История гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:30, доклад

Описание

В работе рассмотрены основные этапы зарождения и развития гостеприимства как социального феномена, а также индустрии гостеприимства. Приведен анализ причин и предпосылок развития института гостеприимства в эпоху первобытнообщинного строя, на Древнем Востоке и в античном мире. Описаны зарождение и генезис этого общественного института в России, а также возникновение индустрии гостеприимства в Европе и в мире в целом. Впервые освещаются проблемы развития индустрии гостеприимства на Юге России. Заключительные темы данного курса посвящены характерным чертам современной российской и международной индустрии гостеприимства и перспективам ее развития в ХХI в.

Работа состоит из  1 файл

гостеприимство.doc

— 570.00 Кб (Скачать документ)

В Турции сохранилось  более ста караван-сараев, однако они не функционируют, хотя доступны экскурсантам как музеи.

 

ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО СРЕДНЕВЕКОВОЙ  ЕВРОПЫ

Массовые поездки купцов, подмастерьев, духовенства, а также  многочисленных в средние века пилигримов и паломников дают новое направление в формах предоставления приюта. Сначала этот приют был бесплатным, ради любви к ближнему, даваемый монастырями, церковными организациями, княжескими дворами и т. д. Основным юридическим актом для последующего периода развития гостиничного дела был эдикт Карла Великого (768–814 гг.), императора Священной Римской империи, налагавший на монастыри и церкви обязанность содержания «госпициев», предоставляющих путешественникам ночлег, питание, лечебную помощь и ванну. Особенное развитие эти госпиции получили в Швейцарии, которая благодаря этому имеет самые старые гостиничные традиции и до сегодняшнего дня пользуется в мире самым высоким авторитетом в этой области.

В средневековой  Европе церковь играла решающую роль в жизни общества и была единственным авторитетом, который признавали в любой стране. Монастыри и другие религиозные пристанища принимали путешественников (и приветствовали пожертвования). Многие монастыри были рады гостям. Богатых и знатных усаживали рядом с главным прелатом, в то время как бедняков размещали и кормили в отдельных помещениях.

Расценок на комнаты  не было, однако всегда ожидались пожертвования. Часто бывало, что монастырский охранник, чьим первостепенным заданием было стоять у ворот (привратник), также распоряжался и помещениями для гостей. Следует отметить, что уже в то время церковь управляла первой «гостиничной цепью».

Со временем бесплатный приют начинает превращаться в специальные, рассчитанные на доход предприятия. Эти учреждения в результате постоянного роста требований со стороны путешественников и по мере одновременно происходящего технического прогресса принимали все более новые и разносторонние формы, превращаясь в гостиничные предприятия, похожие на современные.

Руины постоялых дворов, раскапываемые археологами, дают нам  возможность судить об их помещениях, многочисленных подсобных постройках и сооружениях. Находимые в них предметы быта, а частично и товары, иногда монеты свидетельствуют о посещении этого государства купцами довольно многих древних государств. Уже тогда постоялые дворы строились не только одноэтажными, но и двухэтажными, и даже трехэтажными. Твердая уверенность подавляющей массы людей того времени, что молитва более действенна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, была свойственна еще народам древности. На заре своей истории древние германцы стекались к священным рощам, а евреи в великие праздники ежегодно стремились в Иерусалим. В христианском мире паломничество в страну, где совершались божественные деяния святых, вошло в обыкновение в IV веке. Уже с этого времени встречаются путеводители к священным местам с указанием храмов, а также постоялых дворов или госпициев, в которых паломники могут найти временный приют. «Госпиции – странноприимные дома, учреждения вроде гостиниц с характером монастыря. Находящиеся в них монахи и братья-прислужники составляют небольшие отдельные ордена. Госпиции устраивались в населенных местах и давали приют всем странникам. Особенной известностью пользовались госпиции в с. Бернарде, с. Готарде, Симплоне, Гриим-зеле...»

Западная церковь различала  великое и малое паломничество. К первому, кроме путешествия в Палестину, относили и путешествие в Рим, под вторым подразумевалось посещение местных отечественных святынь.

Еще в начале христианской эры  церкви было предписано строить  постоялые дворы для служителей культа в каждом городе. В результате этих предписаний при епархиальных церквях и в местах особого поклонения в IV–V веков н. э. создаются постоялые дворы.

По мере укрепления феодальной власти появляется необходимость обеспечения временного пребывания влиятельных государственных лиц. У дорог строятся постоялые дворы, предназначенные для государственных служащих. До нашего времени сохранились руины некоторых придорожных постоялых дворов.

Одновременно начинают развиваться торговые отношения. Все  больше появляется людей, разъезжающих по частным делам, в связи с этим появляются частные гостиные дворы. Об одном из таких частных гостиных дворов упоминается в письменном источнике от 881 года. Находился он в местечке Грау-бюден на территории современной Швейцарии.

На звание самого старого из существующих постоялых дворов претендует постоялый двор «У дерущегося петуха» в местечке Сент-Албанс (Англия), основанном примерно в 795 году. Примерно в то же время появляются первые известные правовые акты, узаконивающие правовой статус постоялых дворов.

Центром международной  торговли в IX–XI веках являлся Константинополь, куда съезжались купцы с севера и юга – болгары, армяне, русские, арабы, итальянцы, отсюда товары распространялись уже по всей Европе.

Для приюта прибывавших в город строились гостиные дворы, некоторые из них сохранились до сих пор.

Созданию  аналогичных гостиничных предприятий  способствовали и знаменитые ярмарки  во Франции (в Сен-Дени, Труа), в Италии (в Ферраре, Павии), в германских княжествах (в Борисе, Кёльне, Майнце, Шлейре) и т. д.

В Европе светская традиция «платного гостеприимства» связана с ростом городов. Не случайно первые заведения такого рода под названием taberna perpetua (круглосуточная торговля вином) появились на Рейне и Мозеле (важнейшая торговая дорога Средневековья). Сведения о них содержатся в резолюции местного архиепископа VIII века, которая запрещала духовным лицам посещение этих «злачных мест». В народных песнях и балладах часто встречаются мотивы, связанные с ночевкой усталого путника (солдата, подмастерья, купца и т. п.) под гостеприимным (или негостеприимным) кровом. На постоялых дворах хозяин часто держал специальную комнату, предназначенную для ночевки гостей. Постоялые дворы располагались обычно на пересечении важных торговых дорог или в центре города у рыночной площади, где находились главный собор и ратуша.

Немцы, торговавшие в  Средние века с Венецией, имели  там свой гостиный двор. Венецианцы, торговавшие с кипчакскими татарами, имели в Тане также гостиный двор и амбары. Генуэзцы имели гостиный двор в Мессине, в особой части города.

Крестовые походы, начавшиеся в 1096 году и продолжавшиеся последующие 200 лет, были связаны с социальной революцией. Помимо всего прочего, они помогли организовать торговлю, что привело к подъему среднего класса. Косвенно Крестовые походы способствовали воскрешению постоялых дворов, возникших впервые в северной Италии. Гостиничное дело стало там основательным бизнесом. Гильдии владельцев постоялых дворов процветали, устанавливая правила и уставы для своих членов и для гостей. Например, во Флоренции в 1282 году гильдия владельцев постоялых дворов контролировала этот бизнес до такой степени, что городские чиновники опрашивали путешественников прямо у городских ворот и направляли их в гильдию, где их распределяли по определенным гостиницам.

Четкую хронологию дальнейшего  развития гостиничного дела можно проследить на примере Англии.

Английское законодательство провозгласило гостиницу обществен-ным заведением и наложило на их владельцев ответственность за благополучие путешественников. Владелец гостиницы имел не только право принимать постояльцев, но и определенные обязанности.

Самые ранние постоялые дворы в Англии придерживались традиций пивных. Вечнозеленое растение, привязанное к колу, для всех было знаком того, что внутри продавался эль. Этот обычай еще сохранился в некоторых английских деревнях и сейчас. Зеленая ветвь, в свою очередь, обозначала, что в продаже есть яблочное вино. Люди собирались в этих заведениях, чтобы пообщаться и обсудить насущные проблемы.

Хотя каждый приход имел свою пивную, тех, кто снимал помещение, было мало. Гостиницы существовали в крупных городах и на перекрестках, около переправ. Здания были больше похожи на пристанища с минимумом мебели. Тростник, который бросали на земляной или каменный пол, служил как ковром, так и поверхностью, на которую удобно было бросать кости и другие остатки пищи. В главной комнате вдоль стен были разложены матрацы, на которых спали. Пропитание было личным делом каждого, так как большинство гостей привозило свою собственную еду.

К XV веку некоторые гостиницы  состояли уже из 20-ти или 30-ти комнат. Георгиевская гостиница, одна из наиболее известных, имела винный подвал, кладовую, кухню, комнату для хозяина и хозяйки, имелся и специальный работник, присматривавший за лошадьми. Комнаты для гостей, или номера, были названы в честь известных людей, городов или выдающихся чиновников; среди них были комнаты «Граф», «Оксфорд», «Сквайр», «Лондон» и т. п.

Гостиницы и таверны  узнавали по вывескам с простыми символами, а не словами. Многие не умели читать, но они могли сказать, например, следующее: «Встретимся под знаком быка». Таким образом, было много «Львов», «Белых зайцев», «Черных лебедей», «Дельфинов», гостиниц «Золотое Руно» и других подобных торговых знаков.

В некоторых гостиницах были открытые галереи, на которые можно было подниматься по лестнице, находящейся снаружи. Со временем эти галереи ограждались от непогоды. Стойла для лошадей, помещения для упряжки находились во внутреннем дворике. Специальное приспособление в углу служило для того, чтобы особо дородные постояльцы могли взобраться на лошадь. В более крупных гостиницах под конюшней было помещение для посыльных, разносивших почту.

Во время правления  королевской династии Тюдоров (1485–1603 гг.), а также некоторое время спустя путешествующие труппы актеров давали представления в двориках некоторых гостиниц. Публика сидела на окружающих двор галереях.

Во многих гостиницах был сад и лужайка для игры в шары. Некоторые гостиницы имели пивоварни и варили свое собственное пиво. Длинная комната (для собраний) с большим камином служила местом проведения банкетов и танцев.

В ранней Англии меню таверн при гостиницах состояло в основном из мяса и эля, овощи употреблялись мало.

Король Генрих VIII, сам  того не осознавая, способствовал развитию гостиничного дела, когда инициировал  подавление влияния монастырей в 1539 году. Это сыграло важную роль в развитии путешествий за счет того, что паломники передвигались по главным дорогам к большим соборам. Паломники могли останавливаться на два дня в помещениях, пристроенных к аббатству или монастырю, где их размещали и кормили в соответствии с их положением. Когда Генрих VIII постановил, что церковные земли должны быть отделены от них или проданы, исчезла роль церквей как пристанища для путешественников. В результате стало процветать гостиничное дело. Перепись 1577 года выявила 14202 пивных, 1631 гостиницу и 329 таверн в Англии и Уэльсе.

Задолго до того, как появилась  национальная почтовая система, отдельные гостиницы должны были иметь конюшни и лошадей для их использования королевской почтой. Это также способствовало развитию гостиничного дела и гостиничного хозяйства.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль монастырей в организации постоялых дворов?

2. Назовите синонимы термина гостиницы, исходящие из его функционального назначения.

3. Как назывались постоялые дворы средневекового Востока? Расскажите об особенностях их устройства.

4. Какие три основные категории путешественников обслуживали средства размещения в Средние века?

 

Тестовые  задания 

Постоялые дворы в  Европе, особенно в Англии, получили стимул к развитию вследствие…

а) закрытия многих монастырей;

б) королевских указов;

в) технического прогресса;

г) увеличения числа паломников.

 

Тема 4. Гостеприимство в Древней Руси                            и средневековой России

Гостиничное дело в России возникло с появлением и развитием потребностей людей в общении, становлением торговых отношений с соседними государствами, необходимостью совершения всевозможных поездок.

С XI века в древнерусском  языке прочно закрепляется слово «гость», означающее «приезжий купец». Именно зарубежные купцы, временно оказавшиеся в древнерусских княжествах, нуждались в объектах временного проживания. Путешествиям «иностранных гостей» придавалось на Руси большое значение. Так, киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» давал наставление своим сыновьям хорошо принимать «гостей», заботиться о них и следить, чтобы «никакой нужды ни в чем они не имели». Он вполне справедливо полагал, что эти «мимоходящие» люди могут разнести по свету любые вести о стране и о князе.

В эпоху раннего Средневековья (в домонгольское время) Русь вела торговлю с рядом стран Европы, Ближнего и Среднего Востока, а также Средиземноморья.

 

Гостеприимство  в древней Руси

и средневековой  России

Почти во всех летописях  отдается должное гостеприимству славян. Как пишет русский историк  Н. М. Карамзин, «всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин ответствовал народу за безопасность чуземца, и кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседи за сие оскорбление, как за собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников; но бедному человеку, не имевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось красть все нужное для того у соседа богатого: важный долг гостеприимства оправдывал и самое преступление».

Прочные традиции культурного  наследия закрепились в быту Древней Руси. От отца к сыну передавались «словеса душеполезные», заветы и наставления молодым, как жить, «как себя блюсти». В древнерусской рукописной книге, в «Изборнике 1076 г.», можно найти «Слово некоего отца к сыну своему» – в нем родитель обучает свое чадо жизни праведной и смиренной. Здесь же есть и другие тексты нравственно-поучительного содержания.

Информация о работе История гостеприимства