Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:44, курсовая работа
Основная цель настоящей работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений органов управления социально-культурной сферой.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. История государственного управления в Рос-сии………………........... 5
1.1. Российское государство в период империи ……………………........ 7
1.2. Российское государство в период строительства социализ-ма........... 9
1.3. Российское государство в постсоветский период ………………….. 12
2. Современная организация государственных учреждений в Рос-сии…. 18
2.1. Система государственного устройства в России …………………… 18
2.2. Исполнительная власть ………………………………………………. 22
2.3. Система федеральных органов исполнительной власти …………… 24
2.4. Структура правительства РФ ………………………………………… 27
2.5. Россия – федеративное государство ………………………………… 29
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список литературы ………………………………………………………... 34
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал
в г. Кирове
Кафедра
гуманитарных и социально-экономических
дисциплин
Курсовая работа
по дисциплине:
«Современная организация государственных
учреждений в России»
Тема: Органы
управления социо-культурной сферой
Выполнила студентка специальности
032001 Документоведение и ДОУ
заочной формы обучения,
группа ДОУ – 2(5,5)
Загребина
Е.В.
Проверил:
к.п.н., доцент
Соловьева
М.Ф.
Киров
2009
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. История государственного управления в России………………........... | 5 |
1.1. Российское государство в период империи ……………………........ | 7 |
1.2. Российское государство в период строительства социализма........... | 9 |
1.3. Российское государство в постсоветский период ………………….. | 12 |
2. Современная
организация государственных |
18 |
2.1. Система государственного устройства в России …………………… | 18 |
2.2. Исполнительная власть ………………………………………………. | 22 |
2.3. Система
федеральных органов |
24 |
2.4. Структура
правительства РФ ………………………………… |
27 |
2.5. Россия
– федеративное государство ……… |
29 |
Заключение ………………………………………………………………… | 31 |
Список литературы ………………………………………………………... | 34 |
Введение
Социальная
политика государства — это
Актуальность темы исследования. В современном обществе состояние социально-культурной сферы становится важнейшим параметром, по которому весь мир судит о достигнутой обществом ступени развития, а структура и динамика инвестиций в этой сфере свидетельствуют о темпах общественного прогресса. В настоящее время в постиндустриальных странах социально-культурная сфера представляет собой не просто набор отраслей, соответствующий выбранной классификации, а является механизмом защиты, который охватывает подавляющую часть населения и обеспечивает его социально-экономическую безопасность.
Социально-культурная деятельность России - сложная и многогранная сфера общественной жизни. Поэтому совершенно справедливо к основным функциям государственного управления социально-культурной сферой относят: создание благоприятных условий для воспроизведения населения страны; сохранение здоровья и трудоспособности населения; организацию профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства; укрепление семьи и заботу о подрастающем поколении; сохранение и приумножение культурного достояния; организацию отдыха, досуга населения; создание благоприятных условий для занятия наукой, туризмом, спортом и т. п.
В процессе развития Россия имеет определенные достижения в социально-культурной сфере: переход на новую структуру, срок и содержание обучения, содействие развитию одаренной молодежи, определение приоритетных направлений развития отечественной науки, возрождение культуры и искусства, развитие физической культуры, спорта и туризма.
Характерной
особенностью социально-культурной сферы
является то, что она связана не
только с материальными ценностями,
но и в значительной степени с
духовными потребностями
Основная цель настоящей работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений органов управления социально-культурной сферой.
В соответствии с данной целью в курсовой работе сформулированы и обоснованы следующие задачи:
• проанализировать историю государственного управления в России;
•
рассмотреть современную
Предметом исследования являются методологические и методические проблемы государственного управления социально-культурного комплекса.
Объектом исследования выступают сами хозяйствующие субъекты социально-культурной сферы.
В курсовой работе использованы результаты исследований и практической деятельности авторов, данные социально-экономического развития, как отдельных регионов, так и Российской Федерации в целом, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы статистических органов, данные о развитии процессов организации государственных учреждений социально-культурного комплекса в России.
1.
История государственного
управления в России.
История Российского государства берет свое начало с IX в. — времени, когда сложилась Киевская Русь. Российскому государству уже одиннадцать веков (1100 лет). Территория Восточной Европы, на которой располагалась Киевская Русь, не была включена в зону античной цивилизации. Поэтому, бессинтезный, путь развития народностей этой части Европы повлиял на особенности их государственного строительства. Сказалось и геополитическое положение, постоянно требовавшее решения оборонных задач. По этой причине в общественной жизни восточных славян государственный фактор играл более существенную роль, чем в Западной Европе. Государство являлось здесь организующей силой, как в хозяйственных, политических, так и оборонных вопросах.
Большую часть своего исторического пути по форме государственного устройства Россия являлась монархией, которая сохранялась у нее с IX в. до начала XX в. Однако монархия не оставалась неизменной, претерпевая трансформации, обусловленные внешними и внутренними факторами.
С учетом изменений форм государственного управления и государственного строительства в истории России выделяют качественно различные этапы. Европейское Средневековье охватывает V—XVII вв. У восточных славян средневековое государство существовало в IX—XVII вв. В этих хронологических рамках выделяют периоды: IX— XII вв., XII-XV вв., XV-XVII вв.
Российское государство в Средние века IX—XII вв. Древнерусское государство — Киевская Русь. Это раннефеодальное государство, на первых этапах с режимом военной демократии; на последующих - монархия, где власть князя постепенно от выборной становится наследуемой. В руках великого князя находилась верховная, законодательная и исполнительная власть; он же осуществлял судебные функции. Центральным аппаратом управления являлись совет старейшин (Боярская дума), народное собрание (вече, вечевой сход) и дружина. В XII в. в Киевской Руси усиливаются тенденции к сепаратизму Русских земель (княжеств).
XII—XV вв. Период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. С середины XII в. роль киевского князя, являвшегося главой феодальной иерархии в масштабе всей Руси, перешла к местным великим князьям; Русь распалась на множество самостоятельных княжеств. В XII—XIII вв. определились три основных политических центра: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская республика.
Если в княжествах (землях) великий князь был суверенным государем, то в Новгородской республике князь не имел такой самостоятельности и свои функции выполнял в присутствии посадника, избираемого на вече. Политический строй здесь эволюционировал в сторону боярско-олигархического характера. В период монголо-татарского ига государственность Руси была сохранена. Русь не вошла в состав Золотой Орды, но ярлыки на княжение русские князья получали непосредственно от ханов Золотой Орды. В XIV—XV вв. начинается процесс объединения русских земель в единое государство. Возглавило эту историческую миссию Московское княжество.
Конец XV—XVII вв. Период складывания единого централизованного Русского государства. Процесс объединения русских княжеств в единое государство завершился при Иване III. Он же покончил с монголо-татарским игом. С конца XV в. государство стало называться Россией, или Московским государством, хотя до XVIII в. употреблялись в качестве синонимов такие названия, как Русь, Русское государство. По форме государственного устройства Россия от раннефеодальной монархии переходит в XVI в. к сословно-представительной монархии, хотя власть великого князя усиливается. В конце XVI в. на Руси утверждается цезаризм, в XVI в. — титул царя, в XVII в. — титул самодержца. Из-за того, что в конце XVI в. прервалась династия Рюриковичей, на престол был избран Борис Годунов, хотя он не происходил от царского корени. Вновь наследуемая власть устанавливается после избрания на русский трон Михаила Романова в 1613 г.
Сословно-
В
это время усилилась роль Земских соборов
и Боярской думы. Однако после принятия
в 1649 г. Соборного уложения, удовлетворившего
основные требования господствующих сословий
и окончательно установившего крепостное
право в общегосударственном масштабе,
обозначилась тенденция развития государственной
системы от сословно-представительной
монархии к абсолютной (абсолютизму). Это
прослеживается в падении роли Боярской
думы и Земских соборов, в разбухании бюрократического
аппарата управления, особенно центрального;
в зарождающейся армии, приобретающей
все большее значение в поддержании и
укреплении самодержавно-монархического
строя. Прослеживается эта тенденция в
отношениях государства и церкви.
1.1. Российское государство в период империи.
Российское
государство стало с 1721 г. империей,
ее первым императором был Петр I. В России
окончательно утвердился абсолютизм и
XVIII столетие явилось эпохой наивысшего
расцвета самодержавной монархии. Модернизация
в области управления привела к значительному
расширению роли государства и его контрольных
функций. Были разграничены полномочия
центрального и местного аппаратов управления,
осуществлено разделение трех ветвей
власти (законодательной, исполнительной
и судебной). Новый имперский статус России
обусловил создание регулярной армии,
комплектовавшейся за счет рекрутских
наборов. При Екатерине II наиболее широкие
права получило дворянское сословие; определенные
выгоды самоуправления предоставлялись
городским жителям. Создание единой административно-
Меры Павла I, имевшие противоположную направленность екатерининским преобразованиям, положительных результатов не дали. Важным правительственным актом в царствование Павла I стал новый закон о престолонаследии. Он отменял принятый в 1722 г. Петром I порядок, позволявший царственному лицу по своему выбору назначать наследника, что очень обострило борьбу за власть. Новый закон Павла I (1797) восстанавливал допетровский принцип наследования трона. В XIX в. и до октября 1917 г. Российская империя и ее властные структуры испытывают потрясения, вызванные внешними войнами, восстанием декабристов, рождением политических партий, профсоюзов, массовых общественных организаций, усилением крестьянского и зарождением рабочего движения и, наконец, социальными революциями.
Информация о работе Органы управления социо-культурной сферой РФ