Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:35, контрольная работа
Период 50-х—первой половины 60-х годов является исключительно важным в отечественной истории, существенно повлиявшим на дальнейшее развитие государства и общества. В данной работе мы рассмотрим основные изменения, произошедшие в период так называемой «оттепели», и постараемся сделать выводы о положительном или же негативном их влиянии на постсталинское общество.
Введение __________________________________________________________________________3
Глава 1. Изменения в политической системе СССР ______________________________________5
1.1. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина _________________________________________5
1.2. XX съезд КПСС _________________________________________________________________6
1.3. Реабилитация____________________________________________________________________7
1.4. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций _________8
Глава 2. Социально-экономические реформы____________________________________________11
2.1. Аграрная реформа _______________________________________________________________11
2.2. Изменения в промышленности и науке. _____________________________________________14
2.3. Реформа образования. ____________________________________________________________17
2.4. Изменения в общественном сознании. Культура и идеология. __________________________18
Глава 3. Международные отношения. Расстановка сил на мировой арене:
появление новой Сверхдержавы. _____________________________________________________23
3.1. Кубинский кризис 1962 года. Мир на грани войны. ___________________________________23
3.2. Взаимоотношения с Китаем ______________________________________________________25
3.3. СССР и Югославия_____________________________________________________________ 26
3.4. Политика СССР в отношении восточноевропейских стран.____________________________ 27
Заключение ________________________________________________________________________29
Список использованной литературы ___________________________________________________31
24 октября
Советское правительство
Вскоре Хрущев предложил компромисс. Он заключался в том, что Америка снимет блокаду и даст обязательство не вторгаться на Кубу. В этом случае СССР заберет и уничтожит доставленное на Кубу ракетное оружие. Кеннеди согласился на этот компромисс, более того, по просьбе Хрущева, он согласился убрать американские ракеты с территории Турции, но только после преодоления кризисной ситуации.
В этом кризисе было трудно понять, кто проиграл или кто выиграл. За возникновение кризиса ответственность разделяли и советские, и американские руководители, но и Хрущев, и Кеннеди проявили в решающие часы разумную сдержанность, сохранив контроль за ходом событий и не позволив событиям, перерасти в разрушительную войну. И в Вашингтоне, и в Москве раздавались мнения, настаивавшие на действиях, ведущих только к войне. Компромисс был достигнут усилиями обеих сторон, но не следует забывать, что согласие вывезти ракеты с Кубы стало известно в Вашингтоне менее чем за сутки до назначенной правительством США атаки на Кубу.
В 1962 году Советский Союз и США подошли очень близко к ядерной войне. Практически, стояли на грани, и только чудом удалось избежать катастрофы. Это был самый острый кризис в советско-американских отношениях за всю историю «холодной войны». И после него «холодная война» продолжалась, но впервые в Москве и в Вашингтоне задумались, что это соперничество надо вести по определенным правилам, чтобы все не закончилось взаимным самоубийством.
Последствия Карибского кризиса сказываются до сих пор. Интерпретация того, что произошло, кто проиграл, кто выиграл и почему все это случилось, до сих пор является предметом дискуссий. И нынешние российско-американские споры по поводу размещения противоракетной обороны в Восточной Европе—это своего рода новая ипостась проблемы, которая так остро встала в 1962 году. Можно надеяться, что нынешнее обострение не обернется противостоянием такой же остроты: по итогам Карибского кризиса обе стороны значительно поумнели. Тем не менее, та логика военно-стратегического соперничества, которая привела страны к Карибскому кризису, пусть в
видоизмененном виде, но продолжает действовать.
Общеизвестный факт: во времена правления Никиты Сергеевича Хрущева взаимоотношения СССР с Китаем резко ухудшились. Существует такой то ли миф, то ли стереотип, что отношения испортились после XX съезда—якобы развенчание Сталина не понравилось китайскому руководству, в частности, самому Мао Цзэдуну. Для него Сталин был примером и почти идолом. И якобы это и послужило основной причиной расхождений и разногласий между советским и китайским руководством.
Концепция, разумеется, довольно упрощенная. На самом деле все было гораздо сложнее. С апреля 1956 года Мао Цзэдун стал прорабатывать свой план строительства социализма, отличный от советского, – с опорой на крестьянство и народные коммуны и на дальнейший большой скачок. И он впервые стал критиковать советскую модель. До польско-венгерских событий, это была очень осторожная критика, а после них он стал действительно всерьез ругать советский опыт. Несмотря на то что это было на закрытых совещаниях, советское посольство, конечно, об этом знало, и Хрущев об этом знал.
Следующий этап в развитии отношений—1959 год. Мао Цзэдун был очень недоволен поездкой Хрущева в Америку, которую он воспринял как предательство дела социализма. И именно поэтому Хрущев после визита в Соединенные Штаты, не заезжая в Советский Союз, поехал в КНР. Сразу же, чтобы создать впечатление у Мао, что он не проамерикански настроен. Но на переговорах произошел такой всплеск взаимных обвинений, что Хрущев даже сократил свой визит и улетел.
Можно сказать, что визит 1959 года поставил точку в отношениях Хрущева и Мао Цзэдуна. После этого началась знаменитая полемика 1960 года - обмен открытыми письмами. Потом Хрущев открыто стал ругать Китай и народные коммуны, а потом и вовсе отозвал оттуда тысячу триста девяносто советских специалистов, что стало для Китая колоссальным ударом.
Но конечно, нельзя считать, что все упиралось только в личные мотивы. У СССР и Китая существовали и серьезные политические проблемы. С образованием Китайской Народной Республики неизбежно встал вопрос о лидерстве в международном коммунистическом движении. Это прекрасно понимал Сталин, который делал все возможное для того, чтобы замедлить темпы индустриализации КНР. Он предполагал, что если Китай пойдет по пути Советского Союза, то в скором времени Китай станет с нами конкурировать или вообще будет впереди. Поэтому после смерти Сталина и развернулась такая борьба за лидерство, усугубившаяся взаимным непониманием. Но окончательно отношения между Советским Союзом и Китаем испортились уже после снятия Хрущева, когда Малиновский сказал китайскому послу: «Мы своего дурачка Ни- киту выгнали, вы сделайте то же самое с Мао Цзэдуном, и дела у нас пойдут наилучшим образом». Возмущенный посол ушел с приема, и возможное урегулирование отношений так и не состоялось21.
Когда закончилась Вторая мировая война, отношения Советского Союза и Югославии начали довольно быстро портиться. Казалось бы, Тито был самым верным и близким союзником Сталина, но постепенно между советской и югославской сторонами начали накапливаться противоречия. Касались они и принципиальных вопросов общей политики, таких, например, как аграрный вопрос, и противоречий относительно политики в Центральной Европе, и прежде всего относительно образования так называемой Балканской Федерации, которая охватила бы Югославию, Болгарию и, возможно, Албанию. Во многом из этой идеи Тито о Балканской Федерации, которая, впрочем, родилась задолго до него, растут ноги конфликта 90-х годов, и как часть его—Косовской проблемы. Одной из первых международных акций Хрущева стала поездка в 1955 году вместе с Булганиным, председателем Совета Министров, в Югославию.Этот визит был первым шагом к нормализации отношений.
Мотивом служила прежде всего военно-стратегическая ситуация, соперничество с Соединенными Штатами Америки—СССР не хотел отдавать Югославию в сферу влияния США.
Одна из важных проблем, которая
стояла перед Хрущевым, – доказать
товарищам по Политбюро, в частности
Молотову, который был противником
нормализации советско-югославских
отношений, что Югославия является
социалистической страной. Была создана
специальная комиссия, которая, изучив
вопрос со всех сторон, пришла к выводу,
что Югославия—
В 1958 году прошел седьмой съезд Союза коммунистов Югославии, на котором была принята новая программа. Это вызвало новое обострение отношений и уже чисто идеологический спор. В 1961 году, когда была принята новая редакция программы КПСС, СКЮ в ней обвинили в ревизионизме. Тем более представители СКЮ то принимали, то не принимали участие в многочисленных совещаниях международных компартий, манипулируя таким образом международным коммунистическим движением.
Тем не менее, в советско-китайском конфликте Тито занял сторону Советского Союза, что вновь обусловило улучшение советско-югославских отношений и личных отношений Хрущева и Тито. Однако Тито даже при улучшении отношений был самостоятельным игроком в международном коммунистическом движении и в мировой политике. Он так и не присоединился ни к Варшавскому договору, ни к СЭВу. Движение неприсоединения, которое они с Неру возглавили, – это была альтернатива в какой-то степени военным блокам - и Варшавскому договору, и НАТО. Сначала в СССР ставилась задача любым способом вернуть Тито в советский блок. Но он не мог дать обратный ход, потому что весь авторитет Югославии держался именно на независимой позиции страны.
Попытки демонтажа
Правовое обоснование ввода
войск в обоих случаях
Теория реального социализма,
обосновывающая право СССР
Во-первых, это были идеологические
соображения. Признание
Во-вторых, в условиях «холодной
войны», раскола Европы на два
военно-политических блока
Углубление кризиса «реального социализма». В 1970-е гг. во многих странах Восточной Европы исподволь проводились реформы, открывались ограниченные возможности развития свободных рыночных отношений, активизировались торгово-экономические связи с государствами Западной Европы, ограничивались репрессии против инакомыслящих. В частности, в Венгрии возникло независимое, внепартийное пацифистское движение. Перемены, однако, носили ограниченный характер, проводились с оглядкой на позицию руководства СССР, относящегося к ним неодобрительно.
Наиболее дальновидные лидеры
правящих партий
Своего рода переломом стали
события в Польше в 1980— 1981
гг., где сформировался независимый
профсоюз «Солидарность», сразу
занявший антикоммунистическую
позицию. Его членами стали
миллионы представителей
Заключение
Анализ проектов политических преобразований
начала 60-х годов дает представление
о взглядах руководства страны на
пути общественного развития. Они
были связаны преимущественно с
различными организационными перестройками
системы власти, что рассматривалось
как панацея в решении