Олимпийские игры Древней Греции в период архаики и классики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности зарождения и развития Олимпийских игр.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть особенности зарождения Олимпийских игр в греческой мифологии;
2. Проанализировать пути развития Олимпийских игр в период с VIII по IV вв. до н. э.

Содержание

Введение
§1. Постановка проблемы и обоснование её актуальности
§2. Характеристика источников
§3. Историографический обзор
1глава. Зарождение Олимпийских игр:
§1. Истоки и условия возникновения Олимпийских игр в греческой мифологии
§2. Олимпия. Художественное оформление
§3. Выводы по главе
2 глава. Программа игр и их эволюция:
§1. Правила и участники состязаний
§2. Спортивные состязания
§3. Олимпионики
§4. Выводы по главе
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 147.97 Кб (Скачать документ)

Участники состязаний должны были за год вперед внести свои имена  в списки, которые велись должностными лицами Элиды. Подготовка атлетов к состязаниям занимала 10 месяцев. За исключением бывших победителей в Олимпии и нескольких атлетов, имевших всемирную известность, все, должны были выдержать в течение 30дней ряд испытаний в элидской гимназии; но большая часть будущих участников состязаний проводила в  этой гимназии все 10 месяцев, предназначенных для упражнений. Элланодики наблюдали за ними и изучали каждого из них. При приближении игр атлеты перевозились в Олимпию и поселялись в особых помещениях. Вступление их в Булевтерий совершалось с большою пышностью и в присутствии их отцов, братьев и учителей. Войдя туда, участники состязаний простирали руку на алтарь Зевса, где предавались сожжению внутренности дикого кабана, и перед элланодиками приносили клятву вести себя согласно требованию устава.

 

 

 

§2.2. Спортивные состязания.

Первый день открывался состязаниями на стадионе. Еще задолго до зари все паломники, распределенные по национальностям, теснились на склонах гор. При восходе солнца раздавался трубный звук. Элланодики в красных одеяниях переходили через все поле состязаний и занимали свои места против старта. Вокруг них на почетных местах сидели должностные лица и жрецы Элиды, общественные гости, представители разных государств. Поблизости возвышался трон единственной замужней женщины, присутствие которой допускалось при этом зрелище, а именно жрицы Деметры – Хамины.70

На арену появлялся  глашатай и громко кричал: «Состязающиеся в беге, выходите!».71 Один из начальствующих полицейских лиц вызывал атлетов, а глашатай представлял их толпе, сообщая их имя и место родины. Затем участники состязаний уходили в особое здание, где снимали с себя одежды и натирались маслом. Когда они появлялись уже обнаженными, на арену приносили урну Зевса,72 т. е. серебряную вазу, в которой лежали серебряные дощечки с выгравированными на них буквами. Каждый участник состязаний вынимал по жребию одно из двадцати мест, которое далее занимал. Алитарх73 отбирал эти дощечки, проверял их и отводил атлета на его место. Опять раздавался трубный звук, и 4 соперника пускались в бег. Победителя этого состязания, который, прибежал первым к старту, где заседали элланодики, отводили в сторону. Все 5 групп, состязающихся из четырех человек, каждая, бежали одна за другой. Затем должны были состязаться победители этого предварительного бега. Судьи выносили свой приговор, а глашатай объявлял, кто оказался окончательным победителем, именем которого будет названа следующая олимпиада. Таков был простой бег. При двойном беге надо было начать бег от места элланодиков и возвратиться опять к нему же. При шестерном беге полагалось пробежать 6 раз вдоль всей арены. Что же касается бега с оружием, то его проводили в конце игры. В этом состязании нужно было 2 раза пробежать по стадиону в военном вооружении, т. е. с щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.

Как и бег различные виды борьбы все более усложнялись. В простой борьбе выходили с голыми руками. Победителем считался борец, который 3 раза повалил своего противника таким образом, что тот коснулся земли лопатками. Пару состязающихся в борьбе выбирала жеребьевка.74 В урну клали 2 буквы А, 2 буквы В и т. д. Те, кто вынул одну и ту же букву, боролись друг с другом; затем, также по жребию соединялись попарно победители. Так делали до тех пор, пока не оставался один победитель. Эти правила использовали и в кулачном бое и в панкратии – сочетании кулачного боя и борьбы.75

При выходе на кулачную борьбу борцы надевали на голову бронзовый калпак, а кулаки заматывали кожаными ремнями с металлическими шишками. Это была жестокая борьба. Собираясь нанести удар, борец вместе с тем принимал меры предосторожности: защищал голову руками, старался, чтобы противник был ослеплен солнцем; затем изо всей силы бил кулаком по ребрам, голове и т. д. обычно из этой борьбы выходили обезображенными, искалеченными, истекающими кровью. Часто она заканчивалась смертью. Борьба продолжалась до тех пор, пока один из противников не признавал себя побежденным.

Панкратий был соединением  борьбы и кулачного боя. Сражающиеся  имели право наносить удары, опрокидывать на землю и сжимать своему противнику горло, но запрещалось пускать в  ход зубы и надевать на руки металлические  нарукавники. Часто соперника лишали возможности действовать особым предметом, при котором вывертывались и ломались пальцы.

Пятиборство включало 5 различных  состязаний: прыгание, метание диска  и дротика, простой бег и борьбу. Два последних испытания уже описаны. Состязания в прыжках проходили на особой насыпи. Для увеличения прыжка состязающиеся размахивали гирями, благодаря чему прыжки достигали громадных размеров.76 Для метания дисков пользовались двуми бронзовыми кругами, которые имели форму чечевицы. Они были очень тяжелыми  хорошо отполированными с отверстием посередине.77 Атлет поднимался на возвышение и метал свой диск как можно дальше. При метании дротиками нужно было попасть в определенную цель. Все движения атлетов проходили под звуки флейты.

Что касается распределения  призов победителям в пятиборстве, то возможно, что трое первые состязания носили пробный характер. В прыжках, метании диска или дротика нужно было достигнуть определенных границ. Кто этого не выполнял, подвергался исключению из состязаний в беге и борьбе.

Детские состязания были точным повторением состязаний взрослых. Лишь пятиборство было исключено из них, как состязание слишком тяжелое для юного возраста.

Самый древний вид состязания – бега на колесницах, запряженных  четверкой лошадей, всегда оставался  наиболее популярным у зрителей.

Место старта на олимпийском  ипподроме было устроено следующим  образом: в центральной части  барьера находился особый выступ, на котором помещалось изображение бронзового орла с распростертыми крыльями, а перед ним дельфин. При первом сигнале трубы приводилось в действие особое приспособление: дельфин падал на землю, а орел взвивался вверх.78 Опускалась веревка, закрывавшая вход в стойла и колесницы, запряженные четверкой лошадей, выстраивались в одну линию. По второму сигналу трубы все бросались вперед. Требовалось обогнуть столб у старта 12 раз.

Этот старт построил архитектор Клеэт. Он так гордился своим произведением, что когда один из олимпиоников заказал ему статую, Клеэт написал на ней: «Клеэт, построивший старт в Олимпии, сделал эту статую».79

Бега на колесницах были самым опасным видом спорта. Трагический  поэт Софокл описывает в трагедии «Электра» страшную катастрофу, при  которой столкнулись 8 из 10 соперничающих  колесниц, и только 1 из участников закончил бег невредимым.

« Когда же судьи, жребий вынув каждому,

Их колесницы разместили,- тотчас же,

Под звуки медных труб, пошли, поводьями

Коней ударив и бодря их криками.

И стуком гулким колесниц наполнилось

Ристалище – и кверху возносился прах.

И все, перемешавшись, острием  коней

Кололи, не жалея, - обогнать стремясь

Несущегося рядом колесничего.

И спины вскоре у возниц и ободы

Колес покрыла пена, конский  храп стоял…

А он, на крайний правя столб ристалища,

Его слегка касался втулкой, правого

Коня пуская, левого смиряя бег.

И все сначала колесницы  прямо шли,

Но вдруг энийца80 жеребцы горячие,

Шестой – иль следующий? – обегая круг,

Сворачивают вправо – и  баркейскую81

Сшибают лбами колесницу; прочие,

Друг с другом сталкиваясь, тут же падают,

И вдруг разбитых колесниц обломками 

Крисейская82 долина вся наполнилась…

И лишь возница опытный, афинянин,

Направо держит – и, свернув  с ристалища,

Минует яростную бурю конскую…

А он, Орест, последним шел, уверенный,

Что кобылицы под конец  одержат верх;

Но видя, что остался  цел афинянин,

Бичом свистящим меж ушей стегает их

И, бег ускорив, нагоняет тотчас же.

И, поравнявшись оба колесницами,

Оспаривают друг у друга  первенство…

И предпоследний безопасно  круг уже

Прошел, злосчастный, он, держась  устойчиво,

А после вдруг ослабил  вожжи левые

И поворота не заметив, столб  задел;

И, средние ступицы в  колесе сломав,

Скользнул под колесницу  и в тугих ремнях

Запутался… Когда ж упал, злосчастный, он,-

Помчались кобылицы на средину  с ним…

И видя, что скользит и  наземь падает,

Народ о злополучном стонет юноше:

«Погиб, такие он свершивший подвиги!.. »83

В 462 г. до н. э. на конных состязаниях  в Олимпии из 40 участников уцелел лишь 1.84 Не следует, однако, думать, что катастрофы происходили на каждом беге.

В более позднюю эпоху  стали появляться упряжки мулов, колесницы с парой лошадей, а  также с парой или четверкой  жеребят. Самым важным нововведением  были скачки на верховых лошадях. Скачки с препятствиями не были в ходу, но перед приближением к цели наездник должен был соскочить на землю и бежать за лошадью с поводьями в руках.85 Наряду с такими скачками были введены даже скачки на кобылицах и на жеребятах. Награда за победу доставалась владельцам лошади или колесницы, а не наездникам.86

В каком порядке происходили  эти состязания неизвестно. В древнюю  эпоху они все заканчивались  в один день. Когда программа их разрослась, они стали продолжаться 3 дня. Для открытия устраивались детские упражнения, на утро следующего дня назначались бега взрослых. После полудня – борьба, кулачный бой и панкратий. Конские состязания относились на утро третьего дня, а пятиборство и бег с оружием происходили после полудня. Но из этого правила неоднократно делались исключения.

 

 

 

 

 

§2. 3. Олимпионики.

 

Слава приходила к победителю сразу после соревнований. На середину стадиона выходил глашатай и объявлял имя победителя, имя его отца и название его города. Раздача наград производилась в последний день праздника. Первоначально наградой служили драгоценные вещи, дорогие материи 87. Впоследствии стали венчать венком из листьев дикой оливы, росшей у храма Зевса. Срезал эти ветви золотым серпом мальчик чисто греческого происхождения, родители которого были живы. Венки складывались на треножник, а с V в. до н. э. старый железный треножник был заменен столом из слоновой кости и серебра, работы знаменитого тогда художника Колота.88 Стол этот стоял в храме Геры.

Затем устраивалось шествие. Впереди двигались элланодики, затем  новые олимпионики, сопровождаемые гражданскими и духовными властями, общественными гостями и депутатами разных народностей, а также статуями богов; они спускались в Альтис, где их ждала восторженная толпа. Они медленно двигались в своих верхних одеждах, с венками на головах, с пальмовыми ветвями89 в руках. За ними, все в цветах, шли лошади, кобылицы и жеребята, одержавшие победу. Вокруг всего этого шествия шли певцы, которые пели  под аккомпанемент флейт соответствующие случаю стихи. Иногда пели и новые гимны победы, сочиненные знаменитыми составителями победных хоровых песен Пиндаром и Вакхилидом. В этих гимнах прославлялся не только герой, но и весь его род город, в котором он жил, и люди, населявшие этот город.

Когда шествие приближалось к алтарю 12-и богов, победители, окруженные собравшейся толпой, совершали жертвоприношения и благодарственные моления. Затем шествие снова пускалось в путь. Теперь они двигались туда, где граждане Элиды приготовляли большой пир, на который приглашались все привилегированные должностные лица Олимпии и жрецы. Чтобы слава победителей сохранялась в веках, их имена вносились в списки олимпиоников 90, которые выставлялись для общего сведения в гимнасии.

Официально празднество  этим заканчивалось, но обычно оно продолжалось еще несколько дней по причине того, что на пир было приглашено много друзей, родственников и земляков, которые не торопились уезжать.

Начиная с VI века, победители приобрели право посвящать в Альтисе статую. Первоначально для этой цели чаще всего воздвигалась какая-нибудь фигура воображаемого лица. Но атлет, победивший 3 раза, мог воздвигнуть свое собственное изображение не выше своего роста. Такие портретные статуи обычно заказывались лучшим скульптурам. Но расходы, связанные с этим, оплачивал сам победитель, его семья и учитель. «Самое драгоценное имущество» ,- гласила одна пословица, «это – золотая статуя в Олимпии» 91. Иногда устанавливались и статуи тренеров – наставников победителей92 .

Возвращение победителя на родину сопровождалось величайшими  торжествами. Олимпионик въезжал в  город, окруженный своими друзьями и родными, в пурпуровой одежде на квадриге. Сначала шествие направлялось к храму Зевса, которому победитель должен был посвятить свой венок. Далее в честь нового героя устраивалось пышное национальное пиршество.

Затем вся процессия направлялась на площадь, где в честь победителя устраивали пир, на котором присутствовали все граждане. После пира олимпионика  провожали домой.

Что касается лошадей, выигравших в состязаниях, то они могли рассчитывать на сытую и спокойную жизнь. После смерти воздавали почести и ставили на их могилах памятники в форме пирамиды. Часто их хоронили вблизи  могилы хозяина.

Празднование годовщины  этого события совершалось, затем в течение долгого времени. Олимпионик приходил в этот день в святилище Зевса, одевал свой венок и ходил со своими родственниками и друзьями по всему городу. Государство предоставляло ему различные привилегии: часто воздвигались 2 статуи – одна в Олимпии, а другая на общественной площади, в храме или гимназии; нарисованный портрет выставлялся под портиками 93. Некоторые города выбивали монеты в честь победы на Олимпийских играх94. Например, в IV в. до н. э. Сикион чеканил монеты с изображением панкратиаста Сострата, победившего трижды на Олимпийских играх 95.

Слава олимпионика не имела  пределов. Благодаря минутному успеху он попадал в ряды первых людей  его эпохи. Он становился важной  персоной, выступал иногда в качестве посредника между различными государствами. Вокруг его имени создавались легенды. Доходили даже до того, что начинали воздавать ему божественные почести. Обожествление некоторых из олимпиоников начиналось еще при их жизни: Эвоимий из Локр совершал жертвоприношения своему собственному изображению.96 

Информация о работе Олимпийские игры Древней Греции в период архаики и классики