Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:35, контрольная работа
Период 50-х—первой половины 60-х годов является исключительно важным в отечественной истории, существенно повлиявшим на дальнейшее развитие государства и общества. В данной работе мы рассмотрим основные изменения, произошедшие в период так называемой «оттепели», и постараемся сделать выводы о положительном или же негативном их влиянии на постсталинское общество.
Введение __________________________________________________________________________3
Глава 1. Изменения в политической системе СССР ______________________________________5
1.1. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина _________________________________________5
1.2. XX съезд КПСС _________________________________________________________________6
1.3. Реабилитация____________________________________________________________________7
1.4. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций _________8
Глава 2. Социально-экономические реформы____________________________________________11
2.1. Аграрная реформа _______________________________________________________________11
2.2. Изменения в промышленности и науке. _____________________________________________14
2.3. Реформа образования. ____________________________________________________________17
2.4. Изменения в общественном сознании. Культура и идеология. __________________________18
Глава 3. Международные отношения. Расстановка сил на мировой арене:
появление новой Сверхдержавы. _____________________________________________________23
3.1. Кубинский кризис 1962 года. Мир на грани войны. ___________________________________23
3.2. Взаимоотношения с Китаем ______________________________________________________25
3.3. СССР и Югославия_____________________________________________________________ 26
3.4. Политика СССР в отношении восточноевропейских стран.____________________________ 27
Заключение ________________________________________________________________________29
Список использованной литературы ___________________________________________________31
Таким образом, реформа образования
должна была снять возникшее противоречие
между всеобщим стремлением к
высшему образованию и
Согласно закону, осуществление
всеобщего среднего образования (одиннадцатилетнего)
оставалось важнейшей задачей, но средняя
школа приобретала «
Все желающие получить полное среднее образование должны были учиться либо в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением, либо в среднем профтехучилище (техникуме), либо в вечерних (сменных) и заочных школах рабочей и сельской молодежи. Учеба в вузах также максимально совмещалась с работой на производстве.
С самого начала осуществление реформы
натолкнулось на многочисленные трудности.
Материально-техническая база школы
оказалась не подготовленной к реализации
задач производственного
К осени 1963 г. стало очевидным, что
средняя школа не годится в
качестве основного источника пополнения
предприятий и строек квалифицированными
кадрами. Не оправдали себя и заочные
и вечерние формы среднего образования.
На практике основная масса желающих
получить среднее образование избирала
одиннадцатилетнюю
Итог реформы оказался неутешительным:
общеобразовательный потенциал
общества снизился. С осени 1964 г. средняя
школа вновь стала
2.4. Изменения в общественном сознании. Культура и идеология.
Когда мы говорим об «оттепели», мы имеем в виду, прежде всего, события политического и духовно-нравственного порядка. Шел процесс «расконсервации»14 общества. Советский Союз открывал для себя мир и сам становился открытым для мира.
Но самое существенное – иной становилась жизнь внутри страны. Она всё и активней впитывала новые формы открытого общения. На волне общественного подъема рождались новые литература, искусство, театр. Процессы духовного освобождения и духовного возрождения общества, энергия которых накапливалась десятилетиями, вдруг вырвались наружу, получив мощный импульс и новое качество.
Весь хрущевский период, с точки зрения роста оппозиционности настроений масс, исследователи условно делят на два этапа. В первый период, с 1953 до конца 50-х годов, практически не наблюдается забастовок. Известны лишь стачка на Московском шарикоподшипниковом заводе в 1956году и в г. Николаеве в 1957 году. Общее настроение характеризовалось относительной лояльностью к существовавшему порядку, что можно объяснить ожиданием от смены руководства перемен к лучшему, поворота советской экономической системы в сторону обеспечения нормальных жизненных условий, и, кроме того, — известной привычкой, выработанной сталинским временем15.
Значительные изменения в
Маркером неотвратимых перемен в общественном сознании явилось появление в 50-е годы появление отдельных диссидентских групп. Однако, что крайне важно, диссидентство 50-х годов еще не являлось антисоветским, оно лишь преследовало цель вернуться к ленинским нормам в партийной жизни. Поскольку эти же задачи, по крайней мере официально, ставила перед собой и власть, то инакомыслие не выходило за рамки спонтанных протестов и скорее говорит о политизации массового сознания после ХХ съезда партии.
Частичная либерализация внутренней жизни в Советском Союзе при Хрущеве Н. С., известная под названием «оттепели», вызвала серьезные сдвиги в сознании советской молодежи, пробудила ее к активной самостоятельной социальной жизни, создала условия для развития многих политических, культурных, духовно-нравственных феноменов. Самое непосредственное влияние на умонастроения молодого поколения оказал XX съезд партии, ставший поистине эпохальным событием послевоенной отечественной истории. Реакция на съезд, точнее на «секретную» речь Хрущева Н. С. на нем была далеко не однозначной. Для одних в сказанном на партийном форуме не прозвучало ничего необычного, но для абсолютного большинства это явилось подлинным потрясением. XX съезд расценивался ими как «очень крупное событие», которое «сильно задело»,17 «вырвало сердцевину мировоззрения».18 XX съезд оказал непосредственное влияние на формирование будущих лидеров диссидентского движения. В марте 1956 года состоялось первое выступление молодого ученого Ю. Орлова — создателя Московской хельсинкской группы. На партийном собрании Института физики АН СССР, посвященном обсуждению решений XX съезда, он открыто говорил об общем упадке чести и морали и о необходимости демократических преобразований в стране.
Говоря о 1956 годе, его с полным правом можно назвать отправной точкой расцвета молодежных инициатив. Возбужденная переменами и воодушевленная представившейся возможностью более свободно выражать свое «Я», молодежь начала воплощать в жизнь свои задумки и реализовывать потребность в неформальном общении, создавая кружки самообразования и разного рода семинары. В большей или меньшей степени все они оказывались политизированными. Новым в настроениях учащейся молодежи было и то, что она уже не сносила покорно гонения и репрессии за смелость иметь собственные суждения. В 1956 году в ЦК ВЛКСМ поступило коллективное письмо от студентов Таганрогского радиотехнического института, возмущавшихся исключением из вуза своих товарищей за чересчур наглые, по мнению начальства, вопросы, заданные на семинаре по изучению материалов XX съезда. Дальнейшая радикализация сознания молодежи связана с событиями в Польше и Венгрии. Подавление оппозиционного движения в Венгрии стало побудительным мотивом для создания нелегальных политических групп и кружков. На это указываю даты возникновения подпольных молодежных организаций и личные признания их участников. Хотя начало вызревание идеи политической оппозиции режиму естественно относиться к более раннему периоду. Так, еще в 1953 году после смерти Сталина и ликвидации Берии, будущий основатель и лидер известной московской молодежной группы Л. Н. Краснопевцев совместно со своим товарищем Л. Ренделем написали несколько работ, в которых рассуждали о путях развития социализма.
Создававшиеся молодежью подпольные политические организации строились по единому образцу, заимствованному из арсенала российских революционеров. Единой была и цель леворадикальной молодежи, заключавшаяся в перестройке советского общества в духе демократического социализма. Главной формой оппозиции стали выработка компанией друзей определенной политической «платформы», (существовало великое множество таких документов), распространение «антисоветских» листовок и немногочисленные попытки наладить кустарными способами выпуск собственных газет, после чего группа, как правило, ликвидировалась.
С деятельностью молодежных политических неформальных организаций второй половины 50-х годов связаны первые ростки правозащитной идеологии. Из хода судебного процесса над членами ленинградского «Общества сумасшедших на свободе» Р. Пименова и Б. Вайля известно, что подсудимые признали себя виновными только в антиправительственной деятельности, но не в антисоветской, заявив, что правительство как исполнительный орган нарушает Конституцию, а они выступают за ее неукоснительное соблюдение.
Вторая половина 50-х годов стала временем бурного развития студенческого самиздата, посредством которого молодежь реализовывала потребность в свободном выражении своих взглядов и отстаивала собственные культурные пристрастия и интересы. Позитивное влияние на выход самиздата на качественно новый уровень оказали «технический прогресс», переход от ручек к пишущим машинкам, и традиции вузовской стенной печати. За довольно короткое время значительно выросло число газет выпускавшихся силами учащихся различных курсов и групп. Среди нелегальных студенческих газет и журналов, выходивших в 1955–1957 годах можно назвать «Фиговый листок» — нелегальное издание Вильнюсского университета, «Культура» — стенную газета Ленинградского технологического института, «Колокол» — стенная газета МГУ.19
Вузовские газеты и журналы уже с самого начала содержали материалы, затрагивающие злободневные, острые вопросы современности: дискуссии о методе соцреализма, о состоянии дел в комсомоле и др.
Вторая половина 50-х годов ознаменовалась
расширением контактов
Символом независимости в быту выступали «стиляги», в обилии появившиеся на центральных улицах крупных городов. Их внешний вид шокировал обывателей и вызывал негодование у начальства. «Стиляг» не признавали за часть общества. С возмущение говорилось о том, что «они не похожи на советских людей, на советскую молодежь». Следовательно, необходимо с ними бороться, что и делалось. Специально созданные комсомольские бригады вели против «стиляг» идеологическую борьбу. И все же искоренить данное явление не удавалось. Тяга к самовыражению, естественное для молодежи стремление выделиться, соответствовать моде, оказывались сильнее угрозы преследований и репрессий. Часть молодежи 50-х уже не хотела, как «отцы», жить исключительно задачей строительства социалистического общества. Ее интересовали сиюминутные, «ненужные» проблемы, «мещанские вопросы»: стильно танцевать или нет, как одеваться, какую музыку слушать.
Рост культурной самодеятельной активности молодежи, дискуссии о духовных, нравственных проблемах советского общества, интерес к нестандартным мировоззренческим элементам привели к возникновению неформальных культуротворческих молодежных объединений. Наибольшее распространение получили клубы и кружки по интересам.
В 50-е годы возникает феномен самодеятельной песни. Широкий размах получило движение студенческого театра. М. Захаров, вспоминая эпоху 50-х, говорил: «Мы начинали работать в СТ в революционный момент в истории театра, когда шел слом старых, довоенных традиций и новое время стучалось во все двери. Эти новые веяния требовали своего отражения, исследования. Студенческая среда, как молодая, развитая часть общества. Всегда лидировала в ситуациях культурного слома».20
В конце 50-х годов на новый виток развития выходит поэтическое движение. Поэзия становиться знаменем эпохи. Происходит повышение эстетической «компетентности» молодежи. В конце 50 — начале 60-х она открывает для себя множество новых имен русских поэтов начала XX века. В то же время нарастает волна самодеятельного стихосочинительства.
Увлечение стихами породило известные массовые собрания молодежи на площади Маяковского в Москве. Одним из видов самодеятельной общественно-политической активности студенчества начала 60-х был протест против нападок хрущевской администрации на творчество нестандартно мыслящих писателей и художников. Устроенный Хрущевым Н. С. на выставке художников в Манеже 1 декабря 1962 года разнос «абстрактного» искусства и «проработка» деятелей литературы и искусства 17 декабря 1962 года и 8 марта 1963 года произвели отрицательное впечатление на молодежь, вставшую на защиту «абстракционистов».
Глава 3. Международные отношения. Расстановка сил на мировой арене: появление новой Сверхдержавы.
3.1. Кубинский кризис 1962 года. Мир на грани войны
В июле 1962 года в Москву прибыла военная делегация Кубы во главе с Раулем Кастро. Она вела переговоры с советским военным руководством о предоставлении Кубе военной поддержки. В этих переговорах позднее принял участие и сам Хрущев. Можно предположить, что именно в эти дни и была сделана договоренность о размещении советских ракет на территории Кубы. Удивительно то, что в то время, когда готовились корабли со смертоносным грузом к отправке, Хрущев предпринял самую продолжительную поездку по стране за все время пребывания у власти. Несомненно, что эта поездка имела характер отвлекающего маневра. После многочисленных переездов Хрущев отдыхал в Крыму, но и в Крыму он принимал разных зарубежных гостей. Самой важной встречей Хрущева была с кубинскими лидерами Э.Че Гевара и Э. Арагонесом. Операция по переброске на Кубу ракетного и ядерного оружия шла полным ходом. И только после того, как Хрущев удостоверился, что ракеты доставлены и идет работа по устройству пусковых площадок, Хрущев вылетел в Москву.
Сообщение о советской военной помощи обеспокоило американских политиков и военных. Американское правительство провело в районе Кубы крупные маневры, в которых участвовало 45 военных кораблей и 10 тысяч морских пехотинцев. Увеличивалось число разведывательных полетов, непрерывно фотографировавших территорию Кубы.
Поставляя
на Кубу ракеты и бомбардировщики, СССР
не нарушал норм международного права,
так как Куба являлась суверенным
государством, и характер оказываемой
ей военной помощи определялся лишь
компетенцией СССР и Кубы. Создавая
военные базы на территории Турции,
Японии, Норвегии, Ирана, Италии или
ФРГ и размещая в непосредственной
близости от советских границ ракеты
и бомбардировщики с ядерным
оружием, США не спрашивали разрешения
СССР. Военно-стратегического