Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности зарождения и развития Олимпийских игр.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть особенности зарождения Олимпийских игр в греческой мифологии;
2. Проанализировать пути развития Олимпийских игр в период с VIII по IV вв. до н. э.
Введение
§1. Постановка проблемы и обоснование её актуальности
§2. Характеристика источников
§3. Историографический обзор
1глава. Зарождение Олимпийских игр:
§1. Истоки и условия возникновения Олимпийских игр в греческой мифологии
§2. Олимпия. Художественное оформление
§3. Выводы по главе
2 глава. Программа игр и их эволюция:
§1. Правила и участники состязаний
§2. Спортивные состязания
§3. Олимпионики
§4. Выводы по главе
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное
учреждение высшего
Владимирский государственный гуманитарный университет
Кафедра истории и культуры
Древнего мира и Средних веков.
Курсовая работа
на тему:
« Олимпийские игры Древней Греции в период архаики и классики »
Выполнила:
студентка ИФ гр. И-32
Наумова Е. С.
Проверила:
КПН, заведующий кафедрой, Доцент
Дёмина С. С.
Владимир 2010.
План:
Введение
§1. Постановка проблемы и обоснование её актуальности
§2. Характеристика источников
§3. Историографический обзор
1глава. Зарождение Олимпийских игр:
§1. Истоки и
условия возникновения
§2. Олимпия. Художественное оформление
§3. Выводы по главе
2 глава. Программа игр и их эволюция:
§1. Правила и участники состязаний
§2. Спортивные состязания
§3. Олимпионики
§4. Выводы по главе
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Введение.
Сегодня трудно найти людей, которые бы не слышали о современных Олимпийских играх, и их связи с древнегреческой олимпиадой. Олимпийские игры связывают не только со спортом, но и с идеей мира. И все знают, что эта взаимосвязь возникла в Древней Греции, где было объявлено о прекращении любой формы деятельности войны. . Благородная идея мира легла в идеологическую основу, которая объединяет современные и древние Олимпийские игры. Но было бы неправильно полагать, что современные и древние Олимпийские игры являются одним и тем же. Древние греки смотрели на эти соревнования другими глазами и видели смысл иначе, чем мы видим его сегодня. Чтобы понять, как появлялись древние Олимпийские игры, нужно рассмотреть оригинальную идею и основу, на которой возникли игры.
Актуальность исследования темы «Олимпийские игры в период архаики и классики» заключается в том, что Олимпийские игры играют немаловажную роль в современном мире. Зародившись в сфере спорта высших достижений, они занимают все более значимые позиции в области искусства, гуманизма, милосердия и благотворительности, борьбы за мир и равноправие. Более того, олимпийская идея становится объединяющей для большинства людей во всем мире. Она несет им надежду на светлое будущее, благополучие, добрососедство и процветание.
Однако Олимпийские игры - очень древняя традиция, возобновившаяся с изменениями по истечении многих столетий со времени своего угасания. В этой связи обращение к предыстории современного олимпийского движения, к древнегреческим Олимпийским играм с целью выявления истоков провозглашаемых сегодня олимпийских идей представляет не только научный, но и общественно-культурный интерес. За чуть более чем столетнюю историю современного олимпизма его идеалы не раз подвергались испытаниям. Все чаще эти идеалы рассматриваются как провозглашаемые на словах, но на практике не всегда реализуемые. Поэтому исследование истории этих идеалов, главный из которых — идея мира, является актуальным.
В связи с тем, что Олимпийские игры Древней Греции тесно связаны с культурными, религиозными и, некоторым образом, политическими связями, исследование игр позволяет в определенной мере расширить наши знания о древнегреческом обществе VIII-IV вв. до н. э.
Кроме того, Олимпийские игры Древней Греции VIII-IV вв. до н. э. являются недостаточно изученными в современной исторической науке.
Объектом исследования в данной работе является древнегреческое общество VIII-IV вв. до н. э.; предметом – религия и культура древних греков в период архаики и классики.
Цель исследования: выявить особенности зарождения и развития Олимпийских игр.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
Обозначим более конкретно временные рамки нашего исследования. Как понятно из названия темы, формулировки объекта и предмета работы, в центре нашего внимания - Олимпийские игры. Что же касается хронологических рамок, то это - время архаики и классики, время максимальной реализации функций греческого общества.
Проблемой исследования данной темы является то, что в массовом сознании наших дней Олимпийские игры воспринимаются как сугубо спортивные соревнования высшего ранга и, главное внимание, обращается на спортивные результаты. Но античные Олимпиады имели иной смысл, другое содержание, их духовной основой были другие нравственные ценности. Поэтому необходимо узнать, каковы же были истинные причины создания древними греками Олимпийских игр. Что побудило их к этому? За что боролись они во время спортивных состязаний? Также есть возможность понять психологию древних народов. А именно, насколько ценился физический мир человека, и, что под этим понималось.
§2. Характеристика источников.
Для раскрытия темы данной работы мы используем письменные исторические источники, как основные, и вещественные, как вспомогательные.
К письменным источникам, позволяющим нам исследовать Олимпийские игры в период архаики и классики, прежде всего, относятся художественные сочинения и греческая лирика того периода.
Итак, одним из источников, который мы используем, является художественное сочинение Пиндара Вакхилида «Оды. Фрагменты». Пиндар родился в 522 г. до н. э. или 518 в Киноскефалах под Фивами, умер в 446 или позднее. Знаменитый древнегреческий поэт-лирик, происходивший из старинного аристократического рода. Получил образование в Афинах.1 В своем труде он сочинил эпиникии2 в честь победителей общегреческих спортивных игр – в Олимпии, Дельфах и Немее. Здесь представлены торжественные хоровые песнопения, в которых прославление личности победителя, представителя высших слоев, он соединял с мифологическим повествованием. В структуре своего произведения Пиндар выражает жизненные позиции и идеалы представителей аристократии, ставит их самосознание, основанное на представлении о доблести в центр своего поэтического творчества.
Сохранилось 4 книги его эпиникиев, распределенных по местам празднеств. Что касается достоверности данного источника, то ее можно подвергнуть сомнению, так как Пиндар точную информацию соединяет с мифологией и иногда трудно становится распознать, где правда, а где миф. На заседании «круглого стола»3 профессор А. А. Россиус отметил, что творчество Пиндара не отражает никаких исторических реалий и поэтому не может служить источником по изучению технических и организационных деталей агона. Можно сказать, что единственной существенной подробностью, которую нам сообщает Пиндар, оказывается приведенный им перечень, видов состязаний в Олимпии.
Вместе с сочинением Пиндара данный источник содержит также сочинения Вакхилида. Вакхилид - это древнегреческий лирический поэт, племянник Симонида, современник Пиндара4. Родился в городе Иулиде на острове Кеос. Из фрагментов явствует, что Вакхилид как поэт нередко оказывался соперником Пиндара – в Фессалии, в Македонии, на Эгине, в Афинах, но прежде всего на Сицилии. В области эпиникиев главный успех Вакхилида – заказ воспеть победу колесницы Гиерона Сиракузского на Олимпийских состязаниях 468 до н.э., должно быть, к разочарованию Пиндара, который в прежних своих написанных для Гиерона одах не сумел обойтись с его телесными и политическими слабостями так деликатно, как Вакхилид.5
Следующий источник Софокл «Электра». Софокл родился в 496 г. до н. э. в античном селении Колоне под Афинами в семье богатого фабриканта, умер в 406 до н. э. в Афинах. В 443 стал хранителем казны Афинского морского союза, в 441 – стратегом.6 В своих драмах Софокл увеличил число актеров с 2 до 3, количество певцов в хоре с 12 до 15. Из 123 драм, написанных Софоклом, полностью сохранились 7; от остальных мы имеем лишь фрагменты и названия. От сатировских драм Софокла осталось лишь 400 стихов, от эпиграмм и элегий до нас дошли лишь фрагменты. Установить хронологию большинства произведений Софокла невозможно. В своих драмах он использовал мифологию. Трагедия «Электра» поставлена где – то в 415 г. до н. э. Она состоит из пролога, четырех эпизодов, четырех стасимов и эксода. В «Электре» рассказывается об убийстве Клитемнесты ее сыном Орестом. В одном из эпизодов описана страшная катастрофа, которая случилась на Олимпийских играх. Эта трагедия является важным источником по классической эпохе.
И третий – это основной источник, в котором широко представлены данные об Олимпийских играх древности - это Павсаний «Описание Эллады». Павсаний – греческий историк 2 в. н. э. из Малой Азии; был прозван Периегетом из-за своего сочинения «Описание Эллады».7 Этот отчет о путешествии по Греции, созданный где-то в 180 г., был основан на собственных наблюдениях и других источниках. Он состоит из 10 книг, в которых рассматривается почти вся территория Греции. Особенно хорошо в этом источнике рассматривается религия Древней Греции. Дается много информации об Олимпийских играх: происхождение, наименование, некоторые виды состязаний, описывает статуи богов и победителей и т. д. Местами он прерывается учеными экскурсами. Несмотря на отдельные ошибки, труд Павсания очень важен для истории античной культуры и искусства, для изучения истории религии, мифологии и топологии.
К вещественным источникам относятся использованные нами иллюстрации. Во–первых, это изображение статуи Зевса Олимпийского, которая была выполнена известным греческим скульптором Фидием в 5 в. до н. э. Эта статуя является выдающимся произведением античной скульптуры, одним из бывших семи чудес света. Она находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии. К сожалению, статуя Зевса не сохранилась. Во II в. до н. э. она была сильно повреждена случившимся землетрясением, а в 391 г. н. э. Феодосий I запретил Олимпийские игры как часть языческого культа и после этого статую стали грабить. А все, что от нее осталось было перевезено в Константинополь. Последнее упоминание о статуе Зевса связано с 425 г. н. э., когда она сгорела во время сильного пожара.8
Имея в наглядном пособии статую Зевса Олимпийского можно сделать вывод, что данный источник несет нам большой объем информации. Во-первых, изображение Зевса подтверждает слова греческого историка Павсания, который в своей работе «Описание Эллады» дает описание этой статуи. А это еще одно доказательство, подтверждающее достоверность работы Павсания. Во-вторых, глядя на эту статую, мы видим как изысканно и до мелочей она выполнена, что несомненно подтверждает то факт, что уровень культуры в период постройки статуи был очень высок. V-IV вв. до н. э. – это период расцвета древнегреческой культуры.
Следующий вещественный источник – это изображение статуи Дискобол, которая была выполнена известным греческим скульптором Мироном. Эта статуя была выполнена между 460 и 450 гг. до н. э. На ней запечатлен атлет, который хочет запустить диск. Дискобол Мирона дошел до нас в нескольких копиях, одна из этих копий сделана из цельного куска мрамора, и сейчас находится в Риме во дворце Массими.9 Также известно, что у одной из копии Дискобола не правильное расположение головы. Эта копия сейчас стоит в Британском музее.10
В образе атлета на этой статуе, Мирон раскрывает способность человека к активному действию. Таким образом, данный источник напрямую подтверждает нам информацию об отношении греков к Олимпиадам. Глядя на статую, мы видим усердие и подготовку этого атлета к состязаниям и спокойно можем очередной раз подтвердить то, что греки основательно готовились к состязаниям и относились к этому очень серьезно. Ведь награда за достойный труд была очень высока.
§ 3. Историографический обзор.
В научной литературе существует ряд работ, посвященных исследованию Олимпийских игр, как в древнем, так и в современном мире.
Прежде всего, это совместная работа Колобовой К. М. и Озерецкой Е. Л. «Олимпийские игры». В ней они исследуют причины проведения игр и их правила. Подробно описывается место проведения игр, их художественное оформление. Четко разграничивают состязания по видам и дают им полную характеристику. Авторы указывают на физическое воспитание и подготовку участников к состязаниям. Эта работа дает нам информацию о победителях на играх, их дальнейшей жизни и почестях.
Также следует выделить работу
- Гиро П. о повседневной жизни человека
античной эпохи, от его рождения до смерти.
Книга французского историка Поля Гиро
«Частная и общественная жизнь древних
греков» позволяет понять, что Древняя
Греция была населена отнюдь не только
героями и мудрецами, полководцами и поэтами,
и тем более не рабами и рабовладельцами,
а простыми людьми. В данной работе присутствует
глава, посвященная Олимпийским играм,
в которой четко представлены правила
проведения празднества и виды спортивных
состязаний.
Монография Шанина Ю. В. «Олимпия. История
античного атлетизма» посвящена малоисследованной
в отечественном антиковедении теме: идея
гармонического развития гражданина и
ее отражение в древнегреческой поэзии,
историографии, философской прозе. Проблема
рассмотрена на фоне сравнительного анализа
эллинской мифологии, гомеровского эпоса,
произведений Архилоха, Тиртея, Феогнида,
Ксенофана, Симонида Кеосского, Вакхилида
и других древнегреческих поэтов классического
периода.11 Большое внимание уделено формированию
этических и эстетических норм в жизни,
литературе, искусстве, равно как и в системе
образования и физического воспитания
эллинов. Все эти вопросы связываются
автором с историей возникновения и расцвета
Олимпийских игр античности. Кратко очерчены
и другие общегреческие празднества (Пифийские,
Немейские, Истмийские, Панафинейские
и т.д.), а также особенности агонов (праздничных
состязаний) в эллинских колониях Северного
Причерноморья. Показана связь религии,
мифотворчества и воспитательной системы
древних греков. Монография проиллюстрирована
репродукциями лучших произведений древнегреческих
скульпторов и художников-керамистов,
посвященных атлетам-агонистам и разным
аспектам физического воспитания и состязаний
эллинских граждан.12
Информация о работе Олимпийские игры Древней Греции в период архаики и классики