Избирательная реформа XIX века в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 14:19, контрольная работа

Описание

Цель работы изучить внутриполитическую историю Англии конца XVIIIв. - XIXв., и показать историческую необходимость принятия реформ.
Поставленной целью определяются задачи исследования:
1. Показать особенности внутриполитической обстановки в Англии в XIXв., характер взаимоотношений партий, королевской власти, парламента.
2. Дать характеристику политическим партиям, их идеологии, лидерам.
3. Выяснить значение парламентской реформ в процессе создания правового демократического государства в Англии.

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Особенности государственного строя…………………………. .5-14
1. Англия накануне реформ……………………………………………….5
2. Борьба за избирательные реформы……………………………………12
3. Глава 2. Избирательные реформы XIX века в Англии…………………..15-27
1. Парламентская реформа 1832 года и ее последствия……………...15
2. Избирательный закон 1867 года……………………………………..21
3. Избирательная реформа 1884 года…………………………………..25
4. Заключение …………………………………………………………………..28
5. Список используемой литературы………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

история права.docx

— 77.20 Кб (Скачать документ)

НОУ  ВПО «Омский юридический институт»

Кафедра теории и истории государства  и права 
 

    Избирательная реформа XIX века в Англии.

    Контрольная работа по дисциплине

    «История  государства и права зарубежных стран» 
 
 

                                            Выполнила

                             Студентка 1(3) курса

              Заочной формы обучения

              группа 330 юсз

              Редно Кристина Олеговна 

                  Проверил

                   к.и.н. Черепанов К.В. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Омск 2010

План  работы:

    1 Введение……………………………………………………………………..3

    2. Глава 1. Особенности государственного  строя…………………………. .5-14

           1. Англия накануне реформ……………………………………………….5

           2. Борьба за избирательные реформы……………………………………12

    3. Глава 2. Избирательные реформы XIX века в Англии…………………..15-27

  1. Парламентская реформа 1832 года и ее последствия……………...15
  2. Избирательный закон 1867 года……………………………………..21
  3. Избирательная реформа 1884 года…………………………………..25

    4. Заключение …………………………………………………………………..28

    5. Список используемой литературы………………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.

  Тема контрольной работы, безусловно, носит актуальный характер, не смотря на временную удаленность ее конкретного предмета. Формирование политической демократии, становление демократических принципов государственной власти является перспективной задачей развития  государственности. Поэтому обращение к процессам становления британского конституционализма является полезным, поучительным и необходимым. На мой взгляд, актуальность работы заключается в необходимости исследования таких явлений, как правовое государство, гражданское общество, соотношение отдельных ветвей государственной власти и в конечном счете положение личности. Обращение к истокам становления британского парламентаризма связано с таким основополагающим вопросом, как степень и формы участия личности в управлении обществом и государством. Англия - родина европейской демократии, в ней впервые возник тот механизм функционирования государственной власти, который функционирует более 300 лет.

  Предметом контрольной работы является внутриполитическая история Англии XIX века, политическая ситуация, в условиях которой вырабатывалась и принималась реформы 1832г., 1867г, и 1884г..

  Цель  работы изучить внутриполитическую историю Англии конца XVIIIв. - XIXв., и показать историческую необходимость принятия реформ.

  Поставленной  целью определяются задачи исследования:

  1. Показать особенности внутриполитической  обстановки в Англии в XIXв., характер взаимоотношений партий, королевской власти, парламента.

  2. Дать характеристику политическим  партиям, их идеологии, лидерам.

  3. Выяснить значение парламентской  реформ в процессе создания правового демократического государства в Англии.

  Богатый исторический материал, касающийся особенностей политического развития Англии, его  глубокой приверженностью традициям  содержится в работах В. Беджгота, С. Лоу, Ш. Сеньобоса, Лоуэлла и других.1

  Труды этих авторов доказывают, что жизнеспособность английской политической системы обеспечивается историческими особенностями народа, гармоничными отношениями между  классами и сословиями. Уместным кажется  привести здесь мнение Ф. Энгельса, который, сопоставляя национальные характеры англичан, французов и немцев в статье 1844 г. отмечал, что англичанин имеет только частные интересы, он видит неустранимое противоречие между частным и всеобщими интересами и фактически не верит в последние; объединяется же с другими гражданами англичанин лишь для защиты индивидуальных интересов. В отличие от англичанина немец постоянно стремится представить свои частные интересы в абстрактно-всеобщей, философской форме, а француз - в национально - всеобщей, государственной.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. Особенности государственного строя.

1. Англия накануне  реформ.

  В конце XVIII в. – начале XIX в. в Великобритании происходит бурное развитие промышленности, результатом которого стало исчезновение мелких ремесленных производств, появление индустриальных центров. Лондон превратился в торговый и финансовый центр всемирного значения. Вследствие промышленного переворота появился многочисленный пролетариат, положение которого было весьма тяжелым. Действующее законодательство прямо отдавало рабочих во власть предпринимателей, представляя последним право определять условия найма рабочей силы. Особенно тяжелым экономическое положение рабочих, становилось в годы застоя и упадка промышленного производства и торговли, чередовавшихся с периодами подъема. Промышленный переворот породил и аграрную революцию. Мелкую аренду земли вытеснило крупное капиталистическое фермерство. В сельских  местностях большинство населения составляли батраки, эксплуатируемые крупными фермерами и лендлордами. Итак, промышленный переворот и аграрная революция существенно изменили классовую структуру общества. В деревне, по сути дела, существовали три класса: лендлорды,  арендаторы и батраки. В городе сформировался класс промышленной буржуазии и образовался класс пролетариев.

  К XIX в. в Англии сложилась довольно развитая политическая система. Изменения в классовой структуре общества отразились и не социальной базе основных политических партий – тори и виги. Тори были партией помещиков и финансовой буржуазии, носителями исторической традиции, консерватизма. Принимая новое, они стремились сохранить по возможности больше старого. Виги представляли интересы промышленной буржуазии. Борьба за власть между тори и вигами отражала борьбу за политическое господство между промышленной буржуазией, с одной стороны, и лендлордами, объединившимися с торгово-финансовой буржуазией, - с другой.3

    Эти  две партии чередовались у власти в течение XVIII в.,  и только они вошли в XIX в. Со «славной революции» и до середины XVIII в.  в парламенте господствовали виги. В 1783 г. тори составили большинство палаты общин. Укреплению их господства способствовала Великая французская революция, отбившая у английской буржуазии охоту к радикальным переменам. Тори правили до 1830 г.

    Находясь  столь длительный срок у власти, тори пытались изменить соотношение  сил в государственной структуре  общества в сторону усиления исполнительной власти, в частности королевской  прерогативы. Формально король по-прежнему считался главой государства и в  его руках сосредоточивалась  вся правительственная власть: он представлял страну в международных  отношениях, объявлял войну, заключал мир, назначал и отзывал послов, был  главнокомандующим вооруженными силами. От его имени действовали Тайный совет и парламент. Он назначал и  увольнял министров, мог досрочно распустить палату общин, назначить новых членов в палату лордов. Однако реально  ни одну из своих многочисленных прерогатив король осуществить не мог.  Неписаная  конституция установила совсем иное положение – монархия была лишена своего реального содержания. Деятельность кабинета министров и его главы, премьер-министра, не регулировалась законом, а целиком определялась неписаными правилами. Это дало основание в  середине XVIII в. некоторым представителям парламента заявить протест против должности первого министра, которая, по их мнению, противоречила закону и была опасна для государства. Но эта практика составляла практику парламентаризма, от которого уже нельзя было отказаться.

    Кабинет министров представлял собой  коллектив, состав которого ограничивался  средой парламентского большинства. Это  усиливало позицию министров  в отношении к королю и упрощало контроль парламента за деятельностью  министров.

    Самым значительным элементом английской  политической системы к началу XIX в. был парламент. Особую роль играла палата общин – именно здесь осуществлялось сотрудничество буржуазии и аристократии. Между тем палата общин была феодальным представительством. Старая, дореволюционная система выборов обеспечивала в парламенте господство аристократии и буржуазии. Это стало причиной борьбы за реформу избирательного права, и весь XIX в.  в Великобритании прошел под знаком этой борьбы.

    После окончания наполеоновских войн экономика  Англии переживала временный спад. Экспорт товаров из Англии значительно  уменьшился, а это привело к  сокращению их производства и к росту  безработицы.

    Кроме того, упали цены на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Лендлорды  опасались, что ввоз хлеба из-за границы  еще больше снизит цены и приведет к падению земельной ренты. Стремясь обеспечить себе и впредь получение  больших доходов, лендлорды настояли на принятии в 1815 г. парламентом хлебных  законов, запрещавших ввоз хлеба  в Англию, если цена на зерно в  этой стране упадет ниже 80 шиллингов за четверть. В дальнейшем парламент снизил предельную цену зерна до 66 шиллингов за четверть. Доступ хлеба в Англию из других стран оставался фактически закрытым. Промышленные и сельскохозяйственные рабочие стали бороться против хлебных законов, надеясь, что их отмена приведет к удешевлению хлеба. Английская промышленная буржуазия также враждебно относилась к этим законам, поскольку высокие цены на хлеб мешали дальнейшему снижению  заработной  платы рабочих и обогащали лендлордов укрепляя, тем самым их господство в парламенте.

    Англия  была охвачена народными волнениями, в которых участвовали рабочие, батраки, разоряющаяся мелкая буржуазия. В 1817 г. правительство временно приостановило  действие Хабеас корпус акта и применило  репрессии. Но когда в следующем  году этот закон снова вошел в  действие, народные волнения возобновились.

    Мелкая  буржуазия и рабочие требовали  демократизации политического строя  и введения всеобщего избирательной  права. Движение за избирательную реформу  поддерживала и промышленная буржуазия.

  Избирательная система в Англии до закона 1832г. подвергалась лишь немногим изменениям. Революция XVIIIв. положила начало оформлению конституционной монархии в Англии, как одной из форм буржуазного государства. Важнейшие конституционные акты Англии впервые в истории утвердили принципы разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), выразившийся в:

  а) верховенстве законодательного органа - парламента;

  б) ответственности  министров перед  парламентом;

  в) независимости судей.

  Политический  строй Англии в начале XIX столетия в своих основных чертах почти не изменился по сравнению с предыдущим веком. Королевская власть не может прибегать к чрезвычайным мерам, приостанавливать действия парламентских законов или освобождать от повинности им. Монархия стала в полном смысле конституционной, ограниченной законами, принятыми парламентом.

  Английский  парламент разделялся еще с XIVв., как известно, на две палаты, которые в течение всей английской истории в громадном большинстве случаев поступали совершенно солидарно. С одной стороны, это объясняет нам отчасти, почему в Англии не победил абсолютизм повсюду извлекавший выгоду из сословной розни, а, с другой, стороны само это обстоятельство объясняется тем, что общественная жизнь Англии не выработала резких сословных рамок, а потому верхняя и нижняя палаты вовсе не были отдельными представительствами каких-либо враждебных сословий."4

  Верхнюю палату, или палату лордов в парламенте не возможно назвать представительным учреждением. Назначенная из состава  наиболее знатных дворянских фамилий, с небольшим добавлением духовных лордов, то есть высших сановников церкви), и становились лордами в силу своего сана), и избирательных пэров  Шотландии и Ирландии, палата лордов являлась цитаделью аристократии, упорно противившейся проникновению в  ее среду "выскочек из числа финансовой, торговой и промышленной буржуазии."5

  Нижняя  палата наполнялась представителями  графств и городов. В графствах  правом избрания пользовались фригольдеры, имевшие сорок шиллингов дохода в год, но они находились очень  часто в зависимости у ленд-лордов. "Ахиллесовой пятой" парламента, по выражению Р. Гнейста, было представительство  городов.6

    Избирательные порядки установились в Англии еще  в средние века и поэтому парламентским  представительством были наделены в  основном старые города юга Англии, а вот растущие промышленные и  торговые центры центральной и западной Англии не участвовали в парламентских  выборах. Палата общин ни в коей мере не представляла английское общество и превратилась в "борцовскую арену", где в роли борцов выступали различные  клики земельной аристократии. Где  тот или иной местный землевладелец  не мог оказать прямого давления на выборах, там пускался в ход  подкуп избирателей, и этим средством  пользовались, чтобы попадать в нижнюю палату преимущественно богатые  коммерсанты, обогатившиеся при  помощи колониальной торговли. Они  платили громадные деньги во время  выборов и затем в качестве членов парламента преследовали уже  доставшиеся им полномочия в своих  корыстных целях. Таким образом, британский парламент является коррумпированным учреждением. Депутаты не редко торговали  своими голосами, например избрание в  члены парламента в графстве Йорк стоило сто пятьдесят тысяч фунтов стерлингов, в Нортгомптоне - тридцать тысяч.7

Информация о работе Избирательная реформа XIX века в Англии