Основные проблемы экономической политики в конце 1950-х – первой половине 1960-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание

Тема проблем экономического развития советского государства в период правлении Н. С. Хрущёва — одна из самых популярных в публици¬стике и исторических исследованиях последних лет. Популярность эта не случайна. Сам характер времени, известного громкими начинания¬ми и столь же оглушительными провалами, колоритная личность глав¬ного героя эпохи, дающая повод для самых разноречивых суждений, наконец, весьма близкие аналогии с современностью — все это питает научный и общественный интерес к проблемам «великого десятилетия».

Содержание

Введение.
«Целинная эпопея»
«Догнать и перегнать Америку!»
Реформирование колхозной системы и МТС
Развитие промышленности
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 курс Основные проблемы экономической политики в конце 1950-х – первой половине 1960-х гг..docx

— 77.11 Кб (Скачать документ)

Все более  активную  роль  стали  играть моральные стимулы.

Возникло новое движение - бригады коммунистического  труда.  Члены этих бригад, как и члены  бригад ДИП («догнать и перегнать») в начале 30-х годов,  старались внедрить коммунистические  методы  в свою повседневную жизнь,  проводить вместе свободное время, повышать свой общеобразовательный,  технический  и  профессиональный уровень. Однако идеализм зачинателей, движения за комтруд довольно быстро угас, столкнувшись как с «грубыми» потребностями быта, так и с тем,  что почин был быстро сделан бюрократией партийной, профсоюзной,  комсомольской, сделавшей из него очередную графу в «таблице соцсоревнования».

Наибольший успех гражданский  сектор экономики имел на  направлении  жилищного  строительства.  В  СССР массового жилищного строительства не вели,  в иные периоды просто не строили жилья. Война лишила крова миллионы семей,  люди жили в землянках, в бараках, в коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру  для  многих были почти не сбыточной мечтой. Темпов,  которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х годов, наша страна не знала не до, ни после этого периода [7; c. 412].

В числе самых острых социальных проблем, с которыми страна начала 50-е  годы, был жилищный вопрос. В результате разрушений без крова осталось 25 миллионов человек. Нередко в  одной комнате ютились две, а  то и три семьи. Чтобы снять  остроту проблемы, по инициативе Хрущева  были приняты меры по увеличению жилищного  строительства. Для этого широко применялись типовые проекты, внедрение  индустриальных поточных методов возведения жилых зданий, широкое применение железобетона и блочных конструкций. Особое внимание проектных организаций, архитекторов, инженеров обращалось на обеспечение в архитектурно-строительном деле простоты, строгости форм, экономичности  решений. Подсчеты показывали, что при строительстве жилых домов по экономичным проектам и рациональном сооружении целых кварталов и улиц индустриальными методами стоимость одного квадратного метра жилой площади снижалась на 10-15 процентов, то есть при тех же затратах ресурсов на каждые сто домов можно было построить еще десять.

Размах нового строительства  приобрел значительные масштабы. Если в 1951-1955 годах в городах и поселках в среднем за год вводилось  общей жилой площади 30,4 миллиона кв.м., то в 1957 году было введено 52 млн. Особенности  в жилищном строительстве 50-х годов  были следующие: во-первых, если абсолютный размер увеличения жилья на 10 миллионов  м.кв. в начале 50- годов удалось  осуществить только за пять лет, то во второй половине такой прирост  дополнительного жилья получали практически ежегодно; во-вторых, в  последующие пятилетки не удалось  удержаться на таком высоком уровне жилищного строительства [14; c.112].

XXI съезд - еще одна попытка  радикального ускорения.  Реформа,  произведенные перемены привели  к замешательству в управленческом  аппарате,  сбоям в выполнении  шестого пятилетнего  плана.  Однако признать это и вносить  необходимые коррективы руководство  страны не стало.  Было найдено  другое решение: заменить пятилетний  план на 1956-1960гг семилетним планом  на 1959-1965гг.  Тогда "недостача"  первых лет пятилетки покроется  новыми планами. В качестве  обоснования  данной меры приводились  масштабы хозяйства, необходимость  установления длительной перспективы  экономического планирования.

  Хотя в семилетнем  плане говорилось о необходимости   сделать решающий  рывок обеспечения  народа жильем,  продуктами потребления,  его основные идеи,  как и  прежде,  сводились к неизменному  опережающему развитию капиталоемких  отраслей группы "А".  Ставились  вновь нереальные задачи полной  механизации строительной индустрии.

Именно этот съезд знаменовал собой точку отсчета неточного, преувеличенно оптимистического прогноза развития СССР на ближайшее десятилетие.  Он торжественно провозгласил, что страна вступила  в «период развернутого строительства коммунистического общества» [5; c. 499].

 Ставилась задача  -  в  кратчайшие сроки догнать  и перегнать наиболее развитые  капиталистические страны по  производству  продукции на душу  населения.  Заглядывая в будущее,  Хрущев прикидывал,  что это  произойдет примерно в 1970 году.  Затронул в своем докладе   Хрущев  и  некоторые вопросы  теории.  Он сделал вывод о  полной и окончательной победе  социализма в нашей стране. Тем  самым,  по его мнению, решился  вопрос о возможности построения  социализма в одной стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конец 1950 – начало 1960-х  гг. тал для экономики СССР весьма тяжёлым испытанием.  С конца 50-х гг. все более активным становится поиск новых подходов  в экономической политике.  В 1957г. начинают предприниматься попытки реформ организации  народного хозяйства, повышения его производительности. Реформаторская деятельность  Хрущева в общем виде сосредотачивалась на двух направлениях его деятельности:

1. Управление промышленностью.

2. Реформа в сельском  хозяйстве.

Одной из наиболее  крупных  реорганизаций  была проведенная  в 1957г.  перестройка управления  по территориальному принципу. По мнению Хрущева,  руководство из центра  большим количеством предприятий  было не в состоянии обеспечить   быстрый рост промышленного производства. Был упразднен  ряд  общесоюзных  и союзно-республиканских министерств- промышленности  и строительства. За исключением авиационной, судостроительной,  радиотехнической  и химической.

Хрущев принял ряд мер,  чтобы расширить зерновую и кормовую базу для животноводства и подъема  сельскохозяйственного производства. Эти задачи решались  в основном административно-командными методами.  Наиболее типичны для тех лет-«кукурузная  эпопея», когда Хрущев усиленно стал внедрять кукурузу в сельское хозяйство. Продвигали ее вплоть  до Архангельской  области.  Это было надругательством не только над вековым опытом  и традициями крестьянского  сельского  хозяйства,  но и над здравым  смыслом, поскольку рост урожайности  кукурузы ставился в прямую зависимость  от уровня политической сознательности. Хрущев в то время замечал: « Если  в отдельных районах страны кукуруза внедряется  формально,  колхозы  снимают низкие урожаи,  то в этом виноват не климат, а руководитель. Надо заменять  тех руководителей,  которые не дают кукурузе возможности  развернуться во всю мощь». 

Считается, что экономическая политика хрущевских реформ была такова:

  1. В их основе лежал волюнтаризм  первого лица страны.
  2. По своим целям они были утопичны и не учитывали подлинного состояния экономики.
  3. По избранным направлениям достижения целей  экономическая политика была противоречива.
  4. Методы проведения реформ были чисто командно-административными, антидемократическими. Мнение масс  фактически  не принималось во внимание.

  Главная причина  успеха реформ состояла в том, что они возродили   экономические методы  руководства народным  хозяйством и были  начаты с сельского хозяйства.

Главная причина поражения реформ состояла в том, что они не были  подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему,  не тронули основную – систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов,  так и мощным административно-управленческим  аппаратом,  номенклатурой.

Таким образом, экономические  проблемы, возникшие после смерти Сталина и доставшиеся Хрущёву  в наследие, если и были решены, то лишь отчасти. Между тем к ним, по мере проведения своих «волюнтаристских» реформ, Никита Сергеевич добавил очередные проблемы, которые и впоследствии во времена Брежнева не смогли решить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. А. И. Потерпеева Освоение целинных и залежных земель в Челябинской области. 50 лет со времени начала освоения/ А. И. Потерпеева [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.unilib.chel.su:6005/el_izdan/kalendar2004/tselina.htm - Загл. с экрана

2. Безнин М.А. Крестьянский двор российского Нечерноземья в 1950-1965 гг. // Отечественная история, 1992, № 3, с.23

3. Брежнев Л.И. Целина. М.: Олма-ПРЕСС, 1996. – 294 с.

4. Е. Б. Сошнева Освоение целинных и залежных земель и его роль в экономической истории СССР/ Е. Б. Сошнева//Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2007. Вып. 4. 340 с.

5. История Советского Союза. т.2, - М., 1990, 632 с.

6. И.Е.Зеленин Характерная страница аграрной истории России (как решалась зерновая проблема при Н.С.Хрущеве)/ И.Е.Зеленин [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://64.233.183.104/search?q=cache:FkDeEo6bqHwJ:www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/03/02/0000304001/013Zelenin.pdf+%D1%83%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2+%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8B+%D1%85%D1%80%D1%83%D1%89%D1%91%D0%B2&hl=ru&ct=clnk&cd=3&client=opera - Загл. с экрана

7. Н. Верт История Советского государства. 1990-1991: Пер. с фр. – 2-е изд. – М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1995 – 544 с.

8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг.). т.7, -  М., 1971, 558 с.

9. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг.). т.8, - М., 1972, 566 с.

10. Н. С. Хрущев: Материалы к биографии / Сост. Ю. В.  Аксютин. – М.: Политиздат. 1989 г. – 367 с.

11. Пленум ЦК КПСС. Июнь 1957 года. Стенографический отчет. ЦК КПСС, М., 1957, с. 454

12. Р. Медведев Н. С. Хрущёв: политическая биография. – М.: Книга, 1990. – 268 с.

13. Судьбы российского крестьянства. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. 1995 – 624 с.

14. Филиппов А. В. Новейшая история Россиии, 1945 – 2006 гг.: кн. для учителя/ А. В. Филиппов. – М.: Просвещение, 2007. – 494 с.

15. Хоскинг Джеффи. История Советского Союза. - М.: Эксмо, 1996 – с. 347

16. Хрущев Н.С. Строительство коммунизма в СССР и развитие сельского хозяйства. Т. 2. М., 1962, с. 576

17. ЦДНИ РМ. Ф. 269, Оп. 6, Д. 135.

 


Информация о работе Основные проблемы экономической политики в конце 1950-х – первой половине 1960-х гг