Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:58, реферат
Одним из важнейших составляющих любой цивилизации, нации, народа и племени является наличие летоисчисления и календаря. Нередко именно календарь и определяет отношение человека к окружающей природе, к непрерывному циклу времен года. Славяне также имели свои календари, обозначая по-разному дни недели, месяцы и года.
План
1. Славянские календари.
2. Славянские имена.
3. Истоки русской письменности. Зарождение общеславянской письменности в IX веке и ее распространение на территории древней Руси
4. "Слово о законе и благодати"
5. "Повесть временных лет"
6. Берестяные грамоты
7. Женщины-просветительницы. Деятельность Ефросиньи Полоцкой и Марии Васильковны
8. Архитектура
9. Живопись
С закатом Киевской державы отошло в прошлое искусство "мерцающей живописи" - мозаика - слишком дорогостоящей была бы она для удельных князей. Будущее принадлежало искусству фрески и иконописи, техника которых отличается большой гибкостью, палитра не зависит от набора мозаичных кубиков. В условиях феодального дробления в живописи, как и в зодчестве, заметнее стали проявляться региональные особенности, началось формирование местных художественных школ. В развитии живописи можно видеть две тенденции. С одной стороны, возрастало влияние церкви, которая в борьбе с языческими пережитками ужесточала контроль за соблюдением канонических требований. В результате образы святых становились более суровыми и аскетичными, усиливались линейность и плоскосность изображенияю. С другой стороны, в искусство местных школ, далеких от митрополичьей кафедры, активнее проникали элементы народной культуры.
Во времена Андрея Боголюбского владимиро-суздальская живопись делала первые самостоятельные шаги. Небольшие фрагменты фресок 1161 г. сохранились в Успенском соборе Владимира. Самая ранняя из известных владимирских икон — "Боголюбская Богоматерь" (сер. XII в.) стилистически близка знаменитой византийской иконе "Владимирской Богоматери" (ГТГ), попавшей в Киев из Константинополя в начале XII в. и вывезенной в 1155 г. Андреем Боголюбским во Владимир (отсюда ее название). Икона стала одной из самых прославленных на Руси и почиталась чудотворной, позже
с нее были выполнены два списка (копии). Тип же изображения, называемый "Умиление" (Богоматерь держит младенца Христа на руках и прижимается к нему щекой), стал традиционным и излюбленным на Руси.
Живопись времен Всеволода Большое Гнездо представлена фресками Дмитриевского собора, созданными выдающимися византийскими и русскими мастерами, и немногочисленными, но первоклассными иконами. "Богоматерь Оранта — Великая Панагия" (Молительница Всесвятая) - одна из лучших русских икон, новые свойства которой состоят в укрупнении не только образа в целом, но и деталей, подчеркнутой декоративности. Не менее замечателен образ "Дмитрий Солунский" из Успенского собора г. Дмитрова (кон. XII в., ГТГ), воплощавший русский воинский идеал и символизировавший общерусское единство, - Дмитрий изображен на княжеском "столе" с мечом на коленях, как судия и защитник подданных. Перерабатывая творческий опыт Киева и других городов, владимирские художники создали собственный изобразительный язык, удивляющий изяществом формы, богатством колорита, нарядностью. Это свидетельствует о становлении владимиро-суздальской живописной школы.
Становление новгородской школы во второй половине XII-XIII вв. происходило в специфических условиях демократизации жизни вечевой республики, отстаивания древних полуязыческих обычаев и борьбы с западной экспансией. Ведущее место в искусстве Новго-Едда принадлежало монументальной живописи, где особенно отчетливо проявился процесс трансформации византийско-киевской традиции. Росписи Георгиевской церкви в Старой Ладоге (1167) - один из последних новгородских памятников грекофильского направления. Но и здесь уже видны новые художественные элементы - усиление линейной стилизации форм, графичность, которая однако не привела к обеднению колорита. Фрески церкви Спаса-Нередицы (1199) представляли собой редчайший памятник новгородской монументальной живописи. Хотя церковь Спаса была княжеским храмом, здесь уже нет традиционной утонченности письма и усложненной символики композиции. Язык стенописи почти фольклорный, образы святых наполнены еще большей энергией и суровостью, вместо привычных византийских ликов со стен храма смотрели энергичные новгородцы.
Новгородская школа станковой живописи представлена своеобразными произведениями, написанными в различной художественной манере. В иконах XII—нач. XIII вв. сохранились византийско-киевские традиции. Такова, например, икона "Спас Нерукотворный" (XII в., ГТГ), изображающая торжественно-возвышенный,
суровый лик Христа с огромными глазами. На русских воинских хоругвях изображали именно этот образ Хоиста-триумфатора. К нему стилистически близки две амечательные новгородские иконы: монументальное "Устюжское Благовещенье" из Юрьева монастыря (нач. XII в , ГТГ) и оглавное изображение Архангела, обычно называемое "Ангел златые власы" (II-XIII вв., ГРМ). Соприкосновение двух художественных направлений -традиционного и более свободного, с преобладанием местных черт, - демонстрирует икона "Успение" (1-я треть XIII в., ГТГ), происходящая из новгородского Десятинного монастыря, и образ Николая Чудотворца из Новодевичьего монастыря в Москве (нач. XIII в., ГТГ). Хотя в целом эти произведения принадлежат к византийскому направлению, в них уже определились местные черты: обобщенность линий и укрупненность форм, острота характеристик образов (суровость и внушительность), звучность колорита (сочетание контрастных цветов - белого, красного, синего, зеленого и др.), которая столь характерна для позднейших новгородских памятников.
Несмотря
на раздробленность, культура всех русских
земель демонстрирует преемственность
традиций Киевской Руси, бывшей их общим
источником. При этом в условиях, когда
ослабли связи между русскими землями
и в известной мере с Византией, сложились
более благоприятные возможности для
становления и развития самобытных форм
культуры Новгородской, Владимиро-Суздальской
и других земель. Каждый из этих регионов
впоследствии внесет лучшее из своего
культурного фонда, характерное только
для этой земли, в формирование родственных
культур белорусского, русского и украинского
народов. К сожалению, на самом высоком
уровне развитие древнерусской культуры
было прервано монголо-татарским нашествием.
Литература
1. История России// МГУ.- М., 1998
2. Рыбаков Б.А. Киевская Русь. IX-XI века // МГУ. - М., 1998
3. Членов А.М. К вопросу об имени Святослава. - М., 1970
4. Лихачев
Д.С. Возникновение русской
4. Соловьев С.М. История России// Книга первая. - М., 1959
5. Карамзин
Н.М. История Государства
6.Янин
В.Л.,Зализняк А.А.