Народы Сибири в XV- XVI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:58, реферат

Описание

Накануне появления русских завоевателей на территории Сибири население было редким, разбросанным по берегам многочисленных рек, речек, озер. Пестрым по этническому составу и языку.

Содержание

Введение…………………………………………………….....1
1. Хозяйственные занятия, быт коренных народов Сибири накануне появления русских…………………………………………………………………5
2.Самоорганизация общества Сибири в XV- XVI века…………………………………………………………………….21
3. Мировоззрение народов Сибири, религиозные верования, фольклор………………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………...35
Использованная литература…………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

история реферат зима 2007.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)
 

ОГЛАВЛЕНИЕ: 

Введение…………………………………………………….....1 

1. Хозяйственные занятия, быт коренных народов Сибири накануне появления русских…………………………………………………………………5  

2.Самоорганизация общества Сибири в XV- XVI века…………………………………………………………………….21 

3. Мировоззрение народов Сибири, религиозные верования, фольклор………………………………………………………………31 

 Заключение…………………………………………………………...35  

 Использованная литература…………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Накануне  появления русских завоевателей на территории Сибири население было редким, разбросанным по берегам многочисленных рек, речек, озер. Пестрым по этническому составу и языку.

Северные  склоны Уральских гор и полуостров Ямал занимала большая группа самодийских  родов. Русским современникам она  была известна под названием «каменской самояди». На востоке от нее, в бассейне реки Таза сосредоточивались кочевья «мангазейской самояди». По соседству с ними обитал самодийский род – бай. Район расселения угорских групп (склоны Уральских гор и лесные районы Приобья) и его жителей Русские люди называли - «югрой» до XVI века.

Впервые в 1136 году в летописях появляется название - «вогулы». Так обозначалось население, жившее в бассейнах Туры, Тавды и Конды, в Зауралье, и в бассейне Камы к западу от Урала. «Вогул» обычно связывают со словом «вэгул», что на языке коми значит «дикий». «Остяками» в источниках XVI века называли хантов, некоторые группы манси, и так же назывались селькупы и кеты. Манси жили по обоим склонам Среднего Урала. На западных склонах Урала они занимали территорию по верховьям Печоры и притокам Камы – Вишеры, Косьвы и Чусовой с притоками Сылвой и притоком последней Иренью; на восточных склонах Урала их поселения располагались по притокам Тобола – Тавде и Туре. Они жили также по рекам Сосьве, Ляле, Лозьве, Пельшу, Тагилу, Мугаю, Салде, Нейве, Нице. Частично в районе Аятского озера (близ Нейвы). Манси жили смешанно с татарами, и сами отатарились.

Селькупы  занимали достаточно большой район  Приобья, от устья Тыма на севере до устья Чулыма на юге, распространяясь  по всем притокам Оби, они соседствовали с угроязычными племенами (составившими основу для формирования хантов и манси) на востоке и юго-востоке.

 Восточными  соседями селькупов были кетоязычные  племена

В южной  лесной, лесостепной и степной  полосе Западной Сибири жили разрозненные племена, по языку в подавляющем большинстве своем тюрки. Они сложились из угроязычных, кетоязычных и самодийских групп, подвергшихся смешению между собою и тюркизации.

Это смешение отразилось в их физическом типе, языке, материальной и духовной культуре. Так, например, отличие культуры северных алтайцев от южных объясняется влиянием пешей охоты, таежного рыболовства, мотыжного земледелия и собирательства диких съедобных растений.

Жители  бассейна Томи (шорцы, или абинцы, и  томские «татары» - эустинцы) представляли собою тюркизированное аборигенное население. В XIV веке татарами был сделан первый шаг к образованию государства. Это раннее татарское политическое объединение занимало среднее течение реки Тобола и междуречье его притоков Туры и Тавды. Центр его назывался Чимга-тура, объединение Тюменью.

     Среди покоренных «лесных народов» древнемонгольская хроника «Сокровенное сказание» упоминает тубасов, издавна населявших Восточные Саяны, включая современную Северо-Восточную Туву. Китайская летопись «Тан шу» называет их «дубо». Мусульманским средневековым источникам население Восточных Саян было известно под названием лесных «урянкатов».

    В русских  исторических документах в начале XVII века упоминаются енисейские кыргызы. Основные  кочевья этого народа находились в бассейне верхнего течения Чулыма и образующих его рек – Черного и Белого Июсов. Эта территория захватывала долину Урюпа (левого притока Чулыма), районы, прилегающие к Божьему и Белому озерам, и на севере доходила до современного города Ачинска. На запад от Енивея границей кыргызской земли считалась река Кия (левый приток Чулыма).

    На  севере Монголии постепенно начала выделяться группа коренных жителей, предков позднейших бурят. На окраинах Сибири власть монгольских ханов была с самого начала непрочной и условной.

    На  северо-востоке Сибири к приходу  русских видное место по уровню развития культуры и численности среди  других племен занимали скотоводы  якуты (саха).

    К этому  моменту основная группа якутов заселяла треугольник, образованный средним течением Лены, Алданом и Амгою. Небольшие их группы жили на реках Яне, Олекме, в устье Вилюя, и в районе Жиганска. Всего якутов по русским документам насчитывалось около двадцати шести тысяч человек

Переправившись  через Енисей, русские встретились  с одним из наиболее широко распространенных племен горной тайги и лесотундры – тунгусами. Название «тунгус» известно русским с XVI века. К моменту первоначального столкновения с русскими тунгусы освоили почти всю горную сибирскую тайгу от Енисея до Охотского моря, часть лесотундры и тундры  к западу от Лены.

Из числа  чжурчженьских племен, обитавших  на территории Приморья и Приамурья  и не вошедших в состав Маньчжурского  государства, впоследствии выделились такие народности, как нанайцы, ульчи, удэгейцы. Кроме того, здесь с незапамятных времен обитали многочисленные палеоазиатские племена.

На северо-востоке  Азии к приходу русских существовал  целый мир разноязычных племен и  своеобразных хозяйственно бытовых  культур. Материковые районы, огромную территорию от низовий Лены до Анадыря, занимали юкагирские племена. По сибирским масштабам юкагиры были тогда многочисленным народом. Ближайшими соседями юкагиров на северо-востоке были чукчи. В одном из ранних донесений ленских казаков сообщалось «… а живут те чухчие промеж Алазейскою и Колымою реками на тундре, рассказывают их человек с четыреста и больше». Они же занимали устье реки Колымы. К востоку от Колымы чукчи были встречены у мыса Шелагского, откуда далее на восток их поселения располагались по побережью Ледовитого океана вплоть до мыса Дежнева. На побережье Берингового моря поселки чукчей находились начиная от мыса Дежнева на севере и до залива Креста на юго-западе.

К югу от Анадыря по побережью Берингового моря до реки Уни, и по западному побережью Камчатки от реки Тигиль на юге до северного угла Пенжинской губы жили коряки.

История эскимосов складывается из грандиозных по масштабам переселений, в ходе которых они освоили не только Аляску, но достигли со временем берегов Гренландии, где викинги ещё в IX веке нашей эры встретили малорослых «скрелингов», закутанных в оленьи и тюленьи шкуры.

Камчадалы-ительмены по сведениям В. Атласова занимали всю Камчатку от Тигиля и Уки на севере до реки Голыгиной на юге.

На самом  краю света, по дороге из Азии в Америку, жили алеуты – племена, родственные по языку эскимосам. 
 

1. Хозяйственные занятия, быт коренных народов Сибири накануне появления русских. 

НАРОДЫ  ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

На Крайнем  Севере, в прибрежных районах Ямальского полуострова, сохранились небольшие  группы древнейших поселенцев – арктических охотников за морским зверем. Они ловили моржей,  тюленей, жили в землянках, группировавшихся вдоль берега в небольшие селения.

Ближайшие их соседи самодийские племена (из которых сформировались ненцы, энцы, нганасаны), занимались преимущественно кочевым оленеводством и охотой. Нередко самодийцы совершали военные набеги на соседние племена с целью обогащения.

Южными  соседями самодийцев на склонах Уральских гор и в лесном Приобье были угроязычные племена, составившие основу для формирования хантов и манси.

Главными  занятиями хантов и манси были рыболовство и охота. Удельный вес этих занятий в разных районах был одинаков и зависел от природных условий. Население, жившее по рекам, особенно по Оби и ее притокам, главным образом занималось рыболовством. Население, жившее по лесистым склонам Уральского хребта, а так же по верховьям рек, занималось охотой.

Рыбу  ловили при помощи «морд», сделанных  из прутьев, сетями из крапивной пряжи  и запорами из жердей. Рыбу употребляли  в сыром, сушеном, вареном виде. Из нее вываривали также и «рыбий клей». Из кожи рыб осетровых пород делали одежду – «рыбьи кожанишки» и обувь. По рекам передвигались на долбленых лодках, украшенных изображениями зверей и птиц. Некоторые из них были «крытыми», с крышей из бересты. Имелись берестяные челноки.

В «лесных  промыслах» основное значение имела  охота на лося и оленя. Ставили  «изгороди» и зверя загоняли в  «ловчие ямы». Охотились также на лесную и водяную птицу. На пушного зверя и птицу ставили ловушки («слопцы», «перевесы»). Мясо употреблялось в сыром и вареном виде. Оленье и лосиное сало считалось лакомством.

Известное значение имело бортничество. Найдя  «жилую борть», охотник становился ее хозяином, ставя на бортном дереве свою тамгу. Всюду было распространено собирательство.

В низовьях Оби у северных хантов имелись домашние олени. Они заимствовали оленеводство у ненцев, о чем свидетельствует сходная терминология. Во всех районах держали собак, которые использовались для охоты, и для передвижения.

В южных  районах расселения хинтов и манси было развито скотоводство, возникшее под влиянием татар. Здесь же наблюдались зачатки земледелия. Пашню пахали «наездом». Сеяли быстро зреющие злаки, не требовавшие длительной обработки земли (ячмень, полбу, и овес).

У угров была хорошо развита обработка кожи, меха и дерева. Из звериных и оленьих шкур изготовляли одежду и обувь. Для этой же цели использовались шкурки пушных зверей и птиц (лебедей, гусей). Из крапивного волокна изготовляли нитки, выделывали сети и ткали грубое крапивное полотно. Из «крапивного холста» делали рубашки, украшая их различными узорами («пестротами»). Выделывали шкурки налима, осетра, стерляди и шили из них обувь и одежду.

Угры  жили в полуземлянках, представлявших собой четырехугольную яму, иногда имевшую деревянный сруб. Крыша делалась из жердей и покрывалась дерном.

Окон  не было, свет проникал через небольшое  отверстие в крыше, оно же служило  и для выхода дыма, и прикрывалось небольшой дощатой дверью. В некоторых  жилищах пол и стены обшивались деревом. Вдоль стен жилища ставились деревянные скамьи. Около жилищ выстраивали деревянные амбарчики на сваях, в которых хранились пищевые продукты и различные вещи домашнего обихода и промысла. Кроме зимних жилищ, имелись в урочищах близ рек летние юрты, в которых угры жили во время летнего промысла.

Известно, что у  угров существовали укрепленные поселения, так называемые «городки», обычно они располагались на крутых берегах рек. Городки были небольшими (70 – 180 кв. сажен), но имели валы и рвы. Близ городков находились неукрепленные селения, состоящие из полуземлянок.

Восточными  и юго-восточными соседями угров  Приобья были селькупы.

По хозяйственной  деятельности, материальной культуре и быту они ближе всего к  обским уграм и кетоязычным жителям  бассейна Енисея.

Жили  селькупские группы в лесном Приобье оседло. В течение лета и осени занимались рыбной ловлей и обеспечивали себя запасами рыбы на остальную часть года. При помощи лука и стрел, различных ловушек охотились на пушных зверей (соболя, лисицу, росомаху, бобра, выдру), ловили для пополнения съестных запасов лосей, диких оленей. В больших количествах добывали боровую и водоплавающую птицу. Селькупы умели изготовлять глиняную посуду, обрабатывали шкурки зверей и шили из них одежду. Жилищем селькупов служили землянки – корамо. Они располагались на крутых обрывистых берегах реки. Селькупы подъезжали к своему жилью на лодке, которая втаскивалась вглубь подземного входа. Около задней стены корамо устраивалась постель, хранились одежда, домашняя утварь, все вещи необходимые в быту рыболовческо-охотничьего населения. Очаг делали у передней стены землянки, сбоку от входа. Дым от очага выходил наружу через подземный коридор.

Информация о работе Народы Сибири в XV- XVI века