Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности зарождения и развития Олимпийских игр.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть особенности зарождения Олимпийских игр в греческой мифологии;
2. Проанализировать пути развития Олимпийских игр в период с VIII по IV вв. до н. э.
Введение
§1. Постановка проблемы и обоснование её актуальности
§2. Характеристика источников
§3. Историографический обзор
1глава. Зарождение Олимпийских игр:
§1. Истоки и условия возникновения Олимпийских игр в греческой мифологии
§2. Олимпия. Художественное оформление
§3. Выводы по главе
2 глава. Программа игр и их эволюция:
§1. Правила и участники состязаний
§2. Спортивные состязания
§3. Олимпионики
§4. Выводы по главе
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
В работе Базунова Б. «Кумиры стадионов Эллады» популярно и практически исчерпывающе - с привлечением документов, свидетельств историков и литературных источников - изложена история Олимпийских и других панэллинских игр древности. Здесь впервые представлены биографии выдающихся олимпиоников древности, а также список победителей античных олимпиад. Также впервые автором опровергнуты мифы об олимпийских победах великих мыслителей Пифагора, Платона и великого полководца - Александра Македонского.13 В книге представлен великий малый народ, создавший уникальный культ физического воспитания и такой феномен, как Олимпийские игры.
В работе С.В.Шостаковича «Сказания о Пелопидах» дан тщательный анализ одного из самых известных мифологических циклов Древней Греции.
Кун Н. А. приводит подробный разбор греческой мифологии, эпоса и драматургии. В своей работе «Легенды и мифы Древней Греции» он исследует основные сюжеты древнегреческой мифологии. Данная работа посвящена деяниям олимпийских богов и героев Эллады.
Книга историка Анн-Мари Бюттен «Классическая Греция» посвящена греческой цивилизации, заложившей основы общеевропейской цивилизации. Автор не только излагает ключевые понятия древнегреческой культуры эпохи классики,14 но и очень подробно и быстро рассказывает о том, как жило греческое общество, на чем основывалось его государственное устройство, военное дело, изрядно частная жизнь.
Книга Хавина Б. «Все об Олимпийских играх» является справочником, в котором собраны фактические сведения обо всех Олимпийских играх нашего времени и об участии в них спортсменов России. Содержит данные о происхождении Олимпийских игр, организационных основах олимпийского движения, регламенте олимпийских соревнований15 и т. д. Работа содержит справочные статьи обо всех летних и зимних олимпийских состязаниях, опубликованные в хронологической последовательности. 16
Книга английского историка Генри Бернарда Коттерилла «Древняя Греция» представляет собой подробное исследование политической, культурной и религиозной жизни греческого общества 17. Содержит сведения о проведении Олимпийских игр. В работе приведены судьбы великих властителей, полководцев, философов и драматургов.
В книге Шанина Ю. «Герои античных стадионов» подняты вопросы – как и почему возник спорт и почему Олимпийские игры древних эллинов много веков спустя были возрождены.
Книга «Древняя Греция» под редакцией Утченко С. Л. – это сборник небольших рассказов, посвященных наиболее важным социально – экономическим и общественно – политическим событиям древней Греции. Содержит данные о состязаниях Олимпийских игр.
Работа Гаспарова М. Л. «Занимательная Греция» является своеобразной энциклопедией древнегреческой культуры. В шести частях книги рассматриваются политика и быт, военное искусство и философия, театр и поэзия – все в неразрывной связи друг с другом и эпохой (с IX по II в. до н. э.) 18. Работа содержит сведения о состязаниях и победителях Олимпийских игр.
В книге историка Ангуса Констама «Древняя Греция» прослеживается историческое , культурное и политическое развитие греков, которые создали первое в мире демократическое общество. В этой работе представлены сведения об Олимпийских играх и богах.
Работа Миронова Б. М. «Древняя Греция» посвящена истории русской и мировой культуры. Автор рассказывает об Элладе – родине европейской цивилизации, прослеживает историю эллинской культуры от самих ее истоков. От повествований о богах и героях до классического периода, когда получили развитие искусство, культура и наука древних греков.
В книге Зайцева А. И. «Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э.» анализируются исторические причины одновременного зарождения в Греции архаической эпохи науки, философии, культуры и религии. Специальная глава посвящена агону в архаической и классической Греции.
В работе Соболева П. «Олимпия. Афины. Рим» освещены вопросы истории спорта в Греции. Имеются сведения о зарождении Олимпийских игр и сведения о проведенных играх.
В книге «Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима» имеются мифы и легенды о богах и героях Древней Греции.
В совместной работе Ляпусина Б. С. и Сурикова И. Е. «Древняя Греция» представлен материал по истории Древней Греции. Освещена культура архаической и классической эпохи. Описаны религиозные празднества древних греков, в частности Олимпийские игры.
Таким образом, совместная работа Колобовой К. М. и Озерецкой Е. Л. является наиболее полной, комплексной, рассматриваемой все особенности Олимпийских игр Древней Греции. В одних работах, посвященных данной теме, как правило, исследуется какой либо один аспект, например, мифы Античности, легенды, жизнь простого люда и т. д. В других работах - эта тема затронута довольно поверхностно, автор затрагивает все аспекты исследования, связанные с Олимпийскими играми, но ничего точного и цельного не дает.
Поэтому проблему Олимпийских игр VIII – IV вв. до н. э. можно считать недостаточно исследованной в современной российской исторической науке.
§1. Зарождение Олимпийских игр.
§1.1. Истоки и условия возникновения Олимпийских игр в греческой мифологии.
Греческая цивилизация одна из самых древних в мире. Она оставила неизгладимый след в мировой истории. До сих пор восхищаются ее философами, поэтами, математиками, скульптурами, архитекторами и, конечно, атлетами.
Греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь.
Первые достоверные
исторические данные о
Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции совпало по времени, когда историю делали мифы и легенды. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга, эллинского царя Ифита и могучего Зевса.
Во второй
оде древнегреческого поэта
Также есть и другая, далеко не последняя, легенда возникновения Олимпийских игр. Легенда гласит, что эллинский царь Ифит после эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу за предсказанием относительно дальнейших действий. Оракул ответил, что он должен воздерживаться от войн, укреплять связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам "Год радости".20 Так якобы возникла идея проведения Олимпийских игр.
Поскольку Эллада враждовала, главным образом, со Спартой. Ифит предложил спартанскому народному законодателю Ликургу совместно последовать этому совету. После долгих споров они заключили в 884 г. до н. э. соглашение, текст которого был высечен на металлическом диске.21 Согласно договору их проведения, а также для того, чтобы дать возможность атлетам и гостям прибыть на соревнования, на целый месяц объявлялось «полное перемирие», во время которого были запрещены военные действия, и земля Олимпии считалась священной22. Шанин Ю. в своей работе отмечает, что, несмотря на воинственность греков, эта договоренность у них свято соблюдалось. Зайцев А. И. же пишет обратное. Он говорит, что это правило неоднократно нарушалось.
В случае нарушения священного перемирия, называемого "экихирия",23 жители Эллады имели право наложить на нарушителя денежный штраф и лишить город или человека права участия в предстоящих Олимпийских играх.
Согласно третьей легенде в области Элиды (где проходили Олимпийские игры) правил жестокий бог Кронос24. Из опасения принять смерть от руки одного из его детей он глотал своих новорожденных младенцев. Их несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, стал могучим Зевсом-громовержцем, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. Из чрева отца-пожирателя вышли многочисленные братья и сестры Зевса, которые впоследствии тоже стали богами. В честь этого события Зевс основал бескорыстные, честные состязания сильных, ловких и смелых25, названные впоследствии Олимпийскими по месту их проведения.
Возникнув, как составная часть, религиозно-культового ритуала, игры на протяжении всего существования были посвящены Зевсу Олимпийскому и тем самым объединяли все греческие земли. По представлениям греков, через состязания происходило общение людей с богами. Считалось, что богам принято смотреть на людскую силу и ловкость26. Именно боги даровали победу достойнейшим. Но для того, чтобы добиться распоряжения богов, следовало заниматься самосовершенствованием физическим и духовным, не совершать плохих поступков и т.д. В то же время победитель состязаний как бы получал божественный знак27 особого расположения, что позволяло приравнивать его к самим богам.
Другие исследователи, такие например как Бюттен А. М.28 и Утченко С. Л.29 утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались оливковой веткой и венком.
Однако наиболее популярной и распространенной версией является миф о Пелопсе – учредителе Олимпиад. По словам Павсания, в Писе его почитали настолько выше других героев, насколько Зевс был выше прочих богов.30
По преданию Пелопс влюбился в Гипподамию – дочь жестокого Эномая, царя Элиды31. Эномаю было предсказано, что он погибнет от руки зятя. Поэтому всем, кто сватался к Гипподамии, царь предлагал состязаться в беге колесниц. Догнав очередного претендента-неудачника, Эномай поражает его копьём. Пелопс согласился на все условия царя (предусмотрительно подкупив его возницу Миртила щедрыми обещаниями).
В обмен на полцарства и первую брачную ночь с Гипподамией Пелоп запросил самую малость: заменить бронзовую чеку в оси колеса царской повозки на восковую32. А затем юноша, если верить поэту Пиндару, обратился с последней просьбой к божественному владыке вод и морей, своему хранителю:
« О, Посидон!
Удержи медное копьё Эномая,
Устреми меня в Элиду на необгонимой колеснице,
Осени меня силой! »33
На бешеной скорости колесница разваливается – Эномай гибнет. Став мужем Гипподамии и одновременно властелином Писы и Олимпии Пелопс в память о своей победе решил каждые 4 года устраивать Олимпийский праздник и проводить состязания.34 Но победитель не собирался выполнять данные Муртилу обещания и столкнул беспечного возницу в море.
По мнению Дж. Томсона, в мифе о состязании Пелопса и Эномая отразился известный в Элладе тех времен древний обычай единоборства искателя престола с царём, что являлось, одной из форм ритуального убийства.35
Такое ритуальное состязание женихов за невесту (и одновременно за царскую власть) свидетельствует о существовании в Древней Элиде матрилинейной традиции наследования престола.
С. В. Шостакович пишет по этому поводу: «Престол передавался через царевну-наследницу, которую ʺженихʺ должен был суметь похитить и тем самым оспорить у её отца престол. Такой царевной-наследницей и была Гипподамия».36
Жестокость последнего изложенного мифа является таковой лишь с нашей современной точки зрения. На самом же деле, я думаю, что эта легенда изложила обстоятельства близкие к реальным, так как в то время этические нормы общества периода патриархата допускали поединки за царскую власть, при чем с обязательным смертельным исходом для одного из участников.
Слава Олимпии в
древнем мире была очень
Пиндар посвятил Олимпии и играм многие из своих од.
"Нет другой эвезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех Игр благородней, - Олимпийские игры"37.
§1.2. Олимпия. Художественное оформление Олимпийских игр.
Олимпия расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Альтис (Алтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э.38 На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.
Только во время игр Олимпия принадлежала людям, в обычное же время это был город, посвященный богам. Здесь жили только священники, хранители захоронений и сокровищ. Вокруг долины зеленел священный пояс - Альтис. В этой священной роще росли платаны, кипарисы, оливы. За рощей белели храмы Зевса, Геры, Деметры, храмы прекрасных и чистых линий, шедевры греческой архитектуры. Внутри находились прекрасные статуи, среди которых Гермес известного греческого скульптора Праксителя39 и двенадцати-, четырнадцатиметровый Зевс, сделанный величайшим греческим скульптором Фидием40. Пьедестал высотой около 10 м. был украшен вызолоченными и раскрашенными рельефами. Сама статуя изображала Зевса, сидящего на троне из кедрового дерева, украшенного драгоценными камнями и резьбой. Лицо, грудь и руки статуи - из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней. Голова статуи увенчана золотым венком, сделанным наподобие венка из оливковых листьев, волосы на голове и борода — из чистого золота.41 «На его правой руке, — говорит греческий писатель Павсаний, которому еще удалось своими глазами видеть этот знаменитый памятник искусства, — стоит статуя богини Победы, сделанная также из слоновой кости и золота; она держит повязку, а на голову ее возложен венок. В левой руке у бога находится скипетр, отделанный всевозможными металлами и увенчанный орлом. Из золота же сделана обувь бога; его плащ усеян изображениями разных фигур и цветов лилии»42. Пол был выложен черными мраморными плитами, обрамленными ободком из белого мрамора. Перед статуей висел великолепный шерстяной занавес ярко-пурпурного цвета, украшенный вышивками; он поднимался днем и опускался на ночь. Да, недаром эта статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не смог увидеть олимпийского Зевса, считали несчастным!43
Информация о работе Олимпийские игры Древней Греции в период архаики и классики