Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:36, контрольная работа
В работе рассмотрены вопросы «Средневековое государство Византии» и «Право в странах романо-германской правовой семьи в период Нового времени». В первом вопросе предметом исследования является византийское право, которое являлось одной из наиболее ярких сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуру других народов средневекового мира оно может идти в сравнении лишь с византийским искусством и архитектурой. В Византии значительно дольше и более глубоко, чем на Западе, сказывалось влияние римской юридической традиции. В отличие от большинства государств средневековой Европы в Византии сохранялось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю территорию Империи законодательство.
Введение……………………………………………………………………....... 3
Средневековое государство Византии………………………..………..….4
Оформление и эволюция византийского государства………………...…4
Общественный строй………………………………………………………7
Источники и характерные черты права Византии………………............10
Право в странах романо-германской правовой семьи в период Нового времени………………………………………………………………………..15
Особенности континентальной (романно - германской) правовой семьи………………………………………………………………………..15
Источники континентального гражданского права…………………….19
Характеристика основных институтов по гражданскому кодексу Франции 1804 г.; Французскому торговому кодексу 1807 г.; Торговому уложению Германии 1897г………………………………………………………..…...23
Заключение…………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………….…………………..33
С XI-XII вв. идет неуклонный рост
числа частновладельческих
3. Источники и характерные черты права Византии
Уже на ранних этапах развития
государства в Византии сложилась
своеобразная правовая система, которая
выросла непосредственно из римского
права, но испытала на себе влияние
специфических переходных к феодализму
отношений в обществе, отличавшемся
большой социальной и этнической
пестротой. Под влиянием времени
и чисто местных условий, в
частности разнообразных
Прямая преемственность
римского и византийского права
нашла свое отражение в использовании
императорского законодательства в
качестве основного источника права.
Относительная стабильность политической
системы Византии способствовала тому,
что именно здесь были предприняты
первые попытки кодификации
В IV-VI вв. в Византии наблюдается
высокий уровень развития правовой
мысли, складываются самостоятельные
юридические школы (наиболее известные
- в Бейруте и Константинополе).
Среди юристов бейрутской школы,
которые преподавательскую
Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Таким образом подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. [4,стр.157]
Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система. [6,стр.134] Свод законов Юстиниана, являясь в своей основе переложением римского права, отразил и некоторые специфически византийские черты. Они обнаруживаются в ряде интерполяций в тексте Дигест, еще в большей степени в Кодексе и особенно в Новеллах Юстиниана. Эта последняя часть свода, выполненная не на латыни, а на греческом языке и включавшая около 160 конституций (новелл) самого Юстиниана, в значительной степени отражала своеобразные условия византийского общества того времени. Хотя в кодификации Юстиниана наметился известный поворот в сторону классического римского права, в ней в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права. Эти тенденции нашли свое выражение прежде всего в известном упрощении и «вульгаризации» римского права под влиянием позднеэллинистического (так называемого греко-восточного) права.
Византийские юристы в отличие от своих классических предшественников, избегавших дефиниций и использовавших казуистический стиль изложения, стремились нередко к упрощениям, к прояснению терминов, к выработке простых и понятных определений. Так, в заключительной (50-й) книге Дигест введены специальные титулы (16 и 17), где дается толкование слов и основных понятий. Определение терминов было особенно употребительным в учебной литературе, в том числе в Институциях Юстиниана. Особой популярностью в это время пользовалась работа Кирилла Старшего «О дефинициях».
На формирование византийской
правовой системы значительное влияние
оказали и правовые обычаи, особенно
распространенные в восточных провинциях.
Обычное право с присущим ему
примитивизмом подрывало
Ряд интерполяций, внесенных
в Свод законов Юстиниана, проистекал
не из юридической практики, а отражал
распространенные в Византии идейные
течения (платонизм, стоицизм, христианство).
Особенно заметным в кодификации
Юстиниана было влияние христианства.
Так, Институции и Кодекс непосредственно
открывались обращением императора
к Христу, а в самих законодательных
актах содержались
В византийских судах применение
кодификации Юстиниана
В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обычного права. Таким образом проявилась одна из характерных тенденций развития византийской правовой системы, а именно стремление императорской власти консолидировать все право в писаном законе.
На рубеже VII-VIII вв. правовая
система Византии переживает серьезные
испытания, связанные с глубоким
кризисом экономической системы, упадком
городов, расселением на государственных
землях варваров, вторжением арабов и
т.д. Именно в это время постепенно
завершается процесс
На втором этапе истории
византийского права
Потребности судебной практики делали необходимым переработку Свода законов Юстиниана и его изложение в краткой и понятной форме. В 726 году (по некоторым данным - в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была издана Эклога («избранные законы»), явившаяся важнейшим этапом в развитии византийского права.
Дальнейшее развитие византийского
права связано с
Прохирон по сравнению с Эклогой представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено 17 титулов), но по юридической технике (по четкости расположения правового материала, его редакции) он уступал последней. Хотя в предисловии к Прохирону Эклога именуется не «избранными», а «извращенными» законами, Василий I позаимствовал из нее ряд положений, особенно относящихся к уголовному праву. [5,стр.231]
Вскоре после составления Прохирона (между 884 и 886 гг.) от имени императора Василия I и его сыновей-соправителей было издано новое руководство по праву, которое также имело целью «очищение старых законов» и облегчение пользования правом, изложенным в кодификации Юстиниана. Это руководство получило название Эпанагога (т.е. переработанное повторение). По своей структуре она следовала за Дигестами Юстиниана, воспроизводила многие положения Прохирона, а также Эклоги. При всей ее компилятивности она более подробно, а в некоторых деталях и по-новому излагала ряд вопросов частного права. Но наиболее существенными были изменения, которые Эпанагога внесла в сферу публичного права. Был сформулирован ряд новых положений, как, например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной церкви и государства и были широко использованы впоследствии в церковном праве.
Краткие своды византийского
права не могли в полной мере удовлетворить
потребности судебной практики, которая
время от времени была вынуждена
обращаться ко все более устаревающему
Своду законов Юстиниана. При
императоре Льве VI (Мудром), правление
которого (886-912 гг.) ознаменовалось подъемом
юридической науки, были завершены
крупные кодификационные
Использованный в «Василиках»
огромный правовой материал расположен
более компактно и
После составления «Василик»
византийское право развивалось
посредством законодательных
Заметное влияние на развитие
поздневизантийского права
Составной частью правовой
системы Византии было церковное
право, которое складывалось в основном
из постановлений вселенских соборов
и патриархов. Важное место здесь
принадлежит решениям Вселенского
Трульского собора в конце VII в., который
утвердил официальный корпус канонов
и запретил использовать «ложные
каноны», или каноны, не санкционированные
каким-либо другим Вселенским собором.
На основе признанных норм церковного
права, а также частично и императорского
права составлялись особые сборники
- Номоканоны (наибольшую известность
имел Номоканон, разработанный в VI в.
Схоластиком), содержание которых периодически
обновлялось. Так, например, Номоканон
в редакции XI века включал важное
положение, согласно которому отменялось
законодательство Юстиниана, а «Василики»
тем самым становились
Информация о работе История государства и права зарубежных стран