Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:58, реферат
Одним из важнейших составляющих любой цивилизации, нации, народа и племени является наличие летоисчисления и календаря. Нередко именно календарь и определяет отношение человека к окружающей природе, к непрерывному циклу времен года. Славяне также имели свои календари, обозначая по-разному дни недели, месяцы и года.
План
1. Славянские календари.
2. Славянские имена.
3. Истоки русской письменности. Зарождение общеславянской письменности в IX веке и ее распространение на территории древней Руси
4. "Слово о законе и благодати"
5. "Повесть временных лет"
6. Берестяные грамоты
7. Женщины-просветительницы. Деятельность Ефросиньи Полоцкой и Марии Васильковны
8. Архитектура
9. Живопись
5. "Повесть временных лет"
В изучении истории того или иного государства важную роль играют письменные источники. Летописью принято называть документ, где события и участие в них исторических персонажей описываются в хронологическом порядке и объединены по годовым, или "погодичным", статьями. Для историка подобные записи являются вспомогательным материалом, подтверждающим данные археологии. Для филолога летопись - это источник, дающий представление о языковом наследии прошлого. Именно поэтому подходы к изучению подобных документов различны. К тому же русские летописи имеют долгую историю создания, редакций, правки и конъюнктурных изменений.
"Повесть временных лет" начали изучать в середине XVIII века. На фоне господства немцев в университете и в политике у некоторых русских аристократов появился интерес к древнерусской словесности, истории и культуре. Первым исследование летописных сводов начал В.Н. Татищев. Он обнаружил "Повесть…" ориентировочно в 1758 году в архивах и этой работой собирался пополнить свой фундаментальный труд "История Российская". Татищев исследовал летолись, используя так называемый метод сравнения. Он сверял текст "Повести…" известными в то время и схожими по тематике документами прошлых веков. Одновременно с ним изучение "Повести…" начал немецкий профессор А. Шлецер. Он пошел по иному пути, сравнивая языковые данные, речевые обороты и стиль написания текста. Если Татищев изучал летопись с точки зрения исторической достоверности, то Шлецер сосредоточился на лингвистическом аспекте.Тем не менее, оба историка и пришли к выводу, что текст летописи не является подлинным, то есть дошел до нас не в своем первоначальном виде. Сначала предположили, что "Повесть…" является поздней копией некоего документа и при неоднократном копировании в его текст вкрались ошибки. Такое мнение господствовало довольно долго, пока П.М. Строевым не была выдвинута теория о том, что "Повесть…" представляет собой сплав из более ранних летописей, своеобразный "сборник", что, в свою очередь явилось новым взглядом на проблематику изучения древних текстов. Иной подход, который в настоящее время считается наиболее достоверным, предложил А.А. Шахматов. Он связал историю летописания с историей страны в целом. Так появилась возможность изучения определенного периода истории путем сопоставления данных различных научных дисциплин. Шахматов также предположил, что автором "Повести…" был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, создатель таких произведений, как "Чтение о Борисе и Глебе" и "Житие Феодосия Печерского". Текст, как доказали, был создан в 1112 году, однако вопрос об авторстве Нестора для ученых до сих пор остается открытым. Есть мнение, что текст Нестора был без изменений (или с незначительными правками) переписан игуменом Сильвестром в 1117 году. Так как зарождение летописания можно связать со становлением центральной власти в Киеве, то вполне вероятно, что князем или митрополитом был отдан приказ на составление подобных документов. Поэтому теория о том, что "Повесть…" является результатом работы нескольких авторов, представляется вполне оправданной.
Текст "Повести …" представляет собой попытку осмысления места славян в мире. Племя полян указано в нем создателями государственности на Руси. Летописец сопоставляет даты славянской истории с событиями в мире: призвание варяжских князей и походы в Константинополь. Датировка начинается с 852 года, когда сведения о славянах появились в византийских источниках. В "Повести…" можно прочитать о княжении Олега, об отношении к нему народа и воинского сословия. Восторженно отзывается летописец о княгине Ольге и князе Игоре. Они предстают перед нами в некоем романтическом ореоле, преисполненные благородства и сострадания. Особое внимание уделяется процессу крещения Руси. В летописи мы находим "Речь философа", в которой некий византийский миссионер обращается к князю Владимиру и проповедует христианство. В речи содержатся краткие основы христианской догматики и вероучения. Летописец крайне огорчен междоусобицами князей после смерти Владимира. Летопись рассказывает о предательстве Святополка, об убийстве Бориса и Глеба, а также об ослеплении Василька Теребовльского.
В летописи присутствуют не только житийные повествования, но и бытовые рассказы. Они не лишены морали: например, нельзя судить о человеке по его внешности (рассказ о борьбе русского и печенежского воинов, где простой кожевник обманывает вражеского богатыря неказистостью своей внешности, за которой скрывается недюжинная сила).Нередко летописец восхваляет в своем повествовании какую-либо черту характера героя: мудрость старца (в рассказе о белогородском киселе), храбрость Олега. "Повести…" чуждо единство стиля, это открытый жанр. Однако направленность на определенный круг читателей (которыми зачастую были такие же монахи, как и сам летописец, поскольку процент грамотного населения на Руси в то время был крайне низок), высокая стоимость материалов для письма и значимость результата работы накладывали на жанр и стиль летописей определенный отпечаток. Предпочтение отдавалось принципу реалистичной подачи материала, но в тексте летописей можно встретить также описания божественных чудес, знамений и предсказаний. Стоит отметить важность для летописцев принципа аналогии между событиями прошлого и настоящего: настоящее мыслится как "эхо" деяний прошлого, прежде всего поступков, описанных в Библии. Убийство Святополком своих братьев летописец представляет, как повторение первоубийства, совершенного Каином. Креститель Руси Владимир сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи. Все происходящие события, описываемые в летописи, объясняются волей Божьей и рассматриваются в свете грядущего конца света и Страшного Суда.
"Повесть
временных лет" - знаменитый памятник
древнерусской литературы, дает
нам четкое представление об
отношениях Руси и Европы, повествует
о внутренних врагах
6. Берестяные грамоты.
Первое упомянание о письме на бересте в Древней Руси относится к 15 веку: в послании Иосифа Волотского говорится, что основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский писал на ней по причине бедности: пергамент берегли для летописей.Однако вплодь до начала 1950-х российским археологам не удалось обнаружить древне-русские берестяные грамоты в раскапываемых ранних культурных слоях 10-15 веков. Первой случайной и единственной находкой была золотоордынская берестяная грамота 14 века, обнаруженная под Саратовом в 1930 году.
После этого советский археолог А.В.Арциховский предположил, что берестяные письма следует искать на северо-западе России, где почвы, в отличии от Поволжья, очень влажны, но к слоям глубокого залегания нет доступа воздуха, аа потому в них хорошо сохраняются именно предметы из древесины. 26 июля 1951 года в Новгороде ученые археологической экспедиции под руководством Арциховского обнаружили первую берестяную грамоту в квартале на Дмитровской улице ( в средние века эту улицу называли Холопьей). В щелях деревянного настила 14 века застрял грязный свиток бересты, на внешней стороне которого виднелись буквы. Этот первый берестяной документ состоял из тринадцати строк, в которых перечислялись села и их повинности в пользу некоего Ромы. Ранее ученые полгали, что система феодального обложения в Новгороде существовала с конца 15 века, когда город когда город уже утратил свою самостоятельность и попал под власть Москвы. Но в берестяном документе, датируемом второй половиной 14 века, уже говорилось о повинностях. В дальнейшем археологи обнаруживали в среднем по 18 грамот в год, на сегодняшний день найдено больше1000 берест. По ориентировочным подсчетам ученых, Новгородская земля хранит еще 20-30 тысяч документов. Берестяные грамоты найдены на раскопках в 11 городах: Новгороде, Старой Руссе, Торжке, Смоленске, Пскове, Твери, Звенигороде Галицком, Москве ,Витебске, Старой Рязани, Мстиславле. Новгородские находки самые многочисленные-962 грамоты (по данным 2006 года). Второе место занимает Старая Русса- городок, который принадлежал Новгородскому государству, расположенный в 90 км от Новгорода,- там обнаружили 40 грамот.
Береста издавна была удобным и дешевым материалом для письма. Секрет обработки бересты и превращения ее в материал, удобный для письма, несложен: берту кипятили в воде, расслаивали, снимали грубые слои и наросты, затем ровно обрезали со всех сторон. Еще до обнаружения первой грамоты археологами было найдено множество инструментов. Это были металлические или костяные палочки с одним острым концом и лопаточкой на другом конце. В античной традиции полобные инструменты называли «стилосами» , а в Древней Руси- «писалами» Ученые долго не могли решить, зачем обратная сторона писал сделана виде лопатки. Ответить на этот вопрос помогли церы- доски с углублением, залитые воском, служащие также для изучения грамоты. Воск разравнивали лопаткой и писали по нему. Самая древняя русская книга-Псалтырь 11 века. При реставрации оказалось, что таблички использовались неоднократно и, нанося буквы, писала процарапывало дерево основы.
Главным источником знаний о прошлом остается летопись. Однако внимание летописца в первую очередь было привлечено к неординарному: смерть князя, выборы епископа, начало войны, эпидемия, эпизоотия, явление кометы. Его нее привлекало описание повседневной жизни простых людей, то, что по его мнению было хорошо известно. Весьма избирателен и круг людей, интересных летописцу. Это прежде всего, князья и церковные иерархи, посадники и тысячник, полководцы, дипломаты. Берестяные грамоты же, напротив предоставляют богатейшие сведения о рационе древних славян, их одежде, ремеслах, а также о сфере человеческих взаимоотношений. Их тексты включают хозяйственные распоряжения и политические донесения, судебные казусы и бытовые просьбы, крестьянские жалобы и заказы ремесленникам, школьные упражнения детей и просьбы художнику об изготовление икон, любовные записки и сообщения о смерти близкого человека, ростовщические записки и списки недоимщиков, молитвы и заговоры против болезни и многое другое. Наибольшее количество грамот посвящено торгово-денежным отношениям. Штрафы, долги, приобретение имущества и его продажа, залоги. По мнению ученых в это время проходило накопление денежных ресурсов новгородскими феодалами. Когда получатель прочитывал письмо, он обычно бросал его в огонь, благо береста отлично горит. Но чаще берестяную грамоту, после прочтения, рвали пополам вдоль текста, резали ножом или просто выбрасывали. Благодаря тому, что Новгород находился в очень сыром месте с высокими грунтовыми водами, все, что попадало на землю, быстро втаптывалось в сырую грязь и консервировалось на веки. Тем более, что береста практически не гнеет и и обладает антисептическими свойствами.
Вплоть
до 1951 года в науке существовало
устойчивое мнение о почти поголовной
неграмотности населения
Летописи
содержали свидетельства о
Некоторые историки утверждают, что после присоединения Новгорода к Москве писть грамоты вовсе нее перестали. Просто с московскими властями пришел прогресс, и горожане вместо бересты стали писать на бумаге, которая в земле уже не сохраняется. Были высказывания, что берестяные грамоты продолжали писать и после падения Новгородской республики. Однако при Екатерине11 в городе провели дренажные работы, верхние слои культурного слоя подсохли, и грамоты позднее конца 15 века истлели в пыль равномерно по всей территории культурного слоя. Возможно, правы те, кто считает, что берестяные грамоты исчезли вместе с их авторами. Выселение Иваном111 из Новгорода около 2000 человек, разгром Новгорода опричниками Ивана Грозного, шведская оккупация, продовольственный кризис и жестокий голод способствовали тому, что по сведениям переписи населения 1614 года, население Бежецкой и Деревской пятин, к примеру, составляло 4% и 1,5% от численности 1500 года.