История физической культуры Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:20, реферат

Описание

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, спортивные высшие достижения и др.

Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Работа состоит из  1 файл

история физ-ры др.Греция.docx

— 134.41 Кб (Скачать документ)

  Во  времена завоевательных походов постепенно менялась структура общества, а вместе с ней менялся и характер римской физической культуры. С арены цирка исчезли представления, во время которых молодые патриции и плебеи демонстрировали умение владеть оружием. Представители мужского пола лучшие свои годы проводили в военных лагерях. Вследствие этого отпала необходимость в организации обычных упражнений и соревнований. Прежние гимнастические традиции были забыты или перекочевали в военные лагеря в качестве элементов военной подготовки.

  Военная подготовка в лагерях была очень жесткой  и всесторонней. Тренировки в беге, по прыжкам в высоту, в длину, по преодолению препятствий, плаванию проводились вначале в обнаженном виде, а затем при полной боевой выкладке. Наряду с овладением различными движениями очень важным считалось  умение владеть оружием. При снаряжении весом в 20—25 кг устраивались переходы на 30—40 км со средней скоростью 6 км в час. Эти упражнения должны были выполнять не только новобранцы, но и легионеры-ветераны для того, чтобы  сохранить бодрость и гибкость тела и чтобы тяготы и лишения оставались для них привычным делом. Конники  проходили особую подготовку. Умение быстро вскакивать на лошадь отрабатывалось на деревянном коне.

  Несмотря  на все это, мы погрешили  бы против исторической правды, если бы утверждали, что граждане Рима в эпоху республики предали забвению все формы физической культуры. В высших кругах, хотя и не повсеместно, сохранился обычай упражняться в беге, прыжках, с гантелями. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патрициев, проводились оздоровительные упражнения с мячом. Овладение искусством плавания также входило в число этических норм. Во всяком случае, об этом свидетельствуют те памятники письменности, в которых восхваляются успехи в плавании отдельных высокопоставленных государственных деятелей. Именно из них вышли те, кого высокая степень развития физической культуры в завоеванных греческих полисах побудила следовать их примеру. Для них в I веке до н. э. во многих городах Италии были сооружены гимнасии по образцу греческих. Многие известные римские граждане — среди них Цицерон — то или иное время проводили в греческих гимнастических залах. В то же время внимание средних слоев и т. н. античного пролетариата было привлечено только к игровым площадкам.

  Здесь в  любое время дня всегда толпилось  много народа. Одни упражнялись в верховой езде, другие отрабатывали навыки езды на колеснице, играли в мяч, занимались борьбой. Некоторые же плавали и занимались греблей в Тибре. «Каждое проявление ловкости и силы зрители встречали аплодисментами», — писали хроникеры. Особенно популярными были игры с мячом.

  Цирковые  состязания колесниц, символизировавшие  круговое движение небесных тел, обрели новое содержание: стали средством  развлечения знати и разорившихся, хлынувших в город народных масс, «античного пролетариата». А потому их цель теперь состояла уже не в  том, чтобы оказать магическое воздействие  на природу или в состязаниях  публично продемонстрировать силу и ловкость, научиться владеть своим телом, а в том, чтобы завоевать расположение народа, заполучить голоса, сдерживать народный гнев и обогащаться! Цирковые представления стали более жестокими, поскольку эстетические и этические запросы бездельничающего населения Рима притупились; оно жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колесниц освистывали. Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать симпатии капризной публики. Точно так же все более грубую форму принимали заимствованные у греков состязания по боксу.

  Наряду  с представлениями  в цирках в III веке до н. э. стали устраиваться новые зрелища: заимствованные у этрусков поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усопшим. Со временем, по мере того как возрастал интерес к ним, они были отделены от похоронного церемониала и превратились в одно из средств борьбы за власть.

  Характерным эпизодом в этом процессе явился жест Гая Сампориуса Гракха, который в  эпоху народных трибунов значительно  увеличил свою популярность тем, что  разрушил ограду вокруг арены форума, и тем самым народ получил  бесплатный доступ к зрелищам (122 г. до н. э.). В I веке до н. э. поединки проходили  уже на специальных, окруженных трибунами  площадках — амфитеатрах.

  Бои гладиаторов  времен республики были намного более  жестокими, чем во времена империи. За исключением нескольких отчаянных  авантюристов, большинство гладиаторов  выбрали этот путь, подчиняясь силе. Это были похищенные жители, военнопленные, осужденные, преступники и т. д.

  Пополнение  гладиаторов обеспечивалось благодаря  трем видам наказаний:

  1) осуждение  мечом гладиатора. Такого осужденного  выставляли против опытного гладиатора. Естественно, что победителем  в этих поединках всегда выходил  гладиатор, искусный фехтовальщик, опытный, владеющий приемами нападения  и защиты боец;

  2) осужденного  бросали к диким зверям. В этом  случае осужденным давали примитивное  оружие, чтобы поединок мог протянуться  подольше;

  3) согласно  приговору, осужденный зачислялся  в школу гладиаторов. Эта форма  наказания не означала обязательную  смерть. После определенного количества  боев гладиатор освобождался  от обязанности участвовать в  поединках. В знак этого ему  вручался деревянный меч, и,  если он был рабом, он получал  свободу.

  Чем же объяснялась популярность поединков гладиаторов, которые в эпоху  республики почти  оттеснили на задний план театральные  и цирковые представления? Рассмотрим только некоторые факторы. Во-первых, они оказывали огромное психологическое воздействие на суеверных римлян тем, что в их представлении с помощью крови они могут покончить с губительной властью покойных. Во-вторых, поединок должен был означать, что народ также привлекается к публичному отправлению правосудия над осужденными и мошенниками. В-третьих, захватывающие поединки полностью удовлетворяли массовые потребности той эпохи в развлечениях и зрелищах. И не в последнюю очередь преследовали ту цель, чтобы приучить юношей-римлян безразлично относиться к смерти, не быть чувствительным к человеческим страданиям.

  «Некоторые, — говорил Цицерон, — могут  считать наши поединки гладиаторов  жестокими и бесчеловечными. В  том виде, как они проходят сейчас, они таковыми и являются. Может, для  уха и есть лучшая школа, чтобы  перенести боль и смерть, но для  глаза определенно нет».

  Все это  попытаемся рассмотреть через призму уже упоминавшихся средств политической борьбы, когда предводитель какой-либо группировки изыскивал для народа с притупившимися эстетическими  чувствами все новые и новые  жестокости, желая таким образом  произвести впечатление на своего противника. В период упадка республики гладиаторы использовались в борьбе за власть, совершали убийства. Противники Юлия Цезаря ехидно замечали, что уже  во времена эдилов было столько гладиаторов, что благодаря им он держал «в страхе»  весь сенат.

  ВОССТАНИЕ СПАРТАКА (74—71 гг. до н. э.)

  Бытовавшие  в эпоху республики беспощадные  методы подготовки (не случайно владельца  школы, руководившего обучением, называли мясником) и постоянная боязнь смерти не раз воспитывали из гладиаторов  борцов за свободу угнетенных. Восстание  Спартака началось с того, что около 70 гладиаторов, вырвавшихся из гладиаторской  школы в Капуе, вместе с присоединившимися  к ним окрестными рабами разгромили на склонах Везувия посланный против них римский отряд. Их выступление вылилось в восстание десятков тысяч рабов. Гладиаторы стали руководить их обучением военному искусству, а свое умение фехтовать использовали в борьбе против своих бывших владельцев. Армия рабов под предводительством Спартака на протяжении ряда лет наносила удары по военной силе величайшего и находившегося в стадии расцвета государства древнего мира.

  2.3. «Императорский период»  (31 г. до н. э.  — 476 г. н. э.)

  Со сменой политической формации, а одновременно и жизненного уклада в эпоху империи в истории римской физической культуры наступила новая глава. Захватнические войны, а также применение владельцами крупных поместий рабского труда пагубно отразились на крестьянстве: большинство из них потеряли землю и пополнили собой число людей, паразитирующих на рабском труде. Республиканская государственная структура с течением времени оказалась неспособной обеспечить господство малочисленного меньшинства над разорившимися свободными гражданами, жителями провинций и рабами. Основанная на военной диктатуре империя положила в конце I века до н. э. конец полувековому внутреннему кризису. Окончание гражданских войн, обеспечение внутренней безопасности создало условия для почти 200-летнего мирного развития экономической и культурной жизни.

  Физическая  культура из средства межпартийных баталий  превратилась в предмет  «заботы» императорской  власти и стала  выполнять репрезентативные функции. Императоры строили громадные купальни, посреди которых под открытым небом размещалась площадка для посетителей. Представители наиболее зажиточных слоев здесь проводили значительную часть времени, общались между собой. Помимо плавания каждый здесь выполнял наиболее приятные для него двигательные упражнения. Одни танцевали, делали пробежки, боролись, поднимали тяжести, другие развлекались, играя в мяч и в настольные игры. Представление о гимнастических упражнениях в римских купальнях мы можем получить из письма Сенеки своему другу, в котором он сетует на царившую там обстановку.

  «Отовсюду вокруг меня доносится хаотический  шум. Представь себе все, что неприятно  для восприятия на слух. Некоторые  выполняют утомительные упражнения или поднимают тяжести, если же они  притомятся или изображают утомление, то сколько раз они вздохнут, столько  раз слышу, как они пыхтят и  задыхаются, если же кто-то делает себе массаж, я слышу, как хлопает по нему рука, причем звук этот меняется в  зависимости от того, раскрытой или  согнутой ладонью бьют по телу. Если же к этому присоединяется еще  игрок с мячом, который считает  свои удары, то горе мне!»

  Были в  Римской империи и стремления со стороны господствующего класса культивировать состязания по греческому образцу. Во время консульских праздников устраивались соревнования в беге, верховой езде и гребле с участием граждан Рима. Август попытался возобновить  троянские игры в цирке. Более  удачной оказалась попытка Домициана, чьи игры, учрежденные в 86 году, просуществовали  вплоть до развала Западной Римской  империи.

  Однако активный интерес к организации состязаний удавалось поддерживать только в  узком кругу представителей высших слоев общества. Свободные граждане, сторонившиеся военщины, презиравшие  труд, жившие только сегодняшним днем или на иждивении других, выступали  скорее в роли «пассивных потребителей»  зрелищных пороков, порожденных  физической культурой. В знаменитых сатирах Д. Ю. Ювенала ярко описывается  тип нахлынувших в столицу  римлян, которые до тех пор сидели в неподвижности, пока не получали хлеб и цирковое представление. В случае победы их любимцев они забывали все свои беды и, одурманенные, неистовствуя,

  

  Гимнастические  упражнения римлянок (рисунок на стене III века н. э.)

  воздавали своим кумирам божественные почести. Ну, а «если потерпит поражение тот или иной гладиатор, считавшийся непобедимым» и к тому же «даже зеленые не побеждают», тогда в городе царила такая печальная и подавленная атмосфера, как после поражения консулов в битве при Каннах». Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тысяч мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развлекательных представлений достигла 175 дней в году.

  Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиаторов были оттеснены на задний план цирковыми представлениями  и различными состязаниями греческого происхождения, но в период ее упадка снова обрели главенствующую роль.

  Для того чтобы  сделать народные зрелища более  разнообразными, арены крупнейших амфитеатров  переоборудовали в бассейны, которые  можно было заполнять водой, где  устраивались затем всевозможные поединки на воде с участием судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе которых зрители могли вдоволь полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.

  Судя по описаниям, в этот период хорошо обученные  всадники на колесницах и гладиаторы наряду с самоотверженностью пользовались огромной популярностью. Зрители из зажиточных слоев, стремясь произвести впечатление на массы, одаривали своих любимцев дорогими подарками. Сам император не раз посылал вошедшему в милость гладиатору дорогой кубок, наполненный золотыми монетами. Однако всех превзошел Нерон, который подарил одному из них дворец и землю.

Информация о работе История физической культуры Древней Греции