История физической культуры Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:20, реферат

Описание

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, спортивные высшие достижения и др.

Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Работа состоит из  1 файл

история физ-ры др.Греция.docx

— 134.41 Кб (Скачать документ)

  Большой спрос  на атлетов и выход, на первый план агонистики повлияли на методы тренировки. Прежние критерии отбора участников состязаний утратили свою силу. Тетрастиль стал догмой, тренеры больше не обращали внимания на долгосрочную подготовку атлетов. Из замечания Павсания о  случае, когда александрийский атлет  Аполлоний из-за участия за денежное вознаграждение в другом состязании с опозданием прибыл на 218-ю Олимпиаду (93 г. н. э.), можно сделать однозначный вывод: уже в элисской гимнасии от участников соревнований не требовали выполнения предварительных упражнений, бывших ранее обязательными. Главными задачами атлетов на тренировках стали погоня за достижением сиюминутного результата и успехом у зрителей. Мягкий ремень, которым обматывали кисти рук участники кулачных боев, снабдили железными накладками, а кое-где — медными обручами. Раны, полученные в схватках, ставших откровенно гру быми, увековечивали скульпторы, на них ссылались противники развития физической культуры. В то же время в кругах истинных любителей спорта по-прежнему высоко ценилось знание техники и тактики боя. «Златоустый ритор» I века н. э. Дио Христостомос и даже такой известный софист, как живший в IV веке Темистиос Ефрадес, с восхищением отзывались о стиле кулачного бойца по имени Меланкомос, добивавшегося побед над своими соперниками, не нанося им почти никаких повреждений.

  «Был среди  наших предков кулачный боец —  Меланкомос, который прославился  благодаря прекрасному и великолепному  искусству движения. Согласно преданиям, император Тит также очень  любил Меланкомоса, так как тот  никогда никого не ранил и даже не бил, а лишь с помощью выбора позиции и вытянутых вперед рук  побеждал своих соперников, уходивших (с поля боя), радуясь снисхождению, даже если терпели в схватке поражение».

  1.11. Запреты (конец IV — середина VI в. н. э.)

  В конце VI века н. э. древний рабовладельческий строй вступил в период окончательного разложения. Игры и другие мероприятия, поглощавшие огромные денежные суммы, стали играть все меньшую роль в нейтрализации недовольства. Законы общественного саморегулирования вынуждали власти прибегать к экономии. Началось сокращение строительных работ, помощи, оказываемой развитию искусства. Затем очередь дошла и до спортивных игр. Особенно там, где игры окончательно подтвердили неспособность выполнять отводившиеся им функции, предпринимались даже попытки запретить их. Само собой разумеется, христианство, ставшее в это время государственной религией, но еще слабое в идеологическом отношении, требовало полного запрещения игр. Приверженцы его доктрины, выступавшие против «греховной телесности» и проповедовавшие крайний аскетизм, призывали к борьбе против всех форм физической культуры, объявленной ими языческим обычаем.

  Выступление древнего христианства против физической культуры нельзя отрывать от оценки его  идеологической и политической роли. Кстати, можно заметить, что наиболее радикальные течения, представляющие взгляды классов и групп, поднимающихся  в различные переходные эпохи, и  в более поздние периоды истории  приходили в столкновение с прежней  системой ценностей и этическими нормами физической культуры. В дальнейшем мы увидим это на примере не только древних христиан, но и средневековых  пуритан, более того, ранних организаций  международного рабочего движения.

  Помимо давления со стороны различных течений  христианства, римские власти настраивало  против игр и то обстоятельство, что начиная с 380 года постоянно  возобновлявшаяся борьба т. н. «агонистиков» (богоборцев) в большинстве случаев  брала начало со стадионов. Феодосии подавлял это движение с помощью  самых жестоких мер. Например, в цирке  города Фессалоники он устроил избиение шести тысяч граждан.Вступивший в силу в 393 г. Миланский эдикт запретил вести олимпийское летосчисление и проводить периодические игры, хранившие на себе печать языческих образов, за исключением тех празднеств, которые проходили в дни рождения императора и по случаю вступления его на престол. Элис, бывший в свое время центром проведения блестящих олимпийских состязаний, а теперь обедневший и постоянно подвергавшийся нападениям варваров, стал лишь местом паломничества сторонников развития физической культуры. Введенные запреты здесь действительно имели силу закона и означали ликвидацию остатков некогда проводившихся игр.

  Однако в  восточных провинциях империи нельзя было одним росчерком пера уничтожить агонистику, имевшую тысячелетние традиции. По требованию городов, придерживавшихся этих традиций, императоры, власть которых ослабла, были вынуждены время от времени разрешать проведение игр. Правда, «катарсис» древнегреческой физической культуры уже и здесь был не в состоянии смягчить проблемы, обострившиеся в результате кризиса рабовладельческой формации. Более того, роль игр стала прямо противоположной. На стадионах и в гимнасиях, по существу, концентрировалась та социальная напряженность, нейтрализовать которую они были призваны. Как четко показало и вспыхнувшее в 532 году на константинопольском стадионе восстание «Ника», игры пришли в столкновение с феодализировавшейся центральной властью, вернее, с ее идеологией — христианством. В первую очередь этим, а не юридическими причинами объясняется принятие то запрещающих, то разрешающих патентов, о которых упоминают хроникеры IV и VII веков. Последний патент, в котором еще фигурировало понятие Олимпиады, был издан в 520 году Юстинианом, обновившим в 563 году эдикт Феодосия. В остальных случаях в связи с играми, проходившими по образцу олимпийских, но приобретших чисто римский характер, об Олимпиадах уже даже не упоминалось.

  История древнегреческой  физической культуры показывает тот  процесс развития, который происходил в условиях рабовладельческого общества в области физической подготовки человека. Обряды инициации превратили систему движений, заимствованную из ритуала культов плодородия и  умерших, в средство сплочения народа. Было признано общественное значение физической культуры, образованы устойчивые формы физкультурной и спортивной деятельности. Была открыта взаимосвязь  физической культуры, этики и эстетики. Впервые в истории осуществилось  требование создания системы разносторонней, гармонической подготовки человека. Греческая агонистика пережила падение  городов-государств. Однако постепенно рабовладельческое общество отвыкло  от труда и тяжелых физических испытаний. Атлетика, достигшая выдающихся результатов, уже не привлекала молодежь, которая завидовала ее славе, но в  то же время презиравшую ее. Спортивные достижения, превратившиеся в труд, в тех условиях уже отрицали сами себя.

  Римские завоеватели  не внесли никаких изменений в  основные элементы греческой физической культуры. Они сыграли определенную роль в ее распространении и сохранении, но не обогатили новыми мотивами. Римляне  переняли некоторые общие идеи греческих  теорий гигиенических движений, а  игры, проводившиеся по образцу Олимпиад, включили в арсенал своих политических средств. Значительная часть писателей  и историков той эпохи не понимала греческую физическую культуру либо сознательно искажала представление  о ней. Этим объясняется тот факт, что, когда в эпоху Возрождения вновь открыли и начали использовать наследие греческой физической культуры, одна из наиболее существенных составных ее частей — агонистика — оказалась утерянной в результате влияния авторитетных латинских посредников.

  2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  ДРЕВНЕГО РИМА

  Физическая  культура в государстве, достигшем наивысшей  ступени развития в эпоху древнего мира, относится к  числу наиболее противоречивых проблем истории  культуры.Именно здесь при рабовладельческом строе была армия, наилучшим образом подготовленная в физическом отношении. Беспрецедентными были масштабы и пышность состязаний, носивших характер народных развлечений. В Риме не было организованного школьного физического воспитания. Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом. Спорт вызывал некоторый интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Историки спорта объясняют этот подход принципом целесообразности и полезности, которым руководствовались римляне, таким образом, вольно или невольно противопоставляя физическую культуру идеалу практически мыслящего римлянина. Однако их утверждения чрезвычайно спорны. Намного вероятнее, что причины этого явления кроются не во взглядах, а, прежде всего в условиях развития Рима.

  1.Многочисленные  источники указывают на то, что  физическая подготовка юношей  до 16—17-летнего возраста, т. е.  до службы в армии, являлась  исключительно задачей семьи.  Правда, в IV веке до н. э. было  создано учебное заведение под  названием «лудус», однако из  этого мы можем сделать вывод  только о том, что и в Риме  были стремления к организации  физического воспитания подобно  греческому. Но в III веке до  н. э. подготовка воинов была  уже сосредоточена в общих  лагерях. Физическая и духовная  подготовка были обособлены друг  от друга. В последнем столетии  существования республики большинство  граждан забросили физические  упражнения.

  2.Основой,  на которой держалась Римская  империя, ее внутренней определяющей  силой являлись наводнявшие Рим  народные массы, на которые Рим в конечном счете всегда мог рассчитывать. (На Древнем Востоке, в Индии и Спарте о такой опоре даже речи быть не могло.) Однако народу нужен был не только хлеб, но и духовные наслаждения, соответствовавшие укладу жизни. Этой цели служили такие зрелища, как бои гладиаторов и состязания колесниц.

  3.В отличие  от греческих полисов в Риме  власть всегда была сосредоточена  в руках немногочисленной группы  людей. В этой атмосфере не  могло возникнуть общественного  движения, которое придало бы  занятиям физической культурой  организованный характер и поощряло  бы к этому народные массы.  В этих условиях физические  упражнения оставались средством  удовлетворения личных потребностей  и формой индивидуального развлечения.

  4.Не могли  принести существенных изменений  и попытки отдельных государственных  деятелей и политиков, преклонявшихся  перед эллинизмом.

  В период, когда  граждане Рима познакомились с греческой  физической культурой, физическая сила и ловкость там не были в почете. «Глупость, дорогой Луций, — писал  Сенека, — и для образованного  человека менее всего подходящее дело тренировать мышцы рук, шеи, укреплять грудную клетку. Даже если твое тело увеличивается в объеме, растут твои мышечные связки, ни сила твоя, ни вес не достигнут силы и веса раскормленного быка». Не говоря уже о том, что греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, также утратили престижные прежние ценности. Кстати, воспитатели не переняли из греческой физической культуры даже те элементы формы, которые применялись в Риме устроителями зрелищ.

  

  Мальчик, прыгающий  в воду (рисунок на гробнице, 480 г. до н. э.) 

  2.1. «Царский период»  (VIII—VI вв. до н. э.)

  Крушение  патриархата и периода военной  демократии создало в Италии условия  для развития физической культуры на классовой основе. Рисунки на вазах  и в местах захоронения этрусков, обнаруженные в ходе раскопок, сохранили  следы состязаний по легкой атлетике, борьбе и плаванию в исторический период, предшествовавший Древнему Риму. Подобные же памятники сохранились из жизни греческих колоний в южной Италии с той разницей, что здесь были распространены гимнасии и палестры греческого типа. Таким образом, физическая культура Рима складывалась из особенностей, отличавших физическую культуру населявших Италию греков, создавших свое государство этрусков и латинских племен латинян.

  Приблизительно  в VIII веке до н. э. Рим и окружающие его селения заключили союз городов во главе с Альба Лонга. Союз городов имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состязания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями. Спортивные игры, проводившиеся союзом, были самым тесным образом связаны с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою, с остатками тотемизма, родовыми культами, поклонением семейным божествам и почитанием предков. Согласно преданиям, в программу соревнований входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба. Образ главного бога-покровителя, ритуал и сами игры с изменением соотношения сил приобретали постепенно все более «римский» характер. На играх VIII—VII веков до н. э. соседние народы присутствовали только в качестве гостей. В истории описан случай, когда сабинян пригласили на культовые состязания и ограбили их.

  По мере отмирания празднеств, устраивавшихся союзом городов, патриции стали демонстрировать свою силу во время военных игр. Они устраивались перед боевыми походами, по случаю победы или принятия присяги. Постоянное место проведения конных скачек и состязаний колесниц в долине между Палатином и Авентином получило название «цирка». Здесь проводились т. н. троянские игры, устраивались боевые пляски. Однако танцы этрусков и латинских племен того времени не имели прикладного значения, как средство физического воспитания. Возможно, этим объясняется и то, что классический жанр орхестрики не получил своего развития.

  2.2. «Период республики»  (VI—I вв. до н. э.)

  В конце VI века до н. э. власть этрусков ослабла. Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой. После возникновения новой формы государственности Рим попал под перекрестный огонь нападавших на него соседних государств. Игры под названием Луди Магни, устроенные по случаю клятвоприношения и в память о победе, одержанной над бывшими союзниками, носили всенародный характер. Однако по мере обострения борьбы между патрициями и плебеями каждая из этих общественных групп образовала свои обособленные игры. В 287 году до н. э. плебеи, без которых не могла обходиться армия, торговля и мануфактурное производство, добились, наконец, предоставления им равных прав, чему способствовало и то обстоятельство, что римляне наряду с внутриполитическими баталиями к этому времени завоевали всю Италию.

Информация о работе История физической культуры Древней Греции