Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:30, доклад
В работе рассмотрены основные этапы зарождения и развития гостеприимства как социального феномена, а также индустрии гостеприимства. Приведен анализ причин и предпосылок развития института гостеприимства в эпоху первобытнообщинного строя, на Древнем Востоке и в античном мире. Описаны зарождение и генезис этого общественного института в России, а также возникновение индустрии гостеприимства в Европе и в мире в целом. Впервые освещаются проблемы развития индустрии гостеприимства на Юге России. Заключительные темы данного курса посвящены характерным чертам современной российской и международной индустрии гостеприимства и перспективам ее развития в ХХI в.
В 1873 г. венский Раlais de wurtemberg перестраивается в Нotel Imperial, ставший излюбленным отелем многих знаменитостей того времени. В этой гостинице, вне всякого сомнения являвшейся жемчужиной изысканного архитектурного комплекса Рингштрассе, часто останавливались коронованные особы. Говорят, именно здесь Рихард Вагнер дирижировал на премьерах Таненгейэера и Лоэнгринa. Спустя два года, в 1875 г., в Петербурге открывается «Гранд отель Европа», необычайно престижное место, где Чайковский провел свой медовый месяц, а Шостакович прямо в номере играл для Прокофьева.
В 1880 г. открылся Sagamоrе Ноtеl на озере Джорджия, где впервые все номера были электрифицированы.
В то же время наконец становится очевидной потребность в профессиональных кадрах. Первая школа для отельеров была образована в Лозанне в 1890 г, директором лозаннской гостиницы Ж. Чуми и А. Р. Армледером.
В 1896 г. открыл свои двери посетителям «Отель Эрмитаж». Царившая здесь атмосфера утонченной роскоши очень ценилась в высших классах общества на исходе девятнадцатого столетия. Вскоре после этого в Канзасе открылся Victoriа Ноtеl с ванной комнатой в каждом номере, и в Netherlаnd Ноtel в Нью-Йорке в номерах были впервые установлены индивидуальные телефонные аппараты. Афины, 1874 г., профессиональный повар Статис Лампсас осуществил свою давнюю мечту, построив Ноtel Grande Вratagnе. В то время в Афинах были сильные перебои с водоснабжением. Говорят, персонал гостиницы покупал у уличных водоносов воду на 80 спален и ... две ванные комнаты. Конечно, с тех пор здание претерпело несколько реконструкций.
В 1896 г. швейцарский отельер Каспар Бадрутт открыл знаменитый Раlace de Saint Morinz, а в 1898 г. уроженец швейцарского Валэ Цезарь Ритц, впоследствии ставший, пользуясь знаменитым выражением короля Эдуарда VII, «королем отельеров и отельером королей», открыл на Вандомской площади в Париже гостиницу и дал ей свое имя.
Конец XIX века – это время, когда сосуществуют старые традиции путешествий как вида досуга, связанного с определенной культурой и мироощущением, с одной стороны, и новые формы гостиничного сервиса, связанные с цивилизацией индустриального общества – с другой. Если в таких странах, как Англия или США, уже сформировался образ жизни, характерный для индустриального общества, то в странах Восточной и Южной Европы или, например, в Испании во многом сохранялись старые, «доиндустриальные» формы быта и культуры.
Соответственно, у туристов, представлявших страны, находившиеся на «разных полюсах» технического прогресса, были разные представления о комфорте. В известных путевых очерках Марка Твена «Простаки за границей» (1863) и «Пешком по Европе» (1880) отсутствие современных гостиничных удобств в целом ряде европейских гостиниц неоднократно служит поводом для насмешек. В то же время, как мы уже видели, у русских путешественников, ориентированных на культурно-эстетические ценности, наступление гостиничной цивилизации вызывало, по меньшей мере, двойственное отношение. Герой Л. Н. Толстого в «Люцерне», остановившись в гостинице, с раздражением отмечает, что старую террасу на живописном берегу озера перестроили в современный променад в угоду английским туристам.
Отношение к комфорту – это один из критериев, по которым можно судить о месте туризма в обществе. Путешественнику «романтического периода», для которого путешествие отвечает внутренней познавательной или эстетической потребности, гостиничный комфорт не так важен, как для участника увеселительной поездки, заплатившего деньги прежде всего за удобства и качество услуг определенной гостиницы. Для него гостиничные услуги – это товар, качество которого должно соответствовать цене.
Несмотря на критику со стороны защитников культурных традиций, технический прогресс и цивилизация с такими их атрибутами, как расширение и модернизация сферы гостиничных услуг, были неудержимы. С конца XIX века гостиничный бизнес начинает действовать как самостоятельный фактор развития туризма – он формирует для себя рынки сбыта гостиничного продукта. Туризм довольно быстро начинает приобретать признаки «массовизации». Создаются не только туристские бюро (по образцу Общества Томаса Кука), но и рекламные агентства, специализирующиеся на рекламе гостиничных услуг.
Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением также способствовало существенному увеличению потоков путешествующих.
Следует также отметить, что именно в начале XIX века возникают первые курорты на минеральных водах – в Хайлиген-дамме, Нордернее, Травемюнде (все в Германии). Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К. Каспар, «в этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, «нового дворянства», высшего офицерства». В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию. Многовариантность возможных мест отдыха обусловливалась обязательным наличием комфортабельных гостиниц.
С конца XIX и начала XX века
резко увеличивается число
В Австро-Венгрии в 1913 году существовало уже 15 тыс. гостиниц. В основном это были небольшие гостиницы, но наряду с ними строились и крупные. Эти гостиницы имели общую емкость номерного фонда 500 000 мест, то есть вместимость каждой гостиницы составляла 30–35 мест. Одно гостиничное место приходилось на 80 жителей страны.
В Германии в том же 1913 году было 90 тыс. гостиниц, как правило, тоже мелких. Швейцария, Италия начинают усиленно разрабатывать золотую жилу туризма, широко используя исторические и архитектурные памятники. Важным событием явилось открытие в Дюссельдорфе института гостиничного дела. Общим задачам гостиничного движения, созданию единой классификации гостиниц и иным важным вопросам этой отрасли должен был служить Международный Союз владельцев гостиниц, объединивший 1700 гостиниц в различных странах мира.
К концу XIX века уже были распространенными два типа гостиниц – большие и роскошные, а также маленькие и устаревшие. Все эти гостиницы строились вблизи городских транспортных узлов, главным образом железнодорожных.
Первые годы XX века считаются временем начала строительства гостиниц для бизнесменов и коммерсантов. Первым это понял Элсворт Статлер. В 1908 году он открывает гостиницу в Буффало под названием «Буффало Статлер». Это была принципиально новая концепция в гостиничном деле, основанная на предоставлении клиентам максимальных удобств. Что особенно важно, эта первая в своем роде гостиница была ориентирована исключительно на бизнесменов.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие факторы способствовали развитию туристической индустрии в 19 в.?
2. Расскажите о Т. Куке и его деятельности.
3. Назовите и кратко охарактеризуйте самые известные отели, построенные в 19 в.
4. Расскажите о Grand Hotel в Париже.
5. Каковы основные тенденции в развитии гостиничного бизнеса в 19 в.?
6.Охарактеризуйте
Тестовые задания
Т. Кук – это…
а) великий английский путешественник;
б) основоположник современного туризма;
в) политический деятель;
г) строитель «Гранд-отеля» в Париже.
В ХХ в. индустрия гостеприимства достигает расцвета. Лидерами в этой области являются США и Европа, где повсеместно появляются новые формы организации гостиничного хозяйства, к примеру, объединение в гостиничные цепи.
Начало двадцатого столетия ознаменовалось появлением большого количества новых гостиниц моментально становившихся очень престижными. В 1905 г. «строитель дворцов» Эдуард Нирманс построил в Биарритце «Отель ду Палас», в 1913 г. в Ницце в присутствии нескольких коронованных особ открылся построенный им же «Негреско». Испанский король Альфонс XIII захотел, чтобы и в Мадриде появилась роскошная и престижная гостиница; в 1910 г. там открылся свой «Ритц» Верноподданническая Севилья, открыв роскошную гостиницу, построенную архитектором Хосе Эспио, назвала ее «Альфонс XIII». В не желавшей отставать от них Барселоне в 1919 г. открылся еще один «Ритц». Причем в последней гостинице была неслыханная по тем временам роскошь – к ванным комнатам была подведена не только холодная, но и горячая вода!
Однако следует отметить, что в годы Первой Мировой войны гостиничное строительство в Европе и США приостанавливается. Многие гостиницы в тот период едва сводили концы с концами.
На благополучные же двадцатые годы пришелся настоящий бум гостиничного бизнеса (первый бум). Среди отелей, построенных в это время – «Ритц» и «Савой» в Лондоне, «Плаза» в Нью-Йорке, «Метрополь» в Брюсселе, «Плаза-Афины» и «Гриллон» в Париже и многие, многие другие.
В 1923 г. архитекторы Маркизио и Прост построили гостиницу La Mamounia прямо посреди удивительных садов в самом сердце Марракеша в Марокко; в течение многих десятилетий она считалась самой красивой гостиницей в мире. Своей репутацией она отчасти обязана Уинстону Черчиллю, который был ее частым постояльцем.
Отели строили не только в городах, но и в горах. Первые швейцарские лыжные курорты – Сент-Mориц, Mонтана – предлагали приезжающим, в большинстве своем англичанам, очень удобные гостиницы для горного отдыха.
Во время Великой депрессии и несмотря на нее в Нью-Йорке строится знаменитый Waldjrf Astoria. Это был самый грандиозный отель из всех построенных в те неспокойные времена.
В целом же в 30-е годы, в середине Великой депрессии, гостиничный бизнес вновь пришел в упадок. Это было самое тяжелое время, которое когда-либо испытывала гостиничная индустрия США и Европы. В Америке возрождение индустрии гостеприимства началось лишь в начале 40-х годов, а в европейских странах лишь в 50-е гг.
Вторая Мировая война, в отличие от Первой, диктовала необходимость значительных переездов по территории США огромного числа людей, что не могло не сказаться на гостиничной индустрии. Потребность в номерах в то время была настолько велика, что гостиницы были вынуждены работать со 100% нагрузкой
После Второй Мировой войны, в 50-е годы, начался второй гостиничный бум. В индустрии гостеприимства произошли значительные сдвиги.
Сlub Меditеrrаnее (г. Тригано) использует ныне широко распространенную, но в то время совершенно революционную концепцию клубных деревень. В эти же годы начинается строительство отелей-казино. И тогда же собственные гостиницы начинают строить некоторые авиакомпании.
Как ответ на изменения в американском образе жизни появились мотели. В 1952 году Кеммонс Уилсон построил один из первых отелей для автомобилистов «Холидей-Инн». К этому времени американцы стали больше путешествовать, что требовало новых типов гостиниц. Возникла необходимость в помещениях, удобных для семейного размещения, но без необходимости оплаты всего комплекса услуг, предлагаемых гостиницей. Появление мотелей с ограниченным набором услуг по более низким ценам было наилучшим решением.
Рост числа и популярности мотелей как новой гостиничной концепции создал значительную напряженность в отношениях между владельцами этих двух видов предприятий размещения. Дело в том, что предпочтение, которое отдавалось клиентами мотелям, делало многие небольшие гостиницы ранней постройки неконкурентоспособными. Многие из них были вынуждены закрыться навсегда. Борьба приобретала в некоторых местах драматический характер, не обходилось и без поджогов и убийств. Мир наступил только в 60-х годах, когда владельцы традиционных гостиниц восприняли наконец эту «новую идею», осознав, что она является необходимым дополнением к гостиничной индустрии США.
Признание новой гостиничной концепции проявилось в принятии владельцев мотелей и гостиниц для автотуристов в Американскую Гостиничную Ассоциацию, которая чуть позже была переименована в Американскую Ассоциацию Мотелей и Гостиниц (ААМГ).
После Второй Мировой войны в американском гостиничном бизнесе стали появляться новые тенденции. Одной из наиболее весомых явилось проникновение на международный рынок услуг.
Несколько первых отелей «Интер-Континентал» были построены авиакомпанией Пан-Америкен. В 1948 году Конрад Хилтон также включился в это новое международное дело.
Несмотря на эти шаги, американское влияние в мире было незначительным вплоть до конца 60-х годов. Только в этот период американская гостиничная экспансия начала приобретать поистине глобальные размеры.
В шестидесятые годы в Европе новые гостиницы появляются на морских курортах, прежде всего средиземноморских, от Испании до Греции, от Балеар до Югославии открываются многочисленные городские и пляжные летние гостиницы для курортников, приехавших отдохнуть и вволю позагорать. Вскоре этому примеру последовали Португалия и скандинавские страны.
Следует также отметить, что вплоть до конца 60-х годов влияние американской гостиничной индустрии на остальной мир было незначительным. Лишь с этого времени американская гостиничная экспансия начала приобретать поистине глобальные размеры.
Вплоть до конца 80-х годов весь деловой мир с неослабленным вниманием следил за развитием таких гостиничных цепей, как «Мариотт», «Рамада», «Шератон», «Редиссон». В настоящее время процесс расширения американской гостиничной сети за рубежом продолжается, хотя и не столь высокими темпами.
В самих Соединенных Штатах с конца 60-х годов на десять лет сложилась благоприятнейшая ситуация для развития гостиничной индустрии. Были созданы многие цепи гостиниц и мотелей, изменился и внешний вид гостиничных помещений.
В послевоенный период в США произошло резкое, как ни в одной стране мира, увеличение объема капиталовложений в строительство новых гостиничных комплексов. С середины 50-х годов капиталовложения в создание новых видов гостиничных предприятий возросли более чем в 20 раз, составив в 1967 году 1,7 млрд долларов. В результате емкость номерного фонда мотелей, отелей, трейлерных парков, спортивных и рекреационных лагерей, а также всевозможных специализированных предприятий отдыха и развлечений (пансионатов, туристских баз и т. п.) существенно увеличилась, претерпев заметные изменения, отражающие сдвиги в характере спроса и в структуре рекреационных отраслей.