Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа
Тема проблем экономического развития советского государства в период правлении Н. С. Хрущёва — одна из самых популярных в публици¬стике и исторических исследованиях последних лет. Популярность эта не случайна. Сам характер времени, известного громкими начинания¬ми и столь же оглушительными провалами, колоритная личность глав¬ного героя эпохи, дающая повод для самых разноречивых суждений, наконец, весьма близкие аналогии с современностью — все это питает научный и общественный интерес к проблемам «великого десятилетия».
Введение.
«Целинная эпопея»
«Догнать и перегнать Америку!»
Реформирование колхозной системы и МТС
Развитие промышленности
Заключение
Список использованной литературы
Правда, Хрущев предупреждает и о важности проявления терпения в этом большом деле и даже необходимости не превращать его в кампанию. Но в последующих выступлениях он вновь и вновь возвращается к этой идее. Программа эта жила уже не только на словах, на бумаге, но и на практике. На том же декабрьском Пленуме ЦК 1959 года упоминалось о первых результатах работы проектных организаций по ликвидации «неперспективных деревень», о массовом сселении их жителей и концентрации скота в крупномасштабных поселках и фермах. Нашлись и председатели колхозов, поддержавшие эту очередную новацию. И уже на рубеже 50-60-х годов в ходе составления схем районных планировок оказались «неперспективными» сотни тысяч сел и деревень страны. Миллионы крестьян потянулись в центральные, крупные сельские поселки, а чаще – мимо них, в город.
Но не меньшие, а, пожалуй,
значительно большие потери наше
сельское, да и народное хозяйство
в целом, понесло еще от одной
манипуляции бюрократизма над специализацией.
Началось безудержное сокращение числа
сельскохозяйственных отраслей, промыслов
в колхозах, отдельных районах. Стали
пропагандироваться узко- и одноотраслевые
хозяйства крупных, иногда гигантских
размеров. В угоду этому была фактически
предана забвению целая область
экономических отношений в
И результате такой «специализации» тысячи деревень и поселков остались без производства мяса, или молока, или яиц, или фруктов, или овощей и ныне обеспечиваются ими за счет ввоза извне. Пики занятости в подобных специализированных хозяйствах по хлопку, льну, сахарной свекле, картофелю сопровождались огромными растратами трудовых и денежно-материальных ресурсов. Главный же итог проведенной в 50-70-е годы, по нашему мнению, заключается как в резком росте дефицита продовольственных товаров на местных рынках, а отсюда и в обострении всей продовольственной проблемы в стране, в росте необходимости привлечения рабочей силы со стороны.
Особо следует сказать
о 1958 годе. Он был весьма специфическим
в рассматриваемом ряде лет. Три
Пленума ЦК КПСС по сельскому хозяйству.
Главный вопрос – о дальнейшем
развитии колхозного строя и реорганизации
машинно-тракторных станций. Вопрос этот
назрел в глубинах экономической
мысли и практической хозяйственной
деятельности. Стратегически он был
целиком оправдан. Но официальная
его постановка на февральском (1958 г.)
Пленуме ЦК КПСС была для общественности
совершенно неожиданной. Еще в Отчетном
докладе ЦК КПСС съезду партии Хрущев
говорил о возрастании роли МТС,
о мерах по коренному улучшению
их работы, о целесообразности в
течение ближайших лет
И вдруг – как снежная лавина. 25-26 февраля 1958 года проходит Пленум ЦК с повесткой дня: «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации МТС». С 1 по 25 марта проводится всенародное обсуждение – нет, не сути проблемы, а уже по существу, состоявшегося решения партии. И наконец, 27-31 марта 1958 года сессия Верховного Совета СССР принимает Закон о дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации МТС. [16; c. 341]
Дальше все развивалось так же стремительно. Согласно принятому закону, реорганизация МТС должна была осуществляться «постепенно, с учетом развития экономики отдельных колхозов и особенностей различных зон и районов Советского Союза».[9; c. 365] Практически реорганизация МТС завершается к началу 1959 года. Местные партийные и хозяйственные органы демонстрируют сою способность выполнять решения без оглядки и не взирая на лица, конечно подчиненные. В итоге на колхозы обрушивается огромная сумма долга, обусловленная необходимостью выкупа техники у государства. Большинство из них снижает оплату трудодня.
Известно, что МТС возникли в СССР еще в конце 20-х годов для помощи первым колхозам, не имевшим ни средств для приобретения техники, ни кадров для работы на ней. Перед войной в стране имелось около 7 тысяч МТС, в 1958 году — более 8 тысяч. Еще в 30—40-е годы следовало не только развивать МТС, но и поощрять приобретение техники самими колхозами, особенно крупными хозяйствами. Но Сталин считал продажу техники колхозам принципиально недопустимой в социалистическом обществе, ибо это расширяло бы сферу товарного обращения, превращая в товар часть средств производства. Колхозам разрешалось приобретать только грузовые автомашины. Между тем по мере укрупнения колхозов и роста их доходов неизбежно возникал вопрос о расширении возможностей и прав коллективных хозяйств в деле механизации. Система, при которой на земле имелось два хозяина, один из которых отвечал за механизацию, а другой — за проведение работ и транспортировку продуктов, превращалась в тормоз развития колхозного производства. Способность коллективных хозяйств рационально использовать собственную технику показал и эксперимент, проведенный в 1957 году на Ставрополье, где 12 крупным колхозам передали технику соседних МТС. Но этот эксперимент проводился в особо благоприятных условиях. Между тем система МТС — колхозы, складывавшаяся десятилетиями, имела много вариантов, что требовало продолжения эксперимента и разумной постепенности при проведении реформы. Отчасти это понимал и Хрущев, который говорил на сессии Верховного Совета о постепенной реорганизации с учетом местных особенностей и условий. Он призывал не спешить с реорганизацией в районах с менее развитым сельским хозяйством и относительно слабыми колхозами. Хрущев говорил, что «реорганизация МТС должна проводиться в течение 2—3 лет, а кое-где и больше. С этим не следует торопиться» .[10; c. 197]
Все эти предостережения оказались, однако, скоро забытыми. В течение всего лишь трех месяцев после принятия нового закона большая часть МТС была ликвидирована. К концу 1958 года свыше 80 % колхозов купили технику МТС. На декабрьском Пленуме ЦК в 1958 году после «обмена мнениями» Хрущев потребовал продать технику и слабым колхозам, чтобы «не развивать у них иждивенческих настроений».[6] На 1 января 1959 года из 8 тысяч МТС сохранилось лишь 385. Подобная поспешность принесла значительный ущерб сельскохозяйственному производству. Колхозам пришлось потратить громадные суммы денег не только на покупку техники, но и на строительство помещений для ее хранения и ремонта. Не менее миллиарда рублей в год надо было расходовать на горюче-смазочные материалы. Надо было оплачивать и труд механизаторов, которые превратились из рабочих в колхозников. Между тем в 1958 году только 40 % всех колхозов экономисты относили к числу крепких. Впрочем, и крепким хозяйствам пришлось нелегко. Хотя закон предусматривал рассрочку платежей за технику в течение 3—5 лет, под давлением сверху большая группа колхозов объявила о своем желании всего за один год рассчитаться за полученную технику. Хрущев поддержал эту инициативу, и под давлением обкомов такие обязательства стали принимать средние и слабые колхозы. Большинству из них пришлось отложить на несколько лет другие проекты и даже сократить оплату труда колхозников. На покупку машин в отдельных случаях шла часть оборотных средств. Естественно, что колхозы предпочитали покупать лишь новые и исправные машины. На усадьбах МТС скопилось поэтому много непроданной техники, которую разумно было бы продавать по сниженным ценам или передавать бесплатно. Но местные органы понуждали колхозы покупать и такую технику. При этом цены на нее только за 1958 год повышались дважды. Еще более высокие цены устанавливались на запасные части, бензин и другие материалы технического назначения.[2; c. 14]
Реорганизация МТС отразилась
на работе предприятий
Не была продумана и своевременно создана новая система обслуживания и ремонта техники. Колхозы могли обеспечить текущий, но не капитальный ремонт. На усадьбах многих прежних МТС стали возникать предприятия «Сельхозтехники», которая оказалась экономически заинтересованной в том, чтобы колхозная техника как можно чаще и дороже ремонтировалась (подобно стекольщику, который заинтересован в том, чтобы разбивалось больше стекол). Механизаторы из бывших МТС, превращаясь в колхозников, теряли важные льготы по социальному обеспечению. В экономически слабых колхозах доходы механизаторов заметно уменьшились, и десятки тысяч трактористов и комбайнеров ушли в города на более выгодную работу. У них все же имелись паспорта, которых не было у колхозников. Общим результатом реорганизации МТС оказалась громадная «перекачка» средств из колхозных касс в государственную казну. При этом на ближайшие 7—8 лет использование техники в деревне не улучшилось, а заметно ухудшилось. Колхозному производству и всему сельскому хозяйству страны наносился неоправданный ущерб.
А марш реорганизаций между тем продолжался. Перестраивалась по территориальному принципу система управления народным хозяйством, а затем, наоборот, по производственному, отраслевому – организация его партийного руководства. Перестраивалась структура управления сельскохозяйственных органов, реорганизовывалось Министерство сельского хозяйства. Потом все возвращалось на круги своя. И все это в течении каких-то 10-11 лет в масштабе нашей огромной, весьма разнообразной страны, особенно болезненно ощущающей шаблон в управленческой деятельности.
Развитие промышленности
В феврале 1956 года XX съезд партии поручил подготовить к следующему съезду проект новой Программы КПСС, которая должна была определить перспективу непосредственно коммунистического строительства. Однако в намеченный срок завершить работу не удалось. Здесь уже одного житейского опыта и обыденного сознания было недостаточно. Для подготовки конкретных материалов было образовано несколько комиссий, в состав которых вошли ученые и практики. Среди ученых и плановых работников в то время преобладали оптимистические прогнозы, отражавшие господствующие массовые настроения относительно исхода экономического соревнования с США. Так, в 1957 году председатель Госплана И. Кузьмин заявлял: «… в ближайшие 15 лет СССР превзойдет абсолютный объем производства США, даже с учетом роста американской экономики» [9; с. 13].
В 50-е годы советская экономика
продолжала динамично развиваться,
выигрывая время в
Среднегодовой прирост и производства отдельных видов продукции в СССР и США за 1951-1958 гг.
Как видно из таблицы, СССР в 50-х годах опережал США по абсолютному приросту производства многих важных сырьевых и топливных продуктов. Исключение составляла электроэнергия. Конечно, возникал вопрос и о соотношении качества развития обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения. Однако экономисты считали, что эти вопросы исходные предпосылки – увеличить первичные материальные ресурсы.
Следует отметить, что к
началу 60-х годов несколько
Надо признать, что приведенные
в докладе ведущих
Основные надежды возлагались на дальнейшие преобразования материально-технической базы:
В докладе также указывалось,
что вместе с созданием материально-
Имелось в виду также, что
вместе с развитием новой материальной
базы и отношений собственности
будут совершенствоваться социалистические
формы распределения по труду, подготавливаться
и развиваться формы