История гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:30, доклад

Описание

В работе рассмотрены основные этапы зарождения и развития гостеприимства как социального феномена, а также индустрии гостеприимства. Приведен анализ причин и предпосылок развития института гостеприимства в эпоху первобытнообщинного строя, на Древнем Востоке и в античном мире. Описаны зарождение и генезис этого общественного института в России, а также возникновение индустрии гостеприимства в Европе и в мире в целом. Впервые освещаются проблемы развития индустрии гостеприимства на Юге России. Заключительные темы данного курса посвящены характерным чертам современной российской и международной индустрии гостеприимства и перспективам ее развития в ХХI в.

Работа состоит из  1 файл

гостеприимство.doc

— 570.00 Кб (Скачать документ)

Грузины Горной Рачи, жившие по соседству с карачаевцами и  балкарцами, заинтересованные в установлении тесных хозяйственных контактов с регионом Северного Кавказа, вступали в куначеские отношения с горцами соседних балкарских и карачаевских сел. Нередко куначеские отношения становились наследственными, передавались из поколения в поколение в течение десятилетий. Так, Михаил Лобжанидзе из с. Геби Онского района Грузии в конце XIX в. стал кунаком балкарской семьи Шаваевых, поскольку часто бывал в их селе в связи со своими торговыми делами – он закупал молодняк мелкого рогатого скота в с. Верхний Чегем, затем растил его и продавал. Трое его сыновней – Георгий, Лука и Серго – также часто бывали у балкарских кунаков, а Лука даже жил у них в течение года, чтобы выучить язык. Когда в 1944 г. балкарцев выселяли, Шаваевы оставили своим кунакам на хранение кое-что из имущества, в том числе бочонок меда. Вернувшись через 13 лет домой, Шаваевы получили все обратно в целости и сохранности.

Установление куначеских отношений между представителями  различных народов Дагестана (или представителями различных общин одного народа) зачастую было обусловлено развитием торговых связей: мастера-ремесленники, сбывая свой товар, объезжали самые отдаленные аулы! По установившемуся обычаю, когда, например, балкарец приезжал торговать посудой в аул, где у него не было кунака, то первый встретившийся обязан был пригласить торговца к себе в гости и оповестить о его приезде сельчан. Он же сопровождал торговца по селу, пока тот не продавал весь товар. Так же происходила торговля различными фруктами и другими товарами. В Дагестане, как и в других районах Северного Кавказа, было распространено наследственное куначество, когда тесные дружеские отношения поддерживались семьями на протяжении нескольких поколений. Семья, имевшая много кунаков, пользовалась уважением в селе, поэтому каждый по возможности старался иметь своего кунака в других селах, и особенно среди представителей соседних народов. Эта форма личных связей помогала не только решать проблемы повседневной жизни, но и улаживать межобщинные распри и конфликты.

Несмотря на сложные  природно-географические условия, даже самые отдаленные дагестанские аулы никогда не были совершенно изолированы от окружающего мира. Русский путешественник, побывавший в Дагестане в конце XIX века, с удивлением отмечал: «Здесь всякий переход из аула в аул, от общества к обществу – своего рода подвиг, риск и во всяком случае большой труд. И однако люди общаются здесь не в пример легче, чем, например, живущие в наших равнинах».

Следует отметить, что  для народов Кавказа характерно особое отношение к дружбе, особенно дружбе мужской. Престиж верности дружбе, ее ценности отражен в многочисленных пословицах (Оставшийся без друзей споткнется тысячу раз; Сто друзей – мало, один враг – много; Если у тебя есть друг, следи, чтобы тропа к его дому не заросла травой; Шуба хороша новая, а друг – старый; У кого хорошие друзья, у того родник любви не иссякнет»). Хан-Гирей, замечая, «сколь много производит дружба между горцами Кавказа спасительных связей», в то же время указывал на случаи «коварной измены», и на тех преступников, которые становились в результате этого «предметом народного презрения»: «Честные люди теряют к ним уважение и гнушаются их сообществом..., а в прежние времена подобные изверги были изгоняемы из общества людей чтимых». Черкесы, «желая память изменников коварных предать проклятию потомства», говорили: «Бог дружбы да накажет злодея!».

Фольклорные произведения народов Кавказа изобилуют красочными описаниями того, как полагается кунакам, побратимам, в том числе и представителям разных народов, вести себя по отношению друг к другу. Героические фольклорные произведения вайнахов «Илли» содержат массу примеров благородного поведения вайнахов по отношению, например, к своим кабардинским побратимам. Как отмечают исследователи, «чечено-ингушский фольклор с большой художественной глубиной воспевает героев-побратимов чеченцев, ингушей, русских, грузин, кабардинцев, кумыков, представителей других народов. На протяжении всей истории, живя в постоянных контактах с другими народами, знакомясь с их бытом, традициями, культурой и образом их жизни, народ мудро видел, что счастье не на пути вражды и зла к другим народам, а на пути добра и братства».

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какими были законы гостеприимства в первобытном обществе?

2. Этапы развития понятий «чужой»–«свой» в первобытном обществе.

3. Роль и место законов гостеприимства в обычном праве.

4. Приведите примеры законов гостеприимства по обычному праву в обществе древних германцев.

5. Приведите примеры традиционного побратимства (на примере народов Кавказа).

Тестовые  задания 

Побратим у народов Кавказа – это…

а) двоюродный брат;

б) закадычный друг из родственников;

в) дальний родственник;

г) представитель другого народа, заключивший «священный союз побратимства».

Тема 2. Гостеприимство на Древнем Востоке                  и в античном мире

ГОСТЕПРИИМСТВО НА ДРЕВНЕМ  ВОСТОКЕ

С возникновением первых цивилизаций заметно активизируется торговля. Этому способствует, во-первых, протекционистская политика правителей крупных держав, направленная на создание и поддержание инфраструктуры путей сообщения. Строятся дороги и каналы, возникают постоялые дворы (прообразы будущих гостиниц) и почта, строятся порты. Во-вторых, принимаются меры по безопасности как самих купцов, так и торговых путей, морских и сухопутных. В древних законодательствах появляются статьи, оберегающие жизнь и имущество торговцев, как отечественных, так и зарубежных.

Из расшифрованных месопотамских  текстов известно, что шумеры – древнейшее население Междуречья – активно торговали со страной Мелуха – скорее всего, это Индская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро. Оттуда поступали в шумерские города-государства рис, хлопок, лес, бусы из сердолика.

В свою очередь, многочисленные шумерские цилиндрические печати найдены при археологических исследованиях в Индии. Кроме того, на печатях в Шумере изображали иногда животных, которых там не водилось: слонов, остромордых крокодилов – гевиалов, обитающих в Индии. В болотистых низинах Индии (северо-западные районы) до сих пор растет камыш берди, родиной которого, по авторитетному мнению ботаников, является Месопотамия. Именно из такого камыша шумеры и делали лодки. По свидетельству индийского ученого Ш. Р. Рао, лодки, напоминающие древнешумерские, и по сей день применяются на озере Нал блия Лотхала.

Цивилизация Хараппы  и Мохенджо-Даро была расположена  на северо-западе полуострова Индостан. По занимаемой территории она превосходила почти в два раза объединенные земли Древнего Двуречья и Египта, раскинувшись на 1,3 млн км. Более 1000 поселений насчитывала эта страна. Пакистанский археолог Сайд А. Накви назвал Мохенджо-Даро «Манхэттеном бронзового века».

В каждом городе были рынки и храмы. Купцы и монахи, богатые бездельники и чиновники, жаждущие знаний юноши и авантюристы во множестве передвигались по рекам и караванным путям Индского государства. Есть определенный резон говорить, что те или иные постройки в древности служили, по всей видимости, постоялыми дворами.

Доказано, что цивилизация  Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю не только с Месопотамией но и с Индокитаем. Недалеко от Бомбея недавно найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218*36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские.

В Месопотамии, как показали результаты раскопок в  южной части Ирака, проводившиеся  в течение 12 лет английским археологом Леонардом Вулли, также еще несколько тысячелетий назад, существовали ханы – места временного приюта людей. Л. Вулли пишет: «...дом был скорее всего ханн – гостиница или постоялый двор. В нижних этажах здания частично размещались стойла, часть помещений занимал сам хозяин со своей семьей, остальные приспособлены для постояльцев. Стены этого дома непомерно толстые. Возникает предположение, что гостиница была трехэтажная...»

В законодательных актах  Кодекса царя Хаммурапи встречаются правовые нормы, позволяющие утверждать, что гостиничное дело в тот период времени, 2000 лет тому назад, в Халдее было достаточно развитым. Государство неусыпно надзирало за деятельностью владельцев таверн, так, в случае уличения их в разбавлении пива водой предусматривалась смертная казнь.

Вавилоняне, будучи людьми научного склада ума, оставили нам географические карты ряда местностей. Такие карты, процарапанные на глиняных табличках, указывают русла рек и положение морей, границы определенных владений, торговые пути и расположенные на них места временного нахождения (укрытия).

Вавилонских купцов можно  было встретить повсюду; известно письмо вавилонского царя к фараону Египта, в котором он выражает свое недовольство тем, что дороги в Сирии и Палестине небезопасны и его торговые агенты подвергаются грабежу со стороны местных жителей.

Для пресечения нападений  на купцов и обеспечения безопасного проезда по дорогам создаются повсеместно в Сирии, Палестине, Египте, Вавилоне караван-сараи.

Учитывая, что вавилоняне забрались далеко на север, достигнув Черного и Каспийского морей, отдаленных областей Востока, можно понять, что следствием этого стало возведение иногда примитивных укрытий, а иногда и караван-сараев на протяжении довольно длинных торговых путей.

Совершенно  точно гостиницами следует считать  торговые и разведывательные фактории древних ассирийских купцов, размещавшиеся, в частности на территории восточных окраин Хеттского царства (8 в. до н.э.).

Известно было гостиничное  дело и в древней Финикии. Хотя финикийцы были в основном мореплавателями, как самый известный торговый народ древности, они пользовались и сухопутными путями сообщения. Сухопутные торговые пути внутри страны «были снабжены постройками для отдыха караванов», часть этих караван-сараев была укреплена. Они «строились по одному образцу, в подражание обширным дворам сирийских храмов и состояли из четырехугольного большого двора, окруженного крытыми галереями, разделенными внутри на отдельные помещения. Рядом были сделаны колодцы и насажаны деревья». Знаменитый город древности – Пальмира, видимо, начал свою историю с подобного караван-сарая, который был отстроен по указу царя Соломона.

Самые отдаленные упоминания о местах для размещения путников можно найти и в истории  Древнего Египта. В эпоху Нового царства Египет уже считался не только средоточием памятников культуры, о чем свидетельствуют обнаруженные многочисленные надписи на пирамидах, оставленные экскурсантами и туристами античности, но и лечебным курортом. Эти потребности побуждали власти заниматься сооружением палаточных городков, павильонов, всевозможных зданий и сооружений для путешествующих, а также организацией их питания и бытового обслуживания. Накопленные знания и опыт сооружения объектов размещения, зафиксированные в истории Древнего Египта, с успехом использовались позже в сооружении подобных объектов греками и римлянами.

До наших дней дошла  старинная Египетская роспись II в. до н. э. с изображением гонца, передающего  свиток с сообщением государственному чиновнику. Государственные власти постоянно нуждались в сведениях о состоянии дел в подвластных территориях и во время военных походов. Еще в период рабовладельческого строя были сделаны первые шаги в деле упорядочения системы транспорта и связи, дорожного строительства, объектов (мест) размещения путников.

В современном значении слова гостиницы были известны и гомеровским грекам. Помещались они около мест, где происходили общественные празднества, вблизи многочисленных храмов, как, например, в Олимпии, возле храма Афродиты и прочих культовых и курортных достопримечательностей.

 

ГОСТЕПРИИМСТВО И ГОСТИНИЧНОЕ  ДЕЛО В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Мобильность населения  в эпоху античности была на удивление  высокой. Такие события, как Олимпийские игры, собирали атлетов, зрителей, а также торговцев и ремесленников (т. е. как потребителей, так и поставщиков товаров и услуг) со всей Древней Греции. В окрестностях Олимпа строились сооружения, павильоны для проживания в них атлетов, а также для организации всевозможных бытовых услуг. Все отправлявшиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Олимпийские игры были самым известным, но не единственным зрелищем Древней Греции (следует иметь в виду, что термин «игры» в античном мире имел более широкое значение, чем в современном русском языке, и включал в себя и театральное представление, и состязания поэтов, певцов, музыкантов, а также мистерии для посвященных, т. е. обозначал понятие, аналогичное современным фестивалям культуры и искусства).

Кстати, письменные памятники  донесли до нас имя первого  чемпиона первых Олимпийских игр в 776 году до н. э. Звали его Коройб, по профессии – повар. Он одержал победу в беге на дистанцию в один стадий.

Приют в гостинице  давался всякому – бедному и богатому, знатному и простолюдину. Сохранилось, например, известие, что посольство афинян к царю Македонии Филиппу Македонскому (382–336 гг. до н. э.) останавливалось в такой гостинице.

Правда, само гостиничное  дело не пользовалось у греков популярностью и не являлось престижным занятием, потому что содержание гостиниц и питейных заведений считалось нечестным и недостойным промыслом, уделом вольноотпущенников и метеков (иногородних, неграждан). Немногочисленные гостиницы и постоялые дворы содержались за счет государства и только в местах массового скопления людей на спортивных состязаниях, курортах или в местах религиозного паломничества. В гостиницах селились только иностранцы. Надо отметить, что жители Афин или, в особенности, Спарты не ездили за границу без особых на то обстоятельств. Это не в последнюю очередь объяснялось тем, что для подобного путешествия необходим был загранпаспорт – сфрагис.

Большей частью греки  пользовались гостеприимством родственников и знакомых, а иногда даже незнакомых людей. Гостеприимство было естественной составной частью быта. Во всех домах состоятельных людей были особые комнаты для гостей. Впрочем, если места в доме гостю не хватало, он мог разместиться под портиком дома на открытом воздухе, климат Греции по большей части делал это возможным.

Права гостеприимства находились под покровительством Зевса. Гомер называет его «Зевс-гостеприимец». Но из-за плохого сообщения между отдельными городами-государствами греков гостиниц и постоялых дворов было очень мало. Обычно в богатых домах бесплатно принимали чужестранцев, причем это не всегда были родственники или знакомые.

Информация о работе История гостеприимства