Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 05:23, автореферат
Ақпараттық технологиялар дамуының белсенділігінің артуы мен олардың қоғам салаларына тереңінен енуі дайын өнімдерді, интеллектуалды міндеттерді жеңілдетудің сапалы дамуын талап етеді. Жаңа технологиялардың оқыту процесіне енгізілуін студенттің шығармашылық, интеллектуалды дамуын арттыру деп түсінеміз. Толық жетілген жасанды интеллект құру адамзат алдына қоғамның барлық бағыттарында жаңа мүмкіндіктер береді. Жасанды интеллект – мақсаты қолданушыға компьютер көмегімен өз мәселелерін шешуге мүмкіндік беретін аппараттық–бағдарламалық құрал жасау болып табылатын информатиканың бір саласы болғандықтан, жасанды интеллектуалды жүйелер құрудан және оларды игеруде сапалы білім беру бүгінгі талап. Даярлау – қандай да бір сала бойынша қажет білім беру, оқыту болса, ал жетілдіру – білімді, шеберлікті арттыру, артық жасау. Сонда бұл екі процесс барлық жаңашылдықтарды оқу процесінде ескеру керек екендігін меңзейді.
12. Оқу процесін ұйымдастыруда интеллектуалды жүйе бағыттарының қолданылуы // Жаһандану және қазіргі замандағы университеттер: халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары. - Қарағанды: академик Е.А.Бөкетов атындағы Қарағанды мемлекеттік университеті, 2008. – Б.121- 123.
13.
Интеллектуалды жүйелер
14.
Жоғары оқу орындарындағы
15. Жоғары оқу орындарында жасанды интеллект пен оның оның бағыттарына оытудың философиялық негіздері // Қарағанды университетінің хабаршысы. Педагогика сериясы. - 2008. - №3(51). -Б.100-105. (М.С.Мәлібековамен авторлық бірлестікте).
17. Зияткерлік меншік туралы куәлік №465 17.10.2008. Жасанды интеллект және интеллектуалды жүйелер негіздері электрондық оқу құралы.
18. The various approaches to the construction of the systems of an artificial intelligence // Nastoleni moderni vĕdy -2008: materiály IV mezinárodni vĕdecko-praktická konference. – Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2008. – C.29-31. (М.С.Малибекова, Д.К.Шегировамен авторлық бірлестікте).
19.
Различные подходы к
20.
Ақпараттық технологиялар
21.
Интеллектуалды жүйелер. Оқу
22. Миссия высшей школы на пути совершенствования подготовки студентов в условиях внедрения кредитной технологии обучения // Миссия образования в формирующейся новой экономике: материалы международной научно-практической конференции. - Нижний Тагил, 2009. –Екатеринбург: Изд.: Уральского государственного экономического университета, 2009. Ч.2. – С. 35-40. (С.Т.Каргин, Д.К. Даутбаевамен авторлық бірлестікте).
23.
Жоғары оқу орындарында
24.
Зияткерлік меншік туралы
25. Концепция интеллектуальной системы использования вычислительных мощностей Internet // Modernі vymozenosti vedy-2009: V mezinarodni vedecko-prakticka conference. – Praha «Education and Science», 2009. – C.37-40. (М.С.Малибекова, К.Е. Кервеневпен авторлық бірлестікте).
26. Дербес компьютерде логикалық бағдарламалау
арқылы шешілетін есептердің интеллектуалды
жүйелер бойынша даярлық қажеттілігін
туғызуы // Абай атындағы Қазақ ұлттық
педагогикалық университеті хабаршысы.
Педагогика ғылымдары сериясы. - 2009. - №2
(22). -Б.57-59. (Д.К. Шегировамен авторлық бірлестікте).
Резюме
Қосыбаева
Умітжан Аманкелдықызы
Совершенствование подготовки студентов в вузе
к
работе с интеллектуальными
системами
13.00.08–
Теория и методика
профессионального
обучения
На современом этапе развития Казахстанского общества образование вошло в число основных государственных приоритетов. Развитие науки и образования становится обязательным условием повышения конкурентоспособности социально-экономической системы. Согласно Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, разработка и внедрение прогрессивных технологий и систем обучения является неотъемлемым условием развития высшего профессионального образования, обеспечивающие интеграцию казахстанских вузов в мировое образовательное пространство.
Сегодня для удовлетворения запросов общества на формирование образованного человека необходимы такие средства компьютерных систем, которые оперируют не только статическими данными, но и знаниями. Такими системами выступают интеллектуальные системы, унаследовавшие от экспертных систем базы знаний и правил. К тому же наблюдается постепенный переход от узкоспециализированных информационных программ к компьютерным программам, способные автоматически изменить как влияющих, так и управляющих воздействий.
Создание полноценных интеллектуальных систем открывает перед человечеством новые горизонты развития. Сегодня в процессе программирования компьютерных систем часто исползуются методы искусственного интеллекта. Однако желание наделить компьютерную программу подобными интеллектуальными системами наталкивается на ряд проблем, которые в настоящее время прослеживаются учебном процессе вуза. Это прежде всего связано с быстрым развитием компьютерной техники и программного обеспечения, использованием различных методов и технологий, в частности инструментов теории экспертных систем. Эти достижения информационных технологий несвоевременно отражаются в стандартах, типовых программах и учебных планах.
В связи с этим, наиболее приоритетной задачей выступает совершенствование подготовки будущих специалистов конкурентноспособных на рынке труда, что в свою очередь делает актуальным потребность в специалистах, способных совершенствовать возможности искусственнного интеллекта.
Анализ исследований в области данной проблемы, изучение состояния практики подготовки студентов к работе с интеллектуальными системами позволили выявить ряд противоречий в учебном процессе вуза, которые легли в основу решения проблемы совершенствования подготовки студентов к работе с интеллектуальными системами. Это обусловило выбор нами темы диссертационного исследования: «Совершенствование подготовки студентов в вузе к работе с интеллектуальными системами».
Объект исследования: педагогический процесс вуза.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая разработка совершенствования подготовки студентов в вузе к работе с интеллектуальными системами.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теория познания, теория целостности педагогического процесса, философские, психолого-педагогические учения по изучаемой проблеме, концепции в области педагогических технологий, педагогического эксперимента, математической логики, математической статистики и теории вероятности.
Основными источниками исследования явились труды философов, педагогов по проблеме исследования, труды ученых в области информационных технологий, официальные материалы правительства Республики Казахстан и нормативные документы, регламентирующие учебный процесс в вузе: Законы Республики Казахстан «Об образовании», Стратегия «Казахстан - 2030», Государственная программа развития образования на 2005 – 2010 годы, Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, Концепция поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015 годы, Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы, ГОСО специальностей и рабочие учебные планы, учебники, научно-исследовательские работы по проблеме, материалы периодических изданий.
Методы исследования: комплекс теоретических и статистических методов исследования, такие как анализ философской, психолого-педагогической, математической литературы, научных трудов в сфере информационной технологий, анализ и обобщение нормативной и учебно-методической документации, анкетирование, беседа, тестирование, моделирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики и теории вероятности.
Результаты исследования:
Предложенная педагогическая система совершенствования подготовки студентов к работе с интеллектуальными системами может быть использована в процессе подготовки студентов вуза.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры, научного семинара по проблемам общей педагогики и профессионального образования КарГУ им. Е.А.Букетова, докладывались на международных, республиканских научно-практических конференциях (Павлодар, 2006, 2007; Тараз, 2007; Астана, 2007; Талдықорған, 2007; Ақтөбе, 2007; Алматы, 2008; Қарағанды, 2008; Өскемен 2008; Перемышль, 2008; Прага, 2008,2009; София, 2008; Екатеринбург, 2009ж.), были опубликованы в научных изданиях Вестник КарГУ 2006, 2008; Вестник КазНПУ им.Абай 2009, Ұлт тағылымы 2008, Актуальные проблемы современности 2008, В мире образования 2007. Результаты исследовательской работы были внедрены в учебный процесс Карагандинского государственного университета имени Е.А.Букетова, Евразийского национального университета им. Л.Гумилева, АО «Балхашский гуманитарно-технический институт».
Рекомендации по внедрению результатов научно-исследовательской работы: совершенствование процесса подготовки студентов к работе с интеллектуальными системами позволяет подготовить специалистов соответствущие требованиям своей профессиональной деятельности и развитию в области искусственного интеллекта. Разработанная педагогическая система совершенствования подготовки студентов к работе с интеллектуальными системами может быть использована в педагогическом процессе вуза, а также в системе повышения квалификации кадров.
Область использования результатов исследования: результаты исследования могут использоваться для совершенствования подготовки студентов вузов в аспекте интеллектуальных систем.
Перспектива
исследования заключается в дальнейшей
проработке как теоретической так и практической
направленности проблемы совершенствования
подготовки студентов в вузе к работе
с интеллектуальными системами .
Resume
Kossybayeva
Umitzhan Amankeldikizi
Improved training of students of high school
for
the work with intellectual systems
13.00.08
- Theory and methods of professional education
The beginning of the XXI century requires qualitative development of intellectual potential of the country. At the present stage of development of Kazakhstan society education is one of the main government priorities, the development of science and education becomes compulsory condition for improving the competitiveness of the social and economic system. According to the State Program of educational development in the Republic of Kazakhstan for 2005-2010, the development and introduction of advanced technologies and training systems is an essential condition for development of higher professional education to ensure the integration of Kazakhstan universities to the world educational system.
Nowadays, for satisfaction of inquiries of the society on formation of the educated person, those means of the computer systems are necessary which operate not only the static data, but also knowledge. They are the intellectual systems which have inherited the knowledge base and rules from expert systems. Besides, gradual transition from highly specialised information programs to computer programs is observed, which are capable automatically change both influence and operating.
Creation of high-grade intellectual systems opens new horizons of development before mankind. At present in the course of programming of computer systems artificial intellect methods are often used. However the desire to allocate the computer program with intellectual systems encounters a number of problems which are traced now in educational process of high school. First of all it is connected with a fast development of computer technics and the software, use of various methods and technologies, in particular tools of the theory of expert systems. These achievements of information technology are untimely reflected in standards, typical programs and curricula.