Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:20, реферат
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, спортивные высшие достижения и др.
Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.
В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.
Влияние на
систему ценностей в классовом
соотношении сил и условиях жизни
греческих полисов явно прослеживается
также в эволюции идей того времени.
Ксенофан из Колофона, основатель элейской
школы философов, еще в середине
VI века до н. э. поставил под сомнение
однобокость идеалов
«По всей Элладе есть бесчисленное множество гнойников,
Но нет ничего более злостного, чем род атлетов», — писал он в «Антолике».
Строки из
произведений двух греческих мыслителей,
относящиеся к периодам зарождения
и последующего развития духовной революции,
совершенной софистикой, дают лишь
общее представление о том
историческом процессе, который во
второй половине V века до н. э. создал новую
основу картины мира греков, построенного
на идеях аристократической
Эволюция критериев ценности личности точно отражалась также в греческом изобразительном искусстве. И, пожалуй, нигде влияние нового духа не проявляется столь отчетливо, как в творчестве двух наиболее выдающихся скульпторов IV века до н. э. — Лисиппа и Праксителя, которые создали новый тип атлета, заменивший собой прежний идеал мужчины Поликлета. Их Гермес и Апоксиомен уже и не герои, и не аристократы. Своими фигурами и движениями они скорее напоминают танцующих светских повес, чем готовых к борьбе атлетов.
Само собой
разумеется, из программы панэллинских
игр, за исключением олимпийских, исчезло
пятиборье, хранившее память об обрядах
инициации. На задний план отошли номера
программы, связанные с бегом. В то же время
получили широкое распространение конные
соревнования, а также состязания колесниц
и глашатаев. Наряду с ними по-прежнему
сохранили популярность благодаря своей
зрелищности борьба, бокс и атлетические
состязания. Однако среди участников этих
соревнований все реже попадались члены
более зажиточных семей. Несмотря на все
это, мероприятия агонистиков продолжали
проводиться, сохраняя внешне то же содержание
и ту же пышность. Особым блеском прежнего
величия были окрашены состязания, проходившие
в рамках Панафиний и Олимпиад. Бывшие
в прошлом символом борьбы греческих городов-государств
за гегемонию, эти состязания превратились
в спортивные конкурсы, ставшие почти
самоцелью. Все большее число городов
начали нанимать за деньги атлетов, чтобы
поддерживать ореол прежней славы. На
98-й Олимпиаде (388 г. до н. э.) разразился
первый скандал, связанный с подкупом
спортсменов. Обнаружилось, что соперники
фессалийского боксера Евпола за различные
денежные вознаграждения уступили ему
дорогу к олимпийскому венку. Позднее
подкуп получил такое широкое распространение,
что ссылки на него стали применяться
в качестве ораторского приема. В обиход
вошло новое понятие для обозначения участников
соревнований (аскеты). Теперь их стали
называть атлетами (участвующие в состязаниях
за вознаграждение). Расширились трибуны,
господствующим стал дух зрелищности.
1.8. Формирование эллинистической
физической культуры
(IV—III вв. до н. э.)
Внутренний кризис греческого общества был временно разрешен в результате завоевания Греции Македонией (337 г. до н. э.). Колонизаторская деятельность Греции, опиравшаяся ранее только на спорадически разбросанные города-государства, превратилась в организованное, завоевательское по своему характеру движение. Руководимая Александром Великим, Македония подчинила своему господству значительную часть Древнего Востока. Под влиянием греческой общественной структуры и культуры образовался целый ряд эллинизированных империй и городов-центров, которые столь же нуждались в институтах, способствовавших их внутреннему объединению, как и прежние греческие полисы. Не случайно, поэтому диадохи (преемники Александра Великого), конкурируя друг с другом, создали свои торговые, политические, религиозные и спортивные центры. Они построили купальни, гимнасии, дворцы и стадионы, которые сохранились сегодня лишь в виде развалин, но все равно поражают высоким уровнем художественного исполнения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в результате миграции наиболее известных гимнастов и атлетов именно сюда переместились центры греческой физической культуры.
Однако богатые столицы вновь возникших империй (Александрия в Египте, Антиохия в Сирии или Пергам в Малой Азии) требовали от физической культуры совершенно иного, чем Древняя Эллада. Хотя система гимнастических упражнений сохранила свои классические формы, изменились ее цели: эта система утратила характер подготовки к обрядам инициации. Пятиборье, требующее разносторонней физической нагрузки, было вытесненоменее трудоемкими эстетическими упражнениями, развлекательными играми и танцами.Осуществление общего контроля за «физическим состоянием» окончательно перешло к профессиональным атлетам, «обладающим особыми способностями» и достигшим выдающихся результатов в каком-либо одном виде спорта. Однако это не означало, что представители знати, взяв на себя роль меценатов или начав лично участвовать в состязаниях конников и глашатаев, уже отказались от того, чтобы оказывать влияние на возросшую массу людей, проявляющих интерес к зрелищам.
Граждане
эллинизированных городов жили в
намного лучших условиях, чем на
своей прежней родине. Здесь они
уже не только пользовались выгодами
от рабовладения и торговли, но и
имели доступ к тому огромному
доходу, который государство выжимало
путем эксплуатации порабощенных народов
Древнего Востока. В этих условиях,
которые обеспечивали возможности
относительно более легкой жизни, необходимо
было считаться с возникшей
В диалоге Лукиана (120—180 гг. н. э.) «Анахарсис, или О тренировке тела» Солон особо подчеркивает, что он заставляет сыновей выполнять физические упражнения с тем, чтобы они были хорошими защитниками своего государства, а его граждане могли жить свободно. В условиях мира польза от этого еще выше, поскольку молодые люди, не зная, куда деть свободное время, не предаются распутству, а заботятся о тренировке тела и тем самым занимают себя.
В городах эллинских империй основной элемент физической культуры составляла агонистика, отличавшаяся большой зрелищностью. Будучи неспособной, конкурировать с ней, физическая культура ближневосточных народов, верная древним традициям, оказалась оттесненной на задний план. В этих условиях эллинистическая физическая культура стала не только органической частью культурных связей, объединявших греков, но и средством, с помощью которого греческие правящие слои могли оказывать влияние на порабощенные народы. В то же время она способствовала развитию общественных процессов в этой застывшей части мира.
1.9. Эллинистическая физическая культура после римских завоеваний
Во II веке до н. э. римские завоевания положили конец потрясениям в эллинском мире. Однако необходимо было поставить институты и учреждения рабовладельческого общества, укрепившегося в эпоху Рима, на службу имперским интересам. Среди первых шагов по реализации этого политического курса следует упомянуть предоставление грекам свободы, о чем объявил, Фламиний после победы над Филиппом в 196 г. до н. э. на истмийских играх. Вслед за ним многие римские политические и общественные деятели предпринимают попытки превратить Олимпиады в имперские игры и перенести место их проведения в Рим. Однако все эти попытки не увенчались успехом. Например, согласно указу, изданному Суллой в 80 г. до н. э., 175-е Олимпийские игры должны были пройти в Риме. Однако римляне не поддержали его идею. Игры вновь состоялись в Алтисе. Позднее римские императоры объединили игры в одно празднество. Организованная Нероном лжеолимпиада не была причислена даже к категории периодически проходивших соревнований того времени. Потерпев поражение, римские императоры, начиная со II века оставили попытки силой изменить характер игр, получивших распространение на всем эллинизированном Востоке. Согласно порядку, установленному Римом, местные правящие круги лишались политической власти и были обязаны платить налоги. Однако уважение римлян к экономической жизни и местным обычаям давало им возможность создавать видимость того, что они играют какую-то значительную роль, организовывать культовые игры, осуществлять надзор за гимнасиями, купальнями и театрами. Аристократии различных провинций была оставлена видимость неограниченной власти и возможность использовать культурные институты для нейтрализации недовольства низших слоев населения. С помощью этой политики в конечном итоге классические панэллинские игры тоже были включены в сферу римского правления.
Такого рода сотрудничество господствующих классов провинций с завоевателями дало начало процессу известной взаимной ассимиляции греков и римлян. Эллины, принадлежавшие к имущим слоям, получили право на римское гражданство, а панэллинский союз признал культ императоров в такой же степени, как культ Зевса. Императоры и высшие чиновники стали участвовать в тайных религиозных греческих обрядах — мистериях, брать на себя функции организаторов различных игр, представительствовать на наиболее знаменитых соревнованиях. В тогдашних условиях такие древние институты, как общегреческий религиозный центр в Дельфах и панэллинские игры, утратили свой прежний, чисто греческий характер и вместе с ним самостоятельную политическую роль, которую они когда-то играли. Однако их культовое и традиционное значение возродилось. Многие письменные свидетельства того времени говорят о том, что известнейшие атлеты считали высокой честью попасть в список победителей каких-либо панэллинских игр, прежде всего Олимпиад, у себя на родине.
1.10. Распространение панэллинских игр в Римской империи
После некоторого временного спада, наступившего за римскими завоеваниями, благодаря содействию императоров и наместников места проведения игр вновь стали активно посещаться. Возрос спрос на способных атлетов. Действовавшие при гимнасиях залы для занятий физическими упражнениями были превращены в институты по подготовке спорстменов. Оживился интерес и к заново отстроенной Олимпии. Точно так же, как это делали Александр Великий и его преемники, римские императоры с помощью организации памятных соревнований греческого типа стремились увековечить свои победы. Эллинизированные провинции побогаче старались придать местным празднествам панэллинский характер. Наиболее простым решением этой проблемы было получение права на организацию каких-либо традиционных греческих игр.
По образцу
Олимпиад проводились игры в Неаполе,
Леонтине на острове Сицилия, Александрии,
Ницце, Фуатейре, Траллейсе, Пергаме, Смирне,
Эфесе, Атталее, Аназарбосе, Тирсосе, Магнезии,
Сидоне, Антиохии и других местах. В
Мегаре, Сикионе и Теосе продолжали
традиции пифий-ских игр, в Ангоре и
Сиракузах— истмийских. В Этне на Сицилии
и в Аннале во Фракии проводились
игры, напоминавшие своим ритуалом
не-мейские. Число мест, где проходили
подобные состязания, достигало сорока.
Последние археологические
Однако игры, проводившиеся в эллинизированных центрах по образцу панэллннскнх соревнований, только названием и сопровождавшими их церемониями походили на прежние состязания, которые проходили некогда в Греции. Иными стали их содержание и роль. Эти игры символизировали уже не только единство греков, но в первую очередь блеск и величие соответствующих городов, щедрость тамошних римских наместников. Они привлекали большое число зрителей, играли важную роль в нейтрализации классовых столкновений и проведении выборов. В других отношениях игры также постепенно теряли свой традиционный характер, и все больше приспосабливались к условиям Римской империи. В их рамках стали проводиться бои зверей, состязания гладиаторов. Более того, в некоторых местах среди их участников появились женщины. Древние «импресарио» собирали атлетов в особые организации и в соответствии с заключенными с ними контрактами заставляли их выступать по различным случаям. Одной из таких организаций во II веке н. э. был «Союз атлетов, получивших венки победителей на играх в честь Геракла», руководители которого осуществляли также надзор за императорскими купальнями. Гимнастика, являвшаяся когда-то основным видом занятий в гимнасиях, полностью утратила свое значение на фоне мероприятий агонистиков.
Информация о работе История физической культуры Древней Греции