Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:58, реферат
Накануне появления русских завоевателей на территории Сибири население было редким, разбросанным по берегам многочисленных рек, речек, озер. Пестрым по этническому составу и языку.
Введение…………………………………………………….....1
1. Хозяйственные занятия, быт коренных народов Сибири накануне появления русских…………………………………………………………………5
2.Самоорганизация общества Сибири в XV- XVI века…………………………………………………………………….21
3. Мировоззрение народов Сибири, религиозные верования, фольклор………………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………...35
Использованная литература…………………………………………37
Большую роль в жизни шорцев и томских татар, занимавших территорию бассейна Томи, играла пешая охота, но помимо охоты они занимались скотоводством и земледелием. На лыжах в зимние месяцы охотники отправлялись в таежные леса на свои «угодья» промышлять зверя. Орудиями охоты служили лук и стрелы, самострелы, ножи, капканы и различного рода ловушки. Охота доставляла мясо и удовлетворяла потребности людей в одежде. Ценные шкурки служили для уплаты дани соседним кочевникам и для торговли сними.
Рыбу ловили сетями, «мордами», били ее из лука особыми стрелами, использовали железные рыболовные крючки, ставили «запоры». «Запоры» - плетни из ветвей, перегораживающие речки, протоки. Такие плетни мешали рыбе плыть по течению реки. Скапливающуюся рыбу у «запора» рыболовы вычерпывали особыми черпаками или сачками.
Собирательством обычно занимались женщины и дети. Съедобные корни растений, корневища кандыка и луковицы сараны выкапывались при помощи лопаточки – корнекопалки.
Северным алтайцам было известно примитивное земледелие, в качестве земледельческого орудия труда использовалась мотыга – абыл. Обработка земли под посев начиналась в мае, поэтому май, ранее называвшийся у шорцев «месяцем собирания кандыка», стал называться «месяцем битья пашни» (разбивания, разрыхления земли абылом). Уборка урожая происходила в августе. Созревшие колосья выдергивали с корнем из земли, связывали в небольшие пучки, за тем корни обрубали топором. Именно поэтому август назывался «месяцем срубания хлеба» или «месяцем выдергивания». Тюркоязычные группы Приобья и Причулымья земледелия даже в примитивной форме не знали.
Скотоводство кочевого и полукочевого типа было распространено в степной полосе Западной Сибири и на Южном Алтае, где оно являлось основной отраслью хозяйственной деятельности населения.
Шорцы и некоторые другие жители Северного Алтая славились умением плавить в примитивных горнах железную руду, получать из нее железо и изготавливать из него котлы, таганы, тазы, удила, стремена, ножи, наконечники стрел, сабли, панцири и другие металлические предметы. Железными предметами алтайцы платили дань кочевникам, обменивали их на скот и продукты скотоводческого хозяйства. От жителей Северного Алтая железо и железные изделия попадали в лесостепные и южные таежные районы Притомья, Приобья и Причулымья.
Широко применялись у алтайцев изделия из бересты. Они использовались не только для хранения пищи (различных размеров туесы), но и как ларцы – коробки, куда складывались мелкие и наиболее ценные вещи. Из бересты делались футляры для ножей, колчаны для стрел. Береста служила основным покрытием жилища. Из нее шили лодки. Большую роль береста играла в погребальном обряде. Она использовалась как подстилка, и как покрытие для покойников, одновременно. Из бересты шили специальные футляры – чехлы, в которых покоился труп умершего.
Из дерева (осины, сосны, березы, кедра) вырезали чаши, миски, блюда, поварешки, долбили лодки, ступы, изготовляли кожемяки, нарты, лыжи, луки, самострелы, различного рода капканы и другие, необходимые в быту и хозяйстве предметы. Из ивовых ветвей плели «морды», устраивали на речках «запоры».
О существовании прядения и ткачества свидетельствуют находки глиняных и костяных пряслиц. Пряжу местные жители получали из волокон крапивы и дико растущей конопли. Из пряжи вязали сети, ткали ткани.
Единственный народ Сибири, имевший государственное устройство - татары. Поэтому
уровень экономического развития западносибирских татар был более высоким, нежели у их соседей – угров, селькупов, тюркоязычных групп Среднего Приобья. В степных районах у них было развито скотоводство: разводили лошадей, крупный рогатый скот.
Еще до прихода русских существовало и земледелие, правда, лишь примитивное. Пахали пашню «наездом», живя во время обработки земли в «летних юртах». Сеяли быстро зреющие злаки – ячмень, полбу и овес. Также татары занимались гончарным и скорняжным делом, ткачеством, обработкой металла. Важную роль играла торговля со Средней Азией.
ТУВА
Жители восточных Саян занимались главным образом охотой, рыболовством и собирательством. Основным объектом охоты были копытные животные — олень, лось, косуля, марал. Разводили оленей, которых использовали главным образом как вьючных животных, но были знакомы и с коневодством. Жили в чумах, которые летом покрывали берестой, а зимой шкурами животных. Когда выпадал глубокий снег, пользовались лыжами. Население степных районов Тувы вело скотоводческое кочевое хозяйство, сочетавшееся с земледелием (в небольших размерах) и охотой.
В стадах - преобладал мелкий рогатый скот. Основным жилищем служила переносная юрта покрывавшаяся войлоком. На зимниках жили в примитивных срубах.
Во время нашествия монголов население Тувы и Мнусийской котловины составляло государство, названное в летописи Рашид-ад-дина одним владением «Киргиз и Кэм-кэмджиут». Кэм-кэмджиут — это несомненно Енисей (древнее название Кам, или Хем). Для того чтобы закрепиться, завоеватели не только уничтожали и высылали непокорных местных жителей, но уже в начале ХIII века стали насильственно колонизировать захваченные территории. Создавались города, которые не имели крепостных стен, что очень характерно для городов, сооружавшихся монголами на завоеванных землях. В то время жилищем рядового поселенца служил прямоугольный дом каркасной (столбовой) конструкции с деревянными стенами, обмазанными с обеих сторон глиной и оштукатуренными алебастром.
Наиболее богатые здания имели от трех да пяти смежных комнат, расположенных анфиладой. Каркасные стены зданий возводились на кирпичном фундаменте, а их колонны опирались на квадратные каменные базы с круглыми «подушками» сверху. Такие здания имели спальни с кирпичными каналами и приемные залы, обогреваемые жаровнями. Кухни размещались в особых пристройках.
В городах
располагались также
В конце ХVI века тувинцы, оказались в зависимости от небольшого монгольского государства Алтын-ханов, возникшего на территории Халхи
в процессе феодального дробления монголов. Положение Тувинцев было очень тяжелым. Они платили феодалам большие натуральные налоги (скотом, пушниной, изделиями домашнего производства), были обязаны нести воинскую и гужевую повинности.
Основой хозяйства тувинцев продолжало оставаться пастбищное скотоводство в сочетании с орошаемым земледелием и охотой. Разводили лошадей, овец, коз крупный рогатый скот, в том числе и сарлыков (яков), а северо-восточные тувинцы разводили оленей. Сеяли в небольшом количестве просо и ячмень близ весенних и осенних пастбищ, обрабатывали землю примитивной деревянной сохой, снабженной железным наконечником. Промышляли пушного зверя и крупных животных – косуль, маралов, лосей, оленей, а в горных степях — тарбаганов (сурков). Основным оружием были лук и стрелы. Жили главным образом в войлочных юртах, а в лесных районах — в конических шалашах покрытых берестой или корой лиственницы. Одежда была запашной, в виде длиннополого халата из различной ткани. Зимней одеждой служила длиннополая шуба из овчины, подпоясываемая кушаком. Характерной обувью были кожаные сапоги с острым загибающимся вверх носком на толстой подошве без каблука, внутрь вкладывались чулки из войлока. Молочная пища в летнее время была главной — она употреблялась в виде кислого молока, сыра, масла. Зимой преобладала мясная и хлебная пища в виде похлебки из зерен ячменя, приправленной мясом. Верховой и вьючный транспорт был существенным способом передвижения. Вьючили не только лошадей, верблюдов, оленей, но и быков, особенно сарлыков.
ЕНИСЕИСКИЕ КЫРГЫЗЫ
В хозяйственном отношении кыргызы были скотоводами-кочевниками, разводившими лошадей, овец, крупный рогатый скот и даже верблюдов. Скотоводство было пастбищным в течение всего года. Подсобное значение имела горно-степная охота. Земледелием кыргызы не занимались. Они жили в переносных войлочных юртах и носили овчиные шубы, меховые шапки — «малахаи», а также армяки-халаты из грубой шерстяной ткани. Молоко и мясная пища были основным видом питания, но ели и рыбу, которую в некотором количестве добывали сами. Главным видом транспорта была верховая лошадь, на которую вьючили и груз, как и на верблюда. Лыжами кыргызы почти не пользовались. Оружием были лук, стрелы и копья. Носили и воинские доспехи - шлем, панцири, куяки. Железное холодное оружие и другие предметы воинского снаряжения кыргызы получали в виде дани от своих киштымов, главным образом шорцев.
БУРЯТЫ
В Забайкалье, по рекам Онону и Селенге, и в Прибайкалье, по реке Ангаре и в верховьях Лены, жили кочевые монголоязычные племена, впоследствии составившие этническую основу бурят.
Основой хозяйства у бурят к приходу русских было скотоводство. У западных бурят скотоводство было полуоседлого типа, с заготовкой корма на зиму. У восточных бурят типично кочевое, пастбищного типа, сходное с монгольским. Буряты разводили крупный и мелкий скот, лошадей и верблюдов. Скотоводство доставляло пищу, одежду и материал для устройства жилищ – войлочных юрт. Излишки скота служили предметом меновой торговли с эвенками и другими лесными племенами, занимавшимися преимущественно охотой. У западных бурят существовало примитивное земледелие. Сеяли просо, ячмень, гречу. Основным орудием древнего бурята была землекопалка и мотыга.
Существенную роль в хозяйстве и общественной жизни занимала охота. Объектами охоты были соболи, бобры, белки, козы, изюбри, лисы. На охоту ходили со сложным монгольским луком и стрелами. Стрелы имели железный наконечник четырехгранной или плоской формы, иногда с костяной свистункой. Монголоязычные племена Прибайкалья любили соколиную охоту. Буряты, как и монголы, знали два вида охоты: индивидуальную и коллективную.
С целью забить как можно большее количество зверя устраивалась коллективная облавная охота, число участников которой доходило до одной тысячи человек. В облавной охоте участвовало несколько родов и племен. Наравне с мужчинами в ней принимали участие и женщины.
Предки бурят умели добывать металл и являлись хорошими мастерами по его обработке. Кузнечное искусство считалось почетным занятием и божественным даром.оно имело большое значение в жизни предков бурят. Кузнецы изготовляли вооружение для воинов, орудия охоты, топоры, ножи, котлы для варки пищи и соли, принадлежности конской сбруи с серебряной чеканкой и различные металлические изделия, необходимые для домашнего обихода, хозяйства, а так же украшения. Бурятские металлические украшения для одежды и сбруи, ножи и оружие имели широкое распространение у соседей, а позже охотно использовались и русскими. Почти все, что нужно было для несложного хозяйства, буряты изготовляли сами: женщины катали войлок, обрабатывали шкуры животных, дубили кожи, делали ремни, шили обувь, ткали полотно.
Мужчины изготовляли веревки, деревянные остовы юрт, несложную деревянную обстановку юрт, повозки (арбы), домашнюю посуду, седла, сбруи, луки и стрелы. Пищей древним бурятам главным образом служили продукты скотоводства и охоты, реже рыба, просо, гречиха, различные коренья и ягоды. Одежда шилась в основном из шкур зверей и домашних животных. Богатые употребляли шелковые ткани, привозившиеся из Средней Азии и других стран. Вооружение состояло из сложного лука и стрел, топоров. Средствами передвижения служили лошади, быки, коровы, а в восточных районах – верблюды. Кладь перевозилась либо на телегах (типа арбы), либо вьюками.
ЯКУТЫ
В легендах этого народа говориться о бегстве предков из Прибайкалья на север.
В борьбе с суровой природой новой родины якуты потеряли многое из того, что имели раньше. Они имели на юге овец и верблюдов, но, как известно, в Якутии эти животные не выдерживают местный климат.
Земледельческие навыки, которыми владели их предки тоже были утеряны. Однако в глубине Якутии они сохранили свои стада рогатого скота и табуны лошадей, свой язык и культуру.
Якуты выплавляли железо из руды и умели изготовлять топоры, ножи, пальмы, котлы, наконечники для стрел, кольчуги, кузнечные принадлежности и другие орудия труда и предметы домашнего обихода. Кузнечное дело выделилось в особое профессиональное ремесло. Кузнец у якутов был окружен почетом, и он считался сильнее шамана. Якуты верили, что его ремесло и искусство созданы более могущественными духами, чем шаманские, что кузнец, владеет могучей силой огня и может убить шамана.
Основным богатством у якутов был скот. На лошадях ездили верхом и запрягали их в сани. Из кобыльего молока изготовляли кумыс. Рогатый скот и лошадей убивали на мясо. Из молока рогатого скота делали масло и другие молочные продукты. Кожа рогатого скота и лошадей употреблялась на выделку одежды и обуви. Из нее изготовляли посуду, веревки, ремни и другие предметы. Широкое применение находил конский волос.
В условиях длинной и жестокой зимы скот не может обходиться без сена, и якуты должны были производить заготовку корма для рогатого скота, но лошади зимовали на подножном корму. Сено косили железными и костяными косами. Заготовка сена заставляла якутов вести полуоседлую жизнь. Летом выезжали на пастбища. Зимой перекочевывали на зимники, которые строились по близости от покосных мест. Некоторые якуты имели, кроме летнего пастбища, еще весенние и осенние пастбища. Жили якуты рассеянно, строили юрты на большом расстоянии одна от другой.
Важными отраслями хозяйства якутов были охотничий промысел и рыболовство. Многие бедные якуты, не имеющие скота, питались только рыбой, мясом зверей и птиц. Рыбу ловили волосяными сетями и неводами. Применялись также «морды» и запоры.
Якуты добывали соболей, лисиц, зайцев, белок, горностаев и других пушных зверей. Они шили теплые одежды из собольих, лисьих, волчьих, заячьих и других мехов. Также была развита охота на лося, медведя, диких оленей и других зверей.