Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:58, реферат
Накануне появления русских завоевателей на территории Сибири население было редким, разбросанным по берегам многочисленных рек, речек, озер. Пестрым по этническому составу и языку.
Введение…………………………………………………….....1
1. Хозяйственные занятия, быт коренных народов Сибири накануне появления русских…………………………………………………………………5
2.Самоорганизация общества Сибири в XV- XVI века…………………………………………………………………….21
3. Мировоззрение народов Сибири, религиозные верования, фольклор………………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………...35
Использованная литература…………………………………………37
В угорском обществе были «бедные» и «богатые». Имелись рабы. Рабы и рабыни из числа пленных обычно выполняли домашние работы в доме богатыря, военачальника. Они прислуживали богатырям, готовили еду, заготовляли для дома дрова, ловили рыбу, смотрели за оленями. Число рабов в хозяйстве было невелико. Отношения между рабами и свободными были патриархальными. Рабыня легко могла обозвать свою хозяйку «оленья самоедка с иловатыми глазами», а раб мог назвать своего хозяина «лентяем».
В производственной
жизни принимали участие
Примечательно, что в русской документации нет указаний на деление обских угров на роды, нет и названий родов. Видимо, к этому периоду род как социально-экономическая единица у обских угров уже не существовал. Он распался на отдельные «большие семьи».
Для семейно брачных отношений характерно многоженство, вместе с тем имела место экзогамия, покупка жены за калым. Калым платили оленями, оружием, рабами, котлами.
Материалы ясачного обложения содержат данные о «юртах» и «волостях». «Юрт» представлял «большую семью», в состав него входили братья, дети, племянники со своими семьями. Численность населения «юрта» была различной – от двух, трех человек (мужчин) до нескольких десятков.
«Юрты» объединялись в «волости». «Волость» в некоторых районах заменила более раннее подразделение – «сотню». На «сотни» ханты и манси подразделялись только в южных районах Приуралья и Западной Сибири, где до прихода русских манси и ханты были зависимы от татар. «Волость» в конце XVI - начале XVII века представляла собой довольно крупную территориальную единицу. Население в ней доходило иногда до трехсот ясачных людей (взрослого мужского населения).
Границы некоторых «волостей» совпадали с границами диалектов обских угров, многие «волости» представляли собой просто территориальные объединения. Во главе «волостей» стояли «князья», которые представляли родоплеменную верхушку, однако верхушка не являлась феодальной.
Патриархальный род у селькупов сохранялся в течение длительного времени. Селькупский род обычно носил имя птицы или животного (медведя). Члены родовой общины считали себя потомками птицы или медведя, чьим именем был назван данный род. Для членов рода существовали запреты охоты на тотемное животное или птицу. Каждый род имел строго очерченную территорию, считавшуюся его собственностью. Родовая территория включала не только промысловые угодья в лесу, но и водоемы – реки, озера.
По уровню общественного развития тюркоязычные племена лесного и лесостепного Приобья, Притомья и Причулымья, а так же насельники Северного Алтая отставали от своих южных соседей – степных кочевников.
Уровень социально-экономического развития различных групп тюркоязычного населения не был одинаков. Более развитое хозяйство имели чаты и томские татары (эуштинцы). Выделившаяся верхушка все более эксплуатировала труд зависимых людей, тем самым, увеличивая свое богатство и влияние.
Отдельные общины у чатов и томских татар объединялись в небольшие территориально-племенные союзы. Предводители этих союзов в русских документах названы князцами и мурзами.
Немаловажную роль в упрочнении положения знати играли войны с соседями, приносившие военную добычу и расширявшие промысловые угодья и пастбища.
Татарские поселения (улусы) строились по территориальному принципу. Это были соседские общины, включавшие в себя семьи, жившие по соседству и сообща пользовавшиеся пастбищными, охотничьими и рыболовными угодьями. Внутри общины не было равенства. Обедневшие общинники попадали в «захребетники» к богатым и работали на них, отдавая им большую часть промысловой добычи.
Во главе улусов стояла знатная верхушка (беки, мурзы, тарханы и другие).
Трудовое татарское население «черные люди» - приносило «дары» улусной верхушке и несло военную службу по требованию знати.
Разложение первобытно-общинного строя у татар привело к выделению сильной местной знати, эксплуатирующей труд зависимых людей. Упрочнение экономического положения, начавшийся процесс феодализации привел к тому, что еще в XIV веке был сделан шаг к образованию государства.
Первое время во главе правительства стояли представители или ставленники золотоордынских ханов и само Тюменское ханство в какой то мере подчинялось Золотой Орде.
В первом десятилетии XVI века Тюмень перестала существовать. Ее земли вошли в состав Сибирского татарского ханства. Сибирское ханство состояло из мелких улусов возглавлявшихся беками или мурзами, которые находились в той или иной степени зависимости от верховного правителя ханства. Класс эксплуататоров (беки, тарханы, мурзы) сосредоточил в своих руках право распоряжаться кочевьями и промысловыми угодьями и постепенно прибирал в частную собственность лучшие из них. Правители ханств, салтаны, тарханы, владельцы отдельных улусов – беки и мурзы широко использовали труд рабов – «ясырей» и обедневших (зависимых) общинников.
Масса трудового татарского населения называлась «черными» улусными людьми. На их обязанности лежала военная служба в отряде улусного предводителя по требованию правителей Сибирского ханства и уплата ежегодных «даров» мурзе, беку, тархану продуктами промыслового хозяйства (рыбой, пушниной) или скотоводства. Кроме того с улусных людей взимались поборы в пользу правителей ханства.
От уплаты
ясака освобождались жители тех
улусов, владельцы которыхбыли
Аппарат государственной власти в Сибирском ханстве состоял из хана, ясаулов, направляемых ханом в улусы, вельмож и карачи (визиря). Имелся небольшой штат сборщиков «даров» и ясака. Сборщики назывались «даругами». Владельцы отдельных улусов по отношению к правителям ханства были в служебно-вассальном положении. Они участвовали во всех военных походах хана, получая за это часть военной добычи, обязаны были поставлять хану «дары» с «черных людей» улуса. Центральная власть во внутреннюю жизнь улусов, как правило, не вмешивалась.
ЕНИСЕЙСКИЕ КЫРГЫЗЫ
В социальном отношении кыргызы были неоднородны. Основным трудовым слоем населения были рядовые скотоводы – улусные мужики. Племенная верхушка состояла из князей, власть которых была наследственной. Князья держали в качестве рабов пленных, захваченных во время набегов. Жестокой эксплуатации подвергались киштымы-данники, за счет которых обогащалась кыргызская верхушка.
Политическое устройство кыргызов характеризовалось иерархической структурой. Во главе всех кыргызов стоял князь, который считался главой всех улусов. Каждый улус возглавлялся своим князем, который имел зависимых от него «улусных людей» из киргизов и киштымов.
Политический центр кыргызов был на Белом Июсе, где располагались ставки наиболее влиятельных кыргызских людей, там происходили съезды князей, на которых решались общие дела.
БУРЯТЫ
Так как предки древних бурят монголоязычные племена, то общественный строй бурят был в точности похож на монгольский.
Бурятские племена делились на родовые группы, как и в монгольском обществе, во главе стояла родо-племенная знать.
Представители аристократии носили почетные звания и возглавляли военные походы, которые организовывались с целью приобретения рабов (для ухода за скотом и юртами) и пастбищ. Рабы находились вне рода.
Низкий
уровень развития производственных
сил и торговли, порою меновой,
специфика кочевого скотоводческого
хозяйства не давали возможности
широко применять подневольный труд.
Рабы использовались чаще как домашняя
прислуга, и рабство не влияло существенно
на характер производственных отношений.
Но еще сохранились такие основы родового
строя как совместное владение угодьями,
жертвоприношение предкам, кровная месть
и связанные с нею усобицы, причем все
это входило в компетенцию не одного лица,
а рода в целом.
ЯКУТЫ
В целом родоплеменной строй якутов находился на стадии разложения. Род состоял из родовой верхушки, свободных членов рода – рядовых общинников и рабов. Во главе рода стоял родоначальник – тойон. Он выделялся из родовой верхушки, причем, в племенах и крупных родах родоначальниками становились не по выбору, а по праву наследования. Нередко тойонами становились военные предводители, витязи рода, которых шаманы и собрания рода посвящали на богатырские подвиги: тожественно надевали на богатыря боевые доспехи, приносили в жертву богу войны Ильбис скот или даже пленных врагов.
Тойоны имели до девятисот голов скота, пользовались авторитетом и обладали властью. Их окружала челядь, которая состояла из рабов и домашних слуг.
Превращение в раба своего обедневшего сородича, захват врагов во время межродовой войны, выдача в рабство сородича, родственника в качестве выкупа за кровь, то есть кровная месть заменялась передачей родственника в рабство, - все это являлось источниками рабовладения.
Основными производителями материальных благ были рядовые общинники. Среди них существовало имущественное неравенство, и они не составляли однородную социальную группу. Зажиточные члены общины были близки к тойонам. Бедные сородичи, не имевшие скота, жили около таежных озер и занимались охотой и рыболовством.
Якутские роды были экзогамными. Главой семьи являлся мужчина. Господствующей формой брака у якутов был парный патрилокальный брак, когда жена переходила в род мужа. Мужчина давал калым скотом за жену ее родителям. Многоженство не запрещалось.
ТУНГУСЫ
Для общественной организации тунгусов были характерны парные объединения частей родов и больших семей. В парных объединениях семей господствовали родовые традиции и родовые институты. Первым законом была экзогамия. Брак был обменным, также женились на женщинах, выданных в качестве виры после победы над противником.
Вторым законом была взаимопомощь как между членами одного рода, так и между семьями находящимися в отношениях свойства. Человек, взявший себе жену, брал на себя обязанность защищать брата и отца жены, если на них нападет враг.
В каждом объединении, по преданиям, выделялся самый сильный и смелый охотник, который мог своей добычей прокормить всю группу. Если он удовлетворял всем требованиям (был умен, находчив, имел жизненный опыт), то во время столкновения он становился предводителем войска. Кроме того, в каждом объединении был один или два шамана.
Кузнец жил один на равных расстояниях от семей рода, «посередине» объединения. Во время его работы заказчик добывал ему питание.
НАРОДЫ СЕВЕРО-ВОСТОКА
К приходу русских юкагиры подразделялись на отцовские роды. Однако сохранялись и сильные пережитки материнского рода, такие как матрилокальный брак, - муж переходил на жительство в дом жены и за невесту работал в ее роде. Женщины пользовались большой самостоятельностью, а девушки большой свободой до брака.
Согласно преданиям, наибольшим почетом пользовался удачливый опытный охотник – кормилец. Во главе рода стояли старейшины. В каждом роде был свой родовой жрец, совмещавший в себе знахаря и предсказателя.
Основной общественной ячейкой как кочевых, так и оседлых чукчей была большая патриархальная семья со многими пережитками более древних общественных отношений, в частности с пережитками группового брака, левирата, сорората, многоженства. Уже тогда у них уживались одновременно частная и общинная собственность: частная собственность на оленей, общинная на пастбища, охотничьи угодья, жилища. Они переживали процесс разложения первобытнообщинного строя. Судя по данным фольклора, у них существовала начальная форма патриархального рабства.
Общественные отношения коряков принципиально ни чем не отличались от общественных отношений у чукчей. Основной общественной единицей была большая патриархальная семья с сохранившимися пережитками материнского рода. Практиковалось и многоженство, особенно у богатых. За невесту отрабатывали по три-пять лет.