Культура Руси IX-XIII век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:58, реферат

Описание

Одним из важнейших составляющих любой цивилизации, нации, народа и племени является наличие летоисчисления и календаря. Нередко именно календарь и определяет отношение человека к окружающей природе, к непрерывному циклу времен года. Славяне также имели свои календари, обозначая по-разному дни недели, месяцы и года.

Содержание

План
1. Славянские календари.
2. Славянские имена.
3. Истоки русской письменности. Зарождение общеславянской письменности в IX веке и ее распространение на территории древней Руси
4. "Слово о законе и благодати"
5. "Повесть временных лет"
6. Берестяные грамоты
7. Женщины-просветительницы. Деятельность Ефросиньи Полоцкой и Марии Васильковны
8. Архитектура
9. Живопись

Работа состоит из  1 файл

Культура Руси IX.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

  

7. Женщины-просветительницы. Деятельность Ефросиньи Полоцкой  и Марии Васильковны

Крещение  Руси принесло славянам не только новую религию, но и открыло доступ к богатейшему культурно просветительскому наследию Византии. Появился алфавит, стали переписываться и распространяться по всей стране богослужебные и светские книги. Активная миссионерская работа византийских монахов, их самоотверженность давали многим русским людям пример для подражания.

      В эпоху Киевской Руси важнейшим торговым и культурным центром западных границ государства был Полоцк. Близость к границе в значительной степени  способствовала появлению самых  разнообразных книг, пополнявших библиотеки русских монастырей и княжеских дворцов. Доступность "слова книжного" повлияла на достаточно либеральное отношение к образованию, в становлении которого огромную роль сыграла деятельность полоцкой княжны Предславы.

      Предслава родилась в семье полоцкого князя Романа приблизительно в 1102-1104 годах. О ее детстве нет никаких сведений, кроме того, что в возрасте примерно 6 лет она встретила греческого проповедника, который своей горячей проповедью "возжег ее сердце". Предслава стала избегать общения со своими сверстниками, "отдаваясь книжному делу и сердечной молитве". Когда княжне исполнилось 11 лет, отец стал готовить ее к замужеству - в тот период такой ранний брак был в порядке вещей. Однако Предслава отказала своему жениху, византийскому аристократу, мотивируя это тем, что она "невеста Христова", то есть будущая монахиня. Возможно, свой выбор Предслава сделала под влиянием матери, решившей посвятить остаток жизни служению Богу. Исследователи полагают, однако, что основной причиной ухода в монастырь была личность ее будущего мужа, которого летопись характеризует как человека чрезвычайно жестокого. Отец был обеспокоен отказом дочери, но та стояла на своем и примерно в 1116 году молодая послушница Ефросинья прибыла в полоцкий Спасский монастырь для пострига.

      В монастыре Ефросинья занялась переписыванием книг. Полоцкая обитель располагала  огромной по тем временам библиотекой, в которой были собраны не только византийские, но и древнеболгарские, европейские и арабские книги. Монахиня переписывала болгарские и византийские богослужебные тексты, своды законов, часть из которых до сих пор хранится в музеях. Она приложила максимум усилий для исправления не только своих помарок, но и ошибок других копиистов. Именно Ефросинья положила начало практике корректуры, методы которой использовались до XVI века.

      Игуменья  Ефросинья стала первой в нашей  стране женщиной-педагогом. В середине 30-х годов XII века в Спасском монастыре была открыта первая общеобразовательная школа. В ней учились не только дети аристократов, но и простолюдинов, причем общение с учащимися было одинаковым, игуменья не делала различия по социальному или имущественному положению. Ефросинья обеспечивала учащихся книгами из библиотеки. Благодаря знатному происхождению Ефросинья активно поддерживала контакты с византийским духовенством. Греки нередко приезжали в обитель, участвовали в богослужениях, привозили иконы и книги, что способствовало расцвету образования и культуры не только в Полоцке, но и во всей Киевской Руси, ведь игуменья нередко отправляла книги в другие города в подарок удельным князьям.

      В 1161 году полоцким ювелиром Лазарем  Богшей по заказу Ефросиньи был изготовлен крест-ковчег для хранения христианских реликвий. Он вошел в культуру под  названием Крест преподобной Ефросинии Полоцкой. Примерно в 1164 году Ефросинья отправилась в Константинополь для посещения важнейших христианских святынь. Она привезла с собой золотой крест, сделанный лучшими полоцкими и киевскими ювелирами, который был освящен и впоследствии перевезен в основанную ей обитель. После паломничества в Византию, она направилась в Иерусалим. Но тяжелая дорога пошатнула ее здоровье. Ефросинья уже не могла вернуться на Русь и умерла в одном из Иерусалимских монастырей 23 мая 1173 года.

      Значительный  вклад в древнерусскую литературу внесла полоцкая княгиня Мария Васильковна, племянница игуменьи Ефросинии. Сведения о ней можно найти в Ипатьевской летописи, где упоминается ее брак с князем Святославом. Мария родилась примерно в 1127-28 годах в Витебском княжестве. Ее отец, Василько Святославич был приглашен на полоцкое княжение по решению вечевого собрания. В Полоцке Мария поступила в школу при Спасском монастыре и уже  к своему 16-летию была весьма образованным человеком: отлично знала грамоту, умела переписывать книги, владела греческим языком. Ее примерами для подражания стали византийская принцесса и писательница Анна Комнина и полоцкая княгиня Софья.

      Будучи  замужем, княгиня познала все  тонкости княжеских междоусобиц  на Руси: Святослав нередко был  вынужден перебираться из удела в удел, его часто изгоняли из городов. К середине 60-х годов XII века положение князя упрочилось, и в 1176 году он занял киевский престол. Именно там Мария Васильковна приняла активное участие в литературной деятельности, а именно в летописании.

      В киевской летописи периода княжения Святослава существует несколько записей  датированных 1179-1181 -1182 и1189 годами, причем характерной их особенностью является обилие бытовых подробностей жизни  княжеской семьи. Интересно то, что в этих записях князь упоминается лишь по имени, без титула и отчества. По мнению исследователей, так мог написать только личный летописец, либо (что более вероятно) близкий князю человек. Учитывая высочайший по тем временам уровень образования его супруги, эти записи вполне могла сделать и она сама. В полбзу автора Марии Васильковны свидетельствует и то, что в летописи содеожаться достаточно подробные описания последних дней жизни Святослава, присутствуют записи диалогов между княгиней и тяжело больным князем. Одновременно можно увидеть достаточно цельную картину личности киевского владыки, описанную с исключительно положительной стороны. Кроме того, графологическая экспертиза показала, что почерк летописца содержит в себе "женские" черты.

Наиболее  острые споры возникли вокруг предположения о том, что именно Мария Васильковна могла быть автором "Слова о Полку Игореве", написанного в период княжения Святослава. Во-первых, в "Слове" необычайно подробно описана княжеская одежда, украшения и добытые трофеи, при этом сражения обрисованы достаточно скупо и поверхностно. Летописцы-мужчины, наоборот, уделяли внимание именно построению полков, местонахождению князя на поле битвы, поединкам. Во-вторых, в произведении есть большой раздел, в котором описаны события, происходившие в Полоцкой земле, что указывает на полоцкое происхождение автора. Более того, всех полоцких князей летописец называет словом "брат", при этом Изяслав, Всеволод и Брячислав в реальности были братьями Марии (в других летописях они не упоминаются вообще). В "Слове" довольно редко упоминаются такие известные и деятельные князья, как Владимир Мономах и Мстислав Великий. Автор явно отдает предпочтение роду Ольговичей, к которым принадлежала и Мария Васильковна, а не Мономашичей, проводивших унизительную политику в отношении полоцких князей.

Но даже если Мария Васильковна и не была единственным автором "Слова" , то совершенно очевидно ее непосредственное участие в создании этой великой  древнерусской поэмы. Кроме того, Мария Васильковна при составлении  Святославовой летописи могла давать княжескому летописцу указания о необходимости написать на заданную ею тему. Могла проверять написанное летописцем сообщение и вносить свои изменения. Во время княжения Святослава в Киеве, Мария активно вмешивалась в политику, пытаясь примирить воевавших за Полоцк князей. Одновременно она занималась воспитанием и образованием своих восьмерых детей. Мария Васильковна пережила своего мужа, киевского князя Святослава, и умерла примерно в 1197-1200 годах. 

8. Архитектура

Для искусства домонгольской Руси характерна такая черта, как монументализм форм. Особое место в древнерусском искусстве занимала архитектура. К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурные сооружения того времени, а многие сохранились в искаженном виде. Но и они достаточно ярко свидетельствуют о том, что первые каменные строения на Руси не были результатом механического копирования византийских образцов.

     С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный  тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части - нефы (три, пять или более, в зависимости от размеров храма), четыре центральных столба соединялись вверху подпружными

арками, поддерживавшими  через паруса   световой барабан,  завершавшийся  полусферическим куполом. К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы - крестово-купольная. Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий - апсид. Поперечное пространство в западной части храма называлось  нартексом.  Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками. Полукруглое завершение верхней части прясла, отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу полуцилиндрического свода, называлось закомарой.

Хотя каменное строительство на Руси в X-XI вв. велось главным образом византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от византийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи (возводили храмы с очень большими хорами и крещальнями, а также использовали непривычные строительные материалы). Приходилось им считаться и со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях древнего деревянного зодчества. Таким образом, возникнув на базе византийской архитектуры, каменное русское зодчество даже на самой ранней стадии имело своеобразный характер и уже во второй половине XI в. выработало собственные традиции. Именно на них ориентировались строители следующего поколения.

 9.Живопись

Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой, для него, как и для всякого средневекового искусства, характерно следование канону (использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиционных схем, освященных вековой традицией и апробированных церковью). Порождением средневекового мировоззрения и культового назначения искусства является его имперсональ-ность (роль творца церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем).

       В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным "евангелием для неграмотных". Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового храма. Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма.

       В XI в. несомненно, было создано много произведений станковой живописи - икон. Киево-Печерский патерик сохранил даже имя знаменитого русского иконописца XI - нач. XII в. печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров и "иконы писать хитр бе зело", но большинство произведений этого периода до нас не дошло.

       Условность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность. Для этого фигуры писались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива} и временных отношений (вневременное изображение).

       Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками: толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета ("Пророк Даниил млад кудреват, аки Георгий, в шапке, одежды испод лазорь, верх киноварь" и т. п.), или лицевыми, т.е. иллюстративными (прориси — графическое изображение сюжета).

       Особым  явлением древнерусской живописи стало  явление книжной миниатюры. Древнейшая русская рукопись "Остромирово  евангелие" (1056-57 гг., ГПБ) украшена изображениями  евангелистов, яркие плоскостно наложенные фигуры которых сходны с фигурами апостолов Софии Киевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах "Из борника Святослава" (1073)18 имеются портретные изоб- ражения великокняжеской семьи. Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Раннекиевская круглая скульптура не получила развития, в связи с тем, что церковь боролась против языческого идолопоклонства но сыграла свою роль в становлении национальны! традиций каменной резьбы.

       Впитав  и творчески переработав разнообразные  художественные влияния, Киевская Русь создала систему общерусских  ценностей, предопределившую развитие искусства отдельных земель в период феодальной раздробленности. Закончился период "монументального историзма". Начиналась новая эпоха.

Информация о работе Культура Руси IX-XIII век