История государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:36, контрольная работа

Описание

В работе рассмотрены вопросы «Средневековое государство Византии» и «Право в странах романо-германской правовой семьи в период Нового времени». В первом вопросе предметом исследования является византийское право, которое являлось одной из наиболее ярких сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуру других народов средневекового мира оно может идти в сравнении лишь с византийским искусством и архитектурой. В Византии значительно дольше и более глубоко, чем на Западе, сказывалось влияние римской юридической традиции. В отличие от большинства государств средневековой Европы в Византии сохранялось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю территорию Империи законодательство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....... 3
Средневековое государство Византии………………………..………..….4
Оформление и эволюция византийского государства………………...…4
Общественный строй………………………………………………………7
Источники и характерные черты права Византии………………............10

Право в странах романо-германской правовой семьи в период Нового времени………………………………………………………………………..15
Особенности континентальной (романно - германской) правовой семьи………………………………………………………………………..15
Источники континентального гражданского права…………………….19
Характеристика основных институтов по гражданскому кодексу Франции 1804 г.; Французскому торговому кодексу 1807 г.; Торговому уложению Германии 1897г………………………………………………………..…...23
Заключение…………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………….…………………..33

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 78.62 Кб (Скачать документ)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………....... 3

Средневековое  государство Византии………………………..………..….4

  1. Оформление и эволюция византийского государства………………...…4
  2. Общественный строй………………………………………………………7
  3. Источники и характерные черты права Византии………………............10

 

Право в странах  романо-германской правовой семьи в период Нового времени………………………………………………………………………..15

  1. Особенности континентальной (романно - германской) правовой               семьи………………………………………………………………………..15
  2. Источники континентального гражданского права…………………….19
  3. Характеристика основных институтов по гражданскому кодексу Франции 1804 г.; Французскому торговому кодексу 1807 г.; Торговому уложению Германии 1897г………………………………………………………..…...23

Заключение…………………………………………………………………….32

Список использованных источников…………………….…………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В работе рассмотрены вопросы  «Средневековое  государство Византии»  и «Право в странах романо-германской правовой семьи в период Нового времени». В первом вопросе предметом исследования является византийское право, которое являлось одной из наиболее ярких сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуру других народов средневекового мира оно может идти в сравнении лишь с византийским искусством и архитектурой. В Византии значительно дольше и более глубоко, чем на Западе, сказывалось влияние римской юридической традиции. В отличие от большинства государств средневековой Европы в Византии сохранялось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю территорию Империи законодательство.

Во второй части работы рассматривался вопрос «Право в странах  романо-германской правовой семьи в  период Нового времени». К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций.

Романо- германская правовая семья - это правовые системы, созданные с использованием римского правового наследия и объединенные общностью структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата.

Романо-германская правовая семья имеет весьма длинную юридическую  историю. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII-XVI вв. на базе Свода  законов Юстиниана общую для  многих европейских стран юридическую  науку. Произошел процесс, получивший название «рецепция римского права. Вначале эта рецепция носила доктринальные  формы: римское право непосредственно  не применялось, изучались его понятийный фонд, весьма развитая структура, внутренняя логика, юридическая техника. Действительно, римское право - непреходящая ценность правовой культуры человечества.

 

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ГОСУДАРСТВО ВИЗАНТИИ

 

1. Оформление и эволюция византийского государства

 

Византийское государство  оформилось в результате отделения  восточной части Римской империи  в конце IV в. н.э. Оно просуществовало  свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя  в ходе турецкого нашествия.

Эволюция в тысячелетней истории Византии имела свои взлеты и падения, свое возрождение и  угасание. Вплоть до VII века Восточная  Римская империя оставалась одним  из самых могущественных государств мира. Между тем, уже в V веке ей пришлось столкнуться с варварами. Первыми  были готы и исавры (дикое малоазийское племя). Во второй половине V века исавр  Зенон даже сделался императором  Византии. С севера империю тревожили  болгары, гунны и славяне, с востока - угрожала сильная персидская держава  Сасанидов. Однако Византии хватило  сил не только противостоять нападениям, но и расширить в середине VI века границы за счет отвоевания у германцев  «римских» территорий в Северной Африке, Италии и Испании. Империя  сохраняла черты позднеантичного  общества и государства. Императоры считали себя последователями римских  цезарей, сохранялись Сенат и  Государственный совет. По-прежнему «выбиться в люди» могли даже самые неродовитые. Императоры Юстин  и Юстиниан Великий были из крестьян. Недовольство правительством приводило  к восстаниям. Плебс пользовался  раздачами дарового хлеба. Как и  в Риме, в Константинополе существовали традиционные зрелища - гладиаторские  бои и бега на колесницах. Но с  распространением христианства отношение  к зрелищам стало меняться. Гладиаторские  бои под давлением христиан были запрещены, а цирки все чаще использовались в качестве общественных трибун. Важнейшим  элементом византийской экономической  жизни оставалось римское право. При Юстиниане Великом была предпринята  кодификация законов, что привело  к созданию правовой основы для регулирования  имущественных отношений. В определенном смысле Византия того периода может  считаться правовым государством средневековья. .[1,стр.205]

В VII - IX веках Византийская империя переживала глубокий кризис. С моря на Константинополь обрушились арабы. Более полувека отважные воины  ислама не давали покоя Византии. Весь YIII век проходил в войнах с болгарами. Восточная Римская империя оставалась империей лишь по названию. Но цивилизация  устояла перед натиском варваров. Константинопольские чиновники  пытались наладить управление и разделили  страну на области - фемы с сильной  гражданской и военной властью  стратигов. Но это лишь осложнило  ситуацию: полуварварские фемы не желали подчиняться Константинополю и  поднимали мятежи. Кроме того, империя  была взбудоражена иконоборческим движением  внутри христианства, продолжавшимся более ста лет. Смута привела к тому, что попирались все законы, в запустении оказались монастыри, сожжен был университет. В IX веке зародилось христианское движение «павликиан» - последователей старца Константина, проповедовавшего Новый завет с посланиями апостола Павла. В середине IX века павликиане с оружием в руках прошли по Малой Азии, истребляя неверных. Император Василий I одолел павликиан, но принял многие из их требований. С этого времени началось возрождение цивилизации и возрождение греческой учености.

Конец IX века ознаменовал  собой восстановление империи: государство  снова стало регулировать отношения  между гражданами; Василий I переиздал  законы Юстиниана; была создана сильная  армия и укрепилась роль военной  знати; началось возрождение древних  наук и искусств; были восстановлены  города и ремесла; церковь поднялась  на небывалую прежде высоту. Существенными  были и изменения в общественном строе Византии. Огромную роль стало  играть жестко централизованное государство. Особая роль государственных начал  получила теоретическое обоснование, что способствовало формированию специфической  ментальности византийцев. Считалось, что, наряду с единым Богом, единой истинной верой и единой истинной церковью, должна существовать и единая христианская империя. Императорская власть приобретала  сакральные (священные) функции, ибо  она самим своим существованием обеспечивала спасение рода человеческого. В руках императора сосредотачивалась  вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. Фактически император  управлял и церковью, назначая и  смещая патриархов. Император опирался на бюрократию и строго иерархизированный  государственный аппарат. Родилась автократия - освященная церковью единоличная  власть императора. [4,стр.123]

Взаимоотношения общества и  власти строились на принципах подданства. Общественная система носила корпоративный  характер. Корпорации ремесленников  и торговцев находились в полной зависимости от государства. Крестьянская соседская община являлась верховным  собственником земли и несла  ответственность перед государством за уплату налогов. Таким образом, Византийская империя приобретала черты традиционно  восточного государства.

В середине XI века Великая  Степь выплеснула из своего чрева  новую волну воинственных кочевников. Конная лавина тюрок прокатилась  по равнинам Персии и хлынула через  византийские границы. В первом же решающем столкновении в 1071 г. при Манцикерте римская армия была разгромлена. После этого тюрки-сельджуки заняли почти всю Малую Азию, а также  Сирию и Палестину - Святую землю. Военная знать Византии подняла  мятеж и посадила на престол своего вождя Алексея I Комнина. Не в силах  выдержать напора победоносных тюрок, император обратился за помощью  к христианам Запада. Еще в 1054 году церковь раскололась на две части - католицизм и православие, но в условиях натиска мусульман, христиане временно забыли свои взаимные обиды. Императору Алексею I Комнину удалось справиться с наседавшими со всех сторон врагами. Вместе с воинами-крестоносцами Византия приступила к отвоеванию территорий в Малой Азии. В течение XII века империя ведет многочисленные войны, пытаясь вернуть себе Южную Италию, захватывает балканские страны. Однако к концу XII века Византия слабеет и теряет Болгарию, Сербию, Венгрию, территории в Греции и Малой Азии. С 1096 г. начались крестовые походы, причем к началу XIII века внутреннему миру среди христиан пришел конец. Богатая Византия всегда привлекала западноевропейских рыцарей, смотревших на нее с чувством зависти, презрения и недовольства. Разгром крестоносцами в 1204 г. Константинополя отразил их истинные чувства. Франкские рыцари поделили между собой страну, но не могли мирно ужиться и постоянно воевали. В 1261 г. грекам удалось овладеть тем, что осталось от Константинополя, и их вождь Михаил VIII Палеолог стал императором, но его власть распространялась немногим далее полуразрушенных стен «Нового Рима». Вокруг города на протяжении XIII - XIV веков хозяйничали болгары и тюрки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общественный строй

Специфические черты развития византийского средневекового общества проявляются уже на первом этапе  его развития. Процесс разложения рабовладельческих порядков носил  в Византии замедленный характер. Относительно высокий уровень развития товарно-денежных отношений, длительное сохранение сильных экономических  и политических позиций многочисленных византийских городов (Антиохии, Александрии, Дамаска, Константинополя и др.) содействовали  политической стабильности Византии и  сдерживали процесс распада рабовладельческого строя.

Господствующий класс  Византии IV-VII вв. был неоднороден. Ведущие  экономические и социальные позиции  в Византии занимали старая сенаторская  аристократия и провинциальная знать, базу господства которых составляла крупная частная собственность  на землю рабовладельческого типа. Наряду с ними высокое место в  социальной структуре византийского  общества занимала городская муниципальная  верхушка крупных городов империи, особенно столицы - Константинополя.

Состав эксплуатируемой  части византийского общества также  отличался значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалось от положения  различных категорий свободных. К последним относились прежде всего  свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства - важная особенность общественного  строя Византии. Свободные крестьяне  жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Они эксплуатировались непосредственно  Византийским государством: уплачивали поземельную подать и несли разного  рода тяжелые имущественные и  личные повинности. Широко использовалась в Византии этого периода и  позднеримская форма эксплуатации крестьян - колонат.

Византийское законодательство разделяло колонов на свободных  и "приписных". Вынужденные арендовать землю у крупных землевладельцев, колоны находились в зависимом от своих господ положении. Особенно тяжелым  было положение "приписных" колонов: они были прикреплены к земле. Свободные и "приписные" колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства. Положение обеих категорий  византийских колонов резко ухудшается в VI в. [2,стр.134]

Общественный строй Византии претерпевает серьезные изменения  в ходе острейшего политического  и социального кризиса конца VI - первой половины VII в. Арабское нашествие, вторжение варваров, сопровождаемые их массовым оседанием на территории империи, разрушение и упадок многих городов ускорили ломку рабовладельческих  и образование феодальных порядков в Византии. В войнах и социальных столкновениях погибла значительная часть представителей тех социальных групп, которые господствовали в  Византии в предшествующем периоде. Вместе с тем сохранение государственных форм собственности, общинного землевладения и огромная распространенность неограниченной частной собственности на землю и в последующие века серьезно замедляли формирование новой феодальной собственности и, кроме того, развитие эксплуатации византийского крестьянства.

Только к Х в. возобладала  тенденция к созданию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого от земельных  магнатов крестьянства при сохранении, однако, контроля со стороны государства. Основные же формы феодального землевладения - условные земельные пожалования  в виде прении, арифмоса - утверждаются еще позже, в XI-XII вв. Так, наиболее известный  феодальный институт - прения, расцвет  которого приходится на XII-XIII вв., представлял  собой различные виды земельных  пожалований прониару от государства  на условиях несения службы, обычно на время жизни прониара или императора.

Замедленный характер развития феодальных отношений определил  особенности социального состава  господствующего класса византийского  общества на втором этапе его развития. Господствующий класс в это время  состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных  чинов, местной военно-служилой знати  и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства. Все  эти силы долгое время не были консолидированы  и не складывались в замкнутые  сословия. Наследственная вассально-сеньориальная  система, характерная для развитого  феодального строя, начинает складываться в Византии только к XI-XII вв. Незавершенность  развития феодального сеньориального строя обусловила относительную  слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре  господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему  чиновничеству империи, остро соперничающим  с военно-землевладельческой провинциальной знатью.[1,стр.317]

И во втором периоде развития Византийского государства сохранялись  многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового  населения. В Византии формирование класса феодально-зависимого крестьянства растянулось на длительное время. В  империи по-прежнему сохранялась  значительная категория свободных  крестьян-общинников, а также особая прослойка государственных крестьян, сидевших на землях, принадлежавших казне  и императору. Обе эти категории  крестьян эксплуатировались главным  образом в централизованной форме  посредством государственной налоговой  системы. Податные крестьяне, сидящие  на государственных землях, фактически становятся в это время крепостными: приписываются к казне и теряют свободу передвижения. Они должны были платить канон - поземельный  налог, подушный налог, государственную  хлебную ренту, налог на скот. Особенно разорительной для крестьян-общинников стала обязанность уплачивать налоги за выморочные и брошенные земли  соседей.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран