Олимпийские игры Древней Греции в период архаики и классики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности зарождения и развития Олимпийских игр.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть особенности зарождения Олимпийских игр в греческой мифологии;
2. Проанализировать пути развития Олимпийских игр в период с VIII по IV вв. до н. э.

Содержание

Введение
§1. Постановка проблемы и обоснование её актуальности
§2. Характеристика источников
§3. Историографический обзор
1глава. Зарождение Олимпийских игр:
§1. Истоки и условия возникновения Олимпийских игр в греческой мифологии
§2. Олимпия. Художественное оформление
§3. Выводы по главе
2 глава. Программа игр и их эволюция:
§1. Правила и участники состязаний
§2. Спортивные состязания
§3. Олимпионики
§4. Выводы по главе
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 147.97 Кб (Скачать документ)

Что же касается проигравших, то судьба их была печальной и незавидной. Греки их часто презирали и поэтому те старались ото всех спрятаться и не попадаться им на глаза. Но, пытаясь так вот уйти от позора, они подвергались бичеванию 97.  

§2.4. Выводы по главе.

 

Спортивные соревнования во время Олимпийских игр древности  не воспринимались как самодовлеющее  явление, они рассматривались в  широком общественном и религиозном контексте всего празднества. Спортивные состязания проводились не ради рекордов как таковых, которые сводились в таблицы, демонстрирующие их рост от одной Олимпиады до другой. Спортивные состязания были культовым действием, проводимым в честь Зевса Олимпийского. Участники игр демонстрировали свою преданность и веру в могучее и справедливое божество, они ему посвящали свои победы. Тот, кто одерживал победу в соревновании (его называли олимпиоником), рассматривался как приблизившийся к Зевсу, к божественному, он как бы прорывал свою человеческую оболочку и обретал некий божественный ореол, становился до некоторой степени героем. Вот почему в мифологических сказаниях древних греков многие олимпийские боги и герои принимали прямое участие в Олимпийском состязании наряду с обычными смертными участниками.

Спортивные соревнования - это органическая часть культа, а не демонстрация только спортивного мастерства. Вот почему участник олимпийского состязания, а тем более победитель должен был обладать, кроме собственно высоких физических данных, еще и высокими нравственными качествами; человек злой, несправедливый, завистливый, подлый по определению не имел права соревноваться в Олимпии и, конечно, в принципе не мог добиться победы. И хотя как всегда бывает, высокие принципы нарушаются, общий идеал совершенного в физическом и нравственном смысле человека оставался неизменным и бесспорно оказывал свое благотворное влияние на общую моральную атмосферу в Греции.

 

Заключение.

 

В ходе данного исследования, посвященного изучению Олимпийских  игр Древней Греции периода архаики  и классики, мы пришли к такому выводу, что происхождение и развитие Олимпийских игр обусловлено экономическими, политическими, военными и культурными предпосылками, которые формировались в Древней Греции, в период распада родовых отношений и созревания  классового рабовладельческого общества.

С развитием рабовладельческих  отношений происходили перемены и в культурной жизни Греции. Устанавливались более тесные связи между племенами, а позднее и городами. Постепенно возникали мифы и легенды о Зевсе, Геракле, и других божествах, обитавших, по преданию, на вершине Олимпа. Первые Олимпийские игры упоминаются в 776 г. до н.э., когда на одной из мраморных колонн, установленных вдоль берега реки Алфей, было выгравировано имя первого олимпийского победителя - Корэба, повара из Элиды.98

Будучи местом проведения Олимпийских игр, Олимпия была историческим  и культурным  центром  Древней  Греции  с   большим   количеством   древнейших памятников, строительство которых выходит к первой половине  II  тысячелетия до н. э. Святыми местами  считались  гора  Кронос,  курган  Пелопса,  алтари Зевса, Геракла и Гипподамии.  В честь игр в Олимпии было сооружено много красивых статуй,  алтарей и храмов. Наиболее известным храмом был Олимпиум, в котором находилась большая  статуя Зевса.

Древние Олимпийские игры выполняли важные культурные,  педагогические, экономические, военно-прикладные и политические функции. Они  способствовали объединению  полисов,  установлению   священного   перемирия,   духовной   и физической  подготовке   молодежи   и,   в   конечном   итоге,   процветанию древнегреческой цивилизации.

Олимпийские игры существовали почти  параллельно с  рабовладельческим  строем   и   являлись отражением   его   проблем   и противоречий.  Развитию  Олимпизма  мешало  антидемократическое  ограничение участия в соревнованиях, профессионализация, грубый индивидуализм  и  начало моральной деградации.

Олимпийские игры оказывали существенное влияние на развитие греческой культуры. При этом можно выделить два аспекта. Во-первых, в Элладе сложился культ прекрасного обнаженного тела. Атлеты тренировались и состязались обнаженными. Стыд наготы не считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнаженное тело выражением высокого уровня культуры. Женская нагота в греческой культуре стала популярна только в середине IV в. до. н. э.99 До этого исключительно мужские атлетические формы считались воплощением грации и красоты.

Во-вторых, во время игр  съезжались со всех уголков Эллады выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, историки Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии Софокл, Пиндар, Еврипид.100 Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и искусства, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру. При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами.

В период расцвета Античной Греции Олимпийские игры выполняли  целый ряд социальных функций. Помимо состязательной: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную. Однако большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания.

Атлеты этого периода  отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания. 
В IY в. до н.э. наблюдаются постепенные изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания уделяется зрелищности состязаний. Политический хаос и постоянные воины, особенно Пелопоннесская война (431–404 гг. до н.э.), вели к огрублению греческих вкусов. Гармоническая красота тела не вызывала, былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах происходят перемены, если раньше исход схватки решало преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила. 
Награда за победу в состязаниях возрастает. Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам.

Таким образом, Олимпийские  игры в Греции имели важнейшее  значение в сохранении национального самосознания, исторических и культурных традиций. Поэтому, несмотря на утрату многих ценностей, и организационных моментов, греки продолжали свято сохранять традицию проведения Олимпийских игр. Изменения, происходившие в организации игр, в определенной мере отражали деградацию античной системы физического воспитания и кризис всего рабовладельческого строя.

 

 

Приложения.

 

 

Статуя Зевса Олимпийского в Олимпии.

 

 

Список использованной литературы.

Источники:

  1. Павсаний «Описание Эллады», М., 1994 г.
  2. Пиндар Вакхилид «Оды. Фрагменты», М., 1980 г.
  3. Софокл «Электра», М., 1958 г.

Научная литература:

  1. Базунов Б. «Кумиры стадионов Эллады», М., 2004 г.
  2. Бюттен А. М «Классическая Греция», М., 2006 г.
  3. Гаспаров М. Л. «Занимательная Греция», М., 2004 г.
  4. Гиро П. «Частная и общественная жизнь греков», СПБ, 1995 г.
  5. «Древняя Греция». Под ред. С. Л. Утченко, М., 1974 г.
  6. Зайцев А. И. «Культурный переворот в Древней Греции VIII – V  вв. до н. э.», Л., 1985 г.
  7. Колобова К. М., Глускина Л. М. «Очерки истории Древней Греции»,  Л., 1985 г.
  8. Колобова К. М., Озерецкая Е.Л. «Олимпийские игры», М., 1958 г.
  9. Констам А. «Древняя Греция», М., 2008 г.
  10. Коттерилл Г. Б. «Древняя Греция», М., 2007 г.
  11. Кун Н. А. «Легенды и мифы Древней Греции», М., 2008 г.
  12. «Легенды и мифы Древнего Рима и Древней Греции», Кишинёв, 1994 г.
  13. Ляпусин Б. С., Суриков И. Е. «Древняя Греция», М., 2007 г.
  14. Миронов Б. М. «Древняя Греция», М., 2006 г.
  15. Соболев П. «Олимпия. Афины. Рим», М., 1960 г.
  16. Хавин Б. «Все об Олимпийских играх», М., 1979 г.
  17. Шанин Ю.В. «Олимпия. История Античного атлетизма», СПБ, 2001 г.
  18. Шостакович  С. В. «Сказание о Пелопидах» (из истории становления патриархальной семьи в Древней Греции). Иркутск, 1975 г.

Справочная литература:

  1. Словарь Античности, М., 1989 г.
  2. Словарь – справочник «Античность», Дубна, 2003 г.

1 Словарь Античности, М., 1989, С. 430.

2 Эпиникии – похвальные песни.

3Гвоздева Т. Б., Ладынин И. А.  «Круглый стол» «Олимпийские празднества (игры) как фактор греческого этнокультурного единства» (Москва)  // ВДИ 1999, № 1, С.232  – 235.

4  Словарь – справочник «Античность», Дубна, 2003 г., С. 45.

5 Словарь Античности, С. 90.

6  Там же, С. 540.

7 Там же, С. 405.

8 Ляпусин Б. С., Суриков И. Е. «Древняя Греция», М., 2007 г., С. 207.

9 Там же, С. 214.

10 Там же, С. 214.

11  Шанин Ю.В. Олимпия. История Античного атлетизма. Санкт-Петербург, 2001. С. 4

12  Там же, С. 4.

13 Базунов Б. «Кумиры стадионов Эллады», М., 2004 г., С. 7.

14 Бюттен А. М «Классическая Греция», М., 2006, С. 7.

15  Хавин Б. «Все об Олимпийских играх», М., 1979, С. 4.

16  Там же, С. 5.

17 Коттерилл Г. Б. «Древняя Греция», М., 2007 г., С. 4.

18  Гаспаров М. Л. «Занимательная Греция», М., 2004 г., С. 4.

19  Шанин Ю. «Герои античных стадионов», М.,1971 г., С. 20.

20  Шанин Ю.В. « Олимпия. История Античного атлетизма », С. 53.

21  Там же, С. 55.

22  Коттерилл Г. Б. «Древняя Греция», С. 224.

23  Колобова К. М., Озерецкая Е.Л. «Олимпийские игры», М., 1958 г.,  С. 13.

24  Кун Н. А. «Легенды и мифы Дреаней Греции», М., 2008 г., С. 65.

25  Там же, С. 65.

26  Гаспаров М. Л. «Занимательная Греция», С. 36.

27  Шанин Ю.В. « Олимпия. История Античного атлетизма », С. 68.

28  Бюттен А. М «Классическая Греция», С. 30.

29   «Древняя Греция». Под ред. С. Л. Утченко, М., 1974 г.

30  Павсаний « Описание Эллады », М., 1994 г., кн. 6, V, XIII, I.

31  «Легенды и мифы Древнего Рима и Древней Греции», Кишинёв, 1994 г., С. 164.

32  Там же, С. 164.

33 Базунов Б. «Кумиры стадионов Эллады», С. 31.

34 Павсаний « Описание Эллады », кн. 6, X, I, 5; V, V II, 4; V II I, II, I.

35 Базунов Б. «Кумиры стадионов Эллады»,  С. 57.

36 Шостакович  С. В. Сказание о Пелопидах (из истории становления патриархальной семьи в Древней Греции). Иркутск, 1975. С. 7.

37  Пиндар Вакхилид «Оды. Фрагменты»,  М., 1980, 1, 1-11.

38 Шанин Ю. «Герои античных стадионов», М., 1971 г., С. 24.

39  Миронов Б. М. «Древняя Греция», М., 2006 г., С. 12.

40 Колобова К. М., Озерецкая Е.Л. «Олимпийские игры», С. 11.

41  Там же, С. 11.

42  Павсаний « Описание Эллады », кн. 6, XI, 1-2.

43 Колобова К. М., Озерецкая Е.Л. «Олимпийские игры», С. 11.

44  Ипподром – место, где происходили конные состязания.

45 Там же, С. 13.

46 Констам А. «Древняя Греция», М., 2008 г., С. 120.

47  Там же, С. 120.

48  Хавин Б. «Все об Олимпийских играх», С. 11.

49 Олимпионик (от греческих слов Олимпия и Нике – победа) – победитель на Олимпийских играх.

50 Там же, С. 11.

51 Базунов Б. «Кумиры стадионов Эллады», С. 47.

52  Коттерилл Г. Б. «Древняя Греция», С. 223.

53  «Древняя Греция». Под ред. С. Л. Утченко, С. 119.

54 Павсаний «Описание Эллады», кн. 6, V,7.

55 Базунов Б. «Кумиры стадионов Эллады», С. 48.

56 Колобова К. М., Озерецкая Е.Л. «Олимпийские игры», С. 19.

57 Там же, С. 20.

58 Кузищин В. И. «Олимпийские игры как миротворческий фактор в политической жизни Древней Греции»// ВИ 2008г., № 8, С. 119-135.

59 Павсаний «Описание Эллады», кн. 6, X V, 1-2.

60 Гиро П. «Частная и общественная жизнь греков», СПБ, 1994г., §27 С. 80.

61 Булевтерий – помещение, игравшее роль городской ратуши.

Информация о работе Олимпийские игры Древней Греции в период архаики и классики