Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:44, курсовая работа
Основная цель настоящей работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений органов управления социально-культурной сферой.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. История государственного управления в Рос-сии………………........... 5
1.1. Российское государство в период империи ……………………........ 7
1.2. Российское государство в период строительства социализ-ма........... 9
1.3. Российское государство в постсоветский период ………………….. 12
2. Современная организация государственных учреждений в Рос-сии…. 18
2.1. Система государственного устройства в России …………………… 18
2.2. Исполнительная власть ………………………………………………. 22
2.3. Система федеральных органов исполнительной власти …………… 24
2.4. Структура правительства РФ ………………………………………… 27
2.5. Россия – федеративное государство ………………………………… 29
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список литературы ………………………………………………………... 34
Не желая расставаться с самодержавной властью, императоры России этого столетия вынуждены были под давлением оппозиционных сил, требовавших ограничения прав монарха или даже свержения самодержавия, совершать крутые повороты в своей государственной политике. Это проявилось в непоследовательных переходах от утверждения к отрицанию политических свобод, от либеральных реформ — к аракчеевским военным поселениям, от буржуазных реформ — к ужесточению правительственного курса и контрреформам, от признания монархии лучшей формой государственного правления — до готовности Александра II ввести в России конституцию, от создания Государственной думы — до ее разгона и неоднократного роспуска. История российской Государственной думы насчитывает 12 лет. Она созывалась четыре раза. Преобладающее положение в числе ее депутатов занимали представители дворянства, верхов городской интеллигенции и крестьянства. Ею был накоплен определенный опыт законотворчества. Однако проблемы действительной модернизации политического строя создание Думы не решило. Российская империя так и не стала конституционной. Эта эпоха закончилась свержением монархии, падением самодержавия, отречением последнего императора Николая II от престола.
Переход России к буржуазной республике Временное правительство, образованное 1 марта 1917 г. в результате Февральской революции, стало исполнительно-распорядительным органом власти.
Однако кадеты, составлявшие в нем большинство, верные традициям либерального прожектерства, не сумели воспользоваться открывшимися перед ними возможностями встать у руля государства — Учредительное собрание так и не было ими созвано, а без этого власть не обеспечила себе необходимую легитимность. О форме государственного устройства России Временное правительство объявило только 1 сентября 1917 г. Отныне Россия становится буржуазной республикой. Однако было поздно. Стучалась в дверь Октябрьская социалистическая революция.
Власть
разделяется на пять частей: по закону,
по природе, по обычаю, по происхождению,
по насилию. Если правители государства
избираются гражданами, то они правят
по закону. По природе правит, например,
мужской пол,... Власть по обычаю — это,
например, власть воспитателей над детьми
и учителей над учениками... А если правитель
пришел к власти с помощью насилия или
коварства против воли граждан, то это
называется властью по насилию. Таким
образом, бывает власть по закону, по природе,
по обычаю, по происхождению, по насилию
(Платон. Лаэртский Диоген.
О жизни, учениях и изречениях
знаменитых философов.
М.: Мысль, 1979. С. 173).
1.2. Российское государство в период строительства социализма
(1917—1991 гг.)
В 1917 г. Российское государство сменило вектор социально-экономического развития. Октябрьская революция 1917 г. прервала не только капиталистическое развитие России, но и процесс ее превращения в конституционную республику буржуазного типа. Одной из причин отторжения рабочих от постулатов Временного правительства явилось сохранение им избирательных положений 1912 г., т.е. периода монархии, когда исключалось участие в выборах большинства населения.
Один из зарубежных советологов по этому поводу пишет: «...К концу весны 1917 г. все большее число петроградских рабочих, солдат и матросов-балтийцев стало воспринимать Временное правительство как орган имущих классов, препятствовавший коренным политическим преобразованиям и пренебрегавший интересами простых людей.» Из всех 50 политических партий и групп России только большевики — самая радикальная партия — не сотрудничали с этим Временным правительством. Именно поэтому трудящиеся поддержали в октябре 1917 г. большевиков.
Формирование новой системы государственного устройства началось в России с 25 октября 1917 г. Изменение государственной власти было зафиксировано на II Всероссийском съезде Советов; на основе его постановлений сформированы новые органы власти.
Верховным органом власти был объявлен Всероссийский съезд Советов, функции которого между съездами возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Образовано временное рабочее и крестьянское правительство (до созыва Учредительного собрания) — Совет народных комиссаров (Совнарком), совмещающий законодательные и исполнительные функции. При СНК образована Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Учреждены народные суды и революционные трибуналы. Принят декрет «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии».
Важным вопросом являлось создание конституционной базы новой власти. Первым конституционным актом Советской Республики стала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г. На съезде определена форма государственного строя России — Республика Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Советам принадлежала вся власть в центре и на местах. В резолюции о федеральных органах было завершено оформление Российской Федерации. Основополагающим юридическим документом, закрепляющим сложившиеся общественные отношения и сформировавшуюся структуру власти, стала Конституция РСФСР 1918 г. В ней система государственного управления закреплялась как форма диктатуры пролетариата. Основу этой системы составляли Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов.
В 1922 г. РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская Федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических республик (СССР). Под таким названием Советское государство просуществовало до декабря 1991 г. Хотя состав республик, входивших в Союз, менялся, менялись названия и границы некоторых республик, менялся их статус — шел непрерывный рост национально-государственных образований, перерастание менее развитых уже существующих форм национальной государственности в более развитые. По форме государственного устройства СССР являлся федеративным (союзным) объединением республик.
За годы существования СССР было принято три союзных Конституции — в 1924, 1936 и 1977 гг. В 30-е гг. под руководством И.В. Сталина сложилась в своем классическом виде советская модель государственного управления — Советы. Они стали универсальной формой управления — от низшего звена до высшего органа власти. В Конституции 1936 г., получившей название сталинской, была фактически закреплена руководящая роль ВКП(б) в государстве. Право законодательной власти получили Верховный Совет и Верховные Советы союзных и автономных республик. Конституция отменила ограничение прав граждан по классовому признаку, ввела всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Ввела единое гражданство. В стране действовали репрессивные и правоохранительные органы.
Введение Конституции СССР 1977 г. было связано с задачей отражения перехода страны к строительству развитого социализма. В ней зафиксировано достижение в нашей стране новой исторической общности людей — советский народ. Именно он закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства. Несмотря на все эти продекларированные демократические принципы и нормы в советский период оказались сужены рамки демократии. Это предопределяло сращивание государственного аппарата с партийным и бесконтрольность действий узкой группы номенклатурной управленческой элиты. Численность управленцев в середине 80-х гг. достигла 18 млн. человек. К этому же времени буксовала экономика Союза. Стала очевидной необходимость отказа от тоталитарной системы.
В
80-е годы в стране началось проведение
социально-экономических и
1.3. Российское государство в постсоветский период.
С распадом Советского Союза ликвидировали прежние структуры власти и управления. 21 апреля 1992 г. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию — Россию (оба названия равнозначны). Российская республика существует в окружении самостоятельных государств, которые прежде входили в состав СССР, а ныне образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).
Россия унаследовала от СССР 76% территории, причем 64% территории составляют северные районы, мало пригодные для хозяйственного освоения. Наиболее развитые сельскохозяйственные районы и многие важные месторождения полезных ископаемых, а также транспортные артерии РФ утеряны после распада СССР. В России проживает 50% населения бывшего СССР.
В области внутренней политики перед руководством Российской Федерации после 1991 г. встали три основные задачи:
1) всесторонняя реформа экономики с переходом к рыночным механизмам;
2) оформление
суверенной российской
3) сохранение
территориальной целостности
Геополитическое положение РФ в конце XX столетия претерпевало глубокие изменения. Возрастает внимание органов государственной власти к формированию новой модели территориального управления РФ и внедрению различных механизмов повышения эффективности вертикали государственной власти.
Россия за последнее десятилетие прошла несколько этапов уменьшения своего геополитического пространства.
Первый этап включает 1989 — 1991 гг., когда Россия утратила сферы влияния в виде стран Варшавского договора и СЭВ. С расширением НАТО на бывшие страны Варшавского договора эти события были осознаны как стратегическое поражение России.
Второй этап состоялся в 1991 — 1992 гг., когда произошел распад Советского союза.
Третий этап начался с 1992 г. и продолжался до 1999 г. В этот период усилились сепаратистские настроения в некоторых регионах России. Острую форму сепаратизм приобрел в Чеченской республике.
Практически два года после распада СССР в Российской Федерации действовала Конституция 1977 г. с вносимыми в нее поправками. В соответствии с этими поправками система государственной власти основывалась на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвями. Доминирующими в этой системе стали Съезд народных депутатов Российской Федерации и формируемый им Верховный Совет Российской Федерации.
Однако конфликт между Верховным Советом и Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным перерос в войну законов и закончился тем, что Б.Н. Ельцин в 1993 г. грубо нарушил Конституцию и распустил законодательный орган в лице Верховного Совета Российской Федерации. Противостояние вылилось в вооруженное столкновение, в котором победу одержали пропрезидентские силы. Это де-юре означало, что им Ельцин совершил государственный переворот.
В декабре 1993 г. им была принята новая Конституция России, в соответствии с которой Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. В состав Российской Федерации входили на тот момент 89 регионов, в том числе 21 автономная республика.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
• Президент Российской Федерации;
• Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
• Правительство Российской Федерации;
• суды Российской Федерации.
Система институтов государственного управления построена так, что главенствующее положение в ней принадлежит Президенту, имеется перекос в распределении власти от представительной к Президенту. Такую структуру государственной власти в России называют суперпрезидентской. Дискуссии по вопросу необходимости перераспределения властных функций не прекращаются до сих пор.
31
декабря 1999 г. до истечения
второго срока избрания Б.Н.
Ельцин объявил о сложении
с себя президентских
Реформа федеральных округов (13 мая 2000 г.) была направлена на укрепление роли федерального центра, создание вертикали власти, достижение соответствия в организационных системах исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и центре, а также формирование новых кадров на местах. В стране было создано семь федеральных округов, объединяющих группу субъектов: областей, краев, республик. Были созданы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (позднее Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный округа.
Информация о работе Органы управления социо-культурной сферой РФ