Органы управления социо-культурной сферой РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:44, курсовая работа

Описание

Основная цель настоящей работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений органов управления социально-культурной сферой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. История государственного управления в Рос-сии………………........... 5
1.1. Российское государство в период империи ……………………........ 7
1.2. Российское государство в период строительства социализ-ма........... 9
1.3. Российское государство в постсоветский период ………………….. 12
2. Современная организация государственных учреждений в Рос-сии…. 18
2.1. Система государственного устройства в России …………………… 18
2.2. Исполнительная власть ………………………………………………. 22
2.3. Система федеральных органов исполнительной власти …………… 24
2.4. Структура правительства РФ ………………………………………… 27
2.5. Россия – федеративное государство ………………………………… 29
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список литературы ………………………………………………………... 34

Работа состоит из  1 файл

Органы управления соцкультурной сферой в РСФСР.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

    Наиболее  важные проекты решений Правительства  предварительно подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, с общественными и деловыми кругами.

    Подготовка  проектов решений Правительства  РФ осуществляется аппаратом Правительства, при этом департамент, которому поручена проработка проекта решения, проводит экспертизу проекта и необходимую доработку текста, осуществляет согласование с другими подразделениями аппарата Правительства.

    Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей его членов. На заседаниях Правительства решения принимаются большинством голосов присутствующих членов Правительства, на заседаниях Президиума Правительства - большинством голосов от общего числа членов Президиума.

    Председатель  определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. В ч. 1 ст. 112 Конституции РФ сказано, что Председатель Правительства не позднее недельного срока после его назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов власти. 

    Следовательно, в организационную основу исполнительной власти необходимо включать всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать фактически и юридически реализацию исполнительной власти на всей территории России. Эта система образуется федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах их ведения, а также в рамках полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В функциональном и организационном смысле исполнительная власть самостоятельна и независима в своих отношениях с другими ветвями власти. Действующая Конституция усилила организационную самостоятельность исполнительной власти. Так, законодательная ветвь власти уже не обладает организационно-распорядительными функциями, которыми были наделены Советы в отношении органов исполнительной власти. Одновременно существенно ограничены и контрольные функции законодательной власти, которые на федеральном уровне исчерпываются правом контроля над исполнением бюджета и правом Государственной Думы выносить решение о недоверии Правительству. Главным средством воздействия на исполнительную власть со стороны законодательной, таким образом, остается принятие законов и других правовых актов. Кроме того, члены Совета Федерации наделены правом задавать вопросы членам Правительства, его Председателю, а комитеты Государственной Думы — как бы контролировать деятельность органов исполнительной власти и чиновников, в частности, через деятельность соответствующих думских комитетов.

    Исполнительная  власть в лице Правительства РФ наделена функциями разработки и обеспечения  выполнения федерального бюджета, обеспечения проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики; единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; управления федеральной собственностью; обеспечения обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью. 

2.3. Система федеральных органов исполнительной власти.

    Систему федеральных органов исполнительной власти составляют министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России и иные управленческие образования, каждый из которых наделен своей компетенцией. Основным звеном в системе федеральных органов исполнительной власти (после Правительства РФ) являются федеральные министерства.

    Федеральные исполнительные органы можно условно  разделить на ряд групп, в зависимости от сфер их деятельности. Так, в области финансов, экономики и управления федеральной собственности функционирует ряд министерств, в их числе — Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство транспорта РФ.

    Помимо  этого в финансово-экономической  области строительства, транспорта и связи действует ряд других органов федеральной исполнительной власти.

    Государственные комитеты РФ — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по кругу вопросов, входящих в их компетенцию, а также функциональное регулирование в определенной их статусом сфере. Очевидно, что задача функционального регулирования, т.е. функция управления, возложенная на Государственные комитеты, сближает их с федеральными министерствами.

    Помимо  Госкомитетов в рассматриваемый  отраслевой блок исполнительных органов входят: федеральные комиссии, ряд федеральных служб, российские агентства, федеральные надзоры России.

    Федеральные комиссии РФ по управленческому назначению и административно-правовому статусу приравнены к Государственным комитетам РФ. Их специфика состоит в возлагаемых на них задачах.

    Федеральные службы выполняют функции отраслевого регулирования. Так же, как и в случае с российскими агентствами, административно-правовой статус федеральных комиссий не имеет точного определения. Наконец, федеральные надзоры призваны осуществлять контрольную деятельность в вверенных им отраслях.

    Вторая  группа федеральных органов исполнительной власти выполняет функции государственного управления в области обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. В нее входят: Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности, Государственная охрана и государственная защита.

    Третья  группа органов федеральной исполнительной власти осуществляет управление в социально-политической и социально-культурной областях.

    Помимо  перечисленных высших федеральных  учреждений в систему органов  социального обеспечения входят: Государственный фонд занятости населения РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования. Четвертую группу составляют государственные органы, осуществляющие деятельность в сфере внешних сношений, во главе с Министерством иностранных дел РФ.

    Таким образом, масштабы деятельности исполнительной власти и ее структуры охватывают все сферы жизни общества. Главными элементами деятельности исполнительной власти становятся информация, прогноз, программирование, обеспечение единых условий хозяйствования для субъектов рыночных отношений, создание инфраструктуры и региональная политика, контроль, надзор и др.

    Свои  полномочия Правительство реализует, в частности, через свои правовые акты. Так, Правительство издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Акты нормативного характера издаются в виде постановлений Правительства, а по оперативным и текущим вопросам — в виде распоряжений. И те, и другие подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, и являются обязательными к исполнению.  

2.4. Структура правительства РФ.

    В структуру собственно Правительства РФ, помимо Председателя, его заместителей и федеральных министров, входит Аппарат Правительства, который возглавляет Руководитель Аппарата в ранге заместителя Председателя Правительства или федерального министра. Аппарат правительства состоит из ряда структурных подразделений — департаментов (финансов, экономики, госслужбы, социального развития и др.), управлений (юридического, делопроизводства и др.), секретариата Председателя Правительства и секретариатов заместителей Председателя Правительства.

    В настоящий период, очевидно, что сложившаяся громоздкая и весьма затратная структура государственного управления на федеральном уровне в целом не отвечает задачам, стоящим перед российским обществом, показателем чего, и одновременно следствием этого, является во многом хаотичный, практически перманентный процесс внутреннего реформирования ее структуры, далеко не способствующий повышению эффективности работы всех ее звеньев.

    Судебная  власть является составной частью государственной власти, но на основе принципа разделения властей, ее функции и полномочия служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

    Судебная  власть в Российской Федерации в  соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 18) осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть в лице судей независима и подчиняется только Конституции РФ и Федеральному закону.

    В Российской Федерации судебная власть осуществляется тремя высшими судами: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Помимо этого действуют также региональные (уставные и конституционные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

    Кроме того, Федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации» для выражения интересов судей были сформированы органы судейского сообщества, высшим из которых стал Всероссийский съезд судей. Он учредил Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. При Верховном Суде РФ создан Судебный департамент, который взял на себя организационное обеспечение деятельности федеральных, краевых и областных судов, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества и мировых судей.

    Согласно  Конституции РФ в систему судебной власти включается также прокуратура — федеральная, региональная и районная, которая должна отслеживать реальное исполнение государственных законов и нормативных актов, отдавая при этом верховенство федеральным законам на всей территории РФ.

    Виды  судопроизводства Конституционный Суд РФ был создан в 1991г. В компетенцию Конституционного Суда входит: проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов); разрешение споров о компетенции; толкование Конституции РФ; дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В настоящее время Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Судья назначается на срок 12 лет. Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат, включающих в себя соответственно девять и десять судей. Решение Конституционного Суда не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Однако в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 46) его решения могут быть обжалованы в установленном порядке в межгосударственных органах по защите прав и свобод человека.

    Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам.

    Высший  Арбитражный Суд  РФ — высший орган по разрешению экономических споров.

    Важной  особенностью системы судебной власти является единство судебных органов снизу и доверху, так как суды всех уровней призваны обеспечивать реализацию единых конституционных принципов правосудия.

    Конституционно-правовой статус судей в создающемся правовом государстве постоянно возрастает значение судебной власти, которая является условием существования гарантий от произвола и злоупотреблений законом, столь характерных явлений для тоталитарного общества, выстроенного на принуждении и насилии, пренебрежении к правам и свободам граждан. Конституцией РФ созданы условия независимости судебной власти. Законодательно определен единый порядок отбора и назначения судей. Ст. 120 Конституции РФ провозглашает независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и Федеральному закону. Законом закрепляется ряд гарантий независимости судей. Ст. 121 Конституции устанавливает принцип несменяемости судей, полномочия которых могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом. Закон запрещает перевод судьи на другую должность или в другой суд без согласия самого судьи. Наконец, судья, в соответствии со ст. 122 Конституции РФ, не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как в порядке, определяемом Федеральным законом.

    Принцип неприкосновенности судьи распространяется также и на его жилище, служебное помещение и т.д. Одной из сложнейших проблем, стоящих перед современной системой государственного управления, являются взаимоотношения центра и субъектов Федерации, центральной и местной власти. Эта проблема сводится к вопросу о доли ответственности за общее состояние системы государственного управления, падающей на федеральные, республиканские, краевые, областные, городские и другие органы власти; о сфере компетенции этих органов в осуществлении управленческих функций. 

2.5. Россия — федеративное государство.

    В соответствии со ст. 5 Конституции РФ все субъекты Федерации являются равноправными субъектами и равноправными по отношению друг к другу. При этом республики имеют свою конституцию и законодательство, а прочие субъекты — устав и законодательство. Здесь же закрепляются положения о государственной целостности и единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами; равноправии и самоопределении народов Российской Федерации. Однако из приведенных положений очевидно, что субъекты Федерации находятся далеко не в равноправном положении. Так, республики, по сути, обладают атрибутами государства, что нельзя сказать о прочих субъектах. Наличие подобных противоречий в определении статуса субъектов Федерации приводит к серьезным издержкам в отношениях центра и субъектов, в отношениях между самими субъектами и, наконец, оказывает негативное воздействие на процесс функционирования системы государственного управления в целом.

Информация о работе Органы управления социо-культурной сферой РФ