Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:58, реферат
Накануне появления русских завоевателей на территории Сибири население было редким, разбросанным по берегам многочисленных рек, речек, озер. Пестрым по этническому составу и языку.
Введение…………………………………………………….....1
1. Хозяйственные занятия, быт коренных народов Сибири накануне появления русских…………………………………………………………………5
2.Самоорганизация общества Сибири в XV- XVI века…………………………………………………………………….21
3. Мировоззрение народов Сибири, религиозные верования, фольклор………………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………...35
Использованная литература…………………………………………37
Способы охоты были разнообразны. Часть из них была заимствована от извечных охотников тайги – тунгусов, юкагиров и других народов севера.
Жилища древних якутов – кыргыс-ётеки – располагались около богатых рек и озер. Снаружи древняя юрта имела вид усеченной четырехгранной пирамиды. Каркас юрты состоял из столбов с балками, служившими опорой для стен из наклонно поставленных жердей или плах. Потолок был со скатами на две стороны. Снаружи юрту летом обмазывали глиной, а зимой коровьим навозом или обкладывали дерном, на потолок сверху насыпали землю. Внутри юрты помещался обмазанный глиной очаг или камелок из глины и жердей. Рогатый скот помещали в той же юрте, отгородив его от жилой части жердями или плахами. Наряду с юртами у якутов были берестяные жилища – урасы и легкие шалаши, в которых они жили в летнее время.
Якуты одни из первых среди своих соседей (тунгусов, юкагиров, эвенов, бурятов), к приходу русских, овладели гончарным ремеслом.
ТУНГУСЫ
У ряда тунгусоязычных групп сохранились пережитки древнего дооленеводческого уклада их предков, пеших охотников и рыболовов тайги, не имевших оленей.
Охота производилась преимущественно в одиночку. Группой в два-три человека охотились на крупного зверя. В основном охотились на мясного зверя, пушного били попутно. Первая охота кормила, поэтому и отношение к ней было особое. Мясной зверь нужен был для существования, а пушной - для обмена и получения отсутствовавших у них предметов, без которых можно было и обойтись, а также для уплаты дани бурятам, монголам и якутам. Мясо, как и излишки рыбы, вялили на солнце или сушили над огнем, чтобы потом превратить их в муку.
На охоте тунгусы пользовались луками, рогатиной и устанавливали самострелы и петли. За зверем гонялись или били его на водопойных тропах из засады на деревьях и в лодках. Для выслеживания зверя маскировались, накидывая на себя шкуру с головы оленя, а иногда и целую.
Бродячие охотники добывали рыбу с помощью лука и остроги. Зимой старики кололи рыбу через лунки, а летом рыбаки занимались лучением с лодки. В горной же тайге рыболовство имело такое же значение, как и собирательство: рыбой лакомились, как и ягодами, в определенные сезоны.
Домашние занятия всех тунгусов делились на мужские и женские. К мужским относились изготовление изделий из дерева и кости, металла, а также изготовление лодки-берестянки (бересту шили женщины), лодки долбленки и нарт. Женщины выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Они обрабатывали бересту и шили из нее посуду, а также «тиски» берестяные полотнища для чумов и лодок. Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины - ровдугу, бересту и меха. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми и приготовление пищи.
Охотники жили в конусообразных жилищах, остов которых был покрыт корой лиственницы и полотнищами, сшитыми из бересты ровдуги.
Бродячий образ жизни отразился на костюме, который должен быть легким, не стесняющим движений и быстро просыхающим. Поэтому он был составным, (кафтан с нагрудником, покрывающим грудь, натазники с ноговицами и унты) любую его часть можно было просушить у костра.
НАРОДЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
В XVI веке чжурчжени (оранкайцы) были «искусные наездники и стрелки из лука». У них имелись укрепленные поселения. На стенах укрепленных поселений были установлены стрелометные машины. Упоминалась и «столица» оранкайцев, которая «была гораздо обширнее древней японской столицы и в ней стояло несколько десятков тысяч войска». В столице жил оранкайский «король» Макиду со всеми приближенными.
НАРОДЫ СЕВЕРО-ВОСТОКА
Наиболее древним хозяйственным укладом у юкагиров был уклад пеших охотников на дикого оленя. Зимой они преследовали свою добычу на нартах. Осенью охотились с помощью манщиков. Летом загоняли небольшие стада диких оленей в озера, где подстерегавшие животных охотники приближались к оленям на лодках и кололи их копьями.
Большое значение как подспорье к охоте имело рыболовство.
В жизни юкагиров важную роль играла собака, их единственное домашнее животное, на котором они перевозили свое скудное имущество. Однако в отдельных хозяйствах пеших юкагиров имелись домашние олени.
Тундровые оленеводы – юкагиры знали упряжное оленеводство.
Вооружением юкагиров служили луки со стрелами, каменные топоры. Это не значит, что им вовсе не было известно железо. В юкагирском языке имеется даже своя терминология, относящаяся к обработке железа. Но его было так мало, что, согласно преданиям, до прихода русских железный топор, величайшая ценность, были собственностью всего рода. Он использовался только в тех случаях, когда нужно было разрубить толстое крепкое дерево, что трудно было сделать каменными топорами.
Авторы первых известий о чукчах делят их по роду занятий на оленеводов и оседлых морских охотников и в то же время указывают на то, что обе эти группы чукчей усиленно занимались охотой на дикого оленя. Однако уже тогда четко обозначилась специализация одной части чукчей в области оленеводства, а другой – в области морского зверобойного промысла.
Западные чукчи вели комплексное хозяйство. У них сочеталось оленеводство с морским зверобойным промыслом и сухопутной охотой. К востоку от Колымы было более отчетливым разделение между оленными чукчами и оседлыми морскими зверобоями. Последние в течение всего года жили на побережье моря, где вели охоту на морских млекопитающих: моржей, тюленей и китов.
В летние месяцы они предпринимали дальние охотничьи экспедиции на Колыму, Амгу, Анадырь и другие реки, где охотились на диких оленей во время переправы их с одного берега на другой. Чукчи приплывали на больших байдарках вместе со своими семьями в сопровождении маленьких одноместных байдарок, в которых плыли охотники. К этому же времени на побережье реки Анадырь собирались и оленные чукчи. Они так же принимали участие в этом большом коллективном промысле.
Осенняя охота давала мясо, высокого качества шкуры, необходимые для зимней одежды, обуви и для изготовления частей жилища. Мясо оленей отделяли от костей и вялили. Кости оленей мелко дробили и вытапливали из них костный жир, который шел в пищу вместе с вяленым мясом и употреблялся для освещения. Занимались чукчи охотой на оленей и в другое время года, используя лук и стрелы.
Чукчи, заселявшие побережье Берингова и чукотского морей, жили преимущественно за счет морского зверобойного промысла. От охоты на морских млекопитающих они получали основные продукты питания (мясо, жир); кожи моржей шли на обтяжку каркасов байдарок, на изготовление ремней, нужных для упряжи, для такелажа байдар, для линей к гарпунам, использовалась для кровли летних яранг. Из кишок моржей шились дождевики. Шкуры тюленей использовались для пошивки одежды, обуви, мешков для хранения различных хозяйственных предметов и некоторых продуктов, бурдюков для хранения жира; из них же вырезались разного сечения ремни, которыми крепились части нарт, вязались ременные сети для промысла тюленей, изготовлялись лини для гарпунов.
Жир морских животных употреблялся в пищу, шел на освещение и обогрев жилища. Из клыков моржа изготовлялись орудия охоты, наконечники стрел, гарпунов, некоторые предметы домашнего обихода. Моржовый клык служил так же материалом для изготовления предметов искусства (костяная скульптура).
Китовый ус использовался для подбивки полозьев нарт, из его волокон плели сети и лески для удочек. Из китового уса изготовляли чашки, вкладыши для наконечников гарпунов. Кости китов использовались в качестве строительного материала.
У чукчей было два типа жилищ – переносное и постоянное. Переносным жилищем пользовались оленные чукчи во все времена года, а оседлые только летом. В зимний период они жили в полуземлянках, тип и конструкция были заимствованы ими от эскимосов. В полуземлянках жили по нескольку семей близких родственников. Летние жилища были наземными. Их остов покрывался шкурами моржей или оленей. Внутри они имели полога, сшитые из шкур оленей или белых медведей. В пологах горели лампы – жирники. Они освещали жилище и давали тепло.
Домашняя
утварь чукчей отличалась простотой
и немногочисленностью
Подобно чукчам, коряки разделялись на оседлых и кочевых. Оседлые коряки занимались рыболовством, морским зверобойным промыслом и охотой на горных баранов, диких оленей и медведей.
Ко времени соприкосновения с русскими у коряков уже было развито пастушеское оленеводство. Олени давали корякам не только пищу, но и материал для одежды, обуви, жилища; излишки оленеводческой продукции шли к оседлым корякам, в обмен на них оленеводы получали продукты морского зверобойного промысла.
Орудия труда и охоты коряков изготовлялись из дерева, камня и кости. Их топоры (тесла), наконечники стрел, копий, мужские и женские ножи (пакул) обнаруживают почти полное сходство с аналогичными предметами чукчей и сибирских эскимосов.
Средством передвижения по суше оленным корякам служили олени, а оседлым – собаки, которых они тоже запрягали в нарты. По рекам они ездили на батах, а по морю на байдарках.
Оленные коряки жили в переносных жилищах, остов которых составлялся из легких жердей и покрывался полотнищами, сшитыми из оленьих шкур. Оседлые коряки имели особые зимние и летние жилища. Зимой они жили в полуземлянках, с входным отверстием наверху, которое одновременно служило и дымоходом. Летом они селились в конусообразных балаганах, которые строились на высоких столбах и крылись травой.
Эскимосы жили в полуподземных жилищах. Основой их хозяйства были охота на моржа и кита, а так же рыбная ловля, собирательство и охота на птиц и тундровых животных.
Камчадалы-ительмены по сведениям В. Атласова жили зимой в земляных юртах, а летом в жилищах на высоких сваях, крыши которых покрывали еловыми ветвями. Большинство построек в селении камчадалов составляли хозяйственные постройки, балаганы для просушки рыбы.
Уже из первых сообщений отряда Атласова стало известно, что у камчадалов «луки усовые, китовые, стрелы каменные и костяные, а железа у них не родитца»
, что «камчадалы у соболей хвосты режут и мешают в глину и делают горшки, чтобы глину с шерстью вязало, а из иных шьют наушки».
Верхнюю одежду и обувь камчадалы заимствовали у коряков: глухая кухлянка, шапка, штаны и торбаза из оленьего меха и камуса – шкурок с ног оленя.
Основной пищей камчадалов была рыба, мясо и жир медведей, баранов и ластоногих. Так же в их рацион входили различные коренья, орехи, клубни растений и яйца птиц.
Алеуты – народность островная, жившая в тесном соприкосновении с морем и получавшем от него все необходимое для жизни. Основным занятием алеутов был морской зверобойный промысел, который снабжал их пищей и одеждой.
Алеуты
строили свои селения на берегах островов.
Селения, как правило, были небольшими
– по пять-восемь юрт. Имелись как зимние,
так и летние жилища, резко отличающиеся
друг от друга. Зимнее подземное жилище
– всегда было общее, большое. Летом
алеуты переходили жить в небольшие
бараки, которые служили местом для хранения
домашней утвари и орудий промысла.
2.
Самоорганизация общества
Сибири в XV – XVI века.
НАРОДЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Хозяйственными ячейками самодийского общества в XIV – XVI веках по-прежнему оставались родовые общины. Господствующее положение в коллективе занимают мужчины.
Наиболее
высокого уровня общественного развития
в то время достигли самодийцы, занимавшиеся
преимущественно кочевым
Каждый род кочевал в определенной местности, но иногда заходил и далеко в сторону от мест своих обычных кочевок. Развитие кочевого оленеводства у самодийцев и военные набеги на соседей способствовали накоплению богатства в руках отдельных родов и их старейшин.
Данные
хантыйского и мансийского
Героический эпос хантов и манси сообщает ряд, ценных и реальных, деталей обрисовывающих мансийско-хантыйское общество. В былинах упоминается «глава города», очевидно старейшина. Наряду с ним фигурируют «седовласые старцы», слово которых особо весомо в народных собраниях. Народные собрания устраивались по различным поводам. Имелось большое помещение «для собрания воинов, для собрания советов». По словам былины народ набивался в них «как окуни и плотва в морды». Собрание начиналось жертвоприношениями и общим пиром. После пира старейшие открывали народное собрание: «многочисленные седовласые старцы открыли тогда начало речи, открыли начало слова». Народное собрание решало вопрос о войне. Важную роль в этом вопросе играли богатыри, которые выступали как военачальники, предводители набираемого войска.