История развития флота в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:09, реферат

Описание

Необозримые морские дали, бескрайние океанские просторы… Мировой океан. Где найти слова, что бы описать твое величие и красоту! Водная стихия разделила некогда материки, а затем связала их накрепко вновь, развились мореплавание и торговля. Море, как и суша, стало ареной соперничества вооруженной борьбы. Зачастую исход воин решался в морских сражениях. Славяне приохотились к мореходству в середине первого тысячелетия. На своих легких лодках-однодеревках они плавали в Черном и Эгейском морях, ходили в походы по Средиземноморью. Лихость и стойкость их характера воплощались в ратных сватках на морях. Еще до появления Рюриков славяне-русы не раз устрашали набегами Византийскую империю, прикаспийские ханства.
Адмирал Петр Романов положил начало замечательной выдающихся российских флотоводцев. Примечательно, что с той поры от поколения к поколению на русском флоте не прерывалась преемственность лучших боевых традиций и начинаний российских флотоводцев.

Содержание

1.Введение 4
2.Цели и задачи 5
3.Хронологические рамки 5
1.Мореходство русских с IX столетия до Петра I 5
1.1Плавания и военные походы русских с по XVII столетие 6
1.2«1696 г.- НАЧАЛО РУССКОГО ФЛОТА» 7
1.3.Поездки Петра в Архангельск в 1693 и 1694 гг. 8
1.4 Основание Азовского флота 9
1.5.Путешествие Петра I в Голландию и Англию 10
1.6 Значение Азовского флота 11
2.Состояние морского дела в первой четверти XVIII века 11
2.1 Комплектование и состав судовых команд 11
2.2 Морские чины, обмундирование и продовольствие 12
2.3 Порты и верфи 14
2.4 Морское законодательство и судопроизводство 15
2.5 Флаги, Сигналы 16
2.6 Морские учебные заведения 17
2.7 Издание книг 18
3. Русский военно-морской флот с 1725 г. до начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.) 18
3.1 Состояние флот в 1725 г. 18
3.2 Морское управление 19
3.3 Управление флотом с 1727 по 1730 г. 20
3.4 Плавания 20
3.5 Судостроение 20
3.6 Упадок значения флота 21
3.7 Управление флотом в начале 40 гг. XVIII в. 22
3.8 Деятельность флота в мирное время 22
3.9 Канал Петра и морской кадетский корпус 23
4.Русский флот в период от начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.) до русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) 23
4.1Деятельность флта в 1758-59 годах 23
4.2 Флот в 1761-1762 гг. 24
4.3 Адмиралтейский регламент 24
4.4 Плавания военных судов 25
4.5 Подготовка кадров морских офицеров 26
5.Общая характеристика морской деятельности и флота во вторую половину XVIII века 26
5.1 Суда корабельноо флота 26
5.2 Число построенных кораблей и фрегатов 27
5.3 Личный состав флота в 60 годах XVIII века 28
5.4 Быстрое совершенствование флота 28
5.5 Усовершенствование морской артиллерии 29
6.Черноморский флот с 1812 по 1825 г. 29
7.Общее состояние русского флота после разгрома Наполеона I 29
7.1 Разделение флота на дивизии и бригады 29
7.2 Разделение морских команд на экипажи и роты 30
7.3 Портовые постройки 31
7.4 Черноморские порты и упразднение Таганрогского 31
7.5 Верфи и число построенных судов 31
7.6 Артиллерия 32
7.7 Маяки 33
7.8 Судопроизводство 34
7.9 Морской кадетский корпус 35
7.10 Состояние флота в конце первой четверти XIX века 36
4.Заключение 39
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

реф История.docx

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Тамбовский государственный  технически университет

 

Кафедра «История и философия»

 

 

Реферат на тему «История развития флота в России»

 

 

 

 

Реферат  студента гр. БПБ-11

Мадевской А.С

Научный руководитель:

д.и.н., профессор 

Слезин А.А.

 

 

 

 

Тамбов-2011

 

Содержание

1.Введение                                                                              4

2.Цели и задачи 5

3.Хронологические рамки 5

  1.Мореходство  русских с IX столетия до Петра  I 5

   1.1Плавания и военные походы русских с по XVII столетие 6

   1.2«1696 г.- НАЧАЛО РУССКОГО ФЛОТА» 7

   1.3.Поездки Петра в Архангельск в 1693 и 1694 гг. 8

   1.4 Основание Азовского флота 9

   1.5.Путешествие Петра I в Голландию и Англию 10

   1.6 Значение Азовского флота 11

  2.Состояние морского дела в первой четверти XVIII века 11

   2.1 Комплектование и состав судовых команд 11

   2.2 Морские чины, обмундирование и продовольствие 12

   2.3 Порты и верфи 14

   2.4 Морское законодательство и судопроизводство 15

   2.5  Флаги, Сигналы 16

   2.6  Морские учебные заведения 17

   2.7  Издание книг 18

  3. Русский военно-морской флот с 1725 г. до начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.)                                                                                                                18            

   3.1 Состояние флота в 1725 г. 18

   3.2 Морское управление 19

   3.3  Управление флотом с 1727 по 1730 г. 20

   3.4  Плавания 20

   3.5 Судостроение 20

   3.6 Упадок значения флота 21

   3.7  Управление флотом в начале 40 гг. XVIII в. 22

   3.8 Деятельность флота в мирное время 22

   3.9 Канал Петра и морской кадетский корпус                                              23

  4.Русский флот в период от начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.) до русско-турецкой войны (1768-1774 гг.)                                                                                       23

   4.1Деятельность флота в 1758-59 годах 23

   4.2 Флот в 1761-1762 гг. 24

   4.3 Адмиралтейский регламент 24

   4.4 Плавания военных судов 25

   4.5 Подготовка кадров морских офицеров 26

  5.Общая характеристика морской деятельности и флота во вторую половину XVIII века                                                                                                                                      26

   5.1 Суда корабельного флота 26

   5.2 Число построенных кораблей и фрегатов 27

   5.3 Личный состав флота в 60 годах XVIII века 28

   5.4 Быстрое совершенствование флота 28

   5.5 Усовершенствование морской артиллерии 29

  6.Черноморский флот с 1812 по 1825 г. 29

  7.Общее состояние русского флота после разгрома Наполеона I 29

   7.1 Разделение флота на дивизии и бригады 29

   7.2 Разделение морских команд на экипажи и роты 30

   7.3 Портовые постройки 31

   7.4  Черноморские порты и упразднение Таганрогского 31

   7.5 Верфи и число построенных судов 31

   7.6  Артиллерия 32

   7.7 Маяки 33

   7.8 Судопроизводство 34

   7.9 Морской кадетский корпус 35

   7.10  Состояние флота в конце первой четверти XIX века 36

4.Заключение 39

Список литературы 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необозримые морские дали, бескрайние океанские просторы…  Мировой океан. Где найти слова, что бы описать твое величие и красоту! Водная стихия разделила некогда материки, а затем связала их накрепко вновь, развились мореплавание и торговля. Море, как и суша, стало ареной соперничества вооруженной борьбы. Зачастую исход воин решался в морских сражениях. Славяне приохотились к мореходству в середине первого тысячелетия. На своих легких лодках-однодеревках они плавали в Черном и Эгейском морях, ходили в походы по Средиземноморью. Лихость и стойкость их характера воплощались в ратных сватках на морях. Еще до появления Рюриков славяне-русы не раз устрашали набегами Византийскую империю, прикаспийские ханства.

Адмирал Петр Романов положил начало замечательной выдающихся российских флотоводцев. Примечательно, что с той поры от поколения к поколению на русском флоте не прерывалась преемственность лучших боевых традиций и начинаний российских флотоводцев.

Последующие владельцы российского  трона вспоминали о флоте от случая к случаю, лишь как о военном  инструменте для успешного ведения  внешней политики. Так было при  Елизавете I, Екатерине II, Павле I, Александре I. Когда же  царствующие особы пренебрегали флотом, противники ставили Россию на колени. Так было в Крымскую войну, так случилось после Цусимы.

Но, не смотря на все невзгоды, русские моряки всегда стояли насмерть в схватках с неприятелем, отстаивая честь Родины под Андреевским флагом!

Цели : ознакомиться с историей развития флота в период с IX по в конец первой четверти XIX века

Задачи : изучит

  • Мореходство русских с IX столетия до Петра I
  • Состояние морского дела в первой четверти XVIII века
  • . Русский военно-морской флот с 1725 г. до начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.)                                                                                                               
  • Русский флот в период от начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.) до русско-турецкой войны (1768-1774 гг.)                                                                                      
  • Общая характеристика морской деятельности и флота во вторую половину XVIII века                                                                                                                                     
  • Черноморский флот с 1812 по 1825 г.
  • Общее состояние русского флота после разгрома Наполеона I

1.Мореходство русских с IX столетия до Петра I

1.1Плавания и военные походы русских с IX по XVII столетие

Внутренние водные пути древней  России и моря, ее окружающие, много  способствовали быстрому соединению обитающих  в ней отдельных славянских племен в одно сильное государство. При  ровной местности и покрывающих  ее дремучих лесах, большие, многоводные  реки: Волга, Днепр и Западная Двина  представляли почти непрерывные, удобные  военно-торговые пути, соединяющие  Балтийское море с Черным и Каспийским. По этим путям перевозились на север  богатые произведения Южной Европы и отдаленной Азии и по ним же двигались дружины первых русских  князей. При отсутствии сухопутных дорог, плавание по рекам и озерам представляло для жителей древней  России единственно возможный способ передвижения, и эта необходимость  до такой степени способствовала развитию морских качеств в народе, что, одновременно с основанием русского государства, славяно-русские дружины  на своих небольших челнах смело  переплывали обширные моря и собирали добычу с богатой столицы Греческой  империи и цветущих берегов Каспия.

Первый морской поход в Грецию совершен был овладевшими Киевом дружинниками Рюрика. Потом успешные походы в Грецию были совершены князьями: Олегом, Игорем и Святославом, завоевавшим  придунайскую Болгарию и временно утвердившимся  в ней. Сын Святослава Владимир ходил  по Волге против камских болгар и  завоевал у греков Херсонес. Последний  поход в Грецию происходил в 1043 году, в княжение Ярослава. Эти плавания сопровождались захватом богатой добычи. Признанное греками господство русских  на Черном море выразилось названием  этого моря – Русским морем. Междоусобия  удельных князей и нашествие татар уничтожили морское могущество России на южных морях. на севере, благодаря предприимчивости и отваге новгородцев, сохранилась русская морская торговля, и военные морские силы сдерживали напор враждебных соседей-шведов, упорно стремившихся отрезать русских от Балтийского моря.

Новгород, владея Невою, составляющею выход в Балтийское море из больших  речных путей, проходящих по России, имел обширную морскую торговлю, и ему  платили дань Корела, Эсты и Эмь, жившие у Ладожского озера и на обоих берегах Финского залива.

1.2«1696 г.- НАЧАЛО РУССКОГО ФЛОТА»

      Россияне терялись в догадках: какую дату считать днем возникновения Российского регулярного флота? Одни считали, что отсчет надо вести с того дня, когда Петр Великий в амбаре своего двоюродного деда Никиты Ивановича Романова обнаружил ботик, названный  им «дедушкой русского флота». Другие утверждали, что флот появился на Плещеевом озере. Некоторые считали, что он возник в период выхода Петра Великого в Белое море. Однако никто не сомневался, что образование регулярного флота связанно с именем Петра Великого.

      Установлено, что в 1796 г. 100-летие флота не отмечалось, вероятно, потому, что в 18 веке не принято было отмечать юбилеи.

      В предисловии  к первому русскому Морскому  уставу 1720 г. читаем: «… в 1696 году  началось новое в России дело: строение великим иждивением  кораблей, галер и прочих судов». Так как Петр ничего не делал  просто так, то этой записью  он хотел закрепить за собой  приоритет в создании флота  России. Он же и определил год  его становления – 1696.

      В 1896 отмечаемый  праздник совпадал с коронованием  императора, решили 200-летие флота  отмечать вместе с 200-летием  со дня основания Санкт-Петербурга.

      К этой  дате военно-морской историк,  капитан 2 ранга П.И. Белавенец  планировал выпустить книгу «История  Русского флота». Но в связи  с отменой празднования  200-летия  ему удалось всего лишь опубликовать  не большую брошюру «Двухсотлетие  флота (1696-1896). Белавенец, кстати  утверждал, что датой рождения  Русского регулярного флота следует  считать 27  мая 1696 г.: в этот  день русские суда вошли в Азовское море.

      Нельзя  также однозначно утверждать, что  до Петра 

в России флота не было. Флот был. Но он был иррегулярным, то есть не имелось бюрократических институтов, характеризовавших его как атрибут  государственности. Например, в книге  А.А. Смирнова «Казаки - морское сословие» (2003 г.) рассказывается о казачьем флоте, громившем турецкие и персидские флоты еще в допетровские времена. Кстати, Смирнов работает над книгой об истории русского флота до Петра.

1.3.Поездки Петра в Архангельск в 1693 и 1694 гг.

Скоро Переяславское море показалось тесным пылкому моряку, он пожелал  увидеть настоящее море и с  этим намерением в 1693 году отправился в Архангельск. Путь до Вологды он совершил сухим путем, а оттуда водою. В Архангельске, наконец, Петр увидел давно желанное море, иностранные  корабли и торговую жизнь приморского  города. Все это обратило внимание юного Петра, и он, с обычною  своею энергиею, начал изучать  то, что казалось ему полезным. Первым плодом подобного изучения было сознание огромных выгод, получаемых здесь исключительно  иностранцами, и горячее желание, созданием своего торгового флота, обратить эти выгоды на пользу русского купечества. Под влиянием такой мысли, Петр немедленно избрал для верфи  лежащий подле города Соломбальский  остров, на котором и заложил 24-пушечный корабль, поручив строение его надзору  тамошнего воеводы, стольника Федора Матвеевича Апраксина. Одновременно с  этим, он заказал построить в Голландии  и другое 44-пушечное судно. В ожидании прибытия Петра в Архангельск, для  него построена была 12-пушечная яхта Святой Петр, на которой он первый раз  вышел в Белое море и, конвоируя иностранные купеческие суда, провожал их около 300 верст. На следующий 1694 год Петр вторично посетил Архангельск, откуда сделал морскую поездку в Соловецкий монастырь и на эскадре, состоявшей из трех судов, ходил до Святого Носа, то есть до выхода из Белого моря в Северный океан. Во время плавания в Соловецкий монастырь на яхте Святой Петр он выдержал страшную бурю, и яхта избавилась от погибели только благодаря сведущему лоцману, лодейному кормщику Антипу Тимофееву, который благополучно провел ее опасным проходом к спокойному якорному месту в Унской губе.

Во время вторичного пребывания Петра в Архангельске, кроме верфи  на Соломбале, начато было и частное  судостроение близ Холмогор, на реке Вавчуге, местными купцами братьями Бажениными.

1.4 Основание Азовского флота

Двукратное посещение Архангельска ясно показало Петру важное значение портового города для государства, и он пришел к сознанию, что при  обширности России ей необходимо открыть  свободный выход в южные моря: Азовское и Черное. Решено было первоначально  завладеть устьями рек Дона и  Днепра и, главное, крепостью Азовом, как ключом к Азовскому морю.

Информация о работе История развития флота в России