Избирательная реформа XIX века в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 14:19, контрольная работа

Описание

Цель работы изучить внутриполитическую историю Англии конца XVIIIв. - XIXв., и показать историческую необходимость принятия реформ.
Поставленной целью определяются задачи исследования:
1. Показать особенности внутриполитической обстановки в Англии в XIXв., характер взаимоотношений партий, королевской власти, парламента.
2. Дать характеристику политическим партиям, их идеологии, лидерам.
3. Выяснить значение парламентской реформ в процессе создания правового демократического государства в Англии.

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Особенности государственного строя…………………………. .5-14
1. Англия накануне реформ……………………………………………….5
2. Борьба за избирательные реформы……………………………………12
3. Глава 2. Избирательные реформы XIX века в Англии…………………..15-27
1. Парламентская реформа 1832 года и ее последствия……………...15
2. Избирательный закон 1867 года……………………………………..21
3. Избирательная реформа 1884 года…………………………………..25
4. Заключение …………………………………………………………………..28
5. Список используемой литературы………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

история права.docx

— 77.20 Кб (Скачать документ)

  Всесилие  дворянства не ограничивалось центральными учреждениями, оно проявлялось и  в местном управлении. Мировой  судья, всех должностных лиц прихода - сборщиков налога, надзирателя  за бедными и других "специальностей " назначал самостоятельно, он же творил суд и расправу. Назначение мировых судей находилось в руках лорда - лейтенанта, то есть представителя королевской власти в графстве; на этот пост назначался крупнейший землевладелец графств.8 Таким образом местное управление, как и центральное полностью захватили представители землевладельческих групп. Все эти обстоятельства, естественно вызывали негодование народа и во многом благодаря этому, с новой силой вспыхивает борьба за парламентскую реформу о которой речь пойдет ниже. Еще один институт государственной власти в Англии, явление, которого характерно и для других западноевропейских стран, был кабинет. Кабинет возник еще до буржуазной революции XVII века на основе тайного совета, как узкая коллегия, помогающая королю быстро решать важные вопросы управления страной. Название свое он получил от маленькой комнаты, в которой проходили заседания.9

  Сначала этот орган полностью зависел  от воли монарха. Далее, к концу XVIII в . - начала XIX в. он перестал быть вспомогательным  органом королевского управления и  должен был опираться на поддержку  парламента. К концу XVIII в было признано, что кабинет должен располагать  большинством голосов в парламенте.10 Но вопрос о том, является ли кабинет ответственным перед парламентом или королем, о его судьбе в случае расхождения с парламентом, еще не был решен окончательно. Главный человек в кабинете - премьер-министр. Тем не менее, принцип опоры кабинета на парламент вел к предоставлению власти большинству, а самая необходимость часто прибегать к голосованию в парламенте при решении важнейших вопросов содействовала укреплению партийной организации среди парламентариев и консолидации на этой основе двух партий, сложившихся в конце XVII в. Вообще-то названия "тори" и "виги" возникли во время выборов 1690 года как бранные клички.11 В разные века партии являются перед нами с разными наименованиями и с не вполне сходными из одной эпохи в другую стремлениями, но то, что их разделяло долгое время, в сущности, было одно и тоже - различное понимание королевской прерогативы и привилегии парламента. 12

  Известно, что партия тори стояла на точке  зрения божественного происхождения  королевской власти и пассивного повиновения ей, тогда как виги признавали происхождение королевской  власти из народной воли, отстаивали права  парламента и допускали активное сопротивление в случае нарушения правительством законов страны. В зависимости от политической ситуации партии почти регулярно сменяли друг друга у кормила власти.

  Очень важный этап конституционного развития Великобритании был связан с формированием  партийной системы и борьбой  за избирательную реформу 1832 г. Накануне реформы "корона уже стушевалась  перед парламентом, парламент стал всемогущ, но он представлял не нацию, а небольшое число территориальных  магнатов".13Они были представлены не только в наследственной палате лордов, но и в палате общин. " Из 658 членов 424 обязаны были своим избранием патронам, их рекомендации или их прямому назначению." Независимые депутаты могли купить свое депутатское звание за деньги в городах, где избрание депутатов являлось наследственной привилегией небольшой группы лиц. Избирательное право было ограничено незначительной группой лиц, оно принадлежало членам муниципальной корпорации, в других случаях - лордам владельцам земли, на которой находился город.

  Они были представлены не только в наследственной палате лордов, но и в палате общин. " Из 658 членов 424 обязаны были своим  избранием патронам, их рекомендации или их прямому назначению."14 Независимые депутаты могли купить свое депутатское звание за деньги в городах, где избрание депутатов являлось наследственной привилегией небольшой группы лиц. Избирательное право было ограничено незначительной группой лиц, оно принадлежало членам муниципальной корпорации, в других случаях - лордам владельцам земли, на которой находился город.

  Представительство в парламенте Англии закреплялось за определенными местностями, которые  некогда получили его, преимущественно  в Южной Англии, ранее самой  населенной и богатой части страны, одним словом, избирательное право  сложилось "в течение нескольких сот лет на самых разнообразных  и причудливых основаниях"15

  До 1832г. избирательное право принадлежало, таким образом, определенным группам  лиц и определенным местностям, в  некоторых случаях на началах  наследственности, например в муниципальных  корпорациях оно могло переходить к сыну или зятю, в других случаях, оно принадлежало в силу происхождения  или брака, независимо от обладания  собственностью. Важно, что "избирательное  право было личной привилегией, именным правом"16. Постепенное превращение Англии в главную мировую промышленную страну, увеличение населения страны, развитие индустрии сделали очевидным архаичность существовавшей избирательной системы

  Наиболее  благоприятная ситуация для проведения реформы сложилась в конце 60-тых  годов 18 века. Завершился период относительной  политической стабильности, установившийся с воцарением Ганноверской династии. " Восстание Георга III против вигской  олигархии, поддержанное торийскими кругами, привело к обострению противоречий между короной и парламентом, и в самом парламенте. Борьба парламентских  фракций, "дело Уилкса " взбудоражившее страну, социальные конфликты - и все  это на фоне резкого ухудшения  отношений с североамериканскими  колониями - привели к политическому  кризису. В осложнившихся условиях парламентская реформа представлялась средством выхода из него. Даже часть  вигских лидеров, оказавшихся в  оппозиции, готова была поддержать некоторые  пункты ее программы. Развернувшаяся на рубеже 60-70-тых годов 18 века в обществе и парламенте политическая борьба поставила  вопрос о реформе в повестку дня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Борьба за избирательные реформы.

  Реформа избирательной системы предшествовала длительная борьба, которую начали английские радикалы в 60-70г.XVIII века. Именно тогда вопрос о реформе становится важным фактором политической борьбы, привлекая внимание политических деятелей и широкой общественности. В последней трети 18 века в нее вовлекаются представители различных слоев английского общества, и она принимает форму широкого общественно - политического движения. В это время окончательно определяется и программа парламентской реформы, поэтапно осуществленная в XIX веке.

    Именно  тогда радикалы выступили с рядом  политических требований демократического характера: расширение избирательного права и перераспределение избирательных округов, сокращение сроков полномочия парламента, изгнание из палаты общин лиц, получающих пенсии из королевской казны. В 1776г. один из лидеров радикального движения Джон Картрайт сформулировал конкретные конституционные реформы, которые необходимо провести в интересах демократизации страны. Им было выдвинуто требование всеобщего избирательного права, провозглашенное еще левеллерами в годы революции XVII века, требование равного представительства от всех избирательных округов, ликвидации "гнилых местечек", ежегодного переизбрания палаты общин.

  Программа парламентской реформы выдвигались  и представителями радикальной  части торгово-промышленной буржуазии, а также и некоторой частью дворянства. Эти группы господствующего  класса также стремились к реорганизации  политической системы. Во второй половине XVIII века интересные проекты парламентской реформы предлагал Уильям Питт Младший. Еще будучи просто членом парламента, он поставил в 1782г. вопрос об изменении самой системы парламентских выборов. Эта попытка была отвергнута парламентом. В 1783г. вновь Питт внес в парламент резолюцию с предложением избирательной реформы - это случилось за несколько месяцев до вступления Питта в должность первого министра. Эта попытка также оказалась безуспешной. Наконец в 1785г. Питт в третий раз поднял вопрос об избирательной реформы. Проект избирательной реформы предусматривал устранение отдельных серьезных недостатков избирательной системы. Питт предлагал уничтожить представительство в парламенте 36 "гнилых местечек". Такое название давали местностям, которые когда-то были достаточно населены, но впоследствии совершенно обезлюдили и тем не менее сохраняли право посылать одного или даже двух представителей в парламент. Фактически выбор этих представителей зависел от земельных магнатов. Уничтожая представительство "гнилых местечек" Питт предлагал освободившиеся 72 вакансии предоставить крупным административным единицам, на которые делилась Англия. П.Г.Мижуев указывал, что в случае успеха реформ Питта "число избирателей увеличилось бы, вероятно, тысяч на сто, т.е.на четверть или даже на треть"17. После первого чтения проект Питта был отклонен. Таким образом, третья попытка Питта внести изменения в избирательную систему завершилась столь же неудачно, как и две первые.

  Тори  и виги отрицательно отнеслись к  робким попыткам "посягательства на освященную временем избирательную  систему".18

  Таким образом, на основании краткого обзора первого этапа борьбы за реформу, можно сделать вывод о том, что, несмотря на видимые успехи движения за реформу, результата достичь не удалось.

  Представляется, что главная причина заключалась  в отсутствии достаточной социальной базы для проведения реформы. Радикальная  программа и программа буржуазии  не могли тогда еще, на наш взгляд, удовлетворить обе стороны. Не возникла еще мощная политическая сила в лице их союза.

  Второй  этап борьбы за парламентскую реформу  приходится на 1816 - 1820-е гг. Он связан с именами таких выдающихся мелкобуржуазных радикалов.

  Период  после окончания наполеоновских войн (1816 - 1823 гг.) принято традиционно  считать годами реакции. Они характеризуются  ухудшением общего экономического положения  страны, положения народных масс. Продолжительные  войны с Наполеоном чрезвычайно  увеличили государственный долг Англии - страна только по процентам  уплачивала ежегодно 33 миллиона фунтов стерлингов.19

  Для этого этапа борьбы за реформу избирательного права характерно: форма массовых демонстраций; принятие правительством лорда Ливерпуля крайних мер для подавления движения за реформу.

  Третий  этап борьбы за парламентскую реформу  падает на 1824 -1832 гг. Этот период имеет свою внутреннюю периодизацию, основанную на участии различных сил в движении, борьба за реформу внутри парламента, тех изменениях, которые произошли в экономическом и политическом положении Англии.

  Таким образом, обозревая процесс борьбы в Англии за реформу избирательной  системы, мы можем сделать вывод  о том, что он прошел три основных этапа:

  I - 60 - 70 гг XVIII в - 1815 г.;

  II - 1816 -1823-24 гг.;

       III - 1824 - 1832 гг

   Каждый  из указанных периодов имел характерные  особенности, связанные с соотношением общественно-политических сил, зависел  от взаимоотношений основных политических течений.

   К 1832 г в Англии были созданы условия  для превращения английского  парламента в орган, обеспечивающий политическое лидерство английской промышленной буржуазии: расширение избирательного права и перераспределение избирательных  округов, сокращение сроков полномочия парламента, изгнание из палаты общин  лиц, получающих пенсии из королевской  казны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Избирательные  реформы XIX века в Англии.

1. Парламентская реформа  1832 года и ее  последствия.

    В 1832г. в Англии был принят первый в  истории этой страны биль о парламентской  реформе, который явился важнейшим  событием в английской истории. В  результате принятия парламентом Билля  о реформе, доступ к власти получила промышленная буржуазия, ибо до этого  в представительном органе страны господствовала лишь землевладельческая, церковная  аристократия и торгово-промышленная буржуазия. Как указывает Л.Е.Кертман, история парламентской реформы  явилась " лишь первым робким шагом  на пути к буржуазной демократии.20

    Реформа 1832 г. была первой реформой избирательного права в Англии. Она положила начало переходу от средневекового избирательного принципа равного представительства  от корпоративных единиц к новому демократическому принципу представительства  от количества населения.

    Суть  реформы свелась к перераспределению  мест в палате общин и увеличению электората. Палата общин насчитывала 658 членов, до реформы представлявших: 188 мест от 114 графств, 465 - от 262 местечек, 5 - от университетов. Общее количество депутатов сохранилось, но было ликвидировано 56 "гнилых" местечек, которые посылали по 2 депутата. 32 "карманных" городка с населением до 4 тыс. человек вместо 2 стали посылать по 1 депутату. Освободившиеся 144 места в парламенте перераспределили между графствами и городами. 42 города получили право посылать депутатов (среди них крупные торгово-промышленные центры - Бирмингем, Лидс, Манчестер, Шеффилд). Было создано 22 новых избирательных округа, 14 из них - в индустриальных районах на севере Англии.

    Хотя  избирательный ценз не был снижен, как это предполагалось по первому  варианту билля, количество электората увеличилось за счет того, что активное избирательное право было предоставлено  фермерам и тем арендаторам, которые  уплачивали 10 фт. стерл. в год арендной платы. Таким образом, количество избирателей  значительно увеличилось в основном за счет сельского населения.

    «  I. Что всякое из местечек,  перечисленных в списке под буквой "А" (всего 56),  от и после окончания полномочий данного парламента прекращает  посылать  депутата или депутатов в парламент.                            

       II. Каждое  местечко,  перечисленное   в  описке  "В" (всего 30), посылает только по одному депутату15.     

Информация о работе Избирательная реформа XIX века в Англии