Казахстан и Мировое сообщество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:15, реферат

Описание

Прошло несколько лет со времени выхода РК 1 на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет как закончилась война. В ту пору государства только начинали приступать к строительству нового мира, именно в те годы произошло становление принципиально новых международных организаций, таких как ООН, затем СБСЕ и других. Однако полной реализации миротворческих усилий, несомненно, мешали конфронтация и противостояние двух систем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ: Сложность и противоречивость процесса становления нового миропорядка.

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА.
Влияние геополитического положения Казахстана на его внешнеполитический курс.
ООН и Казахстан.
Казахстан в составе СНГ.
Перспективы сотрудничества Казахстана и АТР.
Мусульманский мир и Казахстан.
Средний Восток и Казахстан.
Американское и европейское направление Казахстанской дипломатии.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Внешнеполитические задачи.
Принципы формирования доктрины внешней политики Республики Казахстан.
Основные направления внешнеполитической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 61.81 Кб (Скачать документ)

14 С точки зрения процессов  Международной жизни Казахстан  на данном этапе находится  на стадии вхождения в новую  для государства сферу деятельности. Завершается период международного  признания де-юре, продолжается  процедура установления дипломатических  отношений с другими государствами.  Становление Казахстана, как полноправного  субъекта международных отношений  не может произойти одномоментно. В отношении первых лет самостоятельного  существования можно констатировать  успешное вступление Казахстана  в ведущие международные организации,  включая ООН, получение гарантий  безопасности от ядерных держав, налаживание в целом партнерских  связей с внешним миром. В  настоящее время следует взвешенно  рассмотреть вопрос о членстве  Казахстана в Организации Исламская  конференция )ОИК). Трудно оценить  политический, экономический, финансовый, людской, территориальный ОИК.  Эта организация включает в  себя 52 афро-азиатских государства,  все существующие арабские и  почти все тюркские страны, т.е.  приблизительно одну треть членов  ООН. Цели и задачи, закрепленные  в Уставе ОИК, полностью соответствуют  принципам ООН и международного  права. Организация Исламская  Конференция заслуживает уважительное  отношение к себе со стороны  мировой общественности сбалансированностью,  сдержанностью и объективностью  своей политики. ОИК, в состав  которой входят страны с огромным  весом в мировой экономике  и валютно-финансовой системе,  имеет сеть экономических и  финансовых фондов и учреждений. Среди них главным является  Исламский банк развития (ИБР), через  который идут инвестиции в  страны - члены ОИК и этого Банка.  Зачастую эти инвестиции предлагаются  под весьма низкий процент,  а иногда предоставляются в виде безвозмездной помощи. Однозначно можно утверждать, что чем дольше будут длиться колебания с решением о вступлении Казахстана в члены ОИК, тем больше мы потеряем от упущенных возможностей по привлечению инвестиций из стран-членов ОИК и их ее экономических и финансовых учреждений. Вполне понятно, что одним из важных направлений внешней политики Казахстана сейчас и в перспективе должно являться ближневосточное. Ближний Восток представляет интерес не только для Казахстана, но и для остальных стран мира не только своими экономико-финансовыми возможностями, но и своим геополитическим положением. Арабо-израильские, межарабские, арабо-региональные отношения, вопрос о возможности существования израильского и палестинского государств, статус Иерусалима, отношение стран региона к ДНЯО, нарастающая проблема пресной воды и другие социально-политические, военные, экономические проблемы, перипетиями своих решений могут и оказывают большое влияние на мировую политику.

15 Взаимоотношения Казахстана  с арабскими государствами Ближнего  Востока пока еще на пороге  своего становления. Кроме состоявшегося  в феврале 1993 г. визита Президента  РК Н.А.Назарбаева в Арабскую  республику Египет и подписания  с ним Договора об основах  взаимоотношений никаких иных  серьезных достижений в активе  казахстанской дипломатии на  ближневосточном направлении пока  не имеется. Следует признать, что и многие достигнутые казахстанско-египетские  договоренности оказались по  тем или иным причинам нереализованными.

Очевидно, что среди причин слабых контактов с арабскими  государствами следует признать не только географическую удаленность, но и исламский фактор, арабо-израильский  конфликт. К этому можно добавить запутанность взаимоотношений в  самом арабском мире и между рядом  государств Ближнего и Среднего Востока, например, между Саудовской Аравией  и Ираном, разное отношение арабских государств к ирано-иракскому конфликту  и к ситуации в Афганистане.

Состоявшийся в апреле 1994 г. визит министра иностранных  дел РК К. Саудабаева в Саудовскую Аравию и ответный визит главы  внешнеполитического ведомства  Саудовской Аравии, а осенью - официальный  визит в Эр-Рияд президента Н. А. Назарбаева - могут стать прорывом казахстанской дипломатии на Ближний Восток. Развитие отношений Казахстана с арабскими государствами, особенно с такими богатейшими из них как Саудовская Аравия, может способствовать привлечению инвестиций и кредитов, столь необходимых для развития казахстанской экономики. Немаловажно и использование опыта арабских нефтедобывающих государств и компаний. Росту казахстанской экономики, безусловно, будет способствовать и развитие торгово-экономических связей с государствами Ближнего Востока. Многие из них заинтересованы в импорте пшеницы, мяса, риса, различных полезных ископаемых и металлов. В свою очередь, арабские государства могут поставлять в Казахстан немало относительно дешевой, но доброкачественной продукции. Однако, чтобы запустить двигатель казахстанско-арабских отношений на полную мощность, Казахстану следует определиться по целому кругу весьма чувствительных для арабского мира проблем, связанных с весьма сложной ситуацией в этом регионе, с отношением к исламу и к Организации Исламская Конференция. Казахстану придется каким-то образом сбалансировать свои отношения с западным миром и государствами Среднего Востока, чтобы иметь хорошие отношения с арабскими государствами. Это достаточно крепкий орешек, который будет не так просто расколоть казахстанской дипломатии.

КАЗАХСТАН И СРЕДНИЙ ВОСТОК

 

Казахстан динамично развивает  свои отношений с государствами  Среднего Востока - с Турцией и  Ираном, как на двусторонней основе, так и на многосторонней в рамках Организации экономического сотрудничества.

Казахстан и Турция имеют  немало общих корней: географических - они расположены на стыке Европы и Азии, и этнографических - казахский  и турецкий народы родственны по происхождению  и языку, по культурным традициям. Казахстанско-турецкие отношения развиваются достаточно динамично, происходит углубление и  расширение двустороннего сотрудничества в политической, экономической и  культурно-гуманитарной сферах. Успешно  реализуется турецкий кредит, уже  функционирует Международный казахстанско-турецкий университет им. Яссави реставрируется турецкими мастерами.

Начало казахстанско-турецким отношениям положил состоявшийся 15 марта 1991 г. визит Президента Турции Тургута Озала в Алматы. Тогда  было подписано Соглашение о сотрудничестве между КССР и Турецкой республикой, в котором было выражено стремление народов, имеющих общность культур, языка, духовного наследия и традиций, к дальнейшему расширению и углублению взаимовыгодного сотрудничества на долговременной основе в политической, торгово-экономической, научно-технической, экологической, культурной, гуманитарной, информационной и других сферах. В  период с 25 по 29 сентября 1991 г. состоялся  визит официальной государственной  делегации Казахстана в Турецкую Республику. В ходе визита был подписан ряд важнейших документов: декларация о принципах и елях взаимоотношений, меморандум о взаимных договоренностях, соглашения в области транспорта и телекоммуникаций, о торговле, экономическом и научно-техническом  сотрудничестве между Казахстаном  и Турцией.

Второй официальный визит  Президента Турецкой республики в Республику Казахстан в апреле 1993 года дал  новый импульс развитию сотрудничества между Казахстаном и Турцией.

Успешно развиваются и  казахстанско-иранские отношения. По итогам официального визита Президента РК в  Иран в октябре-ноябре 1992 г. он и президент  подписали Декларацию о взаимопонимании  и сотрудничестве между двумя  странами. Было принято и совместное Заявление.

Через год Президент Ирана  совершил ответный визит в Казахстан. Для наращивания многообразных  деловых связей между двумя странами имеется хороший потенциал, который  может быть задействован теперь с  большой продуктивностью благодаря  создающейся разветвленной транспортной системе, включающей в себя железнодорожные, автомобильные, авиационные и морские  коммуникации.

В перспективе Иран может  стать одним из крупнейших импортеров продукции сельского хозяйства  Казахстана. Усилиями двух стран расширяется  и реконструируется морской порт в Актау. Здесь предполагается создать  такую инфраструктуру, которая позволит осуществлять морские перевозки  по Каспию между Казахстаном и  Ираном большого количества нефти, зерна, животноводческой продукции, промышленных товаров, оборудования. Сейчас отношения между Казахстаном и Ираном регулируются почти 25 различными соглашениями, которые создают хорошую основу для наращивания многообразного сотрудничества.

Сотрудничество с государствами  Среднего Востока в рамках Организации  экономического сотрудничества (ОЭС) открывает  для Казахстана большие возможности  для развития и вхождения в  мировое сообщество. Для внутриконтинентальных, не имеющих выхода к морям центрально-азиатских  государств, оно имеет поистине стратегическое значение, открывая перспективу транспортировки  своих грузов к портам Индийского океана и Персидского залива. ОЭС  рассматривается в Казахстане не как альтернатива, а как дополнение СНГ. Это организация ассоциативного типа, важнейшим предназначением  которой является всемерное способствование  экономическому социальному прогрессу  всех ее участников. Главная ее миссия - соединить партнеров дорогами и  торговлей.

КАЗАХСТАН - ЕВРОПА

 

Осенью 1992 года состоялся  визит Президента РК Назарбаева в  ФРГ. В ходе визита было подписано  совместное заявление об основах  отношений между двумя государствами. Представители обеих сторон поставили  свои подписи под Договором о  развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники и Договором  о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Казахстанско-французские  отношения поступательно развиваются  на основе “Договора о дружбе, взаимопонимании  и сотрудничестве”, подписанного 23 сентября 1992 г. в Париже президентами Казахстана и Франции. Их развитию способствуют и личные контакты между руководителями двух государств. Президент Франции  Ф. Миттеран первым из лидеров Запада посетил Казахстан с официальным  визитом. На обратном пути из США Президент  Казахстана Н. А. Назарбаев совершил остановку в Париже для личной встречи с Президентом Франции  Ф, Миттераном. Большой интерес к  Казахстану проявляют французские  деловые круги. Об этом свидетельствуют  высокая активность в республике таких известных французских  фирм как “Элф-Акшпен”, “Тоталь”, “Томсон”, Буиг”, “Сюкр-ЭДаир”, “Креди коммерсиаль де Франс”, “Ски Батиньон”  и многих др.

Казахстан располагает богатыми сырьевыми ресурсами. Австрия - высокопроизводительной технологией. На этой основе между двумя  странами, успешно развивается сотрудничество. Австрийская Республика одной из первых заявила о признании независимости  Казахстана и открыла кредитную  линию “Австрия - Казахстан”. Примечательный факт - в январе 1994 г. в швейцарском  городе Цюрих состоялся международный  семинар на тему “Казахстан - шаг  к развивающемуся рынку Азии”. Практическим результатом обмена мнениями, стало  решение Швейцарской конференции  открыть кредитную линию для  Казахстана.

В целях формирования взаимовыгодных связей европейскими государствами  президент Казахстана Н. А. Назарбаев  совершил визиты в Бельгию и Австрию  в феврале 1993 г. На встрече в комиссии Европейский Сообществ было подписано  соглашение об обмене представительствами  между ЕС и Казахстаном. Посол  Республики Казахстан в Королевстве  Бельгия назначен по совместительству полномочным представителем Казахстана и ЕС.

Республика Казахстан  развивает отношения и с государствами  Восточной Европы. Премьер министр  Казахстана нанес визиты в Венгрию  и Болгарию и подписал с их руководителями взаимовыгодные соглашения в области  промышленности и сельского хозяйства. В июле 1995 года состоялся визит  президента Болгарии Желю Жалева в  Алматы. Это была первая официальная  делегация из стран Восточной  Европы, посетившая Казахстан с визитом  после развала СЭВ. По итогам переговоров  был подписан Договор о дружественных  отношениях и сотрудничестве между  Казахстаном и Болгарией, соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, создании совместных казахстанско-болгарских предприятий, кредитно-инвестиционного  банка и холдинга, конвенций о  сотрудничестве в области сельского  хозяйства и другие документы.

КАЗАХСТАН - АВСТРАЛИЯ

 

Летом 1993 г. в Австралию  нанес визит премьер-министр РК, а 12-15 апреля 1994 г. в Алматы находился  с официальным визитом генерал-губернатор Австралии Уильям Джорфи Хэйден.

Между двумя государствами, несмотря на дальнее расстояние успешно  развиваются торгово-экономические, научно-технические и культурные связи.

В структуре экономики  обоих государств много общего. К  примеру, горнорудная область и  там, и здесь занимает свыше 40 % промышленного  потенциала. А в сельском хозяйстве  преобладают производство зерна  и овцеводство. Казахстанско-австралийское  экономическое сотрудничество имеет  хорошие перспективы, особенно в  деле конверсии оборонной промышленности, золото добычи, совместной разработки месторождений минерального сырья, нефти и газа. Объем товарооборота  постоянно растет и достиг 27 млн. долларов США. Правительство и деловые  круги Австралии выразили готовность поделиться с Казахстаном своим  опытом в организации овцеводства, возделывании зерновых культур, транспортировки  и хранении урожая, получившим мировое  признание.

Австрали передала Казахстану партию овец, представляющих генетические ценный материал для селекционеров, что позволит в дальнрейшем улучшить качество производимого мяса и шерсти. Казахстан и Австралия будут  совместно разрабатывать золотоносные месторождения в Акбалайском  регионе, причем австралийская сторона  инвестирует проекты и внедряет современную технологию. Наземная станция  телекоммуникационной связи, сориентированная с помощью Австралии, существенно  способствует включению Казахстана в мировую телекоммуникационную сеть.

Информация о работе Казахстан и Мировое сообщество