Органы управления социо-культурной сферой РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:44, курсовая работа

Описание

Основная цель настоящей работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений органов управления социально-культурной сферой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. История государственного управления в Рос-сии………………........... 5
1.1. Российское государство в период империи ……………………........ 7
1.2. Российское государство в период строительства социализ-ма........... 9
1.3. Российское государство в постсоветский период ………………….. 12
2. Современная организация государственных учреждений в Рос-сии…. 18
2.1. Система государственного устройства в России …………………… 18
2.2. Исполнительная власть ………………………………………………. 22
2.3. Система федеральных органов исполнительной власти …………… 24
2.4. Структура правительства РФ ………………………………………… 27
2.5. Россия – федеративное государство ………………………………… 29
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список литературы ………………………………………………………... 34

Работа состоит из  1 файл

Органы управления соцкультурной сферой в РСФСР.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал  в г. Кирове 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Современная организация государственных  учреждений в России» 

Тема: Органы управления социо-культурной сферой 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка специальности

032001 Документоведение  и ДОУ

заочной формы обучения,

группа  ДОУ – 2(5,5)

Загребина Е.В. 
 

Проверил:

к.п.н., доцент

Соловьева М.Ф. 
 
 
 

Киров

2009

    Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
1. История  государственного управления в  России………………........... 5
1.1. Российское государство в период империи ……………………........ 7
1.2. Российское государство в период строительства социализма........... 9
1.3. Российское  государство в постсоветский  период ………………….. 12
2. Современная  организация государственных учреждений  в России…. 18
2.1. Система  государственного устройства в  России …………………… 18
2.2. Исполнительная  власть ………………………………………………. 22
2.3. Система  федеральных органов исполнительной  власти …………… 24
2.4. Структура  правительства РФ ………………………………………… 27
2.5. Россия  – федеративное государство ………………………………… 29
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список  литературы ………………………………………………………... 34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Социальная  политика государства — это целенаправленная деятельность соответствующих государственных органов по управлению социально-культурной сферой общества — образованием, наукой, культурой, здравоохранением, социальным обеспечением, физкультурой, спортом и туризмом, направленная на максимальное обеспечение его потребностей, повышение благоустройства народа и соблюдение основных принципов социальной справедливости.

    Актуальность  темы исследования. В современном  обществе состояние социально-культурной сферы становится важнейшим параметром, по которому весь мир судит о достигнутой обществом ступени развития, а структура и динамика инвестиций в этой сфере свидетельствуют о темпах общественного прогресса. В настоящее время в постиндустриальных странах социально-культурная сфера представляет собой не просто набор отраслей, соответствующий выбранной классификации, а является механизмом защиты, который охватывает подавляющую часть населения и обеспечивает его социально-экономическую безопасность.

    Социально-культурная деятельность России - сложная и многогранная сфера общественной жизни. Поэтому совершенно справедливо к основным функциям государственного управления социально-культурной сферой относят: создание благоприятных условий для воспроизведения населения страны; сохранение здоровья и трудоспособности населения; организацию профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства; укрепление семьи и заботу о подрастающем поколении; сохранение и приумножение культурного достояния; организацию отдыха, досуга населения; создание благоприятных условий для занятия наукой, туризмом, спортом и т. п.

    В процессе развития Россия имеет определенные достижения в социально-культурной сфере: переход на новую структуру, срок и содержание обучения, содействие развитию одаренной молодежи, определение приоритетных направлений развития отечественной науки, возрождение культуры и искусства, развитие физической культуры, спорта и туризма.

    Характерной особенностью социально-культурной сферы  является то, что она связана не только с материальными ценностями, но и в значительной степени с  духовными потребностями граждан. Законодательство в этой сфере призвано обеспечить эстетическое и моральное воспитания человека, его обучение, охрану здоровья, удовлетворение социально-культурных потребностей. Общность отраслей законодательства в сфере социально-культурного строительства проявляется в единстве цели, принципов, методов правового регулирования, в единой их служебной роли в обществе.

    Основная  цель настоящей работы состоит в  разработке и обосновании теоретических  и методических положений органов управления социально-культурной сферой.

    В соответствии с данной целью в  курсовой работе сформулированы и обоснованы следующие задачи:

    • проанализировать историю государственного управления в России;

    • рассмотреть современную организацию  государственных учреждений в России.

    Предметом исследования являются методологические и методические проблемы государственного управления социально-культурного комплекса.

    Объектом  исследования выступают сами хозяйствующие  субъекты социально-культурной сферы.

    В курсовой работе использованы результаты исследований и практической деятельности авторов, данные социально-экономического развития, как отдельных регионов, так и Российской Федерации в целом, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы статистических органов, данные о развитии процессов организации  государственных учреждений социально-культурного комплекса в России.

 

1. История государственного  управления в России. 

    История Российского государства берет  свое начало с IX в. — времени, когда  сложилась Киевская Русь. Российскому  государству уже одиннадцать веков (1100 лет). Территория Восточной Европы, на которой располагалась Киевская Русь, не была включена в зону античной цивилизации. Поэтому, бессинтезный, путь развития народностей этой части Европы повлиял на особенности их государственного строительства. Сказалось и геополитическое положение, постоянно требовавшее решения оборонных задач. По этой причине в общественной жизни восточных славян государственный фактор играл более существенную роль, чем в Западной Европе. Государство являлось здесь организующей силой, как в хозяйственных, политических, так и оборонных вопросах.

    Большую часть своего исторического пути по форме государственного устройства Россия являлась монархией, которая  сохранялась у нее с IX в. до начала XX в. Однако монархия не оставалась неизменной, претерпевая трансформации, обусловленные внешними и внутренними факторами.

    С учетом изменений форм государственного управления и государственного строительства в истории России выделяют качественно различные этапы. Европейское Средневековье охватывает V—XVII вв. У восточных славян средневековое государство существовало в IX—XVII вв. В этих хронологических рамках выделяют периоды: IX— XII вв., XII-XV вв., XV-XVII вв.

    Российское  государство в Средние века IX—XII вв. Древнерусское государство — Киевская Русь. Это раннефеодальное государство, на первых этапах с режимом военной демократии; на последующих - монархия, где власть князя постепенно от выборной становится наследуемой. В руках великого князя находилась верховная, законодательная и исполнительная власть; он же осуществлял судебные функции. Центральным аппаратом управления являлись совет старейшин (Боярская дума), народное собрание (вече, вечевой сход) и дружина. В XII в. в Киевской Руси усиливаются тенденции к сепаратизму Русских земель (княжеств).

    XII—XV вв. Период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. С середины XII в. роль киевского князя, являвшегося главой феодальной иерархии в масштабе всей Руси, перешла к местным великим князьям; Русь распалась на множество самостоятельных княжеств. В XII—XIII вв. определились три основных политических центра: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская республика.

    Если  в княжествах (землях) великий князь  был суверенным государем, то в Новгородской республике князь не имел такой самостоятельности и свои функции выполнял в присутствии посадника, избираемого на вече. Политический строй здесь эволюционировал в сторону боярско-олигархического характера. В период монголо-татарского ига государственность Руси была сохранена. Русь не вошла в состав Золотой Орды, но ярлыки на княжение русские князья получали непосредственно от ханов Золотой Орды. В XIV—XV вв. начинается процесс объединения русских земель в единое государство. Возглавило эту историческую миссию Московское княжество.

    Конец XV—XVII вв. Период складывания единого централизованного Русского государства. Процесс объединения русских княжеств в единое государство завершился при Иване III. Он же покончил с монголо-татарским игом. С конца XV в. государство стало называться Россией, или Московским государством, хотя до XVIII в. употреблялись в качестве синонимов такие названия, как Русь, Русское государство. По форме государственного устройства Россия от раннефеодальной монархии переходит в XVI в. к сословно-представительной монархии, хотя власть великого князя усиливается. В конце XVI в. на Руси утверждается цезаризм, в XVI в. — титул царя, в XVII в. — титул самодержца. Из-за того, что в конце XVI в. прервалась династия Рюриковичей, на престол был избран Борис Годунов, хотя он не происходил от царского корени. Вновь наследуемая власть устанавливается после избрания на русский трон Михаила Романова в 1613 г.

    Сословно-представительными  органами на Руси являлись Боярская дума (с XV в.), Земские соборы (с XVI в.). С XVI в. формировался бюрократический аппарат приказов. Расцвет сословно-представительной формы правления в России относится к первой половине XVII в. 

    В это время усилилась роль Земских соборов и Боярской думы. Однако после принятия в 1649 г. Соборного уложения, удовлетворившего основные требования господствующих сословий и окончательно установившего крепостное право в общегосударственном масштабе, обозначилась тенденция развития государственной системы от сословно-представительной монархии к абсолютной (абсолютизму). Это прослеживается в падении роли Боярской думы и Земских соборов, в разбухании бюрократического аппарата управления, особенно центрального; в зарождающейся армии, приобретающей все большее значение в поддержании и укреплении самодержавно-монархического строя. Прослеживается эта тенденция в отношениях государства и церкви.  

1.1. Российское государство в период империи.

    Российское  государство стало с 1721 г. империей, ее первым императором был Петр I. В России окончательно утвердился абсолютизм и XVIII столетие явилось эпохой наивысшего расцвета самодержавной монархии. Модернизация в области управления привела к значительному расширению роли государства и его контрольных функций. Были разграничены полномочия центрального и местного аппаратов управления, осуществлено разделение трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Новый имперский статус России обусловил создание регулярной армии, комплектовавшейся за счет рекрутских наборов. При Екатерине II наиболее широкие права получило дворянское сословие; определенные выгоды самоуправления предоставлялись городским жителям. Создание единой административно-территориальной структуры государства и оформление четкой системы сословного судопроизводства сочетались с усилением контрольных функций власти — в каждую губернию Сенатом назначался наместник, деятельность которого ревизовалась (контролировалась) самой императрицей. Если же ситуация становилась взрывоопасной, самоуправление ликвидировалось (так казацкие округа были включены в зону действия крепостного права).

    Меры  Павла I, имевшие противоположную  направленность екатерининским преобразованиям, положительных результатов не дали. Важным правительственным актом в царствование Павла I стал новый закон о престолонаследии. Он отменял принятый в 1722 г. Петром I порядок, позволявший царственному лицу по своему выбору назначать наследника, что очень обострило борьбу за власть. Новый закон Павла I (1797) восстанавливал допетровский принцип наследования трона. В XIX в. и до октября 1917 г. Российская империя и ее властные структуры испытывают потрясения, вызванные внешними войнами, восстанием декабристов, рождением политических партий, профсоюзов, массовых общественных организаций, усилением крестьянского и зарождением рабочего движения и, наконец, социальными революциями.

Информация о работе Органы управления социо-культурной сферой РФ