Казахстан и Мировое сообщество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:15, реферат

Описание

Прошло несколько лет со времени выхода РК 1 на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет как закончилась война. В ту пору государства только начинали приступать к строительству нового мира, именно в те годы произошло становление принципиально новых международных организаций, таких как ООН, затем СБСЕ и других. Однако полной реализации миротворческих усилий, несомненно, мешали конфронтация и противостояние двух систем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ: Сложность и противоречивость процесса становления нового миропорядка.

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА.
Влияние геополитического положения Казахстана на его внешнеполитический курс.
ООН и Казахстан.
Казахстан в составе СНГ.
Перспективы сотрудничества Казахстана и АТР.
Мусульманский мир и Казахстан.
Средний Восток и Казахстан.
Американское и европейское направление Казахстанской дипломатии.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Внешнеполитические задачи.
Принципы формирования доктрины внешней политики Республики Казахстан.
Основные направления внешнеполитической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 61.81 Кб (Скачать документ)

8 Нельзя не отметить  отношения Казахстана с ближайшими  соседями Кыргызстаном и Узбекистаном. Важность наших связей, помимо  укрепления двустороннего сотрудничества, определяется необходимость придания  эффективности союзу трех государств, который, на мой взгляд, имеет  большое будущее. В 1992 году  по инициативе нашего Президента  была заложена основа созданию  союза Центрально-азиатских стран.  Появилась прекрасная эмблема  такого будущего Союза - могучая  чинара с глубокими корнями  и мощными ветвями, символизирующими  единые корни и общность целей  становления и развития родственных  государств. Лидерами Казахстана, Кыргызстана  и Узбекистана были подписаны  документы о создании межгосударственного  совета, единого экономического  пространства трех стран. Созданы  единый исполнительный орган,  советы отраслевых министров  и руководителей ведомств. Принят  Меморандум о сотрудничестве  в области миграции. Начал функционировать  Центрально-азиатский банк развития, положено начало согласованным  действиям в межгосударственных  отношениях и на мировой арене.  Президенты трех стран приняли  решение о поддержке инициативы  Президента Н. Назарбаев о созыве  совещания по взаимодействию  и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициативы президенты И. Каримова  о совещании - семинаре в Ташкенте. Если затронуть более ранние  взаимоотношения этих государств, то можно сказать еще в 1990 г. по инициативе Казахстана, в  Алматы впервые встретились руководители  республик Казахстана, Узбекистана,  Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана  и подписали Соглашение об  экономическом, научно-техническом  и культурном сотрудничестве. На  состоявшейся в январе 1993 г. в  Ташкенте на встрече глав государств Центральной Азии были приняты решения по дальнейшему углублению взаимного сотрудничества. Реализации интеграционных возможностей региона способствуют двусторонние договора и соглашения между государствами Центрально-азиатских государств.

Во время визита Президента РК Н. А. Назарбаева в республику Узбекистан 10-12 января 1994 года обе стороны договорились в дальнейших шагах по развитию казахстанско-узбекистанских отношений. В целях дальнейшего  углубления и развития отношений, между  странами президенты И. А. Каримов и  Н. А. Назарбаев подписали договор  о создании единого экономического пространства между Республикой  Узбекистан и Республикой Казахстан, предполагающего свободной перемещение  товаров, услуг, капиталов, рабочей  силы и обеспечивающего согласованную  кредитно-расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику. Взаимоотношения между двумя  ведущими центрально-азиатскими государствами  строятся и развиваются на основе Туркестанского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между  Республикой Узбекистан и Республикой  Казахстан, подписанного 24 июня 1992 года.

Договор о создании единого  экономического пространства между  тремя центрально-азиатскими государствами  ни в коей мене не противоречит положениям договора о создании экономического союза стран Содружества и  открыт для вхождения всех государств СНГ.

КАЗАХСТАН И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ 

РЕГИОН

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

 

Свое устойчивое развитие Казахстан обеспечивает в первую очередь целенаправленной и активной внешнеполитической деятельностью. Хорошо понимая, что успешное проведение политических и социально-экономических реформ возможно лишь в атмосфере стабильности, Республика активно включилась в  процессы разоружения и создания системы международной безопасности \. Решения о закрытии Семипалатинского полигона и отказ от ядерных вооружений, присоединение, безоговорочная поддержка  инициативы, направленной на продление  договора о нераспространении ядерного оружия не только принесли Казахстану уважение мирового сообщества, но и укрепили безопасность, обеспечили территориальную целостность за счет соответствующих гарантий со стороны России, США, КНР, Великобритании и Франции. Достижение устойчивого развития и обеспечение национальной безопасности не решается одними только военно-политическими мерами. Самую надежную основу для упрочения мира и добрососедства создают торгово-экономические связи. Однако у Казахстана размеры этих связей со странами АТР пока что незначительны. В торгово-экономических отношениях Казахстана с регионом налаживается внешняя торговля, получают развитие их более прогрессивные формы - прямые хозяйственные связи, новые типы инвестиционного сотрудничества, совместные предприятия. В целом о степени вовлеченности Казахстана в обще региональные процессы экономического сотрудничества говорить еще рано. Но как азиатское государство Казахстан, естественно, заявит о себе в Азии. Впервые делегация Казахстана приняла участие в работе сессии экономической и социальной комиссии (Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Безусловно, выходу Казахстана вглубь азиатского континента и к омывающим его морям и океанам будет способствовать участие его в Организации экономического сотрудничества, к учредителям которой - Ирану, Пакистану и Турции - присоединились Афганистан, Азербайджан и центрально-азиатские государства. Республика Казахстан вступила в Азиатский банк развития - это также рубежное событие в процессе ее интеграции в мирохозяйственные связи в Азии.

В настоящее время во внешнеэкономической  деятельности республики все большее  значение придается расширению торгово-экономического сотрудничества со странами АТР. На уровень  крупномасштабного сотрудничества в самых различных сферах и  глубокого взаимопонимания за весьма короткий срок после обретения Казахстаном  независимости вышли казахстанско-американские отношения. Они стали подлинно партнерскими, что и нашло отражение в  подписанной 14 февраля 1994 г. в Вашингтоне Президентом Б.Клинтоном и Президентом  Казахстана Н. Назарбаевым “Хартии  о демократическом партнерстве”. США и Казахстан договорились интенсифицировать контакты в сфере  политики, экономики, культуры, образования, экологии, науки и техники, здравоохранении и других областях. Весьма важное значение в контексте казахстанско-американских отношений имеют вопросы обеспечения безопасности, независимости, территориальной целостности и демократического развития Казахстана. Сотрудничество в этой сфере будет осуществляться как на двусторонней основе, так и в рамках действующих международных и региональных структур безопасности: ООН, ОБСЕ. США будут оказывать необходимую финансовую и техническую поддержку усилиям Казахстана в этом направлении. Конкретными примерами такого рода взаимодействия является заключение двустороннего торгового соглашения, договор о взаимной защите инвестиций, участия Казахстана при поддержке США в программе системной трансформации МВФ, а также деятельное и дающее значительные практические плоды, поощрение администрацией Б. Клинтона масштабного притока инвестиций американского частного сектора в экономику Казахстана. Большой прогресс за последние годы достигнут в казахстанско-китайских отношениях. Китай одним из первых признал независимость Казахстана. Были установлены между ними дипломатические отношения. В Пекине и Алматы открылись посольства. Налажено транспортное сообщение по воздуху, железной дороге, автотрассам, то есть созданы необходимая база и предпосылки для развития и углубления двустороннего сотрудничества.

Важнейшим событием в истории  двухсторонних отношений стал визит  Н. А. Назарбаева в КНР осенью 1993 года, в ходе которого была подписана “Совместная  декларация об основах дружественных  взаимоотношений между Республикой  Казахстан и Китайской Народной Республикой”.

С начала сотрудничества между  странами принято более 30 документов, регулирующих их взаимоотношения в  различных сферах общественной жизни. Заметно проявило себя торгово-экономическое  сотрудничество. Объем товарооборота  между Казахстаном и Китаем за 10 месяцев 1995 года достиг уровня почти 300 млн. долл. США, что на 17 % больше по сравнению с тем же периодом предыдущего  года. Во время последних переговоров  руководители обеих стран отмечали, что уровень торговли может быть доведен до 500 млн. долл. США. 9 Поскольку  примыкающие к границе Казахстана приграничные районы Китая, в отличие от восточных приморских его районов (где находятся специальные экономические зоны), меньше от политики реформ и внешней открытости, они проявляют растущую заинтересованность в сотрудничестве с Казахстаном. Вместе с тем на казахстанский рынок начинают выходить производители и из глубины Китая, из его центральных, северных, северо-восточных, южных развитых районов. Казахстан и Китай имеют богатые природные ресурсы, взаимодополняющие экономики, удобные транспортные коммуникации в этом заключается большой потенциал для дальнейшего развития взаимовыгодных отношений. 10

Хорошую основу для развития добрососедских отношений между  Казахстаном и Японией заложил  официальный визит в апреле 1994 г. Н. Назарбаев. В 1994 г. между странами заключен договор о сотрудничестве в области уничтожения ядерного оружия, подлежащего сокращению в  Казахстане. Тогда правительство  Японии внесло 11 млн. долл. в соответствующий  японо-казахстанский комитет. Важнейшую  роль в укреплении связей, взаимообмене делегациями играют учрежденные  в Казахстане и Японии комитеты по экономическому сотрудничеству. Деловые  круги Японии заинтересовались Казахстаном  и все основные крупные торговые компании: “Мицубиси”, Мицуи”, “Иточу”  и другие открыли в Алматы свои представительства. Через японский фонд международного экономического сотрудничества Казахстану предоставлен льготный йеновый  кредит для осуществления проекта  по реконструкции железнодорожной  станции Дружба (в переводе на доллары - 72 млн.). Подписанные кредитные соглашения с банком Японии на весьма крупные  суммы. Кредиты будут направлены на поддержку экономических реформ в республике. 11

большие перспективы и  у торгово-экономического сотрудничества Казахстана с Южной Кореей. В ходе визита президента Казахстана Н. А. Назарбаева в Сеул был подписан ряд документов, закладывающих правовую базу для  наращивания широкомасштабного  партнерства двух стран.

Оба государства станут развивать  интенсивное сотрудничество в области  промышленности, инвестиций, торговли, разработки природных ресурсов, науки, технологий, сельского хозяйства  и транспорта, в приоритетном плане  содействовать тесным контактам  между представителями их деловых  кругов. Будет также развиваться широкомасштабное партнерство в области культуры, искусства, образования, средств массовой информации, спорта, туризма. Стороны договорились о сотрудничестве в региональных и мировых организациях, включая ООН, для обеспечения мира и процветания путем совместной работы в областях, представляющих взаимный интерес, таких, как поощрение торговли, охрана окружающей среды, нераспространение оружия массового уничтожения.

В межправительственном соглашении о научном и технологическом  сотрудничестве, подписанном министрами иностранных дел, стороны обязались  содействовать партнерству в  области науки и технологии на основе равноправия и взаимной выгоды. Подписано также соглашение о  культурном сотрудничестве. Стороны  договорились прилагать усилия к  скорейшему заключению соглашений об избежании двойного налогообложения  и по защите инвестиций. 12

С 1991 г. в Казахстане создан ряд совместных производств с  такими крупными южнокорейскими фирмами, аккредитованными в республике как  “Корус интернэшнл”, “Голден Велле  КоЛТД), “Хан Ян кемика Корпорешин”  и другими. Зарегистрировано более 40 совместных предприятий, наиболее крупные  из них заняты в производстве цветных  телевизоров марки “Нам” на базе казахстанского радиотехнического  завода, электробытовой техники, пошиве одежды, строительстве, фармакологии, производстве одноразовых шприцев.

Действует совместное предприятие  по производству холодильников и  морозильников на базе Карагандинского  завода бытовой техники. В г. Жезказгане ведется строительство медицинского комплекса с участием корпорации “Самсунг Корпорейшн”, который включает стационарную лечебницу на 300 коек и  поликлинику на 800 посещений в  день. Созданы совместные предприятия  по реализации, гарантийному обслуживанию и поставке запчастей к автомобилям  “Дэу”, по выпуску микроволновых  печей, кондиционеров, стиральных машин. Внешнеторговый оборот Казахстана с  Южной Кореей за 1994 год составил более 35 млн. долл. В экспорте преобладают  минеральные удобрения, хромовые соединения, чугун, корни солодки. Южная Корея  завозит в Казахстан медикаменты, ткани, одежду, двигатели. Совместно  с корейским Агентством международного сотрудничества осуществляется подготовка специалистов по освоению рыночных отношений в агропромышленном комплексе, по внедрению передовых технологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

В ходе визита Н. А. Назарбаева в Индонезию прошел обмен мнениями с президентом Сухарто по вопросам казахстанско-индонезийского сотрудничества, региональным и международным проблемам. Были заключены соглашения о сотрудничестве между национальными банками  и торгово-промышленными палатами двух стран, которые отражают обоюдное желание укреплять деловые отношения  и поощрять развитие торговли, инвестиционной деятельности, установить благоприятный  режим для партнерства между  государственными и частными структурами, достигнута договоренность о тесном сотрудничестве в рамках международных  организаций. Казахстан рассматривает  Индонезию как приоритетного  партнера в Юго-восточной Азии, через  которого возможен выход на прямое сотрудничество с АСЕАИ и АТЭС. Эта тема проходила красной нитью  в переговорах в столице Индонезии.

Республика Казахстан  установила связи с ведущими государствами  Южной Азии - Индией и Пакистаном. В феврале 1992 года в эти государства  состоялся визит Н. Назарбаева, во время которого была подписана казахстанско-индийская  декларация о принципах взаимоотношений  между Казахстаном и Индией, соглашение об установлении дипломатических и  консульских отношений, а также  пакет соглашений с Пакистаном, на основе которого будет расширяться  взаимная торговля, финансовое сотрудничество, создаваться надежная система коммуникаций. Пакистанская сторона предложила организовать торговлю в рамках клиринга. В настоящее  время внешнеэкономическое сотрудничество между Казахстаном и Индией выходит  на качественно новый уровень. Индия  выделила Казахстану кредиты в размере 20 млн. долл. США на создание СП в  таких областях экономики, как фармацевтика, пищевая индустрия, текстильная  промышленность. В ближайшее время  начнется реализация двух соглашений по чаю, упаковка которого будет осуществляться на казахстанских чаеразвесочных фабриках и по производству упаковочного материала  для пищевой промышленности. В  общем объеме индийского импорта  в Казахстане преобладают товары широкого потребления (чай, фармацевтическая продукция и т.д.). Индия закупает в Казахстане главным образом шерсть, кожу, цветные металлы. 13

Как видно Казахстан сделал первые шаги по установлению взаимоотношений  со США, КНР, Японией, Южной Кореей и  другими динамично развивающимися государствами АТР. Однако пока что  все потенциальные возможности  в отношении использования природных  запасов, в чем нуждаются страны АТР, остаются практически нереализованными. Их широкое задействование помогло  бы республике включиться в систему  складывающихся здесь структур торгово-экономических  связей.

Информация о работе Казахстан и Мировое сообщество