Органы управления социо-культурной сферой РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:44, курсовая работа

Описание

Основная цель настоящей работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений органов управления социально-культурной сферой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. История государственного управления в Рос-сии………………........... 5
1.1. Российское государство в период империи ……………………........ 7
1.2. Российское государство в период строительства социализ-ма........... 9
1.3. Российское государство в постсоветский период ………………….. 12
2. Современная организация государственных учреждений в Рос-сии…. 18
2.1. Система государственного устройства в России …………………… 18
2.2. Исполнительная власть ………………………………………………. 22
2.3. Система федеральных органов исполнительной власти …………… 24
2.4. Структура правительства РФ ………………………………………… 27
2.5. Россия – федеративное государство ………………………………… 29
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список литературы ………………………………………………………... 34

Работа состоит из  1 файл

Органы управления соцкультурной сферой в РСФСР.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

    Новым составным элементом исполнительной власти России стал созданный Государственный совет, в который входят все губернаторы и руководители субъектов Федерации.

    В 2000 г. была осуществлена реформа Совета Федерации РФ.

    По  закону о порядке формирования этой структуры членом Совета Федерации мог стать представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ и представитель от региональной исполнительной власти, который назначался руководящим лицом высшего исполнительного органа субъекта Федерации. Срок полномочий представителей определялся сроком функционирования Совета Федерации.

    В 2000 г. парламент утвердил конституционные  законы о государственной символике: Гербе, Флаге и Гимне страны. Была проведена судебная реформа, продолжено создание судов присяжных. 

    В 1999 — 2000 гг. прошли парламентские и президентские выборы. На политической арене появились общественные движения — «Единство», «Отечество — вся Россия», которые позднее объединились в партию «Единая Россия.»

    В начале XXI в. Россия стала на путь реформ и стабилизации; были приняты «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», военная доктрина, доктрина информационной безопасности. В этот период осуществлялись меры по усилению правовой базы реформ — гражданского, уголовного, административного и пенсионного законодательства; активизации борьбы с коррупцией, криминалитетом, нелегальными операциями коммерческих структур; ужесточению регулирования миграционных потоков; приступили к реформе Вооруженных сил и реорганизации силовых ведомств.

    Перед сегодняшней Россией стоят три  крупнейшие проблемы: первая — это проблема населения; вторая — для интеллектуализации страны необходимо развитие культуры; третья — обеспечение научно-технического лидерства.

    Проблемой для России в XXI в. является недостаточность  численности населения. Это можно  компенсировать ростом интеллектуального  уровня нашего народа. Для интеллектуализации страны необходима новая система образования и развитие культуры, ибо без всего богатства русской культуры не может быть нового образованного человека.

    Для будущего России требуется обеспечение научно-технического лидерства. России надо искать новые научно-технические ниши и их осваивать. Эти ниши должны быть, с одной стороны, тем, что нужно России, а с другой стороны, тем, что в мире будет пользоваться огромным спросом.

    В ежегодных посланиях Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации определялись задачи по строительству политической системы, совершенствованию государственной власти и местного самоуправления.

    Россия  вошла в новое тысячелетие, и  в поисках путей выхода из сегодняшнего государственного и экономического кризиса должна найти свой путь. Современная Россия должна обеспечить преодоление взаимного недоверия и несогласованных действий государства, правительства, профсоюзов при сохранении и развитии демократических свобод, независимости средств массовой информации.

    Таким образом, государственное управление России действует в среде, отличающейся своей политической культурой, влияющей на действия лиц, определяющих политический процесс, поведение, действия народных масс, характер государственных институтов. В этом плане следует, прежде всего, учитывать, что генетически население России - это люди, исторически вышедшие из сельской среды, сохраняющие в известной мере отпечатки сельской культуры, преобразованной нынешним индустриальным веком и социалистическим образом жизни.

    И, конечно, общество хочет видеть государственное управление социально эффективным. Не "спешащим следом" за общественными процессами и вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на  знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества. 
 

 

2. Современная организация  государственных  учреждений в России 

2.1. Система государственного  устройства России.

    Конституция Российской Федерации в непростой обстановке после октябрьских событий 1993 г. происходили выборы в Федеральное Собрание — новый орган представительной власти, заменивший Верховный Совет. Одновременно 12 декабря на референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации, определившая систему государственного устройства постсоциалистической России. Конституция РФ закрепила политические изменения, происшедшие в стране, утвердила основы социальных, имущественных, национальных отношений, закрепила федеративное устройство России, определила структуру власти, отношения центральных и местных органов управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод человека и гражданина.

    Таким образом, государственную власть в  Российской Федерации осуществляют:

    1.Президент  Российской Федерации;

    2.Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

    3.Правительство Российской Федерации;

    4. суды Российской  Федерации.

    В новой системе органов государственной  власти Российской Федерации доминирующее положение занимает пост Президента России. Соотношение полномочий, функций главы государства с законодательной и исполнительной властями свидетельствует о президентском характере республики. Такой сложившийся баланс властных функций и полномочий в целом отвечает условиям переходного периода, который не может быть преодолен без сильного, авторитарного элемента в управлении. Статус Президента РФ В Конституции 1993 г. глава о Президенте помещена перед главой о Парламенте (Федеральном Собрании), что само по себе подчеркивает первостепенное значение данного высшего поста в системе государственной власти. Президент Российской Федерации является главой государства, выступая как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Важнейшая его прерогатива — обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Отсюда следует, что Президент выступает в качестве арбитра, посредника между различными ветвями власти и государственными институтами, а также осуществляет посредничество между самим государством и обществом.

    Таким образом, статус Президента как бы выводится  за рамки трех ветвей власти и, более того, — становится над ними в силу данных ему полномочий по контролю за ними и в то же время отсутствия практической возможности контроля над Президентом со стороны других ветвей власти.

    Понятия функции и полномочия, весьма близкие  друг к другу, необходимо различать. Так, под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства. Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование Конституции.

    Кроме этого Президенту принадлежит право  представлять для назначения с согласия Государственной Думы кандидатуру Председателя Правительства РФ и Председателя Центрального банка и для утверждения Советом Федерации — кандидатур судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и Генерального прокурора. Очевидно, что перечисленные полномочия Президента Российской Федерации позволяют ему оказывать мощное воздействие на все ветви власти, так как он принимает участие в законотворчестве, используя право законодательной инициативы, подписи, обнародования законов, отлагательного вето и т.д.

    Столь мощные прерогативы президентской  власти являются постоянной мишенью для критики оппозиционных сил, как справа, так и слева, выражающих опасения в возможности перерождения демократии, узурпации власти и пр. Однако опыт прошедших лет показал, что широкие полномочия Президента вполне соответствуют задаче обеспечения единства государства и государственной власти в целом, а сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка

    Федеральное Собрание — является представительным и законодательным органом страны. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному представителю от представительного и исполнительного органов государственной власти), и Государственной Думы, состоящей из 450 депутатов. Таким образом, высшая палата Федерального Собрания наполовину состоит из представителей исполнительной власти субъектов Федерации, что обеспечивает в известной мере единство исполнительной и законодательной ветвей. Обе палаты парламента заседают раздельно, выбирают свои руководящие органы, самостоятельно принимают регламент и решают вопросы внутреннего распорядка работы. Конституция предусматривает случаи совместных заседаний обеих палат для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума совместно образуют Счетную палату.

    К компетенции верхней палаты российского  Парламента (Совета Федерации) относится рассмотрение принятых Государственной Думой законов, вопросов назначения высших государственных чиновников судебной ветви власти, утверждение ряда указов Президента (о введении военного и чрезвычайного положений, использовании Вооруженных сил РФ за пределами страны), а также утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации и назначение выборов Президента, и отрешение его от должности.

    Государственная Дума рассматривает все законопроекты, предложенные Президентом, Советом  Федерации и его членами, депутатами самой Думы, Правительством, законодательными органами субъектов Российской Федерации, Конституционным, Верховным и Арбитражным Судами. Законопроекты, касающиеся расходов федерального бюджета, вносятся на рассмотрение Думы только при наличии заключения Правительства РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение последующих пяти дней рассматриваются верхней палатой парламента. В случае же отклонения Советом Федерации принятого Думой закона происходит повторное думское голосование, после чего закон считается принятым. Конституция определяет круг федеральных законов, обязательно подлежащих рассмотрению в Совете Федерации. Среди них законы: по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

    К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центробанка, а также Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности; объявление амнистии (ст. 103).

    Принятые  в установленном порядке законы направляются для подписания Президенту и обнародования. В случае отклонения закона Президентом предусмотрена процедура повторного рассмотрения закона. Если при этом закон будет одобрен в прежней редакции двумя третями голосов в обеих палатах парламента, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней с последующим обнародованием. Таким образом, очевидно, что Федеральное Собрание является высшим законодательным органом государства. 

2.2. Исполнительная власть.

    Исполнительную  власть в соответствии с гл. 6 Конституции Российской Федерации осуществляет Правительство, состоящее из Председателя и федеральных министров.

    Российское  Правительство действует согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» от 23 декабря 1997 г. Проекты решений, постановлений и распоряжений Правительства вносятся в Правительство его членами, руководителями федеральных органов исполнительной власти и главами исполнительной власти субъектов РФ. Поступающие в Правительство предложения граждан, предприятий, организаций и учреждений о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения в структуры исполнительной власти.

Информация о работе Органы управления социо-культурной сферой РФ