История развития флота в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:09, реферат

Описание

Необозримые морские дали, бескрайние океанские просторы… Мировой океан. Где найти слова, что бы описать твое величие и красоту! Водная стихия разделила некогда материки, а затем связала их накрепко вновь, развились мореплавание и торговля. Море, как и суша, стало ареной соперничества вооруженной борьбы. Зачастую исход воин решался в морских сражениях. Славяне приохотились к мореходству в середине первого тысячелетия. На своих легких лодках-однодеревках они плавали в Черном и Эгейском морях, ходили в походы по Средиземноморью. Лихость и стойкость их характера воплощались в ратных сватках на морях. Еще до появления Рюриков славяне-русы не раз устрашали набегами Византийскую империю, прикаспийские ханства.
Адмирал Петр Романов положил начало замечательной выдающихся российских флотоводцев. Примечательно, что с той поры от поколения к поколению на русском флоте не прерывалась преемственность лучших боевых традиций и начинаний российских флотоводцев.

Содержание

1.Введение 4
2.Цели и задачи 5
3.Хронологические рамки 5
1.Мореходство русских с IX столетия до Петра I 5
1.1Плавания и военные походы русских с по XVII столетие 6
1.2«1696 г.- НАЧАЛО РУССКОГО ФЛОТА» 7
1.3.Поездки Петра в Архангельск в 1693 и 1694 гг. 8
1.4 Основание Азовского флота 9
1.5.Путешествие Петра I в Голландию и Англию 10
1.6 Значение Азовского флота 11
2.Состояние морского дела в первой четверти XVIII века 11
2.1 Комплектование и состав судовых команд 11
2.2 Морские чины, обмундирование и продовольствие 12
2.3 Порты и верфи 14
2.4 Морское законодательство и судопроизводство 15
2.5 Флаги, Сигналы 16
2.6 Морские учебные заведения 17
2.7 Издание книг 18
3. Русский военно-морской флот с 1725 г. до начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.) 18
3.1 Состояние флот в 1725 г. 18
3.2 Морское управление 19
3.3 Управление флотом с 1727 по 1730 г. 20
3.4 Плавания 20
3.5 Судостроение 20
3.6 Упадок значения флота 21
3.7 Управление флотом в начале 40 гг. XVIII в. 22
3.8 Деятельность флота в мирное время 22
3.9 Канал Петра и морской кадетский корпус 23
4.Русский флот в период от начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.) до русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) 23
4.1Деятельность флта в 1758-59 годах 23
4.2 Флот в 1761-1762 гг. 24
4.3 Адмиралтейский регламент 24
4.4 Плавания военных судов 25
4.5 Подготовка кадров морских офицеров 26
5.Общая характеристика морской деятельности и флота во вторую половину XVIII века 26
5.1 Суда корабельноо флота 26
5.2 Число построенных кораблей и фрегатов 27
5.3 Личный состав флота в 60 годах XVIII века 28
5.4 Быстрое совершенствование флота 28
5.5 Усовершенствование морской артиллерии 29
6.Черноморский флот с 1812 по 1825 г. 29
7.Общее состояние русского флота после разгрома Наполеона I 29
7.1 Разделение флота на дивизии и бригады 29
7.2 Разделение морских команд на экипажи и роты 30
7.3 Портовые постройки 31
7.4 Черноморские порты и упразднение Таганрогского 31
7.5 Верфи и число построенных судов 31
7.6 Артиллерия 32
7.7 Маяки 33
7.8 Судопроизводство 34
7.9 Морской кадетский корпус 35
7.10 Состояние флота в конце первой четверти XIX века 36
4.Заключение 39
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

реф История.docx

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Так как эта школа в первые годы своего существования была единственным светским учебным заведением в России, то ученики ее рассылались всюду, куда требовались сведущие люди. Таким  образом, из нее вышли наши первые моряки, гидрографы, известные под  именем «геодезистов», архитекторы, инженеры, артиллеристы, учители, фельдшера и  пр.

В 1716 году, при основании «Морской академии» в С.-Петербурге, в нее  переведены были старшие классы навигацкой школы, а младшие оставлены в  Москве, и в них положено преподавать  только арифметику и геометрию. Для  обучения геодезистов в академии учрежден был особый класс, все же прочие ученики или, по-тогдашнему, «школьники» готовились исключительно  к морской службе и по окончании  курса производились в гардемарины. Академия имела характер военно-учебного заведения: в ней, кроме наук, обучали  фронтовой службе, начальствовали гвардейские  офицеры и вообще введен был военный  порядок. Директорами академии назначались  люди образованные и известные, среди  них граф Матвеев, Нарышкин и Скорняков-Писарев. Директор академии заведывал также  московскою и всеми адмиралтейскими  провинциальными школами, в которых  учили русской грамоте, цифири и  началам геометрии.

2.7 Издание книг

Всесторонняя заботливость Петра  на пользу морского дела в России выразилась также в издании книг по главным  морским специальностям и составлении  карт принадлежащих России морей. При  Петре напечатано около двадцати морских книг, большинство которых  были учебники и книги, относящиеся  к кораблевождению. Многие из них  перед печатанием были просматриваемы им самим.

Суда русского флота при своих  плаваниях руководствовались иностранными, преимущественно голландскими, морскими атласами, к которым впоследствии присоединились и карты, составленные по русским съемкам. Наши гидрографические работы шли почти одновременно с  занятием морей, а иногда, как например на Каспийском море, морские съемки подготовляли завладение берегами. Таким образом, по русским съемкам на юге составлены были карты реки Дона, Азовского и Каспийского морей, а на севере – карты южного берега Финского залива и некоторых частей шхер. Кроме того, перепечатывались морские карты Балтийского и Белого морей с иностранных карт. В 1714 году издан на русском языке целый атлас Балтийского моря, переписанный со шведского атласа Розенфельда, и к нему приложены частные карты трех проходов в финляндских шхерах, составленные по русским съемкам.

3. Русский военно-морской флот с 1725 г. до начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.)

3.1 Состояние флота в 1725 г.

Защита морской границы, значительно  увеличенной завоеваниями Петра  Великого, охранение развивающейся  русской морской торговли и важное политическое значение России, как  одной из первостепенных морских  держав, требовали содержания сильного флота. После смерти Петра, не считая находящихся в бездействии воронежских  судов, на Каспийском море осталось до ста судов и на Балтийском, на воде и на стапелях, до 40 линейных кораблей, до 10 фрегатов и до ста мелких судов  и галер. Если при жизни Петра I, несмотря на гениальную его находчивость в изыскании финансовых источников, строгую экономию и беспощадное  преследование злоупотреблений, недостаток финансовых средств заставлял прибегать  к крайне стеснительным мерам, то по кончине Петра усилившиеся  финансовые затруднения, неблагоприятно отразившиеся на всех отраслях государственной  деятельности, особенно тяжелы оказались  для флота.

3.2 Морское управление

С учреждением в 1726 году «Верховного  тайного совета» Адмиралтейская коллегия с коллегиями Иностранных  дел и Военною вместо прежнего подчинения Сенату поступили в ведение  Верховного тайного совета.

В числе восьми членов, составлявших Верховный тайный совет, были три  лица; Меншиков, Апраксин и Остерман (начавший свою службу в России секретарем Крюйса), хорошо знакомые с делами морского управления и как близкие сотрудники Петра ясно понимавшие важное значение флота для России. Но несмотря на такое благоприятное обстоятельство, с кончиною Петра морская деятельность лишилась прежней энергии, и флот мало-помалу начал клониться к  упадку. Хотя во главе морского управления остались те же лица, но в отношениях их к службе произошло значительное изменение: неутомимые, талантливые  и энергичные исполнители гениальных планов Петра теперь превратились в  людей, побежденных старостью или  предпочитающих свои собственные интересы благу России. Петровскую дисциплину, основанную на строгой справедливости, не могло не подрывать видимое  предпочтение, отдаваемое протекции  и связям перед действительными  заслугами. Предпочтение это осязательно  выразилось в апреле 1726 года назначением  советниками Адмиралтейств-коллегий: капитана 3 ранга (соответствующего нынешнему  капитан-лейтенанту) Ивана Петровича  Шереметева и лейтенанта князя Михаила  Михайловича Голицына, не отличавшихся никакими особенными заслугами.

3.3 Управление флотом с 1727 по 1730 г.

В мае 1727 года умерла Екатерина I, и  на престол вступил двенадцатилетний внук Петра Великого Петр II. По малолетству  его управление государством, согласно духовному завещанию Екатерины, перешло в руки Верховного тайного  совета, в котором первенствующее значение имел А. Д. Меншиков. Но могущественное влияние его прекратилось осенью того же 1727 года, когда он впал в немилость  и был сослан в Сибирь. В январе следующего 1728 года двор оставил Петербург  и переселился в Москву. На забытый  флот почти не обращалось внимания, и из высших правительственных лиц  сочувствие к нему сохранял едва ли не один Остерман, который, оставаясь  членом Верховного тайного совета, занимал должность воспитателя  императора.

Ф. М. Апраксин, в последнее время  уклонявшийся от дел флота, также  переехал в Москву, где и скончался  в ноябре 1728 года. По кончине Апраксина  во главе морского управления, по праву старшинства, занял место также опытный служивый петровской школы адмирал Петр Иванович Сиверс, человек энергичный, сведущий, но, при тяжелом, неуживчивом характере, находившийся постоянно в разладе с членами Адмиралтейств-коллегий.

3.4 Плавания

В апреле 1728 года, с целью соблюдения возможной экономии и поддержания  флота в должной исправности, в Верховном тайном совете состоялось следующее постановление: корабли  и фрегаты содержать в таком  состоянии, «чтобы, в случае нужды, немедленно могли к походу вооружены быть», провиант же и другие припасы, необходимые для похода, «обождать» заготовлять. Для обыкновенного крейсерства и практического обучения команд изготовить пять кораблей меньших рангов, «но в море без указа не выводить». Два фрегата и два флейта послать к Архангельску, и другие два фрегата отправить в крейсерство, не далее Ревеля. Галеры, какое число было повелено, «готовить и делать неослабно»; а пакетботы (содержавшие сообщение Кронштадта с Любеком и Данцигом) посылать попрежнему.

Этими плаваниями, с небольшими отступлениями, и ограничивалась морская деятельность флота в продолжение с 1727 по 1730 г.

3.5 Судостроение

Судостроение за время с 1727 по 1730 г. ограничивалось почти одними галерами, которых и было построено до 80. Из линейных же судов хотя и спущены  пять кораблей и фрегат, но почти  все они были начаты постройкою еще  при Петре Великом. Из числа их стопушечный корабль Петр I и II, строенный  по собственному чертежу Петра I, был  заложен еще в 1723 году и, несмотря на неоднократные подтверждения  Екатерины о скорейшем его  окончании, строился ровно четыре года, благодаря препирательствам обер-сарваера Головина с коллегией.

3.6 Упадок значения флота

Одним из верных признаков упадка значения флота были частые переходы из флота в другие службы офицеров. Образцами же отзыва о флоте иностранцев  может служить донесение своему правительству шведского посланника, который в ноябре 1728 года, отзываясь  с похвалою о нашем сухопутном войске, относительно флота замечает, что, несмотря на ежегодную постройку  галер, русский галерный флот, сравнительно с прежним, сильно уменьшается; корабельный  же приходит «в прямое разорение», потому что старые корабли все гнилы, так что более четырех или пяти линейных кораблей вывести в море нельзя, а постройка новых ослабела. В адмиралтействах такое неосмотрение, что флот и в три года нельзя привести в прежнее состояние, но об этом никто и не думает.

3.7 Управление флотом в начале 40 гг. XVIII в.

Елизавета Петровна не вполне удовлетворила  надежд моряков, ожидавших, что при  ней флот вновь приобретет то высокое  значение, которое имел он при своем  великом основателе. Первые распоряжения Елизаветы действительно как  будто клонились к осуществлению  подобных ожиданий и указывали на возвращение к порядкам, установленным  ее родителем; но это возвращение, собственно, флоту не принесло пользы. Вместе с  упразднением «Кабинета министров» Сенату были возвращены прежнее правительственное  значение и власть и затем повелевалось «все (состоявшиеся при Петре I) указы и регламенты наикрепчайше содержать и по ним неотложно поступать». Но впоследствии взамен Кабинета явилось подобное ему учреждение «Конференция министров», а возвращение к прежним порядкам в применении к флоту оказалось крайне неудобным. Хотя в пояснение высочайшего указа об исполнении постановлений Петра Великого и прибавлялось «кроме тех (постановлений), которые с состоянием настоящего времени несходны и пользе государственной противны», но в морском управлении сочли нужным большую часть полезнейших улучшений, введенных комиссией Остермана, заменить отжившими петровскими порядками. Правда, что такое вредное изменение, кроме остановки производства в чины морских офицеров, вначале ограничилось только некоторыми формальностями, как например, введением на флоте вместо одного флага прежних трех флагов разных цветов, и т. п. Но при невозможности полного уничтожения всего сделанного при Анне Иоанновне, началась по этому поводу в морской администрации борьба, много вредившая Правильному течению дел по морскому управлению.

3.8 Деятельность флота в мирное время

Несмотря на прекращение войны, тревожные политические обстоятельства заставляли держать в готовности наши сухопутные и морские силы. В четырнадцать лет мирного времени, прошедшего от окончания шведской до начала прусской войны, морская деятельность нашего флота ограничивалась ежегодными практическими плаваниями на Балтийском море, куда до 1752 года отправлялись соединенные  эскадры. Общее число посылаемых в море кораблей, фрегатов и бомбардирских судов было от 8 до 24. Во время плавания, продолжавшегося от трех недель до двух месяцев, практиковали команды в управлении парусами, артиллерийском учении и ружейной экзерциции.

В указах о вооружении эскадр в  практические плавания, частью вследствие политических обстоятельств, а частью во исполнение правила петровского  регламента, ежегодно повелевалось «и все прочие суда и галеры вооружить и снабдить всем необходимым для плавания, чтобы в случае надобности они могли немедленно выйти в море». По недостаточному числу офицеров и также для избежания излишних расходов это распоряжение отменено в 1751 году; а в следующую затем кампанию, по недостатку нижних чинов и по причине значительных исправлений и других работ в Кронштадтском порту, разрешено ограничиться отправлением в море одной только Ревельской эскадры. Кроме судов корабельного флота, ежегодно вооружались и галеры, отряды которых употреблялись для перевозки сухопутных войск. В этом же году была установлена новая форма одежды для морских офицеров. Первоначальная форма утверждена была в 1732 г.

3.9 Канал Петра и морской кадетский корпус

Была завершена постройка большого каменного канала в Кронштадте и  находящихся в нем доков. Гигантская работа канала, начатая Петром I в 1719 году, с того времени непрерывно, с большею или меньшею энергией, продолжалась до нашего времени. Этот канал, названный каналом Петра  Первого, Великого, был открыт с чрезвычайным торжеством 30 июля 1752 года, когда введен в него для починки первый корабль. Другим, еще более важнейшим делом  было основание, в том же 1752 году (декабря 15), нового морского учебного заведения, названного «Морской шляхетный  кадетский корпус». В состав его  вошли бывшая «гардемаринская рота»  и «Морская академия», и переведены дворянские дети, учившиеся в московской школе. В число воспитанников  положено принимать только дворян. Директором нового корпуса назначен был ученейший моряк, много сделавший  для гидрографии русских морей, капитан 1 ранга А. И. Нагаев, и в  сотрудники ему даны отличнейшие  из морских офицеров, как например: Григорий Спиридонов, Харитон Лаптев, Иван Голенищев-Кутузов, Егор Ирецкий  и др. По окончании курса воспитанники корпуса производились в мичманы  и в констапели.

4.Русский флот в период от начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.) до русско-турецкой войны (1768-1774 гг.)

4.1Деятельность флота в 1758-59 годах

В январе следующего 1758 года русские  взяли Кенигсберг; а флот наш в  числе 24 линейных судов в соединении со шведским отрядом (из 6 кораблей и 3 фрегатов), подчиненным также адмиралу Мишукову, все лето простоял близ Копенгагена  в напрасном ожидании прибытия англичан и высылал только крейсеры для  осмотра и опроса проходящих Зундом коммерческих судов. В 1759 г. шведская эскадра  в числе 7 линейных судов с февраля  месяца начала блокаду берегов Померании, а с расходом льда в наших портах вышли в море отряды и русских судов.

4.2 Флот в 1761-1762 гг.

После смерти Елизаветы Петровны (1761 года декабря 15) к власти пришел внук Петра Великого Петр III, ярый сторонник  Пруссии.

Петр III, в подражание своему великому деду, обратил особенное внимание на флот и с неимоверной горячностью  приступил к быстрому его усилению, упуская при этом из виду печальное  состояние финансов и значительный дефицит, требовавший большой осмотрительности даже в самых необходимых расходах. Едва миновали три недели по вступлении на престол, как 17 января 1762 г., присутствуя  в Сенате, Петр III приказал немедленно приступить к очистке и углублению кронштадтских гаваней, исправлению  их и обложению стен камнем и затем  предложил обсудить вопрос об окончании  работ в Рогервике вольнонаемными людьми, отправив находящихся там  каторжных невольников в Нерчинск. 16 февраля уже была назначена  комиссия «для приведения в лучшее состояние флотов», которой предстояло изыскать меры к тому, «чтобы сделать и во всегдашней исправности содержать такой флот, который бы надежно превосходил флоты прочих на Балтийском море владычествующих держав». При этом предполагалось численность судов увеличить «хотя четвертой частью» против положенного регламентом Петра I.

Информация о работе История развития флота в России