Избирательная реформа XIX века в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 14:19, контрольная работа

Описание

Цель работы изучить внутриполитическую историю Англии конца XVIIIв. - XIXв., и показать историческую необходимость принятия реформ.
Поставленной целью определяются задачи исследования:
1. Показать особенности внутриполитической обстановки в Англии в XIXв., характер взаимоотношений партий, королевской власти, парламента.
2. Дать характеристику политическим партиям, их идеологии, лидерам.
3. Выяснить значение парламентской реформ в процессе создания правового демократического государства в Англии.

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Особенности государственного строя…………………………. .5-14
1. Англия накануне реформ……………………………………………….5
2. Борьба за избирательные реформы……………………………………12
3. Глава 2. Избирательные реформы XIX века в Англии…………………..15-27
1. Парламентская реформа 1832 года и ее последствия……………...15
2. Избирательный закон 1867 года……………………………………..21
3. Избирательная реформа 1884 года…………………………………..25
4. Заключение …………………………………………………………………..28
5. Список используемой литературы………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

история права.docx

— 77.20 Кб (Скачать документ)

       III. Каждое место, названное в  списке под буквой "С" (всего 22),..  будет посылать двух депутатов в парламент.                                                 

       IV. Каждое место,  названное в  списке под буквой "D"(всего  20),  ...будет посылать одного  депутата в парламент.                                                 

       XVIII. Что будет иметь право голосовать  при избрании депутата  или депутатов графства в любой будущий парламент только то лицо,  которое,  будучи фригольдером или арендатором  имения  и имея право на пользование землей или имением пожизненно или же в течение двух  или  нескольких поколений,  является фактическим и добросовестным владельцем такой земли или  такого  имения..,  если указанная  земля или имение приносят в год не менее десяти фунтов чистого дохода...                         

       XX. Что всякое лицо мужского  пола,  достигшее совершеннолетия,  не подлежащее поражению в правах и имеющее право в  качестве  арендатора...  на  какие-либо земли идя

    имения,  будь то фригольд или иное любое  держание...  с первоначально  установленным  сроком  не  менее  чем  в шестьдесят лет ,и с чистым доходом не менее десяти фунтов в год,..  а также лицо, которое занимает в качестве арендатора какие-либо земли или имения,  за каковые оно обязано  по  соглашению уплачивать годовую ренту не менее,  чем в пятьдесят фунтов, будет иметь право голосовать  при  избрании  депутатов графства в любой будущий парламент...                                        

       XXVI. Что,  несмотря на наличие  всего  того,  о  чем оказано здесь выше,  .никакое лицо не будет иметь права голосовать при избрании депутатов графства в любой  будущий парламент,  если оно в должное время не внесено в списки избирателей в согласии с  условиями,  предусмотренными ниже...                                     

       XXVII. Что в любом городе или  местечке,  которые будут посылать  одного  или  нескольких  депутатов   в  какой-либо будущий парламент,  всякое лицо мужского пола, достигшее совершеннолетия,  не подлежащее  поражению  в правах  и  в пределах данного города или местечка или в пределах округи, участвующей в выборах вместе с данным городом или местечком, владеющее в качестве собственника или арендатора домом,  складом, конторой, лавкой или другим строением,  приносящим - либо отдельно от земли,

    либо  вместе с землей,  расположенной  в пределах  такого города,  местечка  или округи и одновременно занимаемой им (лицом) на правах  собственника  или  арендатора,  - чистого дохода не менее десяти фунтов в год,- будет, если оно в должное время внесено в описки  избирателей  в согласии с условиями, предусмотренными ниже, иметь право голосовать при избрании депутата или депутатов в какой-либо  будущий  парламент от данного города или местечка.                                                

       Ставится непременным условием, что никакое из подобных лиц  не будет таким образом внесено  в списки избирателей в каком-либо  году, если оно не владеет указанными помещениями  в течение ближайших двенадцати календарных месяцев, предшествующих последнему дню июля в соответствующем году; или если оно в том гражданском округе или церковном приходе,  где расположены такие  помещения  и установлен  сбор в пользу бедных,  не подвергнуто полностью обложению подобным сбором со своих  помещений  в течение  того  обязательного срока владения,  о котором сказано выше; или если оно  не  уплачивает  до  20  июля включительно в соответствующем году всех сборов в пользу бедных и причитающихся с помещений налогов, подлежащих взносу до 6 апреля того же года.  Ставится условием также,  что никакое из подобных лиц не будет таким образом внесено в описки избирателей в каком-либо году,  если оно не проживает в течение ближайших шести календарных месяцев,  предшествующих  последнему  дню июля в соответствующем году,  в пределах города или местечка  или  в  пределах  округи, участвующей  в  выборах вместе с городом или местечком, где ему надлежит голосовать или же в пределах семи английских миль от данного района или какого-нибудь пункта его»21.

    Реформа 1832 г. была значительным событием в  жизни Англии. Она рвала с феодальными  традициями представительства и  способствовала превращению палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечивала доступ промышленной буржуазии в парламент, включив таким образом ее в компромисс с аристократией. Изменения в составе палаты общин позволили кабинету окончательно избавиться от королевской  зависимости, так как стоящая за спиной короля аристократия не могла обеспечивать кабинету необходимое большинство в палате общин. В это время корона лишилась последних остатков власти и королевская прерогатива была передана в фактическое владение кабинета. Произошло укрепление принципа ответственности правительства, выработанного в XVIII в.: министерская власть механически переходит в руки той партии, которая располагает парламентским большинством. Уступая место лидерам нового большинства, кабинет занимает положение руководителя парламентской оппозиции. В связи с понятием ответственного правительства в этот период сложился принцип, определяющий положение короны: король царствует, но не управляет. Это условное, неписаное правило является важнейшей основой английского парламентаризма.

    Важным  следствием реформы 1832 г. стало преобразование политических партий. Прежние названия партий потеряли смысл, и тори переименовались  в партию консерваторов, виги – в  партию либералов. С течением времени  либерализм и консерватизм превратились в мощные политические течения, ознаменовавшие целую полосу развития буржуазного  общества и государства.

    Изменились  не только названия партий, изменилась и их структура. После принятия реформы  появилась необходимость регистрировать избирателей, составлять избирательные  списки. Эти функции взяли на себя постоянные члены партий, объединившиеся на местах в партийные организации.

    Реформа 1832 г. дала толчок преобразованию центрального государственного аппарата. Так, в министерстве финансов были упразднены должности, сохранившиеся  со средних веков и потерявшие значение, было значительно упрощено военно-морское министерство, усилилась  роль министерства внутренних дел и  министерства торговли. В целом реорганизация  государственного аппарата привела  к значительному расширению и  оживлению деятельности центральной  администрации.

    Была  осуществлена и реформа городского самоуправления, в частности, были созданы  советы городов, которые управляли  городским имуществом, заведовали полицией, издавали постановления для охраны порядка. Положение в графствах  и приходах не изменилось, там по-прежнему царило самоуправство мирового судьи  и помещика.

    Однако  наряду с плюсами, в проведении реформы  были и существенные минусы. Во-первых, сохранение высокого имущественного ценза  не давало возможности представителям средней и мелкой буржуазии, а  также рабочим быть избранными в  парламент и получить политическую власть. Во-вторых, городки и поселки  по-прежнему оставались "представленными" в новой избирательной системе. Имелось 5 местечек с электоратом  менее 200 человек, а 115 депутатов представляли округа с населением менее 500 человек. В-третьих, все еще сохранялась диспропорция между городскими и сельскими округами. Парламент 1833 г. состоял из 399 депутатов от городских избирателей, и 253 депутата были избраны от сельских округов (в предыдущем парламенте эти показатели были еще хуже и составляли соответственно 465 и 188). Это несмотря на тот факт, что по данным переписи 1831 г. 56% населения Англии проживало в городах. Правда, указывая на этот недостаток избирательной системы, необходимо учитывать процесс урбанизации, активно проходивший в английском обществе в первой половине XIX в. и постепенно нивелировавший разницу между количеством городского и сельского населения.

    Более серьезной проблемой являлось то обстоятельство, что многие населенные пункты, имевшие статус городов, были на самом деле тесно привязаны  к сельской местности и по существу являлись сельскохозяйственными территориями. Например, городок Хантингтон, где  число избирателей в 1832 г. составляло всего 390 человек, был описан в "Избирательных  фактах" как "совокупность населения, занятого производством зерна, шерсти, солода, мягких сыров".

    Хотя "города-собственности", которые  фактически являлись вотчинами лендлордов и могли быть проданы или куплены, к этому времени исчезли, в "сельскохозяйственных" городках земельная аристократия по-прежнему сохраняла преобладающее влияние (около 70 депутатов-лендлордов было избрано  в парламент от этих территорий).

    Реформа имела скромные практические результаты по двум причинам: во-первых, из-за жесткого противодействия тори, во-вторых, вследствие того, что она проводилась правым, умеренно настроенным крылом либерального движения - вигами, которые стремились, сохранив политическое господство земельной аристократии, допустить к власти тесно связанную с ней банковскую олигархию. Но виги, укрепив свое влияние в парламенте союзом с финансовыми магнатами, не желали делиться властью с представителями среднего класса и тем более с рабочими.

    Однако, несмотря на это, политическое значение реформы было огромным. Она показала возможность политических перемен  под влиянием общественного мнения и подтвердила правоту либералов, отстаивавших реальность поэтапного осуществления  демократической избирательной  реформы. Ее следствием также стало  изменение соотношения сил между  палатами и короной в пользу палаты общин, кабинет министров теперь стал формироваться из представителей парламентского большинства. Нужно  отметить, что именно поляризация  мнений в парламенте по вопросу о  парламентской реформе 1832 г. положила начало новому партийному размежеванию: делению на либералов (реформистов) и консерваторов - и созданию викторианской  двухпартийной системы.

    Избирательная реформа 1832 г. не привела к существенным изменениям, как в процедуре избрания, так и составе избранных. В принципе, такая ситуация устраивала обе противоборствующие стороны, поскольку виги, как и тори, совсем не стремились к усложнению системы выборов и увеличению затрат на избирательную кампанию (они возникли бы при наличии сильных и многочисленных конкурентов). Привлечение большого числа новых лиц в политику грозило не только подрывом влияния действующих в то время политиков, но было невыгодно и по материальным соображениям. Виги решились на проведение парламентской реформы не потому, что они стремились к демократизации избирательной системы, а потому в первую очередь, что хотели прийти к власти, заручившись симпатией и поддержкой как общественного мнения, так и различных группировок парламентской оппозиции, которые им удалось сплотить в борьбе за избирательную реформу. Ликвидировав наиболее анахроничные элементы избирательной системы, виги, тем не менее, сохранили представительство от "гнилых" местечек, которое обеспечило преобладание в палате общин сыновей пэров и баронов.

    Реформа 1832 г. дала толчок преобразованию центрального государственного аппарата. Так, в министерстве финансов были упразднены должности, сохранившиеся  со средних веков и потерявшие значение, было значительно упрощено военно-морское министерство, усилилась  роль министерства внутренних дел и  министерства торговли. В целом реорганизация  государственного аппарата привела  к значительному расширению и  оживлению деятельности центральной  администрации.

    Важным  значением реформы 1832 года заключалось  в том, что она покончила с  феодальными принципами формирования высшего представительного органа Великобритании, способствовала превращению  палаты общин в подлинно буржуазный парламент. Представляются справедливыми  высказывания в литературе соображения  о том, что здесь имело место  достаточно радикальная политическая революция, произведенная верховной  законодательной властью в виде легальной реформы.22 Данная реформа укрепила блок земельной аристократии с крупной промышленной буржуазией обеспечив при этом вигам стабильное большинство в парламенте. Вместе с тем многие требования буржуазии остались неудовлетворенными, поскольку справедливого перераспределения избирательных округов фактически не произошло. Так крупный город Ливерпуль, в котором насчитывалось около 17.300 избирателей, был представлен в парламенте 2 депутатами, тогда как 53 мелких местечек, где проживало в общей сложности 17.600избирателей, имели в парламенте 76 депутатских мест. Продолжало сохранятся не менее 40 «карманных местечек», являющихся достоянием крупных лендлордов. Сохранилось большое количество местечек с населением в 300-500 человек, оставшихся очагами подкупа и различных избирательных интр

    2. Избирательная реформа  1867 года.

    В 50-60-е гг. XIX в. утвердилось политическое господство промышленной буржуазии в форме классического буржуазного парламентаризма. Палата общин к середине XIX в. оттеснила на второй план палату лордов и свела к минимуму политическое влияние королевской власти. Однако в результате реформы 1832 г. в парламент получила доступ лишь верхушка промышленной и торговой буржуазии, которая не была заинтересована в коренной ломке унаследованных еще от средневековья законов и обычаев.

    В конце 40-х гг. XIX в. в партии консерваторов произошел раскол, что привело к ее упадку, и на длительное время у власти укрепились либералы. Эту партию возглавляли крупные государственные деятели, которые умели своевременно идти на необходимые уступки широким слоям средней и мелкой буржуазии. Тем не менее, они упорно сопротивлялись дальнейшему расширению избирательного права.

Информация о работе Избирательная реформа XIX века в Англии