовала строго определенная градация: с одной стороны, в виде перехода от малых таинств к большим, которые разделялись между собой промежутком в семь месяцев, и, с другой стороны, от больших таинств к таинствам эпоптии, между которыми проходил по меньшей мере год. В течение долгого времени подобная привилегия предоставлялась только афинским гражданам. Позднее, когда к таинствам допускались все греки, это допущение всегда обуславливалось некоторыми нравственными требованиями.

     В малых таинствах участвующие подвергались первоначально воспитательному воздействию. Оно заключалось, прежде всего, в очищении, способ которого нам неизвестен, но которое, по всей вероятности, было нравственным очищением, необходимым для посвященных. Великие таинства или элевсинии, праздновавшиеся каждый год во второй половине сентября, продолжались не менее двенадцати дней, они разделялись на две различные части, праздновавшиеся последовательно в Афинах и в Элевсине. Все эти обряды мало известны нам, но можно догадываться, что они соответствовали главным событиям мифа о Деметре и Персефоне.

     Деметра, разыскивая свою дочь, похищенную Аидом, девять дней ходила по земле, не принимая никакой пищи и ничем не утоляя жажды. Только на десятый день она согласилась выпить смесь воды, мяты и меда, называвшуюся кикей. Обряды, следовавшие один за другим в святилище, были двоякого рода: действия и зрелища. Между действиями одно из важных заключалось в том, что посвященные прикасались к некоторым священным предметам и угощались божественной пищей. Жрецы произносили перед ними священные формулы, таинственные слова, заключавшие в себе особую силу. Что касается зрелищ, то они имели целью представить наглядно сам миф о двух великих богинях, причем эта элевсинская драма была мимической драмой, безмолвные сцены которой, изображаемые жрецами, проходили перед зрителями в виде ряда живых картин.

     Отсутствие  всякого человеческого звука  усиливало их эффект. Эти сцены  не сопровождались догматическими поучениями, они действовали непосредственно на зрение и таким образом производили впечатление на воображение и на сердце. Изображение преисподней, где находилась Персефона после похищения, волшебная картина ее возвращения к свету и радости Олимпа вызывали в душе посвященных тревогу об их собственной участи. Принимая участие в таинствах, они надеялись смягчить подземные божества; почести же, воздававшиеся им при жизни, были средством обеспечить их благосклонное отношение к себе после смерти. У многих авторов встречаются намеки на блаженное состояние, ожидающее в Аиде души посвященных. “Сократ, например, утверждает, что таинства доставляют “самые сладкие надежды не только для конца этой жизни, но и еще для всех будущих веков”. “Утверждают, – писал позднее Диодор Сицилийский, –  что участвовавшие в таинствах становятся набожнее, честнее и лучше во всех отношениях, чем они были раньше”.*

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Изучив  тему греческой религии, мы пришли к выводу, что на общем фоне культурной истории Древнего мира  греческая религия была явлением столь же своеобразным и даже уникальным, как и вся греческая цивилизация. Духовная культура и, прежде всего, религия была основой всего политического и социально-экономического развития этого народа. Эллины меньше, чем их соседи на Востоке, боялись мира неведомых сил. Жители Эллады больше всего любили неторопливые беседы и длинные рассказы о героях и богах, ведь человек, знавший историю того или иного бога уже избавлялся от частички страха перед ним. Чем более связными и длинными становились такие истории – мифы, – тем  увереннее чувствовал себя в этом мире человек.

     Греки обрели невиданную свободу в обращении с миром таинственных сил, распоряжающихся человеческой судьбой и смогли наметить границу между разумом и мифом, между человеком и природой. Человек перестал быть игрушкой в руках равнодушных богов. Богатая греческая мифология, сложившаяся еще в архаический период, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов и героев между собой и с людьми, создало огромный арсенал мифологических образов. Миф был их великим учителем во всех сферах духовной жизни, по мифам они изучали нормы морали и правила поведения. Мифологические образы стали отправной точкой для разработки художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил природы, и послужили основой для создания замечательной греческой литературы.

     Греция  никогда не была единым государством в нашем понимании. У греков не было единых законов и общей армии. Связующим звеном между разрозненными территориями были их религиозные представления и участие в общегреческих религиозных празднествах, таких как Олимпийские игры в честь Зевса Олимпийского, Истмийские игры в честь бога Посейдона, Пифийские игры в честь Апполона. Кроме того, непременной частью религиозного культа  было почитание главного божества каждого полиса в форме торжественных шествий граждан и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. Участие в торжественной процессии, жертвоприношении, гимнастических состязаниях и театральных сценках основной массы граждан придавало празднеству всенародный характер, делало его важным общественным событием.

     Растущая  популярность театральных представлений  привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозным и общественных празднествах, но со временем отделились от религиозных церемоний как таковых и превратились в самостоятельный вид искусства. Греческие театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько   десятков тысяч мест. Театральные представления стали органической частью повседневной жизни греков. В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов: Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана. Их творчество стало замечательным художественным открытием древнего мира, определившим многие направления дальнейшего развития мировой литературы.

     Греческие мастера создали большое количество храмов и скульптур, которые по сей день потрясают наше воображение. Греки могли передавать в твердом материале многие оттенки человеческих состояний, их статуи полны жизни и движения. Свободный дух греков помог им увидеть всю прелесть человеческого лица и фигуры, лишенных страха и просветленных работой мысли. Греческими скульпторами были созданы шедевры, которые считаются жемчужинами мирового искусства. Статуя Мирона “Дискобол”, скульптура Зевса, выполненная Фидием для храма Зевса в Олимпии, его статуи Афины-Девы для афинского Парфенона и Афины Воительницы для афинского акрополя, изображение летящей Ники Пеония, статуя Аполлона Бельведерского Леохара, статуя Афродиты Милосской – вот некоторые всемирно известные шедевры, созданные греческим гением. Ни одна из знаменитых греческих статуй в оригинале до нас не дошла. И все же мы их знаем. Дело в том, что сохранились их копии, подчас довольно многочисленные: богатые люди любили украшать свои дома и дворы копиями знаменитых скульптур. По этим копиям мы можем судить о древних оригиналах.

     Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность разных сторон ее направлений, создание шедевров и плодотворных идей, вошедших в сокровищницу мировой цивилизации, выделяет феномен древнегреческой культуры среди многих других национальных культурных систем. Влияние греков на последующее развитие народов Средиземноморья в период Римской империи, европейской, а затем и мировой цивилизации весьма значительно. Целый ряд достижений древних греков вошли в структуру современной цивилизации как ее органическая и неотъемлемая часть. Поставленная греческими поэтами проблема места человека в мире и обществе, стала вечной темой мирового искусства. Крылатые выражения из греческих мифов, такие как: “ахиллесова пята”, “ящик Пандоры”, “дамоклов меч”, “троянский конь”, “яблоко раздора” и др. –  прочно вошли в современные языки народов мира. Идея спортивных состязаний, в которых принимают участие спортсмены всех стран мира, оказалась очень привлекательной для человечества. Олимпийские игры – крупнейшее мировое событие в жизни современного общества.

     По этим причинам тема греческой религии, игравшей огромную роль в развитии древнегреческой культуры, является очень интересной и актуальной для современного человека. 
 
 


Информация о работе Греческая религия как социокультурный феномен