Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности зарождения и развития Олимпийских игр.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть особенности зарождения Олимпийских игр в греческой мифологии;
2. Проанализировать пути развития Олимпийских игр в период с VIII по IV вв. до н. э.
Введение
§1. Постановка проблемы и обоснование её актуальности
§2. Характеристика источников
§3. Историографический обзор
1глава. Зарождение Олимпийских игр:
§1. Истоки и условия возникновения Олимпийских игр в греческой мифологии
§2. Олимпия. Художественное оформление
§3. Выводы по главе
2 глава. Программа игр и их эволюция:
§1. Правила и участники состязаний
§2. Спортивные состязания
§3. Олимпионики
§4. Выводы по главе
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Вдоль дорог у храмов и жертвенников стояли статуи победителей на играх. А перед фасадом храма Зевса бронзовые группы колесниц и лошадей-героев ипподрома44.
Блестящие коллекции щитов, амфор, ваз, драгоценных шлемов дополняли великолепие этих храмов. К северу от храма Зевса находился холм, окруженный стеной в виде пятиугольника. По преданию, этот холм был могилой Пелопса. Еще дальше на север, у подножия Кроносского холма, в храме Геры долгое время хранился медный диск с высеченным на нем текстом договора Ифита с Ликургом.45 Здесь же, в Альтисе, в северо-западной стороне располагался ряд строений, где хранились драгоценности - дары греческих государств и городов, дары отдельных граждан. Между всеми этими строениями Альтиса находилось около семидесяти алтарей, на которых приносили жертвы многочисленным богам, почитаемым в Древней Греции.
К северо-востоку от священной рощи находился стадион, лежавший в углублении метра на четыре ниже Альтиса. Он был соединен с Альтисом тридцати двухметровым подземным ходом 46. Через этот ход участники состязаний в сопровождении судей после принесения жертвы богам выходили на стадион для соревнований. Стадион представлял собой полуовал, вытянутый с запада на восток, длиной около 215 метров и шириной около 30 метров 47. Он был окружен невысокой насыпью, за которой находились зрители. Для знатных гостей были выбиты скамьи, покрытые белым мрамором. Беговая дорожка была довольно широкой, по ней одновременно могли бежать восемь атлетов. К числу сооружений Олимпии, имевших тесную связь с праздником и с происходившими во время него спортивными выступлениями, принадлежала также гимназия, 48 расположенная северо-западнее священной рощи. Гимназия представляла собой обширный двор, окруженный колоннадой, на котором были устроены беговые дорожки, места для метаний, для борьбы и так далее. Гимназия предназначалась для тренировок. На гимназическом дворе были проложены аллеи с тенистыми деревьями, где атлеты отдыхали после упражнений. Между деревьями, тут и там, стояли высеченные из мрамора статуи наиболее знаменитых олимпиоников 49. В центре гимназического двора находилось каменное здание - палестра, 50- предназначавшееся для различных упражнений. Здесь имелись комнаты для игры в мяч, для упражнений с мешками (эти упражнения были основными в тренировке кулачных бойцов). Здесь же были устроены бани. В специальной комнате можно было смазать тело маслом, а в другой был сложен привозимый из Египта мелкий нильский песок для обсыпания тела. Атлеты перед упражнениями смазывали тело маслом и затем посыпали его песком. За пределами гимназии, почти при-
мыкая к ней, находилась первая "олимпийская деревня" - помещение для жилья атлетов, прибывающих на состязания.51
По всем греческим городам разъезжали специальные послы. Они появлялись на городских площадях в Афинах и Спарте, их видели в греческих городах Малой Азии и на цветущих берегах Черного моря, населенных греками. Всюду, где только появлялись эти послы, огромные толпы народа слушали их с праздничным, радостным возбуждением.
Что же сообщали грекам эти
послы, которых встречали с такой
радостью и нетерпением? Они сообщали
о дне предстоящего великого празднества
- знаменитых олимпийских играх. Олимпийские
игры проводились раз в четыре года 52. Это был общегреческий праздник.
Но не только о дне начала игр сообщали
послы на площадях греческих городов.
Они провозглашали условия священного
мира, который объявлялся на время празднеств.
Для всех племен и народов, принимающих
участие в празднествах, страна, где находится
святилище Зевса, - священна и неприкосновенна.
Всякий, кто обидит путника, направляющегося
на олимпийские празднества, также подвергается
проклятию и штрафу.
И вот уже со всех сторон потянулись в Элиду (область в Древней Греции, где находилась Олимпия) торжественные делегации и посольства. Ионическое море и широкое устье реки Алфея наполнилось празднично убранными кораблями, прибывшими сюда из многочисленных греческих колоний Малой Азии, Африки, Италии и Сицилии 53. По всем дорогам Греции люди спешили на празднества в Олимпию. Некоторые ехали верхом или на повозках, другие набивались в лодки, собирались в огромные толпы и шли пешком. Повсюду можно было увидеть вереницы мужчин и подростков, направляющихся в Олимпию. Исключение составляли замужние женщины, которым под страхом смерти запрещалось присутствовать на Играх. В своей книге "Описание Эллады" Павсаний пишет, что вблизи Олимпии, на берегу Алфея, высилась огромная гора. «… эта гора называется Типеем. Есть закон у элейцев – сталкивать с этой горы женщин, если они будут уличены в том, что они пришли на Олимпийские игры или даже только, что они в неуказанные для них дни перешли Алфей. Но говорят, что на самом деле ни одна из женщин не была поймана, кроме одной Каллипатеры; но есть и такие, которые ту женщину называют Ференикой, а не Каллипатерой. Так как ее муж умер еще раньше, то она, приняв вид настоящего учителя гимнастики, привела на состязания в Олимпию своего сына. Когда Писирод, ее сын, оказался победителем, то Каллипатера перескочила тот барьер, который отделял учителей гимнастики от арены, и при этом обнаружила свой пол. Хотя было открыто, что она женщина, но ее отпустили без наказания из уважения к ее отцу, братьям, сыну: они все были победителями на Олимпийских играх; но они установили закон, чтобы на будущее время учителя гимнастики выступали на арене обнаженными».54
Хотя в празднествах принимали участие и присутствовали только мужчины, все равно число гостей измерялось многими тысячами. Олимпийский стадион, где происходил бег и другие гимнастические упражнения, вмещал 40 тысяч человек55 и был всегда переполнен. На берегу реки Алфея во время празднеств вырастал целый город из палаток и шалашей. Вдоль большой дороги и стен ограды выстраивались деревянные бараки, тут шла оживленная торговля самыми разнообразными предметами.
Наконец великий день наступал: олимпийский праздник начинался с торжественной процессии, направляющейся к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элланодики в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносилась пара огромных быков, и на этих двух тушах судьи и участники давали торжественную клятву быть достойными возможного награждения оливковым венком, сделанным из ветвей священного дерева.56 Совершив обряд жертвоприношения Зевсу, процессия направлялась к храмам других богов, где тоже выполняла различные церемонии. Вечером после жеребьевки устраивался великолепный праздник искусств. В то время, когда праздник был в разгаре, атлеты старались заснуть с полуголодными желудками, съев только по куску сыра и запив его холодной водой. Атлеты шли на эти лишения с легким сердцем, так как в случае победы вознаграждение было огромным. Прежде всего, местность, откуда родом победитель, отныне поступала под покровительство богов, затем сам олимпионик становился как бы полубогом. По возвращении домой ему устраивался сказочный прием, и до конца дней ему оказывались многочисленные знаки внимания, а после смерти чемпиона приписывали к сонму "малых богов" 57. Все это не так уж мало!
§1.3. Выводы по главе.
Мифологию и религию эллинов невозможно представить себе без яростных единоборств героев и богов, без состязаний в силе, ловкости, быстроте и выносливости. Появление Олимпийских игр связано с тем временем, когда историю делали мифы и легенды, поэтому на их счет приходит множество сказаний. Нет единой версии появления Олимпийских игр. Мы рассмотрели самые известные мифы, связанные с зарождением игр, и каждые из них дают нам информацию о возникновении игр. Но не следует вдаваться в подробности об основателях Олимпийских игр, так как на этой почве мифов невозможно воссоздать истинную картину происходившего. Даже сам Страбон говорил о том, что не стоит обращать внимания на все эти древние сказания об учреждении игр.
Что же касается Олимпии, то она являлась признанным святилищем политического нейтралитета, священным центром. Она была подходящим местом для рождения нового поколения героев спорта. А храм Зевса в Олимпии являлся центром празднества и его органически дополняли другие сооружения олимпийских божеств. Образ Зевса излучал справедливость, доброту, умиротворенность, гармоническое величие. Можно сказать, что созданный образ Зевса Олимпийского стал завершением длительной работы греческой религиозной мысли, теологическим осмыслением нового внутреннего содержания идеи верховного бога олимпийского пантеона, который стал каноническим вплоть до появления христианства.58
§2. Программа игр и их эволюция.
§2.1. Правила и участники состязаний.
Игры занимали три из пяти дней праздника. Составляли расписание и следили за порядком специальные лица, называвшиеся «элленодиками», то есть «судьями греков» 59. Это были должностные лица Элиды, назначаемые для каждой олимпиады по жребию из ограниченного по количеству класса граждан. Этих судей было 10. Они приступали к выполнению своих обязанностей за 10 месяцев до начала празднеств. Отправляясь в Олимпию, они, прежде чем вступить в священную ограду, совершали омывание и закалывали в жертву свинью 60. В Булевтерии61 они принимали присягу от участников состязаний, их семей и учителей. Сами элланодики клялись выполнять свой долг перед алтарем Зевса и производили испытание атлетам, детям, лошадям и жеребятам, прежде чем допустить их к состязаниям 62; они распределяли их по разрядам, составляя для каждого состязания список соперников.63
На них была возложена также забота об устройстве и оборудовании мест для состязаний. Часто они разделялись на комиссии из трех человек, которые руководили различными играми поочередно. Для них воздвигались особые высокие места в конце стадиона или при входе на гипподром. Обязанности их отличались большой сложностью. Они отдавали приказания глашатаю вызывать поименно состязающихся, наблюдали за метанием жребия относительно места, занимаемых последними, подавали, отмечали нарушения устава, делали свои постановления и провозглашали имя победителя.64 В их распоряжении были полицейские чиновники под начальством алитарха.
Элланодики следили за тем, чтобы все правила Олимпийских игр строго выполнялись. И вот главные статьи устава:
Всякое неправильное действие наказывалось штрафом, установленным законом и налагавшимся по приговору судей. За уплату этого штрафа были ответственны не только семья участника состязаний, но и его родной город.
Нарушения правил, зафиксированные в исторических памятниках, были весьма разнообразны. Например, на 71-й Олимпиаде, в 496 году до н. э., элланодики (судьи) не признавали атлета Клеомеда победителем в кулачном бою, потому что он во время состязания случайно убил своего противника. На 75-й Олимпиаде, в 480 году до н. э., был оштрафован знаменитый атлет Теаган за то, что он отказался от участия в панкратионе, сказав, что утомился во время кулачного боя, а по правилам все виды состязаний, входившие в программу Игр, тогда являлись обязательными для каждого участника. На 90-й Олимпиаде, в 420 году до н. э., не была признана победа возницы Лихаса, так как он незаконно принял участие в Играх: Лихас был спартанцем, а Спарта в этой Олимпиаде не участвовала, и Лихас выступал со своей колесницей от имени другого города. После 98-й Олимпиады были установлены сразу четыре статуи Зевса: кулачный боец Эвпол дал взятку своим троим соперникам. Наказаны были все четверо, и не только солидным денежным штрафом, но и всеобщим презрением. 66 Павсаний в своем труде тоже рассказывает о таком примечательном случае: «...в 192-ю Олимпиаду решился на это (на подкуп) элеец Дамоник; предстояло состязание за победный венок в борьбе между сыном Дамоника Поликтором и Сосандром, родом из Смирны, носившим одно имя с отцом. Так как Дамоник страшно хотел, чтобы победа досталась его сыну, он дал взятку Сосандру-отцу. Когда эта сделка разгласилась, то элланодики наложили наказание, но они наложили его не на сыновей, а обратили свой гнев на отцов: ведь это они совершили несправедливость».67
Недаром одна из надписей на этих статуях гласила: "Победа в Олимпии добывается не деньгами, а быстротой ног и крепостью тела".68
В состязаниях участвовали люди, сходившиеся со всех концов греческого мира. Несмотря на то, что по внешности организация игр носила свободный характер, участие в состязаниях было доступно лишь гражданам высших классов: только богатые люди имели возможность снарядить для гипподрома упряжки, которые связаны с содержанием большой конюшни. Простой народ не мог принимать участие даже в состязаниях на стадии вследствие необходимости продолжительной подготовки, путевых расходов и пребывания в Элиде. Действительно, в состязаниях на гипподроме участвовали члены аристократических фамилий, а состязание на стадионе происходило между представителями буржуазии. Так как игры посвящались Зевсу Олимпийскому, участвовать в состязаниях разрешалось лишь гражданам – мужчинам, которые должны были отличаться высокими моральными качествами 69.
Информация о работе Олимпийские игры Древней Греции в период архаики и классики