Хрущев и его время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:35, контрольная работа

Описание

Период 50-х—первой половины 60-х годов является исключительно важным в отечественной истории, существенно повлиявшим на дальнейшее развитие государства и общества. В данной работе мы рассмотрим основные изменения, произошедшие в период так называемой «оттепели», и постараемся сделать выводы о положительном или же негативном их влиянии на постсталинское общество.

Содержание

Введение __________________________________________________________________________3
Глава 1. Изменения в политической системе СССР ______________________________________5
1.1. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина _________________________________________5
1.2. XX съезд КПСС _________________________________________________________________6
1.3. Реабилитация____________________________________________________________________7
1.4. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций _________8
Глава 2. Социально-экономические реформы____________________________________________11
2.1. Аграрная реформа _______________________________________________________________11
2.2. Изменения в промышленности и науке. _____________________________________________14
2.3. Реформа образования. ____________________________________________________________17
2.4. Изменения в общественном сознании. Культура и идеология. __________________________18
Глава 3. Международные отношения. Расстановка сил на мировой арене:
появление новой Сверхдержавы. _____________________________________________________23
3.1. Кубинский кризис 1962 года. Мир на грани войны. ___________________________________23
3.2. Взаимоотношения с Китаем ______________________________________________________25
3.3. СССР и Югославия_____________________________________________________________ 26
3.4. Политика СССР в отношении восточноевропейских стран.____________________________ 27
Заключение ________________________________________________________________________29
Список использованной литературы ___________________________________________________31

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 90.96 Кб (Скачать документ)

XX съезд КПСС вслед за реабилитацией  репрессированных при Сталине  партийных и государственных  деятелей положил начало широкой  массовой реабилитации миллионов  простых советских людей и  целых народов. 

    1. Реабилитация.

К XX съезду КПСС число реабилитированных  было незначительным. В то же время  именно накануне съезда усилился процесс  освобождения политических заключенных  по амнистии. Если на 1 января 1954 г. численность  политзаключенных составляла 475 тыс. человек, то к 1 января 1956 г. она сократилась  до 114 тыс. Одновременно значительно  расширился круг реабилитированных  лиц. За период 1956 — 1961 гг. было реабилитировано  почти 700 тыс. человек (т. е. в 100 раз больше, чем за 1953 — 1955 гг.). Это означало не только их освобождение, но и возвращение  им честного имени.

За 1956 — 1958 гг. были реабилитированы  не только многие тысячи простых коммунистов  и беспартийных, но и ряд видных деятелей армии, партии: В. Блюхер, М. Тухачевский, И. Якир, С. Косиор, П. Постышев, Я. Рудзутак, В. Чубарь, Р. Эйхе и др.

В то же время кампания по реабилитации имела и свои пределы. Она не коснулась  тех деятелей партии, которые представляли альтернативные варианты развития страны в 20-е и 30-е гг., — Н. Бухарина, Г. Зиновьева, Л. Каменева, А. Рыкова, Л. Троцкого и др. А к тем их соратникам, которые отбывали заключение или  ссылку даже во второй половине 50-х  гг., ни амнистия, ни реабилитация также  не применялись. Более того, в ряде случаев, когда вдохновленные решениями XX съезда КПСС недавно освобожденные  и восстановленные в партии старые большевики требовали пересмотра дела указанных лиц, их вновь исключали  из партии и направляли в ссылку. По мере же «закручивания гаек» хрущевским руководством ослабевала и волна  реабилитации.

Тем не менее происходившие перемены в стране привели и к изменению  законодательной базы карательной  практики и изменению режима содержания заключенных. Реорганизации подверглась  система лагерей (ставших «исправительно-трудовыми  колониями»), органов госбезопасности. А в декабре 1958 г. были приняты  обновленные «Основы уголовного законодательства», отменившие наиболее одиозные положения сталинского  уголовного кодекса (в частности, было упразднено понятие «враг народа», был повышен с 14 до 16 лет возраст  наступления уголовной ответственности, запрещено применять угрозы и  насилие для получения признания  во время следствия, непременным  условием было присутствие обвиняемого  на суде, а также его защита адвокатом).

    1. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.

Одним из наиболее масштабных преобразовательных проектов хрущевского периода является попытка перестройки партийных, советских, профсоюзных и комсомольских  органов в соответствии с производственным принципом, осуществленная в 1962–1964 годах. Из всех разнообразных, многочисленных реорганизаций того времени ее можно отнести к наиболее крупной, затронувшей всю структуру социально-экономической жизни. В ней наиболее полно отразились все те неустойчивые и спонтанные подходы, которые преобладали в период «оттепели», определяя зигзаги развития советской экономики. Если говорить о принятии этого решения с точки зрения хронологии событий, то его следует назвать неожиданным. На XXII съезде партии, прошедшем всего лишь год назад и утвердившем новый Устав КПСС, вопрос о разделении партийных организаций по отраслевому принципу не рассматривался и поэтому вряд ли можно было полагать, что вскоре после съезда будет проведена столь серьезная реорганизация, не только не предусмотренная Уставом КПСС, но и противоречащая ему.

Эта реорганизация вызывалась стремлением  усилить партийное руководство  промышленностью и сельским хозяйством. КПСС считала своей непосредственной функцией, обязанностью руководить экономикой. В партийных комитетах имелись  структурные подразделения, которые  функционально занимались хозяйственными вопросами. XX съезд КПСС повышал  требования к партийным организациям и кадрам за руководство народным хозяйством. В докладе ЦК КПСС отмечалось, что есть, «с позволения сказать, партийные  деятели, которые считают, что одно дело — партийная работа и другое — хозяйственная и советская  работа. От подобных «деятелей» можно  даже услышать жалобы, что их отрывают от так называемой, чисто партийной  работы и заставляют изучать экономику, технику, производство. Такое понимание  задач партийной работы в корне  неправильно и вредно». И далее: «Необходимо идти по линии приближения  партийного руководства к производству с тем, чтобы до конца ликвидировать  обезличку в нашей работе».6

Объявленный после смерти Сталина  курс на демократизацию жизни общества, несмотря на свою относительность, получил  дальнейшее развитие после XX съезда.

Были расширены права союзных  республик в экономической и  правовой сферах. В январе 1957 г. Верховный  Совет СССР восстановил национальную государственность балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского, чеченского народов.

В 1957 г. началась ликвидация отраслевых министерств и создание на местах территориальных советов народного хозяйства, что способствовало укреплению позиций региональной номенклатуры. Тогда же было принято постановление ЦК КПСС об улучшении деятельности Советов. Не меняя их подчиненного положения по отношению к партийным органам, ЦК рекомендовал меньше опекать их, расширять права в хозяйственной деятельности, организации жилищного, культурно-бытового, дорожного строительства.

В 1957 г. произошла реорганизации  ВЦСПС, были расширены права первичных  профсоюзных организаций, сокращен штатный аппарат. То же самое происходило  в комсомоле.

XXI съезд КПСС (январь — февраль  1959 г.) сделал вывод о полной  и окончательной победе социализма  в СССР и объявил о начале  развернутого строительства коммунизма. На очередном, XXII съезде правящей партии (октябрь 1901 г.) была принята и новая Программа КПСС, давшая теоретическое обоснование и наметившая конкретные этапы построения в СССР коммунизма к 1980 г.

Для этого предстояло решить следующие  задачи: построить материально-техническую  базу коммунизма (обеспечив первое место в мире по производству продукции  па душу населения и самый высокий  в мире жизненный уровень); перейти  к коммунистическому самоуправлению, сформировать нового, всесторонне развитого  человека.

Тогда же были предприняты шаги по перестройке самой партии. Впервые  за долгие годы в новый Устав КПСС, принятый на XXII съезде, были внесены  положения о возможности проведения внутрипартийных дискуссий; о ротации  партийных кадров в центре и на местах; о расширении прав местных  партийных органов; о недопустимости подмены партийными организациями  государственных органов и общественных формирований. Особо был подчеркнут пункт о выдвижении руководящих  кадров исключительно на основе их деловых качеств. Подчеркивалась необходимость  того, чтобы «аппарат партийных органов  сокращался, а ряды партийного актива увеличивались».

В 1962 — 1964 гг. по решению XXII съезда КПСС велась разработка новой Конституции  СССР, которая должна была закрепить  ряд принципиально новых положений: о перерастании государства диктатуры  пролетариата в общенародное, о допущении  на «переходный период к коммунизму»  мелкой индивидуальной собственности; о новых формах непосредственной демократии; о существенном расширении прав союзных республик и др.

Даже эти робкие, часто непоследовательные шаги Хрущева вызывали тревогу и  опасения у тех, чьи интересы оказались  задеты в результате реформ.  Против них активно выступал партийный  аппарат (не только вернувший свои позиции  после падения Берии, но и еще  более укрепивший их при Хрущеве), не боявшийся уже остановленной  репрессивной машины и желавший стабильности своего положения. Его интересам  никак не отвечала введенная XXII съездом  КПСС система обновления партийных  кадров и перевод на общественные начала больших участков партийной  работы. К ним примыкали представители  госаппарата, влияние которого ослабло  с упразднением отраслевых министерств. Серьезное недовольство значительным сокращением армии высказывали  военные. Росло разочарование у  интеллигенции, не принимавшей «дозированной  демократии». Усталость от шумных политических кампаний ощущали и трудящиеся как  в городе, так и на селе.

Все это в итоге привело к  тому, что в октябре 1964 г, без особых усилий и противодействия кого бы то ни было, вполне демократическим  путем Хрущев был обвинен в  «волюнтаризме и субъективизме», отстранен от руководства партией  и страной и отправлен на пенсию Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. —  генеральным секретарем) был избран Л. И. Брежнев, Председателем Совета министров СССР стал А. Н Косыгин.

Таким образом, в результате преобразований 1953 — 1964 гг. тоталитарный политический режим лишь дал трещину и продолжал  свое существование в слегка измененном виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социально-экономические  реформы.

2.1. Аграрная реформа:

Если взглянуть на индексы развития сельскохозяйственного производства в СССР в 1949—1963 годы, т. е. в период с момента восстановления довоенного уровня и до кануна отправки Хрущева  на пенсию, отчетливо бросаются в  глаза три этапа в динамике этих показателей. Первый — 1949—1953 годы, когда сельское хозяйство росло  чрезвычайно медленно. Второй этап — 1954—1958 годы, когда кривая роста  сельскохозяйственного производства круто взметнулась вверх. И, наконец, третий этап — 1959—1963 годы, когда динамика сельскохозяйственного производства вновь стала упала.7

Новый курс с самого начала представлял  собой компромисс между двумя  основными подходами к решению  аграрных проблем. Первый, с которым идентифицировал себя Г. М. Маленков, исследователи с большой долей условности называют «нэповским», второй — «индустриальным».8 Его инициатором был Н. С. Хрущев. Содержание второго подхода сводилось к следующему: сельское хозяйство нуждается, в первую очередь, в новой технике, в новых технологиях, в новых кадрах. Соединение этих трех элементов в рамках социалистической системы хозяйствования должно было обеспечить его реальный и долговременный прогресс. То, что предлагал Г. М. Маленков можно назвать уступкой обстоятельствам, своего рода отступлением, поэтому руководство вымеряло каждый шаг, опасаясь пересечь границы дозволенного. Противоречивость «нэповского» варианта аграрной политики вполне очевидна. В малых дозах он обещал ограниченный эффект, а в больших — нес в себе угрозу социалистическим институтам, возвращая в деревню частнопредпринимательский уклад. Самые первые шаги в реализации нового курса показали, что крестьяне делают выбор в соответствии со своим интересом, чем доставляют хлопоты многочисленному начальству.

Хрущев, надо отдать ему должное, по происхождению, да и по интересам, всегда был ближе к нуждам крестьян, чем  кто-либо из других высших политических руководителей. На Пленуме ЦК Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства. С позиций  сегодняшнего дня они могут показаться недостаточными, но тогда они имели  немалое значение. Были увеличены  закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда  колхозников (до этого расплата с  ними производилась лишь один раз  в год) и т.д. Хрущев осудил практику существования слабых хозяйств за счет передачи им средств сильных, критиковал раздутый управленческий аппарат, недостаточную  помощь города сельскому хозяйству. Начало несколько поощряться разведение крестьянами птицы, мелкого домашнего  скота. Во многих хозяйствах появились  коровы, что было немыслимо для  колхозника еще год назад.

 После неурожая 1953 года ситуация  в стране стала настолько серьезной,  что надо было принимать чрезвычайные  меры. Повышение урожайности существующих  земельных угодий требовало удобрений,  ирригации, технического оснащения,  то есть того, что не может  быть создано в один день. Высказанные  идеи, принятые постановления могли  дать отдачу лишь несколько  лет спустя. А поправлять зерновое  хозяйство требовалось немедленно. Выход нашли в освоении целинных  и залежных земель. Это одобрил  Пленум ЦК 1954 года. В путь отправилось  около 300 тыс. добровольцев, в основном  молодежь. Это был ярко выраженный  экстенсивный вариант развития. Пригодные земли находились на  территории Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном  Кавказе. Сама идея освоения  этих земель была не новой.  Мысли о возможности их использования  высказывались еще в начале  века. Особенностью середины 50- х  годов - возрождение массового энтузиазма, особенно среди молодежи.

 Перемены медленно, но неуклонно  шли в стране, вызывая у миллионов  молодых людей искреннее желание  внести свой личный вклад в  укрепление материальных основ  советского общества. Создаётся благоприятный момент, когда массовый энтузиазм, будучи подкрепленным материальными стимулами и вниманием к социально-бытовым проблемам, мог бы дать долговременный экономический и политический эффект. Однако вспышка энтузиазма молодежи была ошибочно воспринята руководством как постоянная, неизменная и всегда в будущем управляемая сила.

 К весне 1954г. на казахстанской  целине было организовано свыше  120 совхозов. Первоцелинникам приходилось  жить в палатках, в условиях  бездорожья, смены жестоких холодов  и изнуряющей жары. Первые результаты  целинной эпопеи не могли не  внушать оптимизма. В 1954г. целина  дала свыше 40 процентов валового  сбора зерна. Увеличилось производство мяса, молока, все это позволило несколько улучшить продовольственное снабжение населения. Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно-обоснованной системы земледелия. Сказывалась и традиционная бесхозяйственность. Не к сроку были построены зернохранилища, не созданы резервы техники, горючего.

В этих условиях в конце 1958г. по инициативе Н.С. Хрущева принимается решение  о продаже сельскохозяйственной техники колхозам. Дело в том, что  до этого техника находилась в  руках машинно-тракторных станций (МТС). Такая система сложилась с  конца 20-х годов и являлась следствием глубокого недоверия к крестьянству в целом, которому не позволено было владеть сельхозтехникой. Большая  часть их оказалась не в состоянии  сразу купить и выплачивала деньги в рассрочку. Это поначалу ухудшило финансовое положение значительной части колхозов и породило известное  недовольство. Другим отрицательным  последствием была фактическая потеря кадров механизаторов и ремонтников, до этого сосредоточенных в МТС. По закону они должны были перейти  в колхозы, но это означало для  многих из них понижение жизненного уровня, и они находили себе работу в районных центрах, городах. Отношение  к технике ухудшилось, так как  колхозы не имели, как правило, парков и укрытий для ее хранения в  зимнее время, да и общий уровень  технической культуры колхозников  был еще низок.

Информация о работе Хрущев и его время