Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:09, реферат
Необозримые морские дали, бескрайние океанские просторы… Мировой океан. Где найти слова, что бы описать твое величие и красоту! Водная стихия разделила некогда материки, а затем связала их накрепко вновь, развились мореплавание и торговля. Море, как и суша, стало ареной соперничества вооруженной борьбы. Зачастую исход воин решался в морских сражениях. Славяне приохотились к мореходству в середине первого тысячелетия. На своих легких лодках-однодеревках они плавали в Черном и Эгейском морях, ходили в походы по Средиземноморью. Лихость и стойкость их характера воплощались в ратных сватках на морях. Еще до появления Рюриков славяне-русы не раз устрашали набегами Византийскую империю, прикаспийские ханства.
Адмирал Петр Романов положил начало замечательной выдающихся российских флотоводцев. Примечательно, что с той поры от поколения к поколению на русском флоте не прерывалась преемственность лучших боевых традиций и начинаний российских флотоводцев.
1.Введение 4
2.Цели и задачи 5
3.Хронологические рамки 5
1.Мореходство русских с IX столетия до Петра I 5
1.1Плавания и военные походы русских с по XVII столетие 6
1.2«1696 г.- НАЧАЛО РУССКОГО ФЛОТА» 7
1.3.Поездки Петра в Архангельск в 1693 и 1694 гг. 8
1.4 Основание Азовского флота 9
1.5.Путешествие Петра I в Голландию и Англию 10
1.6 Значение Азовского флота 11
2.Состояние морского дела в первой четверти XVIII века 11
2.1 Комплектование и состав судовых команд 11
2.2 Морские чины, обмундирование и продовольствие 12
2.3 Порты и верфи 14
2.4 Морское законодательство и судопроизводство 15
2.5 Флаги, Сигналы 16
2.6 Морские учебные заведения 17
2.7 Издание книг 18
3. Русский военно-морской флот с 1725 г. до начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.) 18
3.1 Состояние флот в 1725 г. 18
3.2 Морское управление 19
3.3 Управление флотом с 1727 по 1730 г. 20
3.4 Плавания 20
3.5 Судостроение 20
3.6 Упадок значения флота 21
3.7 Управление флотом в начале 40 гг. XVIII в. 22
3.8 Деятельность флота в мирное время 22
3.9 Канал Петра и морской кадетский корпус 23
4.Русский флот в период от начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.) до русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) 23
4.1Деятельность флта в 1758-59 годах 23
4.2 Флот в 1761-1762 гг. 24
4.3 Адмиралтейский регламент 24
4.4 Плавания военных судов 25
4.5 Подготовка кадров морских офицеров 26
5.Общая характеристика морской деятельности и флота во вторую половину XVIII века 26
5.1 Суда корабельноо флота 26
5.2 Число построенных кораблей и фрегатов 27
5.3 Личный состав флота в 60 годах XVIII века 28
5.4 Быстрое совершенствование флота 28
5.5 Усовершенствование морской артиллерии 29
6.Черноморский флот с 1812 по 1825 г. 29
7.Общее состояние русского флота после разгрома Наполеона I 29
7.1 Разделение флота на дивизии и бригады 29
7.2 Разделение морских команд на экипажи и роты 30
7.3 Портовые постройки 31
7.4 Черноморские порты и упразднение Таганрогского 31
7.5 Верфи и число построенных судов 31
7.6 Артиллерия 32
7.7 Маяки 33
7.8 Судопроизводство 34
7.9 Морской кадетский корпус 35
7.10 Состояние флота в конце первой четверти XIX века 36
4.Заключение 39
Список литературы 40
Так как эта школа в первые годы своего существования была единственным светским учебным заведением в России, то ученики ее рассылались всюду, куда требовались сведущие люди. Таким образом, из нее вышли наши первые моряки, гидрографы, известные под именем «геодезистов», архитекторы, инженеры, артиллеристы, учители, фельдшера и пр.
В 1716 году, при основании «Морской
академии» в С.-Петербурге, в нее
переведены были старшие классы навигацкой
школы, а младшие оставлены в
Москве, и в них положено преподавать
только арифметику и геометрию. Для
обучения геодезистов в академии
учрежден был особый класс, все же
прочие ученики или, по-тогдашнему,
«школьники» готовились исключительно
к морской службе и по окончании
курса производились в
Всесторонняя заботливость Петра на пользу морского дела в России выразилась также в издании книг по главным морским специальностям и составлении карт принадлежащих России морей. При Петре напечатано около двадцати морских книг, большинство которых были учебники и книги, относящиеся к кораблевождению. Многие из них перед печатанием были просматриваемы им самим.
Суда русского флота при своих
плаваниях руководствовались
Защита морской границы, значительно
увеличенной завоеваниями Петра
Великого, охранение развивающейся
русской морской торговли и важное
политическое значение России, как
одной из первостепенных морских
держав, требовали содержания сильного
флота. После смерти Петра, не считая
находящихся в бездействии
С учреждением в 1726 году «Верховного тайного совета» Адмиралтейская коллегия с коллегиями Иностранных дел и Военною вместо прежнего подчинения Сенату поступили в ведение Верховного тайного совета.
В числе восьми членов, составлявших
Верховный тайный совет, были три
лица; Меншиков, Апраксин и Остерман
(начавший свою службу в России секретарем
Крюйса), хорошо знакомые с делами морского
управления и как близкие сотрудники
Петра ясно понимавшие важное значение
флота для России. Но несмотря на
такое благоприятное
В мае 1727 года умерла Екатерина I, и
на престол вступил
Ф. М. Апраксин, в последнее время уклонявшийся от дел флота, также переехал в Москву, где и скончался в ноябре 1728 года. По кончине Апраксина во главе морского управления, по праву старшинства, занял место также опытный служивый петровской школы адмирал Петр Иванович Сиверс, человек энергичный, сведущий, но, при тяжелом, неуживчивом характере, находившийся постоянно в разладе с членами Адмиралтейств-коллегий.
В апреле 1728 года, с целью соблюдения возможной экономии и поддержания флота в должной исправности, в Верховном тайном совете состоялось следующее постановление: корабли и фрегаты содержать в таком состоянии, «чтобы, в случае нужды, немедленно могли к походу вооружены быть», провиант же и другие припасы, необходимые для похода, «обождать» заготовлять. Для обыкновенного крейсерства и практического обучения команд изготовить пять кораблей меньших рангов, «но в море без указа не выводить». Два фрегата и два флейта послать к Архангельску, и другие два фрегата отправить в крейсерство, не далее Ревеля. Галеры, какое число было повелено, «готовить и делать неослабно»; а пакетботы (содержавшие сообщение Кронштадта с Любеком и Данцигом) посылать попрежнему.
Этими плаваниями, с небольшими отступлениями, и ограничивалась морская деятельность флота в продолжение с 1727 по 1730 г.
Судостроение за время с 1727 по 1730 г. ограничивалось почти одними галерами, которых и было построено до 80. Из линейных же судов хотя и спущены пять кораблей и фрегат, но почти все они были начаты постройкою еще при Петре Великом. Из числа их стопушечный корабль Петр I и II, строенный по собственному чертежу Петра I, был заложен еще в 1723 году и, несмотря на неоднократные подтверждения Екатерины о скорейшем его окончании, строился ровно четыре года, благодаря препирательствам обер-сарваера Головина с коллегией.
Одним из верных признаков упадка
значения флота были частые переходы
из флота в другие службы офицеров.
Образцами же отзыва о флоте иностранцев
может служить донесение своему
правительству шведского
Елизавета Петровна не вполне удовлетворила
надежд моряков, ожидавших, что при
ней флот вновь приобретет то высокое
значение, которое имел он при своем
великом основателе. Первые распоряжения
Елизаветы действительно как
будто клонились к
Несмотря на прекращение войны, тревожные политические обстоятельства заставляли держать в готовности наши сухопутные и морские силы. В четырнадцать лет мирного времени, прошедшего от окончания шведской до начала прусской войны, морская деятельность нашего флота ограничивалась ежегодными практическими плаваниями на Балтийском море, куда до 1752 года отправлялись соединенные эскадры. Общее число посылаемых в море кораблей, фрегатов и бомбардирских судов было от 8 до 24. Во время плавания, продолжавшегося от трех недель до двух месяцев, практиковали команды в управлении парусами, артиллерийском учении и ружейной экзерциции.
В указах о вооружении эскадр в практические плавания, частью вследствие политических обстоятельств, а частью во исполнение правила петровского регламента, ежегодно повелевалось «и все прочие суда и галеры вооружить и снабдить всем необходимым для плавания, чтобы в случае надобности они могли немедленно выйти в море». По недостаточному числу офицеров и также для избежания излишних расходов это распоряжение отменено в 1751 году; а в следующую затем кампанию, по недостатку нижних чинов и по причине значительных исправлений и других работ в Кронштадтском порту, разрешено ограничиться отправлением в море одной только Ревельской эскадры. Кроме судов корабельного флота, ежегодно вооружались и галеры, отряды которых употреблялись для перевозки сухопутных войск. В этом же году была установлена новая форма одежды для морских офицеров. Первоначальная форма утверждена была в 1732 г.
Была завершена постройка
В январе следующего 1758 года русские взяли Кенигсберг; а флот наш в числе 24 линейных судов в соединении со шведским отрядом (из 6 кораблей и 3 фрегатов), подчиненным также адмиралу Мишукову, все лето простоял близ Копенгагена в напрасном ожидании прибытия англичан и высылал только крейсеры для осмотра и опроса проходящих Зундом коммерческих судов. В 1759 г. шведская эскадра в числе 7 линейных судов с февраля месяца начала блокаду берегов Померании, а с расходом льда в наших портах вышли в море отряды и русских судов.
После смерти Елизаветы Петровны (1761 года декабря 15) к власти пришел внук Петра Великого Петр III, ярый сторонник Пруссии.
Петр III, в подражание своему великому
деду, обратил особенное внимание
на флот и с неимоверной горячностью
приступил к быстрому его усилению,
упуская при этом из виду печальное
состояние финансов и значительный
дефицит, требовавший большой