Избирательная реформа XIX века в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 14:19, контрольная работа

Описание

Цель работы изучить внутриполитическую историю Англии конца XVIIIв. - XIXв., и показать историческую необходимость принятия реформ.
Поставленной целью определяются задачи исследования:
1. Показать особенности внутриполитической обстановки в Англии в XIXв., характер взаимоотношений партий, королевской власти, парламента.
2. Дать характеристику политическим партиям, их идеологии, лидерам.
3. Выяснить значение парламентской реформ в процессе создания правового демократического государства в Англии.

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Особенности государственного строя…………………………. .5-14
1. Англия накануне реформ……………………………………………….5
2. Борьба за избирательные реформы……………………………………12
3. Глава 2. Избирательные реформы XIX века в Англии…………………..15-27
1. Парламентская реформа 1832 года и ее последствия……………...15
2. Избирательный закон 1867 года……………………………………..21
3. Избирательная реформа 1884 года…………………………………..25
4. Заключение …………………………………………………………………..28
5. Список используемой литературы………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

история права.docx

— 77.20 Кб (Скачать документ)

       6. Избиратель, владеющий собственностью  в городе, не может голосовать в графстве».24

    Реформой 1884-1885 гг. был сделан большой шаг  вперед по пути реализации идеи всеобщего  мужского избирательного права. Политическая практика стала ясным выражением теории представительной демократии как  единственно возможной формой правления  современного буржуазного общества. При внесении билля о третьей избирательной реформе премьер министр У. Гладстон заявил: «Я стою на точке зрения того принципа, что предоставление избирательного права годным к тому гражданам – будет ли их много или мало – означает умножение сил государства. Сила современного государства лежит в представительной системе. Я счастлив при мысли, что в этой благословенной стране и в этой отличной конституции лежат еще другие источники силы: уважение перед предписаниями государства, авторитет, которым пользуются эти последние, и исправная связь наших национальных традиций. Но то, что составляет главную силу современного государства вообще и английского государства в частности, есть представительная система».25

    Реформа 1884-1885 гг. не устранила многих существенных недостатков избирательной системы: сохранялась диспропорция между  числом избирателей и числом мандатов; лица, занимавшие в нескольких округах  помещения, дающие право голоса, получали несколько голосов, тогда как  значительная часть  населения не имела избирателей. Выборы происходили  не в один день по всей стране. Депутаты не добивались вознаграждения. Сохранялась  мажоритарная система выборов: если кандидаты не добивались абсолютного  большинства, побеждал тот, кто получал  относительное большинство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Заключение.

    Реформа 1832 г. явилась завершением одного и началом нового периода в  истории страны, продолжавшегося вплоть до середины века. Общество встретило ее с большим воодушевлением. Буржуазия, ремесленники, рабочие и фермеры ожидали проведения дальнейших преобразований. С ними связывались надежды на улучшение экономического положения, смягчение налогового бремени и ликвидацию злоупотреблений. Выборы в новый парламент осенью 1832 г. проходили в обстановке всеобщего подъема. Новый состав палаты общин отразил царившее в обществе ожидание дальнейших перемен. Виги, осуществившие изменение системы представительства и обещавшие решить наиболее важные проблемы общества, получили большинство мест в палате. В новом парламенте изменилась роль радикалов. Вместе с ирландскими депутатами, диссентерами и независимыми они составляли группу в 190 человек. Консерваторы (как теперь все чаще стали называть тори) потерпели сокрушительное поражение на выборах и оказались в палате в меньшинстве.

    Реформа не изменила сложившуюся на протяжении веков процедуру подготовки и рассмотрения законопроектов, однако в политическую жизнь она привнесла существенные изменения. В результате сокращения представительства “карманных” местечек изменилось соотношение сил между обеими палатами и короной за счет усиления роли палаты общин. Возрастал объем ее деятельности: сессии становятся длиннее, работа в парламенте идет интенсивнее. Расширение электората, то внимание, с которым избиратели следили за выступлениями депутатов, явились серьезным стимулом для активизации деятельности членов нижней палаты. Численность пассивной группы, так называемых “заднескамеечников”, со временем уменьшалась. К середине века значительно сократилось и число независимых депутатов, что отражало дальнейшее размежевание политических сил в стране и в парламенте.

    Реформа способствовала формированию двухпартийной  системы. Если к началу 30-х гг. тори и виги были по своему характеру скорее парламентскими группировками, то уже к середине века все заметнее становилось их превращение в партии консерваторов и либералов. Они не были партиями в современном смысле этого слова, однако и консерваторы, и либералы на протяжении 30-40-х гг. существенно продвинулись в выработке партийной идеологии, организационных структур, форм и методов деятельности в выборном процессе.

    Реформа 1832 г. была значительным событием в  жизни Англии. Она рвала с феодальными  традициями представительства и  способствовала превращению палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечивала доступ промышленной буржуазии в парламент, включив, таким образом, ее в компромисс с аристократией. Изменения в составе палаты общин позволили кабинету окончательно избавиться от королевской зависимости, так как стоящая за спиной короля аристократия не могла обеспечивать кабинету необходимое большинство в палате общин. В это время корона лишилась последних остатков власти и королевская прерогатива была передана в фактическое владение кабинета. Произошло укрепление принципа ответственности правительства, выработанного в XVIII в.: министерская власть механически переходит в руки той партии, которая располагает парламентским большинством. Уступая место лидерам нового большинства, кабинет занимает положение руководителя парламентской оппозиции. В связи с понятием ответственного правительства в этот период сложился принцип, определяющий положение короны: король царствует, но не управляет. Это условное, неписаное правило является важнейшей основой английского парламентаризма.

    Важным  следствием реформы 1832 г. стало преобразование политических партий. Прежние названия партий потеряли смысл, и тори переименовались  в партию консерваторов, виги – в  партию либералов. С течением времени  либерализм и консерватизм превратились в мощные политические течения, ознаменовавшие целую полосу развития буржуазного  общества и государства.

    Изменились  не только названия партий, изменилась и их структура. После принятия реформы  появилась необходимость регистрировать избирателей, составлять избирательные  списки. Эти функции взяли на себя постоянные члены партий, объединившиеся на местах в партийные организации.

    В августе 1867 года проведена вторая избирательная  реформа. Она явилась результатом  ожесточенной борьбы между партиями консерваторов и либералов главным  образом за голоса городского населения, где набирала влияние рабочая  аристократия, представлявшая интересы наиболее обеспеченных категорий трудящихся. Реформа привела к значительному  росту числа избирателей в  городах, поскольку отныне избирательными правами стали пользоваться не только собственники жилья, но и наниматели. Число избирателей в целом  по стране к 1868 году достигло 2,4 млн. человек (что не превышало 10 % от общего количества населения страны). Помимо новых  категорий земельных собственников, избирательные права получили такие  мелкие предприниматели, торговцы, служащие, интеллигенция, в частности в  университетах Лондона, Эдинбурга и некоторых других городов стали впервые участвовать в выборах преподаватели, имевшие ученые звания. Особенно примечательным было то, что в состав избирательного корпуса была включена и верхушка рабочего класса. По замечанию одного из исследователей английского местного самоуправления И.Редлиха, «достаточно было политического и культурного подъема рабочего сословия, чтобы побудить их путем предоставления ему избирательного права предупредить будущую революционную агитацию»26.

      Действия  консерваторов по проведению парламентской  реформы 1867 г. имели для партии далеко идущие последствия по целому ряду параметров. Ее руководство не просто смирилось с участием низших сословий в политической жизни и их численным преобладанием среди электората. Оно пришло к пониманию того, что будущее партии немыслимо без определенной политики в отношении этих сословий, без постоянного воздействия на различные слои трудящихся города. Признание этого автоматически заставило тори уделять хоть какое-то внимание их нуждам, чаяниям, интересам. Символичным стало образование Национального союза консерваторов и Конституционных ассоциаций.

    По  образному выражению публицистики того времени, реформа 1867 г. «привела к  власти демократию»27. Тем не менее и эта реформа не ликвидировала равномерности в представительстве как сельского, так и особенно городского населения.

      Однако  в конце 60-х и начале 70-х гг. консерваторы не противопоставили действиям  либералов своей альтернативной позитивной программы. Дизраэли только наблюдал, как либералы увеличивали  число недовольных своей политикой, но не стремился выдвинуть перед электоратом определенную программу. Правда, круг возможностей был для консерваторов ограничен. Главными лозунгами тори должны были остаться охранительные аспекты. В то же время необходимость выработки программы была очевидна.

    В 1884-1885 гг. была проведена третья избирательная  реформа, призванная исправить недостатки первых двух реформ, в частности   устранить пестроту избирательных  цензов. Однако и реформа 1884-1885гг. не устранила всех недостатков избирательной системы. Избирательное право еще не стало подлинно всеобщим: подсчитано, что избирательных прав не имели 1,8 млн. взрослых мужчин (сюда относились сыновья, живущие при родителях, съемщики меблированных комнат, домашние слуги и часть сельскохозяйственных рабочих). Некоторые категории избирателей имели на выборах по несколько голосов, так, что принцип «один человек -один голос» еще не соблюдался. Порядок регистрации избирателей оставался искусственно усложненным. Выборы производились не в один день по всей стране. Депутаты не получали вознаграждения. Мажоритарная система выборов позволила избирать депутатов, не пользовавшихся поддержкой большинства избирателей.

    Политическая  борьба, развернувшаяся в ходе избирательных  реформ, привела к окончательной  консолидации двух основных политических партий. Бывшая партия тори, которая  официально стала консервативной партией, сплотила в своих рядах земельную аристократию и финансовую олигархию, которые защищали идеи охранительства и протекционизма. Виги, оформившиеся в либеральную партию, представляли преимущественно интересы промышленной буржуазии, выступавшей с требованиями умеренных демократических преобразований, под лозунгами свободы торговли и предпринимательства. Оформились руководящие центры этих партий – Национальный союз консервативных и конституционных ассоциаций (1867-1868гг) и Национальная федерация либеральных ассоциаций (1877г) их влияние распространялось из столицы на всю страну. Достаточно прочную организацию имели парламентские фракции этих партий. Каждая из них выдвигала из своей среды лидера, которому поручалось возглавлять кабинет министров страны, если партия получала большинство на очередных выборах в парламент. Возникла практика принятия партийных программ: основные требования облекались в форму ярких лозунгов, способных привлечь внимание избирателей. Начали складываться местные партийные организации, установилось понятие постоянного партийного членства. Была централизована и усовершенствована предвыборная деятельность партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина в парламентских фракциях. Поскольку в результате новых выборов смена кабинета происходила в обязательном порядке, принцип партийного правления получил свое окончательное оформление. 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Список используемой литературы

1.Айзенштадт М.П., Гелла Т.М. Английские партии и колониальная империя Великобритании в XIX веке. М., 1999.

2.Беджгот  В. Государственный строй Англии.- М., 1905

3. Всеобщая история государства и права /под ред. З.М.Чернилевского, -М., 1996

4. Всеобщая история государства и права/ под ред. К.И. Батыра – М.,1994

5 Гелла Т.М. Английские партии и колониальная империя Великобритании в XIX веке. М., 1999

6. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства .- М., 2002

7.История государства и права зарубежных стран /под ред. О.А.Жидкова, Н.П. Крашенинниковой: в 2т. – М., 1996

8. История буржуазного конституционализма XIX в. М.,1986

9. Кареев Н.И. История Западной Европы т. VI.-  СПб., 1894

10. Кучма В.В. Государство и право нового времени (XVIII-XIX вв)/курс лекций., Волгоград., 2002

11. Мижуев П.Г. Политическая история Англии в 19 веке С-Пб.,1916

12. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К.И.Батыра, Е.В. Поликарповой: 2 т.- М., 1996

13. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права.-М., 1999

Информация о работе Избирательная реформа XIX века в Англии